Познавательно-психический процесс - ощущения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 14:05, контрольная работа

Описание

Психические процессы: ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь и их роль. Познавательная психическая деятельность начинается с ощущений. Благодаря ощущениям мы познаем цвет, форму, величину, запах, звук. Свойства ощущений. Основные характеристики чувствительности анализаторов.

Работа состоит из  1 файл

Чувашский государственный педагогический.docx

— 31.45 Кб (Скачать документ)

Чувашский государственный педагогический

университет им. И.Я.Яковлева 
 
 
 

Контрольная работа

По предмету: общая психология

На тему: ”Познавательно-психический процесс - ощущения” 
 
 
 
 

                                                                     Выполнила :студентка 4 курса

                                                         Заочного отделения БХФ

                                     По специальности ПО (ООС)

                                              Герасимова Г.З.

                                                                     

                                                                     Проверил:

                                                                     кандидат педагогических наук

                                                                       Андреева Г. Г. 
 
 

Чебоксары, 2012г 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Психические процессы: ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как  важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен каким-то образом воспринимать мир, обращая при этом внимание на различные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна. Более того, оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности. 
В чем же заключается роль психических процессов? 
Это функция сигнала или регулятора, которая приводит действие в соответствие с изменяющимися условиями. 
Психические явления - это ответы мозга на внешние (окружающая среда) и внутренние (состояние организма как физиологической системы) воздействия. 
Иными словами психические явления - это постоянные регуляторы деятельности, возникающей в ответ на раздражения, которые действуют сейчас (ощущение и восприятие) и были когда-то в прошлом опыте (память), обобщающие эти воздействия или предвидящие результаты, к которым они приведут (мышление, воображение). 
Психические процессы - процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях. 
Познавательная психическая деятельность начинается с ощущений. Согласно теории отражения, ощущение - это первый и неприметный источник всех наших знаний о мире. Благодаря ощущениям мы познаем цвет, форму, величину, запах, звук. 
Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой, но к осознаваемым ощущениям - только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга. 
Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений; они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение, продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде. Физиологическим аппаратом, при помощи которого возникает ощущение, является анализатор. Для того чтобы человек имел нормальные ощущения, нужно здоровое состояние все трех отделов анализатора: рецептор проводящий; нервный путь; корковая часть.

Познавательная деятельность человека складывается из серии познавательных психических процессов: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь.

Понятие окружающего  мира осуществляется на двух уровнях: чувственного познания, включающего  в себя ощущения, восприятия, представления, и логического познания посредством  понятий, суждений, умозаключений.

Ощущение

Ощущение - это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно действующих на наши органы чувств.

Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды человеческий организм получает в виде ощущений с помощью органов  чувств. Ощущения - источник наших знаний о мире и о самих себе. Способность  к ощущениям есть у всех живых  существ, обладающих нервной системой. Осознаваемые же ощущения есть только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга.

Предметы и явления  действительности, воздействующие на наши органы чувств, называются раздражителями. Ощущение возникает как реакция  нервной системы на тот или  иной раздражитель и как всякое психическое  явление имеет рефлекторный характер.

Физиологическим механизмом ощущения является деятельность специальных  нервных аппаратов, называемых анализаторами. Анализаторы принимают воздействие определенных раздражителей на из внешней и внутренней среды и преобразовывают их в ощущения. Анализатор состоит из трех частей:

- рецепторов, или органов  чувств, преобразующих энергии внешнего  воздействия в нервные сигналы  (каждый рецептор способен только  к определенному виду воздействий);

- проводящих нервных  путей, по которым эти сигналы  передаются обратно в мозг  и обратно к рецепторам;

- корковых проекционных  зон головного мозга.

Ощущения можно  классифицировать по разным основаниям. По ведущей модальности выделяют ощущения:

· зрительные ощущения являются отражением цветов как ахроматических, так и хроматических. Зрительные ощущения вызываются воздействием света, т.е. электромагнитных волн, излучаемых телами на зрительный анализатор.

· Слуховые ощущения являются отражением звуков различной  высоты, силы и качества. Они вызываются воздействием звуковых волн, создаваемых  колебаниями тел.

· Обонятельные ощущения - отражение запахов. Возникают вследствие проникновения частиц пахучих веществ, распространяющихся в воздухе, в  верхнюю часть носоглотки, где  они воздействуют на периферические окончания обонятельного анализатора.

· Вкусовые ощущения отражают некоторые химические свойства вкусовых веществ, растворенных в воде или слюне.

· Осязательные ощущения являются отражением механических свойств предметов, которые обнаруживаются при прикосновении к ним, трении о них, ударе. Эти ощущения так же отражают температуру предметов окружающей среды и внешнее болевое воздействие.

Указанные ощущения называются экстероцептивными, и в свою очередь делятся на контактные и дистантные.

Другую группу ощущений составляют такие, которые отражают движения и состояния самого тела. Их называют двигательными или проприоцептивными.

Есть так же группа органических ощущений - внутренних (итероцептивных). Эти ощущения отражают внутреннее состояние тела.

Свойства ощущений:

· качество - сущностная особенность ощущений, позволяющая  отличать одни виды ощущений от других, а так же различные вариации внутри вида;

· интенсивность - количественная характеристика ощущений, которая определяется силой действующего раздражителя и  функциональным состоянием рецептора.

· продолжительность - временная характеристика ощущений.

Основные характеристики чувствительности анализаторов:

· нижний порог ощущений - минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение;

· верхний порог  ощущений - максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор;

· диапазон чувствительности - интервал между верхним и нижним порогом;

· дифференциальный порог - наименьшая улавливаемая величина различий между раздражителями;

· оперативный порог - величина различия между сигналами, при которой точность и скорость различия достигают максимума;

· временной порог - минимальная длительность воздействия  раздражителя, необходимая для возникновения  ощущения;

· латентный период реакции - промежуток времени от момента  подачи сигнала до момента возникновения  ощущения;

· инерция - время исчезновения ощущений после окончания воздействия.

Изменение чувствительности анализаторов под влиянием раздражения  других органов чувств называется взаимодействием  ощущений, которое наблюдается в  явлениях:

- сенсибилизация - повышение  чувствительности нервных центров  под влиянием действия раздражителя.

- синестезия - возникновение  под влиянием раздражения одного  анализатора ощущения, характерного  для другого анализатора.

Восприятие

Восприятие - целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире.

Восприятие субъективно - одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, в зависимости от интересов, способностей, потребностей. Зависимость  восприятия от прошлого опыта, индивидуальных особенностей человека называется апперцепцией.

Свойства восприятия:

1. Целостность - внутренняя  органическая взаимосвязь в образе. Проявляется в двух аспектах: объединение разных элементов  в целом; независимость образованного  целого от качества составляющих  его элементов.

2. Предметность - объект  воспринимается нами как обособленное  в пространстве и времени отдельное  физическое тело.

3. Обобщенность - отнесение  каждого образа к некоторому  классу объектов.

4. Константность - относительное постоянство восприятие  образа.

5. Осмысленность - связь с пониманием сущности  предметов и явлений через  процесс мышления.

6. Избирательность  - преимущественное выделение одних  объектов перед другими в процессе  восприятия.

Виды восприятия:

- восприятие человека  человеком;

- восприятие времени;

- восприятие движения;

- восприятие пространства;

- восприятие вида  деятельности.

Восприятие бывает внешненаправленным и внутренненапрвленным.

Восприятие может  быть ошибочным (иллюзорным). Иллюзия - это искаженное восприятие реально  существующей действительности. Иллюзии  обнаруживаются в деятельности различных  анализаторов. Восприятие может быть не только ошибочным, но и неэффективным.

Внимание

Внимание - направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.

Внимание непрерывно связано с сознанием в целом. С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Вниманием определяются:

- точность восприятия, являющаяся своеобразным усилителем, позволяющим различать детали  изображения;

- прочность и избирательность  памяти, выступающие как фактор, способствующий сохранению нужной  информации в кратковременной  и оперативной памяти;

- направленность и  продуктивность мышления, выступающие  как обязательный фактор правильного  понимания и решения задач.

Основные функции  внимания:

· отбор значимых воздействий  и игнорирование других;

· сохранение в сознании определенного содержания деятельности до момента ее завершения;

· регуляция и контроль протекания деятельности.

Основные виды внимания:

1. В зависимости  от волевых усилий личности:

· непроизвольное внимание возникает без намерения человека увидеть или услышать что-либо, без  заранее поставленной цели, без усилия воли;

· произвольное внимание - активное, целенаправленное средоточие сознания, поддержание уровня которого связано с определенными волевыми усилиями, направленными для борьбы с более сильными воздействиями;

· послепрозвольное внимание - наступает после произвольного, но качественно отличается от него. Когда при решении задачи появляются первые положительные результаты, возникает интерес, происходит автоматизация деятельности, выполнение ее уже не требует специальных волевых усилий и ограничено лишь утомлением, хотя цель работы сохраняется.

2. По характеру  направленности:

· внешненаправленное внимание направлено на окружающие предметы;

· внутреннее внимание - направлено на собственные мысли  и переживания.

3. По происхождению:

· природное внимание - врожденная способность человека избирательно реагировать на те или иные внутренние или внешние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны;

· социально обусловленное  внимание складывается в процесс  жизни, результате обучения, воспитания, связано с избирательным сознательным реагированием на объекты, с волевой  регуляцией поведения;

4. По механизму  регуляции:

· непосредственное внимание не управляется ни чем, кроме того объекта, на которое оно направлено;

· опосредованное внимание регулируется с помощью специальных  средств.

Информация о работе Познавательно-психический процесс - ощущения