Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 14:05, контрольная работа
Психические процессы: ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь и их роль. Познавательная психическая деятельность начинается с ощущений. Благодаря ощущениям мы познаем цвет, форму, величину, запах, звук. Свойства ощущений. Основные характеристики чувствительности анализаторов.
5. По направленности на объект:
· сенсорное;
· интеллектуальное.
Основные свойства внимания:
1. Сосредоточенность
внимания - удержание внимания на
одном объекте или одной
2. Устойчивость внимания
- длительность сосредоточения
3. Объем внимания -
определяется количеством
4. Распределение внимания
- возможность выполнения
5. Переключаемость
внимания - способность быстро
Память
Памятью называют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта.
Процессы памяти:
· Запоминание - процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств.
· Сохранение информации не является пассивным процессом, описываемым лишь только количественными показателями, зависит от установок личности, условий и организации заучивания, влияния последующей информации, мыслительной переработки материала и ряда других факторов. Выделяют следующие виды организации информации в памяти: пространственную, ассоциативную, иерархическую.
· Воспроизведение - процесс
извлечения из памяти сохраненного материала.
Воспроизведение может
· Забывание - процесс, необходимый для эффективной работы памяти. Факторы, влияющие на забывание: возраст, характер информации и степень ее использования, интерференция, подавление.
Характеризуя качества памяти, выделяют скорость запоминания и скорость забывания.
Виды и формы памяти:
1. Генетическая память включает в основном инстинкты и почти не зависит от условий жизнедеятельности человека.
2. Прижизненная память
является хранилищем
2.1. по целевой установке и затрачиваемым усилиям на запоминание:
· непроизвольная память - автоматическое запоминание воспроизведение информации, происходящее без усилий со стороны человека и установки на запоминание;
· произвольная память
- запоминание, имеющее специальную
установку «запомнить» и
2.2. по степени осмысленности:
· механическая память основана на повторении материала без его осмысливания;
· смысловая память предполагает осмысливание запоминаемого материала, которое основано на понимании внутренних логических связей между его частями.
2.3. в зависимости от установки:
· кратковременная память хранит информацию в среднем около 20 секунд, сохраняет лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы;
· оперативная память рассчитана на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней;
· долговременная память
способна хранить информацию в течение
практически неограниченного
2.4. по материалу, сохраняемому памятью:
· когнитивная память - процесс сохранения знаний. Знания, получаемые в процессе обучения, выступают вначале как что-то внешнее по отношению к личности, зам постепенно превращаются в опыт и убеждения человека;
· эмоциональная память - сохранение в сознании переживаний и чувств;
· личностная память обеспечивает единство самосознания личности на всех этапах ее жизненного пути.
2.5. по модальности:
· словесно-логическая память тесно связана со словом, мыслью, логикой;
· образная память подразделяется на зрительную, слуховую, двигательную, осязательную, обонятельную, слуховую.
Воображение
Воображение - это психологический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых.
По степени выраженности активности различают:
- активное воображение,
которое характеризуется тем,
что пользуясь им, человек по
собственному желанию усилием
воли вызывает у себя
· активное воображение характеризуется тем, что пользуясь им, человек по собственному желанию усилием воли вызывает у себя соответствующие образы, делится на:
- творческое активное
воображение, возникающее в
- воссоздающее активное
воображение имеет в своей
основе создание тех или иных
образов, соответствующих
· пассивно воображение образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека, характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь, может быть:
- преднамеренное пассивное
воображение создает образы, не
связанные с волей, которая
способствовала бы их
- непреднамеренное
пассивное воображение
Воображение может проявляться в разных формах:
1. Мечты. Формой
проявления активного
2. Грезы. Воображение
может выступать и как замена
деятельности, ее суррогат. Тогда
человек уходи тот
3. Галлюцинации. Являются
фантастическим видением, е имеющим
почти никакой связи с
4. Сновидения. К ряду
пассивных непреднамеренных
Приемы и способы процесса воображения:
1. Агглютинация - «склеивание»,
комбинация, слияние отдельных элементов
или частей нескольких
2. Акцентирование или заострение - выделение и подчеркивание какой-либо части, детали в создаваемом образе.
3. Гиперболизация
и литота - увеличение или уменьшение
предмета, изменение количества
частей предмета или их
4. Схематизация - сглаживание
различий предмета и
5. Типизация - выделение
существенного, повторяющегося
Воображение различается у людей по нескольким признакам:
- яркости образов;
- степени их реалистичности
и правдивости, новизне,
- широте;
- произвольности, т.е. умению подчинять воображение поставленной задаче;
- типу представлений,
которыми преимущественно
- устойчивости.
Функции воображения:
· Представление действительности в образах, которыми можно пользоваться в деятельности.
· Регулирование эмоциональных состояний.
· Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека.
· Формирование внутреннего плана действий.
· Планирование и программирование деятельности.
· Управление психофизиологическим состоянием организма.
Мышление
Мышление - это обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.
Мышление дает возможность
понять закономерности материального
мира, причинно-следственные связи
в природе и в общественно-
Физиологическую основу мышления составляет рефлекторная деятельность мозга, те временные нервные связи, которые образуются в коре больших полушарий.
Стадии мышления:
· Допонятийное мышление присуще ребенку до 5 лет. Оно характеризуется нечувствительностью к противоречиям, синкретизмом, трансдукцией, отсутствием представления о сохранении количества.
· Понятийное мышление
у ребенка проходит в ряд этапов:
на 1-м этапе проявляется простое
складывание предметов; на 2-м устанавливаются
сходства и различия двух предметов;
на 3-м этапе проявляется
Мыслительный процесс осуществляется в двух основных формах:
- формирование и
усвоение понятий, сужений,
- решение проблем.
Понятие - форма мышления,
отражающая существенные свойства, связи
и отношения предметов и
Умозаключение - форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается вывод. К умозаключениям можно прийти следующими методами: индукция - логический вывод, отражающий направленность мысли от частного к общему; дедукция - от общего к частному; аналогия - от частного к частному.
Каждый акт мышления представляет собой процесс решения какой-либо задачи, возникающей в ходе познания или практической деятельности человека.
Процесс решения задач состоит из пяти этапов:
- мотивация;
- анализ проблемы;
- поиск решения
ее проблемы на основании ее
алгоритма, выбора
- доказательство и
обоснование правильности
- реализация и проверка
решения, его коррекция в
Основные мыслительные операции:
· анализ - мысленное
расчленение целостной
· синтез - воссоединение
элементов в целостную
· сравнение - установление отношений сходства и различия;
· обобщение - выделение общих признаков на основе объединения сущностных свойств или сходства;
· абстрагирование - выделение какой-либо стороны или аспекта явления, в действительности самостоятельно не существующих;
· конкретизация - отвлечение
от общих признаков и
· систематизация или классификация - мысленное распределение предметов и явлений по группам и подгруппам.
В определении видов мышления существуют различные подходы:
1. По степени развернутости решаемых задач: дискурсивное и интуитивное.
2. По характеру решаемых задач: теоретическое и практическое.
3. По содержанию решаемых задач:
· наглядно-действенное мышление - опирается на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами;
Информация о работе Познавательно-психический процесс - ощущения