Познавательно-психический процесс - ощущения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 14:05, контрольная работа

Описание

Психические процессы: ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь и их роль. Познавательная психическая деятельность начинается с ощущений. Благодаря ощущениям мы познаем цвет, форму, величину, запах, звук. Свойства ощущений. Основные характеристики чувствительности анализаторов.

Работа состоит из  1 файл

Чувашский государственный педагогический.docx

— 31.45 Кб (Скачать документ)

5. По направленности  на объект:

· сенсорное;

· интеллектуальное.

Основные свойства внимания:

1. Сосредоточенность  внимания - удержание внимания на  одном объекте или одной деятельности  при отвлечении от всего остального.

2. Устойчивость внимания - длительность сосредоточения на  объекте или явлении, определяется  индивидуальными физиологическими  особенностями организма, психическим  состоянием, мотивацией, внешними обстоятельствами  осуществления деятельности.

3. Объем внимания - определяется количеством объектов, на которые может быть одновременно  направлено внимание в процессе  восприятия.

4. Распределение внимания - возможность выполнения индивидом  одновременно двух и более  видов деятельности.

5. Переключаемость  внимания - способность быстро выключаться  из одних видов деятельности  и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям.

Память

Памятью называют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта.

Процессы памяти:

· Запоминание - процесс  памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств.

· Сохранение информации не является пассивным процессом, описываемым  лишь только количественными показателями, зависит от установок личности, условий  и организации заучивания, влияния  последующей информации, мыслительной переработки материала и ряда других факторов. Выделяют следующие  виды организации информации в памяти: пространственную, ассоциативную, иерархическую.

· Воспроизведение - процесс  извлечения из памяти сохраненного материала. Воспроизведение может протекать  на уровне узнавания, воспроизведения (в узком смысле), припоминания.

· Забывание - процесс, необходимый для эффективной  работы памяти. Факторы, влияющие на забывание: возраст, характер информации и степень  ее использования, интерференция, подавление.

Характеризуя качества памяти, выделяют скорость запоминания  и скорость забывания.

Виды и формы  памяти:

1. Генетическая память  включает в основном инстинкты  и почти не зависит от условий  жизнедеятельности человека.

2. Прижизненная память  является хранилищем информации, полученной с момента рождения  и до смерти. Прижизненную память  классифицируют:

2.1. по целевой установке  и затрачиваемым усилиям на  запоминание:

· непроизвольная память - автоматическое запоминание воспроизведение  информации, происходящее без усилий со стороны человека и установки  на запоминание;

· произвольная память - запоминание, имеющее специальную  установку «запомнить» и требующее  определенных волевых усилий.

2.2. по степени осмысленности:

· механическая память основана на повторении материала без  его осмысливания;

· смысловая память предполагает осмысливание запоминаемого  материала, которое основано на понимании  внутренних логических связей между  его частями.

2.3. в зависимости  от установки:

· кратковременная  память хранит информацию в среднем  около 20 секунд, сохраняет лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы;

· оперативная память рассчитана на хранение информации в  течение определенного, заранее  заданного срока, в диапазоне  от нескольких секунд до нескольких дней;

· долговременная память способна хранить информацию в течение  практически неограниченного срока.

2.4. по материалу,  сохраняемому памятью:

· когнитивная память - процесс сохранения знаний. Знания, получаемые в процессе обучения, выступают  вначале как что-то внешнее по отношению к личности, зам постепенно превращаются в опыт и убеждения  человека;

· эмоциональная память - сохранение в сознании переживаний  и чувств;

· личностная память обеспечивает единство самосознания личности на всех этапах ее жизненного пути.

2.5. по модальности:

· словесно-логическая память тесно связана со словом, мыслью, логикой;

· образная память подразделяется на зрительную, слуховую, двигательную, осязательную, обонятельную, слуховую.

Воображение

Воображение - это психологический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых.

По степени выраженности активности различают:

- активное воображение,  которое характеризуется тем,  что пользуясь им, человек по  собственному желанию усилием  воли вызывает у себя соответствующие  образы, делится на:

· активное воображение  характеризуется тем, что пользуясь  им, человек по собственному желанию  усилием воли вызывает у себя соответствующие  образы, делится на:

- творческое активное  воображение, возникающее в труде,  предполагает самостоятельное создание  образов, реализуемое в оригинальных  и ценных продуктах деятельности, является неотъемлемой стороной  технического, художественного и  иного творчества;

- воссоздающее активное  воображение имеет в своей  основе создание тех или иных  образов, соответствующих описанию.

· пассивно воображение  образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека, характеризуется  созданием образов, которые не воплощаются  в жизнь, может быть:

- преднамеренное пассивное  воображение создает образы, не  связанные с волей, которая  способствовала бы их осуществлению;

- непреднамеренное  пассивное воображение наблюдается  при ослаблении деятельности  сознания, при его расстройствах,  в полудремном состоянии, во сне.

Воображение может  проявляться в разных формах:

1. Мечты. Формой  проявления активного воображения  и необходимым условием претворения  в жизнь творческих сил человека, направленных на преобразование  действительности, являются мечты  - отодвинутые во времени желания.

2. Грезы. Воображение  может выступать и как замена  деятельности, ее суррогат. Тогда  человек уходи тот действительности  в область фантазии, чтобы скрыться  от кажущихся ему неразрешимыми  задач.

3. Галлюцинации. Являются  фантастическим видением, е имеющим  почти никакой связи с действительностью.  Галлюцинации - наиболее показательные  проявления пассивного воображения,  при котором человек воспринимает  несуществующий объект.

4. Сновидения. К ряду  пассивных непреднамеренных форм  воображения относятся сновидения.

Приемы и способы  процесса воображения:

1. Агглютинация - «склеивание», комбинация, слияние отдельных элементов  или частей нескольких предметов  в один образ.

2. Акцентирование  или заострение - выделение и подчеркивание  какой-либо части, детали в  создаваемом образе.

3. Гиперболизация  и литота - увеличение или уменьшение  предмета, изменение количества  частей предмета или их смещение.

4. Схематизация - сглаживание  различий предмета и проявление  черт сходства меду ними.

5. Типизация - выделение  существенного, повторяющегося в  однородных явлениях и воплощение  его в конкретном образе.

Воображение различается  у людей по нескольким признакам:

- яркости образов;

- степени их реалистичности  и правдивости, новизне, оригинальности;

- широте;

- произвольности, т.е.  умению подчинять воображение  поставленной задаче;

- типу представлений,  которыми преимущественно оперирует  человек;

- устойчивости.

Функции воображения:

· Представление действительности в образах, которыми можно пользоваться в деятельности.

· Регулирование эмоциональных  состояний.

· Произвольная регуляция  познавательных процессов и состояний  человека.

· Формирование внутреннего  плана действий.

· Планирование и программирование деятельности.

· Управление психофизиологическим состоянием организма.

Мышление

Мышление - это обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.

Мышление дает возможность  понять закономерности материального  мира, причинно-следственные связи  в природе и в общественно-исторической жизни, закономерности психики людей.

Физиологическую основу мышления составляет рефлекторная деятельность мозга, те временные нервные связи, которые образуются в коре больших  полушарий.

Стадии мышления:

· Допонятийное мышление присуще ребенку до 5 лет. Оно характеризуется нечувствительностью к противоречиям, синкретизмом, трансдукцией, отсутствием представления о сохранении количества.

· Понятийное мышление у ребенка проходит в ряд этапов: на 1-м этапе проявляется простое  складывание предметов; на 2-м устанавливаются  сходства и различия двух предметов; на 3-м этапе проявляется объединение  группы предметов по сходству, затем  появляется понятийное мышление, которое  совершенствуется до 17 лет.

Мыслительный процесс  осуществляется в двух основных формах:

- формирование и  усвоение понятий, сужений, умозаключений;

- решение проблем.

Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи  и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

Умозаключение - форма  мышления, при которой на основе нескольких суждений делается вывод. К  умозаключениям можно прийти следующими методами: индукция - логический вывод, отражающий направленность мысли от частного к общему; дедукция - от общего к частному; аналогия - от частного к  частному.

Каждый акт мышления представляет собой процесс решения  какой-либо задачи, возникающей в  ходе познания или практической деятельности человека.

Процесс решения задач  состоит из пяти этапов:

- мотивация;

- анализ проблемы;

- поиск решения  ее проблемы на основании ее  алгоритма, выбора оптимального  варианта и принципиального учета  логических рассуждений, аналогий, эвристических и эмпирических приемов, решению задачи зачастую способствует озарение;

- доказательство и  обоснование правильности решения;

- реализация и проверка  решения, его коррекция в случае  необходимости.

Основные мыслительные операции:

· анализ - мысленное  расчленение целостной структуры  объекта отражения на составляющие элементы;

· синтез - воссоединение  элементов в целостную структуру;

· сравнение - установление отношений сходства и различия;

· обобщение - выделение  общих признаков на основе объединения  сущностных свойств или сходства;

· абстрагирование - выделение  какой-либо стороны или аспекта  явления, в действительности самостоятельно не существующих;

· конкретизация - отвлечение от общих признаков и подчеркивание  частного, единичного;

· систематизация или  классификация - мысленное распределение  предметов и явлений по группам  и подгруппам.

В определении видов  мышления существуют различные подходы:

1. По степени развернутости  решаемых задач: дискурсивное и интуитивное.

2. По характеру  решаемых задач: теоретическое и практическое.

3. По содержанию  решаемых задач:

· наглядно-действенное  мышление - опирается на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами;

Информация о работе Познавательно-психический процесс - ощущения