Поведение в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:07, контрольная работа

Описание

В различных социальных отраслях знаний социально – психологическим аспектам жизнедеятельности коллектива организации уделяется большое внимание. В современных условиях происходит стремительное развитие человеческих ресурсов: работник самосовершенствуется, стремится расширить собственный кругозор, овладеть достаточными знаниями, чтобы являться не просто функционалом на предприятии, а стать личностью, имеющей мощный потенциал знаний и умений, стремящейся полностью реализоваться в жизни.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Определение социально – психологического климата коллектива………..…4
Факторы формирования социально – психологического климата. Показатели социально-психологического климата……………………………………..6
Краткая характеристика предприятия. Анализ социально-психологического климата на предприятии………………………………………………………………….8
Направления совершенствования СПК в коллективе……………………..…11
Заключение……………………………………………………………………..….13
Список использованных источников………………………………..…………...14
Приложение 1………………………………………………………………..….…15
Приложение 2……………………………………………………………………...17

Работа состоит из  1 файл

поведение в организации п.doc

— 150.50 Кб (Скачать документ)

     Содержание 

     Введение…………………………………………………………………………….3

  1. Определение социально – психологического климата коллектива………..…4
  2. Факторы формирования социально – психологического климата. Показатели социально-психологического климата……………………………………..6
  3. Краткая характеристика предприятия. Анализ социально-психологического климата на предприятии………………………………………………………………….8
  4. Направления совершенствования СПК в коллективе……………………..…11

     Заключение……………………………………………………………………..….13

     Список  использованных источников………………………………..…………...14

     Приложение 1………………………………………………………………..….…15

     Приложение 2……………………………………………………………………...17

 

      Введение 

      В различных социальных отраслях знаний  социально – психологическим аспектам жизнедеятельности коллектива организации уделяется большое внимание. В современных условиях происходит стремительное развитие человеческих ресурсов: работник самосовершенствуется, стремится  расширить собственный кругозор, овладеть достаточными знаниями, чтобы являться не просто функционалом на предприятии, а стать личностью, имеющей мощный потенциал знаний и умений, стремящейся полностью реализоваться в жизни.

      Рабочий коллектив -  это самый важный ресурс, находящийся в распоряжении руководства. Человеческий ресурс – это та основа, на которой строится организация, система производственных, трудовых взаимоотношений. Человеческий ресурс – кладезь новых идей, способов совершенствования производства, получения прибыли и дальнейшего процветания.

      Успех коллективу обеспечивает нормальный морально – психологический климат в нем. Благоприятный социально- психологический климат коллектива обеспечивает работоспособность его членов, взаимную поддержку в достижении целей организации, сплоченность коллектива. Коллективное достижение целей приводит к получению высоких результатов в деятельности, к обеспечению высокой эффективности предприятия. 

 

  1. Определение социально – психологического климата  коллектива
 

      Социальная  психология рассматривает коллектив  как особое качество группы, связанное  с общей деятельностью. Это особое качество представляет собой продукт развития групп, существующих внутри определенной системы социальной деятельности. Коллектив – это объединение людей во имя достижения определенной, социально одобряемой цели.   Межличностные отношения являются базой в формировании социально- психологического климата в коллективе. Наряду с данным термином в литературе используется и ряд других: социально – психологическая атмосфера, морально – психологический настрой, морально – психологическая обстановка.  

      Социально – психологический климат - преобладающий и относительно устойчивый психологический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности. Исследователи социально – психологических проблем управления трудовыми коллективами, определяя психологический климат как эмоциональную окраску психологических связей, возникающих на основе близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей, выделяют три климатические зоны. Первая – социальный климат, который определяется тем, насколько на предприятии гарантировано соблюдение конституционных прав и обязанностей работников. Вторая – моральный климат, определяемый моральными ценностями, общепринятыми в коллективе. Третья – психологический климат, под которым понимает ту атмосферу, которая складывается между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом.

      Несмотря  на различие в подходах и определениях социально – психологического климата,  многие ученые сходятся на том, что относительно устойчивый психологический настрой является в известной степени целостной характеристикой коллектива, проявляется в межличностных отношениях, в отношениях к трудовой ситуации, влияет на результаты производственной деятельности, самочувствие, активность личности (положительно, нейтрально или отрицательно). Наиболее глубоким по содержанию и степени разработанности является следующее определение социально – психологического климата, социально – психологический климат коллектива - это внутреннее состояние коллектива, отражающее его комплексную способность достигать стоящие перед ним цели.   Психологический климат  отражает преобладающий психический настрой; совокупность отношений членов группы к условиям и характеру совместной деятельности, к членам коллектива; к руководству организации.

      Благоприятный социально-психологический климат является условием повышения производительности труда, удовлетворенности работников трудом и коллективом. Социально-психологический климат возникает спонтанно. Но хороший климат не является простым следствием провозглашенных девизов и усилий отдельных руководителей. Он представляет собой итог систематической воспитательной работы с членами коллектива, осуществление специальных мероприятий, направленных на организацию отношений между руководителями и подчиненными. Формирование и совершенствование социально-психологического климата - это постоянная практическая задача руководителей любого ранга. Создание благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов коллектива. Формирование хорошего социально-психологического климата требует, особенно от руководителей и психологов, понимания психологии людей, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.

      В психологию понятие «климат» пришло из метеорологии и географии. Сейчас это установившееся понятие, которое  характеризует невидимую, тонкую, деликатную, психологическую сторону взаимоотношений между людьми. В отечественной социальной психологии впервые термин «психологический климат» использовал Н.С. Мансуров, который изучал производственные коллективы. Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического климата В.М. Шепель. Психологический климат - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Он считал, что климат отношений между людьми состоит из трех климатических зон. Первая климатическая зона - социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи общества, насколько здесь гарантированно соблюдение всех конституционных прав и обязанностей работников как граждан. Вторая климатическая зона - моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми. Третья климатическая зона - психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. Психологический климат - это климат, зона действия которого значительно локальнее социального и морального климата. 
 

 

  1. Факторы формирования социально – психологического климата
 

      На  формирование социально-психологического климата оказывает влияние ряд факторов макро- и микросреды.

      Факторы макросреды - это тот общественный фон, на котором строятся и развиваются отношения людей. К этим факторам относятся: общественно-политическая ситуация в стране, экономическая ситуация в обществе, уровень жизни населения, организация жизни населения, социально-демографические факторы, региональные факторы и этнические факторы.

      Факторы микросреды - это материальное и духовное окружение личности в трудовом коллективе. К микрофакторам относятся:

      1. объективные - комплекс технических,  санитарно-гигиенических, организационных  элементов.

      2. субъективные - характер официальных  и организационных связей между  членами коллектива, наличие товарищеских  контактов, сотрудничество, взаимопомощь, стиль руководства.

      Благоприятный климат переживается каждым человеком  как состояние удовлетворенности  отношениями с товарищами по работе, руководителями, своей работой, ее процессом  и результатами. Это повышает настроение человека, его творческий потенциал, положительно влияет на желание работать в данном коллективе, применять свои творческие и физические силы на пользу окружающим людям.

      Неблагоприятный климат индивидуально переживается как неудовлетворенность взаимоотношениями  в коллективе, с руководителями, условиями и содержанием труда. Это сказывается на настроении человека, его работоспособности и активности, на его здоровье.

Показатели  социально-психологического климата.

      Социально-психологический  климат как интегральное состояние  коллектива включает в себя целый комплекс различных характеристик. Поэтому его невозможно измерить по какому-либо одному показателю. Разработана определенная система показателей, на основании которых оказывается возможным оценить уровень и состояние социально-психологического климата.

      Характеристики  благоприятного социально-психологического климата:

      1. В коллективе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений  между работниками, оптимизм в  настроении; отношения стоятся на  принципах сотрудничества, взаимной  помощи, доброжелательности; членам коллектива нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.

      2. В коллективе существуют нормы  справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам.

      3. В коллективе высоко ценят  такие черты личности как принципиальность, честность, трудолюбие и бескорыстие.

      4. Члены коллектива активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в труде и профессиональной деятельности.

      5. Успехи или неудачи отдельных  членов коллектива вызывают сопереживание  и искреннее участие всех членов коллектива.

      6. В отношениях между группировками  внутри коллектива существует  взаимное расположение, понимание,  сотрудничество.

      Характеристики  неблагоприятного социально-психологического климата:

      1. В коллективе преобладают подавленное  настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии людей друг к другу, присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, люди позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою т.з. главной и нетерпим к мнению остальных.

      2. В коллективе отсутствуют нормы  справедливости и равенства во  взаимоотношениях, он заметно разделяется  на «привилегированных» и «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их, новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность.

      3. Такие черты личности, как принципиальность, честность, трудолюбие, бескорыстие,  не в почете.

      4. Члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, коллектив невозможно поднять на общее дело.

      5. Успехи или неудачи одного  оставляют равнодушными остальных  членов коллектива, а иногда вызывают  нездоровую зависть или злорадство.

      6. В коллективе возникают конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности.

      7. В трудных случаях коллектив  не способен объединиться, возникают  растерянность, ссоры, взаимные  обвинения; коллектив закрыт и  не стремится сотрудничать с другими коллективами.

      Для изучения психологического климата  в группе используются определенные приемы, направленные на:

      1. определение неформальной структуры  группы, выявление лидера и его  роли в группе;

      2. определение уровня развития  группы, социально-психологическая коррекция групповых процессов и состояний;

      3. определение причин конфликтов  в группе и применение социально-психологических  способов их конструктивного  разрешения;

      4. коррекция формальной и неформальной  структуры группы (например, посредством перевыборов формального лидера);

      5. социально-психологическая коррекция  взаимоотношений в коллективе (проведение  социально-психологических тренингов  и психологических консультаций). 
 

      3. Краткая характеристика предприятия. Анализ социально-психологического климата на предприятии. 

     ОБЩЕСТВО  С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ПЕПСИКО ХОЛДИНГС» ФИЛИАЛ В Г. ЕКАТЕРИНБУРГЕ – полное наименование предприятия по уставу.

     Местонахождение - 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 13

Информация о работе Поведение в организации