Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 12:47, курсовая работа
В настоящее время тревожность является одним из наиболее распространенных феноменов психического развития, встречающихся в школьной практике. От степени ее проявления в определенной мере зависят: и успешность обучения учащихся в школе, и особенности их взаимоотношений с педагогами, родителями, одноклассниками, и эффективность их адаптации к новым условиям.
Введение……………………………………………………………………………………..3
Глава 1: Теоретический обзор проблемы «Стратегии поведения в конфликте в подростковом возрасте в зависимости от гендерных различий».
1.1. Понятие «конфликт» в научных исследованиях………………5
1.2. Стратегии поведения в конфликте………………………………….11
1.3. Особенности поведения в конфликте в подростковом возрасте………………………………………………………………………………17
Глава 2: Исследование стратегии поведения в конфликте в подростковом возрасте в зависимости от гендерных различий.
2.1. Организация исследования……………………………………………….22
2.2. Анализ результатов исследования……………………………………25
Заключение………………………………………………………………………………27
Приложение………………………………………………………………………………29
Список литературы…………………………………………………………………31
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1: Теоретический обзор проблемы «Стратегии поведения в конфликте в подростковом возрасте в зависимости от гендерных различий».
Глава 2: Исследование стратегии поведения в конфликте в подростковом возрасте в зависимости от гендерных различий.
2.1. Организация исследования………………………………………………
2.2. Анализ результатов исследования……………………………………25
Заключение……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Проблема
влияния личностной тревожности
учащихся подросткового возраста на
поведение в конфликтных
В настоящее время тревожность является одним из наиболее распространенных феноменов психического развития, встречающихся в школьной практике. От степени ее проявления в определенной мере зависят: и успешность обучения учащихся в школе, и особенности их взаимоотношений с педагогами, родителями, одноклассниками, и эффективность их адаптации к новым условиям.
Изучению проблемы тревожности посвящены многочисленные работы зарубежных и отечественных авторов, однако недостаточно полно изучена тревожность учащихся как фактор, влияющий на выбор той или иной стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
Среди различных концептуальных подходов к феноменологии тревожности необходимо выделить позицию, согласно которой происходит разделение понятий ситуативной и личностной тревожности. Наиболее актуальным является изучение личностной тревожности как устойчивой характеристики, способной повлиять на процесс становления личности подростка в обществе. В связи с этим в данной работе исследуется влияние именно личностной тревожности на поведение подростка в конфликте.
В современных исследованиях отмечается устойчивый рост личностной тревожности у школьников разного возраста - особенно у подростков. Опасность данной тенденции заключается, в частности, в том, что высокая тревожность может привести к выбору неконструктивных стратегий реагирования в конфликтных ситуациях. На это указывают теоретические построения некоторых исследователей. Однако на эмпирическом уровне проблема влияния тревожности подростков на стратегии поведения в конфликтных ситуациях исследователями изучена недостаточно глубоко. В связи с этим актуальной становится проблема изучения тревожности, обуславливающей стратегии поведения подростка в конфликтных ситуациях.
Наиболее разработанным направлением исследования межличностного конфликта является изучение стратегий поведения субъекта в конфликтных ситуациях. Вместе с тем недостаточно полно изучено влияние тревожности личности на стратегии поведения в конфликтных ситуациях - поэтому данная проблема все еще остается открытой.
Проблема тревожности наиболее остро стоит в подростковом возрасте -именно этот период является критическим для переживания тревожности, которая может выступать фактором конфликтного девиантного поведения личности, ее дезадаптации, нарушений нормального протекания жизнедеятельности, неврозов, эмоциональных нарушений личностного развития, психологической неустойчивости личности.
При этом у подростков, в отличие от взрослых, как правило, пока нет большого жизненного опыта в разрешении конфликтных ситуаций. Изучение проблемы влияния тревожности учащихся подросткового возраста на выбор стратегий поведения в конфликте может потенциально помочь подросткам в выработке у них наиболее конструктивных стратегий реагирования в конфликте, адекватных конкретной ситуации; в расширении их поведенческого репертуара. Именно этим определяется актуальность изучения проблемы влияния тревожности на стратегии поведения в конфликте на выборке подросткового возраста.
Цель работы: изучить особенности поведения подростков в конфликте в зависимости от гендерных различий.
Задачи работы:
- провести теоретический
анализ литературных
- изучить особенности
конфликтного поведения у
Методы исследования:
- тестирование: опросник К. Томаса.
Предмет исследования: гендерная обусловленность выбора стратегий поведения подростков в конфликте.
Объект исследования: стратегии поведения подростков в конфликтных ситуациях.
Глава 1. Теоретический обзор проблемы «Стратегии поведения в конфликте в подростковом возрасте в зависимости от гендерных различий».
Конфликт – это всегда сложный и многоплановый социальный феномен. В нем участвуют самые различные стороны: индивиды, социальные группы, национально-этнические общности, государства и группы стран, объединенные теми или иными целями и интересами. Конфликты возникают по самым различным причинам и мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным и т.д. Но каждый из нас также знает, что сама личность внутренне противоречива и подвержена постоянным противоречиям и стрессам. Кому, например, не знакома внутренне напряженная ситуация «и хочется и колется» ( стремление начать новое дело, испытать новые ощущения, с одной стороны, и боязнь потерять то, что имеешь, боязнь наказания, с другой) или проблема буриданова осла ( когда приходится выбирать между двумя одинаковыми по значимости ценностями).
Это многообразие оснований, форм, уровней и мотивов конфликтов и обуславливает трудность определения его понятия и создания типологии конфликтов.
Специфика и сущность конфликта.
Ввиду многообразия видов конфликтов и различий в их определении в первую очередь необходимо дать такую дефиницию конфликта, которая являлась бы общей для всех его видов. Это в свою очередь предполагает выявление сущности конфликта и его понятия.
Сегодня в конфликтологической литературе существуют самые различные определения конфликта. Так, на Западе широко распространено понятие конфликта, сформулированное известным американским теоретиком Л. Козером. Под конфликтом он понимает борьбу за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперника.
Это определение
раскрывает конфликт в большей степени
с социологической точки
В отечественной
литературе большинство определений
конфликта носит также
А.Г. Здравомыслов: Конфликт – это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.
Ю.Г. Запрудский: Социальный конфликт – это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству.
А.В Дмитриев: Под социальным конфликтом обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны.
Несмотря на все достоинства, выражающиеся в фиксации многообразных атрибутов социального конфликта, приведенным определениям присущ один существенный недостаток. Они не включают внутриличностный конфликт и не оставляют для него «места». Речь идет лишь о сторонах конфликта, начиная от «борьбы между индивидами» и выше. Но существует борьба и на уровне отдельного индивида, противоборство между элементами внутренней структуры личности, которое и находит свое выражение во внутриличностном конфликте. Этот конфликт – проявление противоречий не на уровне социальных групп или целых народов, а на личностном уровне, но от этого он не делается менее актуальным.
Сложившаяся ситуация, возможно, объясняется тем, что, по мнению некоторых авторов, внутриличностный конфликт не относится к социальному конфликту, а представляет собой лишь психологический конфликт, не охватываемый объемом понятия «социальный» и не имеющий к социальному конфликту прямого отношения. Но такая точка зрения вызывает возражение, в котором можно согласиться с позицией Г.И. Козырева:
Личность,
- пишет он, - устойчивая система
социально-значимых черт, обусловленных
системой общественных
Можно привести и другие определения конфликта. Важнее сформулировать его общее понятие, имеющее методологическое значение.
В этом плане всякий конфликт есть определенное качество взаимодействия между людьми, которое выражается в противоборстве между его различными сторонами. Такими сторонами взаимодействия могут выступать индивиды, социальные группы, общности и государства. В том случае, когда противоборство сторон осуществляется на уровне отдельного индивида, такими сторонами выступают различные мотивы личности, составляющие ее внутреннюю структуру. Далее, в любом конфликте люди преследуют те или иные цели и борются за утверждение своих интересов, и эта борьба сопровождается, как правило, негативными эмоциями. Если теперь объединить названные признаки конфликта в единое целое, то можно дать следующее определение.
Конфликт – есть качество взаимодействия между людьми ( или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей.
В данном определении отражены необходимые свойства всякого конфликта. Но для более полного его понимания как социального феномена приведенная дефиниция нуждается в конкретизации и в более детальном описании необходимых и всеобщих элементов конфликта, его структуры, причин возникновения функций и динамики.
Прежде всего
следует отметить, что основой
всех конфликтов являются противоречия,
возникающие между людьми или
внутри структуры самой личности.
Именно противоречия и вызывают противоборство
между сторонами конфликта. При
этом объективные, не зависящие от сознания
людей противоречия, коренящиеся
в существенных различиях социально-
Хотя следует иметь ввиду, что противоречия, вызывающие конфликт, не обязательно носят объективный характер. Они могут быть и субъективными, обусловленными субъективными личностными факторами, более того они могут быть даже мнимыми. Однако если они имеют для человека существенное значение, то могут порождать конфликтную ситуацию.
Имея ввиду
важную для понимания конфликта
роль противоречий, часто сам конфликт
определяют как предельное обострение
противоречий между участниками
взаимодействия, проявляющееся в
их противоборстве. При этом речь идет
именно о резком обострении противоречий,
поскольку не всякое противоречие вызывает
конфликт. На ранней стадии развития противоречия
оно может разрешиться и