Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:07, контрольная работа
В различных социальных отраслях знаний социально – психологическим аспектам жизнедеятельности коллектива организации уделяется большое внимание. В современных условиях происходит стремительное развитие человеческих ресурсов: работник самосовершенствуется, стремится расширить собственный кругозор, овладеть достаточными знаниями, чтобы являться не просто функционалом на предприятии, а стать личностью, имеющей мощный потенциал знаний и умений, стремящейся полностью реализоваться в жизни.
Введение…………………………………………………………………………….3
Определение социально – психологического климата коллектива………..…4
Факторы формирования социально – психологического климата. Показатели социально-психологического климата……………………………………..6
Краткая характеристика предприятия. Анализ социально-психологического климата на предприятии………………………………………………………………….8
Направления совершенствования СПК в коллективе……………………..…11
Заключение……………………………………………………………………..….13
Список использованных источников………………………………..…………...14
Приложение 1………………………………………………………………..….…15
Приложение 2……………………………………………………………………...17
Содержание
Введение……………………………………………
Заключение………………………………………
Список
использованных источников………………………………..…………..
Приложение
1………………………………………………………………..….…
Приложение
2……………………………………………………………………...
Введение
В различных социальных отраслях знаний социально – психологическим аспектам жизнедеятельности коллектива организации уделяется большое внимание. В современных условиях происходит стремительное развитие человеческих ресурсов: работник самосовершенствуется, стремится расширить собственный кругозор, овладеть достаточными знаниями, чтобы являться не просто функционалом на предприятии, а стать личностью, имеющей мощный потенциал знаний и умений, стремящейся полностью реализоваться в жизни.
Рабочий коллектив - это самый важный ресурс, находящийся в распоряжении руководства. Человеческий ресурс – это та основа, на которой строится организация, система производственных, трудовых взаимоотношений. Человеческий ресурс – кладезь новых идей, способов совершенствования производства, получения прибыли и дальнейшего процветания.
Успех
коллективу обеспечивает нормальный морально
– психологический климат в нем.
Благоприятный социально- психологический
климат коллектива обеспечивает работоспособность
его членов, взаимную поддержку в достижении
целей организации, сплоченность коллектива.
Коллективное достижение целей приводит
к получению высоких результатов в деятельности,
к обеспечению высокой эффективности
предприятия.
Социальная психология рассматривает коллектив как особое качество группы, связанное с общей деятельностью. Это особое качество представляет собой продукт развития групп, существующих внутри определенной системы социальной деятельности. Коллектив – это объединение людей во имя достижения определенной, социально одобряемой цели. Межличностные отношения являются базой в формировании социально- психологического климата в коллективе. Наряду с данным термином в литературе используется и ряд других: социально – психологическая атмосфера, морально – психологический настрой, морально – психологическая обстановка.
Социально – психологический климат - преобладающий и относительно устойчивый психологический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности. Исследователи социально – психологических проблем управления трудовыми коллективами, определяя психологический климат как эмоциональную окраску психологических связей, возникающих на основе близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей, выделяют три климатические зоны. Первая – социальный климат, который определяется тем, насколько на предприятии гарантировано соблюдение конституционных прав и обязанностей работников. Вторая – моральный климат, определяемый моральными ценностями, общепринятыми в коллективе. Третья – психологический климат, под которым понимает ту атмосферу, которая складывается между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом.
Несмотря на различие в подходах и определениях социально – психологического климата, многие ученые сходятся на том, что относительно устойчивый психологический настрой является в известной степени целостной характеристикой коллектива, проявляется в межличностных отношениях, в отношениях к трудовой ситуации, влияет на результаты производственной деятельности, самочувствие, активность личности (положительно, нейтрально или отрицательно). Наиболее глубоким по содержанию и степени разработанности является следующее определение социально – психологического климата, социально – психологический климат коллектива - это внутреннее состояние коллектива, отражающее его комплексную способность достигать стоящие перед ним цели. Психологический климат отражает преобладающий психический настрой; совокупность отношений членов группы к условиям и характеру совместной деятельности, к членам коллектива; к руководству организации.
Благоприятный социально-психологический климат является условием повышения производительности труда, удовлетворенности работников трудом и коллективом. Социально-психологический климат возникает спонтанно. Но хороший климат не является простым следствием провозглашенных девизов и усилий отдельных руководителей. Он представляет собой итог систематической воспитательной работы с членами коллектива, осуществление специальных мероприятий, направленных на организацию отношений между руководителями и подчиненными. Формирование и совершенствование социально-психологического климата - это постоянная практическая задача руководителей любого ранга. Создание благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов коллектива. Формирование хорошего социально-психологического климата требует, особенно от руководителей и психологов, понимания психологии людей, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.
В
психологию понятие «климат» пришло
из метеорологии и географии. Сейчас
это установившееся понятие, которое
характеризует невидимую, тонкую, деликатную,
психологическую сторону
На формирование социально-психологического климата оказывает влияние ряд факторов макро- и микросреды.
Факторы макросреды - это тот общественный фон, на котором строятся и развиваются отношения людей. К этим факторам относятся: общественно-политическая ситуация в стране, экономическая ситуация в обществе, уровень жизни населения, организация жизни населения, социально-демографические факторы, региональные факторы и этнические факторы.
Факторы микросреды - это материальное и духовное окружение личности в трудовом коллективе. К микрофакторам относятся:
1.
объективные - комплекс технических,
санитарно-гигиенических,
2.
субъективные - характер официальных
и организационных связей
Благоприятный
климат переживается каждым человеком
как состояние
Неблагоприятный
климат индивидуально переживается
как неудовлетворенность
Показатели социально-психологического климата.
Социально-
Характеристики благоприятного социально-психологического климата:
1.
В коллективе преобладает
2. В коллективе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам.
3.
В коллективе высоко ценят
такие черты личности как
4.
Члены коллектива активны,
5.
Успехи или неудачи отдельных
членов коллектива вызывают
6.
В отношениях между
Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата:
1.
В коллективе преобладают
2.
В коллективе отсутствуют
3. Такие черты личности, как принципиальность, честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете.
4. Члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, коллектив невозможно поднять на общее дело.
5.
Успехи или неудачи одного
оставляют равнодушными
6. В коллективе возникают конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности.
7.
В трудных случаях коллектив
не способен объединиться, возникают
растерянность, ссоры,
Для изучения психологического климата в группе используются определенные приемы, направленные на:
1.
определение неформальной
2. определение уровня развития группы, социально-психологическая коррекция групповых процессов и состояний;
3.
определение причин конфликтов
в группе и применение
4.
коррекция формальной и
5.
социально-психологическая
3.
Краткая характеристика предприятия.
Анализ социально-психологического климата
на предприятии.
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ПЕПСИКО ХОЛДИНГС» ФИЛИАЛ В Г. ЕКАТЕРИНБУРГЕ – полное наименование предприятия по уставу.
Местонахождение - 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 13