Познавательно-психический процесс - ощущения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 14:05, контрольная работа

Описание

Психические процессы: ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь и их роль. Познавательная психическая деятельность начинается с ощущений. Благодаря ощущениям мы познаем цвет, форму, величину, запах, звук. Свойства ощущений. Основные характеристики чувствительности анализаторов.

Работа состоит из  1 файл

Чувашский государственный педагогический.docx

— 31.45 Кб (Скачать документ)

· наглядно-образное мышление - характеризуется опорой на представления и образы;

· словесно-логическое мышление - осуществляется при помощи логических операций с понятиями, различаются:

- теоретическое мышление - познание законов, правил, разработка  концепций, гипотез;

- практическое мышление - подготовка преобразования действительности;

- аналитическое (логическое) мышление - носит временной, структурный  и осознаваемый характер;

- реалистическое мышление - направлено на внешний мир,  регулируется законами логики;

- аутистическое мышление - связано с реализацией желаний человека;

- продуктивное мышление - воссоздающее мышление на основе  новизны мыслительной деятельности;

- репродуктивное мышление - воспроизводящее мышление по  заданному образу и подобию;

- непроизвольное мышление - предполагает трансформацию образов  сновидения;

- произвольное мышление - целенаправленное решение мыслительных  задач.

Качества мышления:

· самостоятельность - умение выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей;

· инициативность - постоянное стремление самому искать и находить пути и средства решения задач;

· глубина - способность  проникать в сущность вещей и  явлений, понимать причины и глубинные  закономерности;

· широта - способность  видеть проблемы многосторонне, во взаимосвязи  с другими явлениями;

· быстрота - скорость решения задач, легкость в воспроизведении  идей;

· оригинальность - способность  производить новые идеи, отличные от общепринятых;

· пытливость - потребность  всегда находить наилучшее решение  поставленных задач и проблем;

· критичность - объективная  оценка предметов и явлений, стремление подвергать сомнению гипотезы и решения;

· торопливость - непродуманность  аспектов всестороннего исследования проблемы, выхватывание из нее лишь отдельных сторон, высказывание неточных ответов и суждений.

Все операции мыслительного  процесса вызваны потребностями, мотивами, интересами личности, ее целями и задачами.

Речь

Мышление органично  связано с речью и языком. Важно  отличать язык от речи. Язык - это система  условных символов, с помощью которого передаются сочетания звуков, имеющие  для людей определенное значение и смысл.

Речь - это совокупность произносимых и воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.

Язык един для всех людей, пользующихся им, речь - индивидуальна. Речь без усвоения языка не возможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от отдельного человека.

Речь выполняет  ряд функций:

- выражает индивидуальное  своеобразие психологии человека;

- выступает носителем  информации, памяти, сознания;

- является средством  мышления;

- выступает регулятором  человеческого общения и поведения;

- выступает средством  управления поведением других  людей.

Речь является основным средством человеческого общения  и характеризуется такими качествами, как: конструктивность, рефлексивность, альтернативность и единство группового суждения, выделение главного звена, организованность вербального процесса, достаточность в обмене информацией, умелое сочетание вербального и невербального.

Становление и развитие речи происходит в течение трех периодов:

1. Фонетического - по усвоению звукового облика  слова.

2. Грамматического  - по усвоению структурных закономерностей  организации высказывания.

3. Семантического - по усвоению понятий отнесенности.

Виды речи:

· Устная речь - представляет собой общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух, делится  на:

- монологическая речь - развернутая речь человека, обращенная  к другим людям;

- диалогическая речь - представляет собой попеременный  обмен репликами или развернутыми  прениями двух и более людей.

· Внутренняя речь - беззвучная, скрытая речь про себя и для  себя, возникающая в процессе мышления.

· Письменная речь - представляет собой разновидность монологической речи, но в отличие от монолога строится при помощи письменных знаков.

Информация о работе Познавательно-психический процесс - ощущения