Познавательные процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2011 в 17:24, реферат

Описание

Познавательные процессы присущи каждому человеку. Ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь составляют познавательные процессы. Они являются важнейшими компонентами человеческой деятельности

Содержание

• Введение
• 1.Познавательные психические процессы
• 1.2 Составляющие познавательных процессов, их структура
• 2.Ощущения
• 2.1Анализаторы. Строение и работа анализаторов
• 2.2. Виды ощущений 11
• 3. Восприятие 16
• 3.1 Восприятие как познавательный процесс
• 3.2 Свойства и виды восприятия
• 4.Мышление
• 4.1 Виды мышления
• 4.2 Операции и формы мышления
• 5.1. Общие закономерность ощущений
• Заключение
• Литература

Работа состоит из  1 файл

познавательные процессы.docx

— 51.38 Кб (Скачать документ)
ign="justify">Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов  и явлений, выраженная словом или  группой слов. В понятии раскрываются существенные стороны явления и  их взаимосвязь.

Суждение - является основной формой результата мыслительного процесса. Суждение - это форма мышления, отражающая связи  между предметами или явлениями, это утверждение или отрицание  чего-либо.

Умозаключение - форма мышления, при которой  на основе нескольких суждений делается определенный вывод.

Итак, в  мышлении моделируются объективные  существенные свойства и взаимосвязи  явлений, они объективируются и  закрепляются в форме суждений, понятий  и умозаключений. 

5.1 Общие закономерности  ощущений 

 Пороги  ощущений а чувствительность анализаторов. Вы не

 задумывались  над вопросом: почему человек  не видит света далеких звезд?  Ведь какое-то количество света  от них все-таки падает на  сетчатку. Почему человек не ощущает  прикосновения пылинок к его  коже? Дело в том, что не всякое  раздражение вызывает ощущение. Чтобы возникло ощущение, раздражение  должно достигнуть определенной  величины. Слишком слабые раздражители  не вызывают ощущений.

 Минимальную  величину раздражителя, при которой  впервые возникает едва заметное  ощущение, называют абсолютным порогом  ощущения. Раздражители, которые не  достигают такой величины, лежат  ниже порога ощущения, не осознаются  человеком. 

 Часто  возникает необходимость оценить  чувствительность анализатора, его  способность улавливать слабые  раздражители. Для этого пользуются  понятием абсолютной чувствительности  данного анализатора. Чем слабее  раздражители, которые способен  уловить анализатор, тем он чувствительнее. Иными словами, чем ниже абсолютный, порог ощущения, тем, естественно,  выше абсолютная чувствительность  анализатора, и наоборот.

 При  благоприятных условиях абсолютная  чувствительность анализаторов  может достигнуть очень большой  величины. Если предположить абсолютную  чистоту атмосферы, то нормальный  глаз может увидеть в полной темноте горящую свечу на рас стоянии 27 км. Почти ни один физический прибор не имеет такой чувствительности к свету, мак глаз человека.

 Еще  более чувствителен наш обонятельный  анализатор. Человек может почувствовать  запах мускуса (остро пахнущее  вещество) если его содержится 1/100 000 000 часть миллиграмма в литре  воздуха. Такое малое количество  вещества не может быть обнаружено  никакими средствами химического  или спектрального анализа —  приборы его попросту не смогут  уловить. 

 Другая  важная характеристика анализатора  — его способность различать  изменения в силе раздражителя. Например, почувствуем ли мы разницу  в силе источника света в  1000 и 1005 Вт? Поэтому ощущения, характеризует  и так называемый порог различения. Порогом различения называют  относительную величину, показывающую, на какую долю должна увеличиться  сила раздражителя, чтобы человек  почувствовал едва заметное изменение  ощущения.

 Порог  различения имеет постоянную  для определенного вида анализатора  относительную величину и выражается  в виде от ношения (дроби). Для  зрения порог различения —  1/100. Если исходная освещенность  зала составляет 1000 Вт, то прибавка  должна составлять не менее  10 Вт, чтобы человек ощутил едва  заметное изменение в освещенности. Для слуховых ощущений порог  различения 1/10. Значит если к хору  в 100 человек прибавить 7—8 таких  же певцов, то человек не заметит  усиления звука, только. 10 певцов  едва заметно усилят хор. 

 Соответственно  чувствительность к различению  — это способность ощущать  слабые различия между раздражителями.

 Адаптация.  Постоянна ли чувствительность  анализаторов у одного и того  же человека? Экспериментально установлено,  что она непостоянна и может  меняться, причем в очень широких .пределах, под влиянием действующих раздражителей.

 Изменение  чувствительности анализаторов  под влиянием их приспособления  к действующим раздражителям  называют адаптацией (от латинского  слова «адаптере» — прилаживать,  при выкать). Общая закономерность здесь такова: при переходе от сильных к слабым раздражителям чувствительность повышается, при переходе от слабых К сильным — снижается. Биологическая целесообразность этого изменения очевидна: когда раздражители сильны, тонкая чувствительность не нужна; когда они слабы, важна способность улавливать слабые раздражители.

 Сильная  адаптация наблюдается в тактильных, температурных, обонятельных и  зрительных ощущениях, слабая  — в слуховых и болевых ощущениях.  К шуму и боли можно привыкнуть, т. е. отвлечься от них, перестать обращать на них внимание, но чувствовать их не перестанешь. А вот кожа действительно перестает чувствовать давление одежды.

 Каждому  из вас знакома температурная  адаптация. Когда вы входите  в реку, то в первый момент  вода кажется очень холод ной, но вскоре вы уже не ощущаете холода. Очень быстро наступает адаптация в обонятельных ощущениях, Входя в помещение, где резко пахнет йодом; уже через минуту человек перестает ощущать этот запах.

 Важное значение имеет зрительная адаптация. Зрительная адаптация к темноте наблюдается при переходе из ярко освещенного помещения в темноту. Человек, попавший в темноту после яркого света, вначале не видит предметов, а затем постепенно начинает различать их очертания. Это означает, что чувст¬вительность зрительного анализатора повысилась, увеличилась. Такое постепенное приспособление глаза к видению в темноте продолжается до 40 и больше минут. Адаптацию к темноте учитывают при ночных полетах, ночном патрулировании пограничников — летчикам и пограничникам рекомендуется перед этим с полчаса побыть в затемненном помещении.

 При  переходе от яркого света к  полной темноте чувствительность  глаза может увеличиться в  200 000 раз. За счет чего? При переходе  к темноте происходит расширение  зрачка (площадь его увеличивается  максимум в 17 раз), а следовательно, увеличивается количество света, которое может падать в глаз. Но зрачок может изменить чувствительность только в 17 раз, что не объясняет огромного диапазона адаптации. Подлинная при адаптации заключается в переходе от зрения колбочками (на свету) к зрению палочками (в темноте), которые, как мы с вами уже знаем, неизмеримо чувствительнее к свету, чем колбочки.

 Зрительная  адаптация к свету происходит  быстро — в течении нескольких десятков секунд. Мы «слепнем», переходя из темноты на свет, из-за высокой чувствительности глаза и начинаем различать очертания предметов на свету, как только чувствительность глаза уменьшится.

 Взаимодействие  ощущений. Ощущения, как правило,  не существуют независимо и  изолированно друг от друга.  Работа одного анализатора может  влиять на работу другого анализатора  — усиливать или, наоборот, ослаблять  ее.

 Психологическими  и физиологическими исследованиями  установлено, что можно повысить  чувствительность зрительного анализатора,  стимулируя ее слабыми музыкальными  звуками (резкие, сильные звуки,  наоборот, ухудшают зрение), обтиранием  лица прохладной водой (температурные  ощущения), слабыми кисло-сладкими  вкусовыми ощущениями (специальные  таблетки) . Слабые зрительные раздражители (мягкое, приятное освещение) слегка улучшают работу слухового анализатора. Известно, что обонятельные ощущения часто определяют вкусовые: ощущение приятного запаха во время еды повышает аппетит.

Заключение

Психология, как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний, психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем, как система  жизненных явлений психология знакома  каждому человеку. Она представляется ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений, памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя, а также наблюдать у других людей.

Рассматривая  тему познавательные психические процессы в данной контрольной работе, мы пришли к следующим выводам.

Психические процессы являются базовой основой  человеческой психики. Три разновидности  психических процессов познавательные, эмоциональные и волевые образуют в своей совокупности психическую  деятельность человека. Познавательные процессы - ощущение, восприятие, мышление, воображение, память формируют информационную базу, ориентировочную основу психики. Именно познавательные психические  процессы обеспечивают получение человеком  знаний об окружающем мире и о самом  себе. Рассмотрели структуру познавательных процессов, с помощью которых  человек получает и осмысливает  информацию, отображает объективный  мир, преобразуя его в свой субъективный образ.

Ощущения  есть отражение конкретных, отдельных  свойств, качеств, сторон предметов  и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент.

Прием и переработка человеком поступившей  через органы чувств информации завершается  появлением образов предметов и  явлений. Процесс формирования этих образов называется восприятием.

Наше  познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Познавая и преобразуя мир, человек выявляет устойчивые, закономерные связи между  явлениями.

На основании  изложенного, мы видим, что достаточно рассмотреть всего лишь три составляющие познавательных процессов (ощущения, восприятие, мышление), чтобы понять их значимость в формировании психики человека. 
 
 
 

Литература

1. Общая психология: учеб. для вузов Карпов А.В. - М.: Гардарики, 2005г.

2. Основы  психологии: учеб. Пособие - Столяренко  Л.Д. Ростов н/Д.: Феникс, 2005г.

3. Общая  и социальная психология: учебник  - Еникеев М.И. М.: Проспект,2007г.

4. Психология  и педагогика: учеб. пособие для  вузов - Реан А.А. СПб.: Питер, 2005г.

5. Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с, ил.

Информация о работе Познавательные процессы