Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 14:05, контрольная работа
Психические процессы: ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь и их роль. Познавательная психическая деятельность начинается с ощущений. Благодаря ощущениям мы познаем цвет, форму, величину, запах, звук. Свойства ощущений. Основные характеристики чувствительности анализаторов.
· наглядно-образное мышление - характеризуется опорой на представления и образы;
· словесно-логическое мышление - осуществляется при помощи логических операций с понятиями, различаются:
- теоретическое мышление - познание законов, правил, разработка концепций, гипотез;
- практическое мышление
- подготовка преобразования
- аналитическое (логическое) мышление - носит временной, структурный и осознаваемый характер;
- реалистическое мышление - направлено на внешний мир, регулируется законами логики;
- аутистическое мышление - связано с реализацией желаний человека;
- продуктивное мышление
- воссоздающее мышление на
- репродуктивное мышление - воспроизводящее мышление по заданному образу и подобию;
- непроизвольное мышление
- предполагает трансформацию
- произвольное мышление
- целенаправленное решение
Качества мышления:
· самостоятельность - умение выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей;
· инициативность - постоянное стремление самому искать и находить пути и средства решения задач;
· глубина - способность проникать в сущность вещей и явлений, понимать причины и глубинные закономерности;
· широта - способность видеть проблемы многосторонне, во взаимосвязи с другими явлениями;
· быстрота - скорость решения задач, легкость в воспроизведении идей;
· оригинальность - способность производить новые идеи, отличные от общепринятых;
· пытливость - потребность всегда находить наилучшее решение поставленных задач и проблем;
· критичность - объективная оценка предметов и явлений, стремление подвергать сомнению гипотезы и решения;
· торопливость - непродуманность аспектов всестороннего исследования проблемы, выхватывание из нее лишь отдельных сторон, высказывание неточных ответов и суждений.
Все операции мыслительного процесса вызваны потребностями, мотивами, интересами личности, ее целями и задачами.
Речь
Мышление органично связано с речью и языком. Важно отличать язык от речи. Язык - это система условных символов, с помощью которого передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенное значение и смысл.
Речь - это совокупность произносимых и воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.
Язык един для всех людей, пользующихся им, речь - индивидуальна. Речь без усвоения языка не возможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от отдельного человека.
Речь выполняет ряд функций:
- выражает индивидуальное
своеобразие психологии
- выступает носителем информации, памяти, сознания;
- является средством мышления;
- выступает регулятором
человеческого общения и
- выступает средством управления поведением других людей.
Речь является основным
средством человеческого
Становление и развитие речи происходит в течение трех периодов:
1. Фонетического - по усвоению звукового облика слова.
2. Грамматического
- по усвоению структурных
3. Семантического - по усвоению понятий отнесенности.
Виды речи:
· Устная речь - представляет собой общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух, делится на:
- монологическая речь - развернутая речь человека, обращенная к другим людям;
- диалогическая речь
- представляет собой
· Внутренняя речь - беззвучная, скрытая речь про себя и для себя, возникающая в процессе мышления.
· Письменная речь - представляет
собой разновидность
Информация о работе Познавательно-психический процесс - ощущения