Познавательные психические процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2011 в 16:02, контрольная работа

Описание

Познавательные психические процессы поставляют и составляют материал внутреннего мира человека. Они издавна привлекали внимание ученых не только потому, что образуют уникальность, индивидуальность каждого человека, но и потому, что являются средствами, инструментами всякого познания. Без раскрытия их природы невозможно сколько-нибудь полное, достоверное и надежное разделение объективного и субъективного компонентов при познании внешнего мира. Психические процессы являются базовой основой человеческой психики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………2
1. Ощущение и восприятие………………………………………………………….4
1.1. Ощущения: классификация и свойства…………………………………4
1.2. Восприятие: виды и свойства……………………………………………7
2. Воображение и творчество……………………………………………………….9
2.1. Воображение: виды и формы проявления……………………………..9
2.2. Понятие творчества: аспекты, факторы, признаки, свойственные процессу………………………………………………………………...12
2.3. Структура творческой деятельности………………………………….13
3. Мышление и интеллект…………………………………………………………16
3.1. Мышление, его сущность, типы, виды. Индивидуальные особенности мышления……………………………………………………………………...16
3.2. Интеллект…………………………………………………………………19
Заключение…………………………………………………………………………..26
Список использованной литературы……………………………………………….27

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.doc

— 234.00 Кб (Скачать документ)

      • избирательность: преимущественное выделение  одних предметов или их признаков  по сравнению с другими.

      Восприятие  непосредственно связано с прошлым  опытом человека, его знаниями. Зависимость  восприятия от прошлого опыта, направленности личности называется апперцепцией.

      Различные виды восприятия различают в зависимости  от преобладающей роли того или иного  анализатора. Хотя каждое восприятие определяется деятельностью нескольких анализаторов, но значение их может быть неодинаковым, какой-либо из анализаторов является ведущим, а другие дополняют восприятие предмета.

      Основой классификации восприятия, как и ощущений, является различие в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с этим различают зрительное, слуховое, обонятельное, осязательное восприятия. Однако это не исключает случаев, когда два или несколько анализаторов участвуют в восприятии в одинаковой степени. В таких случаях возникают сложные, комбинированные виды восприятия:

      восприятие  времени - отражение длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Восприятие времени тесно связано с особенностями деятельности: временные отрезки, заполненные интересной, эмоциональной деятельностью, недооцениваются, а время, связанное с малозначимыми событиями, ожиданиями, - переоценивается. При оценке же прошедшего времени действует обратная закономерность: насыщенные отрезки времени вспоминаются как длительные, а «пустые» периоды, которые тянулись долго, кажутся промелькнувшими мгновениями. Меняется восприятие продолжительности времени в зависимости и от возраста: это влияние, как считают некоторые авторы, проявляет себя при восприятии длительностей больше одного дня. Для людей преклонного возраста время течет быстрее, чем для ребенка.

      восприятие пространства (отражение величины, формы, объемности и удаления предметов);

      восприятие  движений (отражение удаленности предметов, скорости и направления их перемещения).

      При восприятии пространственных свойств  предметов в некоторых случаях  возникают иллюзии - искаженное отражение действительности.

      В ходе восприятия в сознании человека возникает целостный образ различных  предметов и явлений. Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов (что-то горячее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди и т.д.), то восприятие дает целостный образ предмета или явления. Оно предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме.  

  1. Воображение и творчество

    2.1. Воображение: виды и формы проявления

      Воображение — это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.

      Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал  или не совершал, у него могут  возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Будучи теснейшим образом связанным с мышлением, воображение характеризуется большей, чем при мышлении, неопределенностью проблемной ситуации.

      Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.

      Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет это делать. Таким  образом, он уже заранее создает  образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной.

      Физиологическую основу воображения составляет образование  новых сочетаний из тех временных  связей, которые уже сформировались в прошлом опыте. При этом простая актуализация уже имеющихся временных связей еще не ведет к созданию нового. Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом важное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс воображения представляет собой совместную работу обеих сигнальных систем. Все наглядные образы неразрывно связаны с ним. Как правило, слово служит источником появления образов воображения, контролирует путь становления их, является средством их удержания, закрепления, их изменения.

      Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения — объективная реальность. Воображение — это образное конструирование содержания понятия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само понятие (а схема получит отчетливое, верифицируемое и реализуемое в конкретном материале выражение).

      Для воображения характерно то, что знание еще не оформилось в логическую категорию, тогда как своеобразное соотнесение всеобщего и единичного на чувственном уровне уже произведено. Благодаря этому в самом акте созерцания отдельный факт открывается в своем универсальном ракурсе, обнаруживая свой целостнообразующий по отношению к определенной ситуации смысл. Поэтому в плане воображения целостный образ ситуации строится раньше расчлененной и детализированной картины созерцаемого.

      В психологии различают произвольное и непроизвольное воображение. Первое проявляется, например, в ходе целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной и отрефлексированной поисковой доминанты, второе — в сновидениях, так называемых неизменных состояниях сознания и т. д.

      Особую  форму воображения  образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.

      Можно выделить несколько  видов воображения, среди которых основные - пассивное и активное. Пассивное в свою очередь делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фантазия). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее. Близко к этим видам воображения находится эмпатия - способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать.

      В условиях депривации усиливаются разные виды воображения, поэтому, видимо, необходимо привести их характеристики.

      Активное  воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, их перемещением в различных комбинациях относительно друг друга. Стимуляция этого процесса создает объективные возможности для возникновения оригинальных новых связей между зафиксированными в памяти человека и общества условиями. В активном воображении мало мечтательности и «беспочвенной» фантазии. Активное воображение направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т. е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств). Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъективными проблемами. Активное воображение, наконец, и пробуждается задачей, и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.

      Воссоздающее  воображение — один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т. д.

      Антиципирующее  воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека — предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т. д. Этимологически слово «предвидеть» тесно связано и происходит из одного корня со словом «видеть», что показывает важное значение осознания ситуации и перенесения определенных элементов ее в будущее на основе знания или предугадывания логики развития событий.

      Творческое  воображение — это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.

      Образы  творческого воображения создаются  посредством различных приемов интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций. Первый - операции, посредством которых формируются идеальные образы, и второй — операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.

      Один  из первых психологов, изучавших эти  процессы, Т. Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию. Диссоциация — отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание.

      Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация — первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциации - существенное препятствие для творческого воображения.

    Ассоциация — создание целостного образа из элементов вычлененных. единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Кроме того, существуют и другие интеллектуальные операции, например, способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством.

      Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам, оно тенденциозно. Пассивное воображение подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения удовлетворяются неудовлетворенные, большей частью неосознаннее потребности личности. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций и аффектов.

      В ходе процессов пассивного воображения  происходит нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. Этим пассивное воображение отличается от реалистического мышления, которое направлено на действительное, а не мнимое удовлетворение потребностей.

      Материалами пассивного воображения, так же, как  и активного, являются образы, представления, элементы понятий и другая информация, почерпнутая с помощью опыта.

    1. Понятие творчества: аспекты,

    факторы, признаки, свойственные процессу

      Творчество определяется  как деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью, то есть в результате творчества создается что-то новое, до этого еще не существующее. 

      Понятию «творчество» также можно дать и  более широкое определение.

      Философы  определяют творчество, как необходимое условие развития материи, образование ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества.

      Творчество  — это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности.

   По  сути дела, творчество - это "способность  создавать любую принципиально  новую возможность" (Г.С. Батищев).

      В том числе отличительным признаком  интеллектуального творчества является усовершенствование способов решения уже известных проблем. В исследовании А. Г. Виноградова было показано, что способность отыскивать (открывать) способы собственной деятельности в разных типах проблемных ситуаций является следствием организации индивидуального понятийного знания, которое может выступать в качестве одного из источников индивидуальных различий в способности к процедурному творчеству (Виноградов, 1990).

     Важную  роль в интеллектуальном творчестве играет возможность трансформировать интуитивные, выраженные в необычном, часто достаточно смутном виде субъективные представления в пригодные для человеческого общения формы (словесно-речевые, категориальные, коммуникативные).

      Понятие природы  творчества связано с вопросом о  критериях творческой деятельности. Творчество может быть рассмотрено в различных аспектах: продукт творчества - это то, что создано; процесс творчества - как создано; процесс подготовки к творчеству - как развивать творчество.

Информация о работе Познавательные психические процессы