Поведение подростков в конфликте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 12:47, курсовая работа

Описание

В настоящее время тревожность является одним из наиболее распространенных феноменов психического развития, встречающихся в школьной практике. От степени ее проявления в определенной мере зависят: и успешность обучения учащихся в школе, и особенности их взаимоотношений с педагогами, родителями, одноклассниками, и эффективность их адаптации к новым условиям.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..3
Глава 1: Теоретический обзор проблемы «Стратегии поведения в конфликте в подростковом возрасте в зависимости от гендерных различий».
1.1. Понятие «конфликт» в научных исследованиях………………5
1.2. Стратегии поведения в конфликте………………………………….11
1.3. Особенности поведения в конфликте в подростковом возрасте………………………………………………………………………………17
Глава 2: Исследование стратегии поведения в конфликте в подростковом возрасте в зависимости от гендерных различий.
2.1. Организация исследования……………………………………………….22
2.2. Анализ результатов исследования……………………………………25
Заключение………………………………………………………………………………27
Приложение………………………………………………………………………………29
Список литературы…………………………………………………………………31

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 63.58 Кб (Скачать документ)

Конфликтная личность —  ригидный тип:

  • подозрителен;
  • обладает завышенной самооценкой;
  • нуждается в постоянном подтверждении собственной значимости;
  • часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств;
  • прямолинеен и негибок;
  • с большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением;
  • выражение почтения со стороны окружающих воспринимает как должное;
  • выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимает как обиду;
  • малокритичен по отношению к своим поступкам;
  • болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимой или действительной несправедливости.

Конфликтная личность —  неуправляемый тип:

  • импульсивен, недостаточно контролирует себя;
  • поведение трудно предсказуемо;
  • ведет себя вызывающе, агрессивно;
  • часто в запале нарушает общепринятые нормы;
  • обычно имеет высокий уровень притязаний;
  • несамокритичен;
  • во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других;
  • не может грамотно спланировать свою деятельность или последовательно претворить планы в жизнь;
  • недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами;
  • из прошлого опыта (даже горького) извлекает мало пользы.

Конфликтная личность —  сверхточный тип:

  • скрупулезно относится к работе;
  • предъявляет повышенные требования к себе;
  • предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что люди, с которыми он работает, воспринимают это как придирки;
  • обладает повышенной тревожностью;
  • чрезмерно чувствителен к деталям;
  • склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих;
  • иногда резко порывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели;
  • страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т. п.);
  • сдержан во внешних, особенно эмоциональных проявлениях;
  • не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе.

Конфликтная личность —  бесконфликтный тип:

  • неустойчив в оценках и мнениях;
  • обладает легкой внушаемостью;
  • внутренне противоречив;
  • для него характерна некоторая непоследовательность поведения;
  • ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях;
  • недостаточно хорошо видит перспективу;
  • зависит от мнения окружающих, особенно лидеров;
  • излишне стремится к компромиссу;
  • не обладает достаточной силой воли;
  • не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих.

 

 

 

 

 

 

    1. Особенности поведения в конфликте в подростковом возрасте.

Анализ онтогенеза конфликтного поведения показывает, что подростковый возраст является наиболее напряженным  с точки зрения возникновения  межличностных конфликтов. Повышенная конфликтность подростков во многом определяется особенностями и значением  подросткового возраста в развитии личности.

Р. Бенедикт основную причину  кризисности подросткового возраста видела в различиях норм поведения  для взрослых и детей. Согласно ее точке зрения, причина конфликтов в подростковом возрасте - неразвитость детских форм поведения.

По мнению психологов психоаналитического  направления, явления подростковой конфликтности неизбежны, поскольку  попытки личности интегрировать  новые сексуальные импульсы приводят к внутренним переворотам, личностным нарушениям и снижению социальной адаптации. Для уменьшения негативных последствий  столкновения сексуальных импульсов  с социальными табу, подросток "использует" механизмы психологической защиты (подавление, вытеснение, проекция, идентификация, рационализация и сублимация), искажающие восприятие ситуации, что может выступать  как один из факторов возникновения  межличностных конфликтов.

Кроме того, нужно отметить, что именно психоаналитическому  направлению психология подросткового  возраста обязана постановкой такой  важной проблемы, как генезис общения. Психическое развитие, по мнению Г.С. Салливена, означает прохождение ребенком ряда стадий, определяемых развитием  потребности в межличностных  отношениях. Динамика поведения индивида определяется двумя тенденциями: избеганием ситуации одиночества и уклонением от вызывающих тревожность межличностных  отношений. В связи с этим различные  формы конфликтного поведения у  подростков связаны с нарушениями  постадийного развития потребности  в межличностных отношениях. Основные причины этих нарушений Салливен видит в неблагоприятных социальных обстоятельствах, приводящих к нарушениям в личностной сфере.

Таким образом, в генезисе конфликтных форм поведения в  подростковом возрасте в рамках психоаналитического  направления подчеркивается особая роль сексуальной мотивации, защитных механизмов и особенностей развития потребности в межличностных  отношениях.

К. Левин в трактовке  феноменов подросткового возраста исходил из своей теории поля. Это  обусловило выделение им в качестве основной характеристики этого возрастного  периода своеобразный "когнитивный  дисбаланс", вызываемый изменением групповой принадлежности в связи  с переходом из сообщества детей  в сообщество взрослых. Сообщество взрослых, по мнению К. Левина, выступает  для подростка как незнакомая область жизненного пространства, область, когнитивно - неструктурированная, в  которой подросток не может различать  четкие, дифференцируемые области. В  связи с этим причину конфликтного поведения подростков он видел в  отсутствии ясности: подросток не уверен в том, правильно ли он поступает, поскольку находится в незнакомом окружении. Эта неуверенность возрастает, если ребенка держали в неведении  относительно взрослого мира.

Последний тезис относительно негативных последствий отсутствия у подростка представлений о  нормах взрослой жизни имеет, с точки  зрения изучения межличностных конфликтов подростков, весьма важное значение. Ссылаясь на него, мы позволим себе утверждать, что стремление обеспечить подросткам бесконфликтное существование, оградить их от возможных межличностных конфликтов в своей возрастной среде и  на уровне «подросток – взрослый», психологически безосновательны и  педагогически опасны. Проектируя бесконфликтную педагогическую среду, мы лишаем подростка  возможности, говоря словами Е.А. Климова, «прощупать, прогнозировать, узнать и  всесторонне понять разные варианты эмоционального и практического  реагирования на ход событий.., обрести  ориентировку».

Л. Колберг, анализируя особенности  социального поведения подростков, особую роль отводит генезису морального сознания, которое, по его мнению, является не столько результатом усвоения внешних правил поведения, сколько  процессом преобразования и внутренней организации норм и правил, предъявляемых  обществом.

Таким образом, основные причины  нарушений в социальном поведении  детей Колберг видит в несформированности морального сознания.

И, тем не менее, роль конфликтов в подростковом возрасте достаточно велика. Как и в любом другом возрасте, конфликты подростков носят  как позитивный, так и негативный варианты исхода. 

С усложнением системы  общественных отношений, с включением индивида в разнообразные общности, потребность в принадлежности к  какой-либо группе удовлетворяется  только при подчинении разнообразным  общественным нормам и предписаниям, удовлетворяя при этом социальные ожидания окружающих. Постепенно на этой основе вырабатывается потребность следовать нормам, обычаям, традициям группы, поскольку в противном случае личность неизбежно вступает в постоянный устойчивый конфликт с окружающими и, в конечном счете, будет отторгнута группами, к которым она принадлежит.

Многие подростки испытывают затруднения в контактах со сверстниками и переживают свое одиночество болезненно. Любые трудности в социальной сфере приводят к нарушению деятельности, отношений, порождают негативные эмоции и переживания, вызывают чувство  дискомфорта. Всё это может иметь  неблагоприятные последствия для  развития личности ребенка.

Однако, наряду с деструктивными функциями, к которым можно отнести  снижение эффективности совместной деятельности, негативное развитие межличностных  отношений, ухудшение внутригрупповых  отношений, межличностный конфликт обладает существенным конструктивным потенциалом.

К конструктивным функциям межличностных конфликтов в среде  подростков можно отнести следующие:

- межличностный конфликт  является важным источником личностного  развития, а также развития внутригрупповых  отношений; 

- межличностные конфликты  способны позитивно изменить  и расширить сферу и способы  межличностного взаимодействия;

- через открытую конфронтацию  межличностный конфликт освобождает  группу от негативных факторов  ее развития;

- межличностный конфликт  способствует развитию взаимопонимания  между подростками, развивает  их социальный интеллект. 

Более того, позитивный смысл  конфликта состоит в раскрытии  для самого подростка его собственных  возможностей, в активизации личности как субъекта предупреждения, преодоления  и разрешения межличностных конфликтов.

Психологический дискомфорт в классе, напряженные взаимоотношения  с учителями, а затем и с  родителями, способствуют тому, что  отрицательные формы поведения  закрепляются и могут перейти  в черты характера. Кроме того, деформация взаимоотношений с окружающими  неизбежно ведет к снижению познавательной активности подростка. Может возникнуть общее негативное отношение к школе и к учебной деятельности вообще.

В оценке младшими подростками  сверстников физические недостатки, как считает В. Н. Лозовцева, какие-либо сложности характера или неуспех  в учебе отступают на второй план, если они соблюдают коллективные нормы, «кодекс товарищества». Что  касается «кодекса товарищества», то В. Н. Лозовцева определяет важнейшие  его нормы следующим образом: это равенство, честность, верность, помощь товарищу, уважение. Тех, кто  не соблюдает этот кодекс, кто не желает вести себя на равных, кто  противопоставляет себя коллективу, подростки резко осуждают.

Кроме того, подростки ценят  умение постоять за себя. Здесь кроется  другая проблема – проблема поведения  в конфликте, выборе стратегии поведения. Стремление кого-то из подростков защитить себя с помощью взрослых также  вызывает осуждение сверстников.

Большая часть конфликтов среди подростков возникает из-за претензий на лидерство в микрогруппах. Межличностные конфликты могут  возникать между устоявшимся  лидером и набирающим авторитет  лидера членом микрогруппы. Конфликтные  ситуации могут возникать при  взаимодействии лидеров микрогрупп, каждый из которых может претендовать на признание его авторитета всем классом. Лидеры могут втягивать  в конфликты своих сторонников, расширяя масштабы межличностного конфликта. Конфликтные ситуации между учениками  устраняются руководителем класса, который должен найти каждому  лидеру свою специфическую сферу  лидирования, иногда вместе с родителями.

Также возможным негативным результатом межличностных конфликтов, как с взрослыми, так и со сверстниками, наряду с недоеданием, недосыпанием, эмоциональной холодностью близких  подростку людей и ощущением  своей ненужности, покинутости, наряду с чувством лишнего в семье  или обществе (группе), можно выделить обострение взаимоотношений со всеми  взрослыми, в том числе и с  учителями (если конфликт происходил с  родителями или иными близкими людьми), формирование негативного отношения  к учебной деятельности и к  школе в целом. Указанные причины  приводят к усилению недоброжелательных отношений с ближайшим окружением, в том числе и со сверстниками, создают ситуацию хронического психологического дистресса, который, в свою очередь, отражается на психическом и физическом состоянии, приводя к неврозам или, в крайнем случае, к суицидам.

Что касается позитивной роли межличностного конфликта в подростковом возрасте, то мы хотим отметить, что  для развития личности необходимы конфликты. Только преодолевая конфликтную  ситуацию, разрешая конфликт, противоречие, внутреннее или внешнее, индивид  выходит на новую ступень своего развития.

Таким образом, во-первых, практически  общепризнанной является мысль об объективной  основе подростковой конфликтности; а, во-вторых, межличностный конфликт может быть рассмотрен как ситуация интенсивного личностного развития, связанного с переструктурированием  когнитивных образований, динамикой  мотивов, ценностей и т.д. И, наконец, поскольку конфликты в подростковой среде - явление неизбежное, предметом  пристального внимания педагогов должно стать не только наличие конфликтов и конфликтное поведение, но и  их отсутствие. Видимо, есть основания  утверждать, что отсутствие конфликтов так же опасно для позитивного  личностного становления подростка, как и наличие деструктивных, хронических конфликтных внутригрупповых  отношений.

Информация о работе Поведение подростков в конфликте