Познавательные процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2011 в 17:24, реферат

Описание

Познавательные процессы присущи каждому человеку. Ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь составляют познавательные процессы. Они являются важнейшими компонентами человеческой деятельности

Содержание

• Введение
• 1.Познавательные психические процессы
• 1.2 Составляющие познавательных процессов, их структура
• 2.Ощущения
• 2.1Анализаторы. Строение и работа анализаторов
• 2.2. Виды ощущений 11
• 3. Восприятие 16
• 3.1 Восприятие как познавательный процесс
• 3.2 Свойства и виды восприятия
• 4.Мышление
• 4.1 Виды мышления
• 4.2 Операции и формы мышления
• 5.1. Общие закономерность ощущений
• Заключение
• Литература

Работа состоит из  1 файл

познавательные процессы.docx

— 51.38 Кб (Скачать документ)

Идентификация есть отождествление непосредственно  воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определенному  классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона  из памяти.

Таким образом, восприятие представляет собой  систему перцептивных действий, овладение  ими требует специального обучения и практики.

Восприятие - результат деятельности системы  анализаторов. Восприятие предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных и наиболее существенных с одновременным отвлечением  от несущественных. Оно требует объединения основных существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом. Всякое восприятие включает активный двигательный компонент (ощупывание предметов рукой, движение глаз при рассматривании и т.п.) и сложную аналитико - синтетическую деятельность мозга по синтезу целостного образа.

Закономерность  субъективности восприятия - одну и  ту же информацию люди воспринимают по - разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т.п. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенности его личности носит название апперцепции.

3.2 Свойства и виды  восприятия

Свойства  восприятия:

1) Целостность,  то есть восприятие есть всегда  целостный образ предмета. Однако  способность целостного зрительного  восприятия предметов не является  врожденной, об этом свидетельствуют  данные о восприятии людей, которые ослепли в младенчестве и которым возвратили зрение в зрелые годы. В первые дни после операции они видят не мир предметов, а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины, т.е. были одиночные ощущения, но не было восприятия, они не видели целостные предметы. Постепенно через несколько недель у этих людей формируется зрительное восприятие, но оно оставалось ограничено тем, что они узнали ранее путем осязания. Таким образом, восприятие формируется в процессе практики, т.е. восприятие - система перцептивных действий, которыми надо овладеть.

2) Константность  восприятия - благодаря константности  мы воспринимаем окружающие предметы  как относительно постоянные  по форме, цвету, величине и  т.п. Источником константности  восприятия являются активные  действия перцептивной системы  (системы анализаторов, обеспечивающих  акт восприятия). Константность восприятия - не врожденное чувство, а приобретенное.  Нарушение константности восприятия  происходит, когда человек попадает  в незнакомую ситуацию, например, когда люди смотрят с верхних  этажей высотного здания вниз, то им автомобили, пешеходы кажутся  маленькими; в то же время строители,  работающие постоянно на высоте, сообщают, что они видят объекты,  расположенные внизу, без искажения  их размеров.

3) Структурность  восприятия - восприятие не является  простой суммой ощущений. Мы воспринимаем  фактически абстрагированную из  этих ощущений обобщенную структуру.  Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее, если ее исполняет оркестр, либо один рояль, или человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения различны.

4) Осмысленность  восприятия - восприятия тесно связано  с мышлением, с пониманием сущности  предметов.

5) Избирательность  восприятия - проявляется в преимущественном  выделении одних объектов по  сравнению с другими.

Виды  восприятия выделяют: восприятие предметов, времени, восприятие отношений, движений, пространства, восприятие человека.

Движение  окружающих нас предметов мы способны воспринимать благодаря тому, что  перемещение происходит обычно на каком-либо фоне, это позволяет сетчатке глаза  последовательно воспроизводить происходящие изменения в положении движущихся тел по отношению к тем элементам, перед которыми или позади которых  и перемещается предмет.

Восприятие  пространства основывается на восприятии величины и формы предметов с  помощью синтеза зрительных, мышечных и осязательных ощущений, а также  на восприятии объема и удаленности  предметов, что обеспечивается бинокулярным зрением.

Восприятие  времени. Достаточно точно установлено, что восприятие времени меняют некоторые  медикаменты, влияющие, прежде всего, на ритмику нашего организма. Хинин  и алкоголь заставляют время течь медленнее. Кофеин, по - видимому, ускоряет его, подобно лихорадке.

Основной  закон восприятия времени, сформулированный Вундтом: «Всякий раз, когда мы обращаем свое внимание на течение времени, оно кажется длиннее». Никогда минута не покажется нам столь длинной, как тогда, когда мы следим за стрелкой часов, проходящей 60 делений.

Наша  способность судить о длительности времени позволяет образовать временное  измерение - ось времени, на которой  мы более или менее точно размещаем  события. Текущий момент (сейчас) отмечает особую точку на этой оси, события  прошлого размещаются до, а события  ожидаемого будущего - после этой точки. Это общее восприятие отношений  настоящего и будущего носит название «временной перспективы».

Сознательное  и подсознательное восприятие. Как  известно, прием сигнала может  происходить на двух уровнях. На нижнем уровне окружающая нас энергия воздействует на наши органы чувств, и как только энергия раздражителей становится достаточной для того, чтобы возбудить  один из рецепторов, она превращается в закодированное сообщение, которое  будет передано в мозг. Этот предел чувствительности каждого рецептора, за которым уже не может наступить  возбуждение, называется физиологическим  порогом.

На более  высоком уровне сигнал чтобы быть воспринятым, должен затем превысить  другой порог - порог восприятия. Это  порог сознательного опознания. Он контролируется ретикулярной формацией  мозга (подструктура мозга, которая  отвечает за активизацию деятельности мозга и его коры).

Преднамеренное  и непреднамеренное восприятие. В  зависимости от целенаправленного  характера деятельности личности восприятие разделяют на преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное).

Непреднамеренное  восприятие вызывается как особенностями  предметов окружения (их яркостью, рядоположностью, необычностью), так и соответствием их интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели деятельности. Отсутствует в нем и волевая активность.

В преднамеренном восприятии человек ставит цель деятельности, прилагая определенные волевые усилия для лучшей реализации возникшего намерения, произвольно выбирает объекты восприятия.

В процессе познания человеком окружающей действительности восприятие может переходить в наблюдение. Наблюдение является наиболее развитой формой преднамеренного восприятия. Под наблюдением понимается целенаправленное, планомерно осуществляемое восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность. Благодаря наблюдению обеспечивается связь восприятия с мышлением  и речью.

4.Мышление

Наше  познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению.

Познавая  и преобразуя мир, человек выявляет устойчивые, закономерные связи между  явлениями. Закономерности, внутренние связи явлений отражаются в нашем  сознании опосредствованно - во внешних  признаках явлений человек распознает признаки внутренних, устойчивых взаимосвязей. Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрому асфальту, был ли дождь, или  устанавливаем законы движения небесных светил - во всех этих случаях мы отражаем мир обобщенно и опосредованно - сопоставляя факты, делая умозаключения, выявляя закономерности в различных  группах явлений. Человек, не видя элементарных частиц, познал их свойства и, не побывав  на Марсе, многое узнал о нем.

Замечая связи между явлениями, устанавливая всеобщий характер этих связей, человек  осваивает мир, рационально организует свое взаимодействие с ним. Обобщенная и опосредованная (знаковая) ориентация в чувственно воспринимаемой обстановке позволяет археологу и следователю  восстанавливать реальный ход прошедших  событий, а астроному - заглядывать  не только в прошлое, но и в далекое  будущее. Не только в науке и профессиональной деятельности, во всей повседневной жизнедеятельности человек постоянно использует знания, понятия, общие представления, обобщенные схемы, выявляет объективное значение и личностный смысл окружающих его явлений, находит выход из многообразных проблемных ситуаций, решает возникающие перед ним задачи. Во всех этих случаях он осуществляет мыслительную деятельность - обобщенную ориентацию в мире.

Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая  связи и отношения между познаваемыми объектами.

Функция мышления - расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия.

Задача  мышления - раскрытие отношений между  предметами, выявление связей и отделение  их от случайных совпадений.

4.1 Виды мышления

Наглядно - действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в  процессе действий с предметами.

Наглядно - образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления  и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и измерений в них, которые  человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей  ситуацию. Очень важная особенность  образного мышления - становление  непривычных, невероятных сочетаний  предметов и их свойств. В отличие  от наглядно- действенного мышления при наглядно - образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

Словесно - логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

По содержанию мыслительную деятельность подразделяют на теоретическую и практическую, интуитивную и аналитическую, реалистическую и аутистическую, продуктивную и репродуктивную.

Теоретическое и практическое мышление различают  по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое мышление - это познание законов, правил. Например, открытие периодического закона элементов  Д. Менделеевым. Основная задача практического  мышления - подготовка физического  преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Одна из важных особенностей практического  мышления заключается в том, что  оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени. В практическом мышлении очень ограниченные возможности  для проверки гипотез, все это  делает практическое мышление подчас более сложным, чем теоретическое.

Проводится  также различие между интуитивным  и аналитическим (логическим) мышлением. Обычно используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень  протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется  быстротой протекания, отсутствием  четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Реалистическое  мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими  законами, а аутистическое - связано  с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительно существующее).

Важным  является различение продуктивного  и репродуктивного мышления, основанного  на «степени новизны получаемого  в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к занятиям субъекта».

4.2 Операции и формы  мышления

Мыслительная  деятельность осуществляется в виде переходящих друг в друга мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.

Сравнение - мышление сопоставляет вещи, явления  и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации.

Анализ - мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения  составляющих элементов. Таким образом, мы отделяем несущественные связи, которые  даны в восприятии.

Синтез - обратный анализу процесс, который  восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.

Анализ  и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа, т. к. Он должен восстановить целое из выделенных анализом частей. В складе мышления некоторых людей наблюдается склонность - у одних к анализу, у других к синтезу.

Абстракция - это выделение одной какой- либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму.

Обобщение - это отбрасывание единичных признаков, при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может  совершится путем сравнения, при котором выделяются общие качества. Так совершается обобщение в элементарных формах мышления. В более высших формах обобщение совершается через раскрытие отношений, связей и закономерностей.

Абстракция  и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного  процесса, при помощи которого мысль  идет к познанию.

Познание  совершается в понятиях, суждениях  и умозаключениях, поэтому основные формы логического мышления - это  понятия, суждения, умозаключения.

Информация о работе Познавательные процессы