Познавательные психические процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2011 в 16:02, контрольная работа

Описание

Познавательные психические процессы поставляют и составляют материал внутреннего мира человека. Они издавна привлекали внимание ученых не только потому, что образуют уникальность, индивидуальность каждого человека, но и потому, что являются средствами, инструментами всякого познания. Без раскрытия их природы невозможно сколько-нибудь полное, достоверное и надежное разделение объективного и субъективного компонентов при познании внешнего мира. Психические процессы являются базовой основой человеческой психики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………2
1. Ощущение и восприятие………………………………………………………….4
1.1. Ощущения: классификация и свойства…………………………………4
1.2. Восприятие: виды и свойства……………………………………………7
2. Воображение и творчество……………………………………………………….9
2.1. Воображение: виды и формы проявления……………………………..9
2.2. Понятие творчества: аспекты, факторы, признаки, свойственные процессу………………………………………………………………...12
2.3. Структура творческой деятельности………………………………….13
3. Мышление и интеллект…………………………………………………………16
3.1. Мышление, его сущность, типы, виды. Индивидуальные особенности мышления……………………………………………………………………...16
3.2. Интеллект…………………………………………………………………19
Заключение…………………………………………………………………………..26
Список использованной литературы……………………………………………….27

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.doc

— 234.00 Кб (Скачать документ)

      Продукты  творчества - это не только материальные продукты - здания, машины и т.д., но и новые мысли, идеи, решения, которые могут и не нейти сразу же материального воплощения. Другими словами, творчество- это создание нового в разных планах и масштабах.

      При характеристике сущности творчества важно  учитывать разнообразные факторы, признаки, свойственные процессу создания.

      Творчество  имеет признаки: технические, экономические (снижение себестоимости, повышение рентабельности), социальные (обеспечение условий труда), психолого-педагогические - развитие в творческом процессе психических, нравственных качеств, эстетических чувств, интеллектуальных способностей человека, приобретение знаний и др.

      С точки зрения психологии и педагогики особенно ценным является сам процесс творческой работы, изучение процесса подготовки к творчеству, выявление форм, методов и средств развития творчества.

      Творчество  является целеустремленным, упорным, напряженным  трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности.

      Творчество  характеризуется как высшая форма  деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей. Творчество является основой человеческой жизни, источником всех материальных и духовных благ.

      2.3. Структура творческой деятельности

 

     Общие проблемы  исследования механизмов творчества  можно сформулировать  следующим образом:

      1. Анализ творчества, как конкретного  явления с целью выявления  в нем специфических сторон  и указания на общий характер  соответствующих им закономерностей.  

       2. Синтез итогов специальных исследований  каждой из  выделенных сторон с целью создания возможностей рационального  управления  ходом  конкретной творческой деятельности, расчетом творческого потенциала.

      В общей структуре творческой деятельности, рассматриваемой, как системе, можно  выделить несколько  основных подсистем.

      Это - процесс творческой деятельности, продукт творческой деятельности, личность творца, среда и условия, в которых протекает творчество. В свою очередь в каждой из названных подсистем можно выделить их составляющие. 

      Процесс деятельности может иметь такие  основные составляющие, как формирование замысла и его реализация.

      Личность  творца характеризуется  способностями ума, темпераментом, возрастом, характером и т.д.

      Среда и условия представляют собой  физическое окружение, коллектив, стимуляторы  и барьеры в творческой деятельности и т.д. 

      Творчество  издавна делят на научное и художественное.

      Построение  общей теории творчества, то  есть переход от  эмпирических  к более фундаментальным исследованиям этого сложного феномена привел к тому, что все настойчивые стали искать общие черты, присущие как научному, так и художественному творчеству.

      Составления многих схем позволяют заключить, что творческий акт и обычное решение проблем имеют одинаковую психологическую структуру,  которая выражается в виде этапов, включающих в себя цепь мыслительных задач.

      Процесс творческой деятельности можно разбить на этап нахождения принципа решения и этап применения решения.

      Причем  считается, что наиболее выраженным предметом психологического исследования являются события первого этапа, так как научное творчество нельзя  свести к логическим операциям «применение решения».

      Более подробно можно выделить следующие этапы  творческой деятельности:   

       1. Накопление знаний и навыков,  необходимых для четкого изложения и формирования задачи, возникновение проблемы (постановка задач).   

       2. Сосредоточения усилия и поиски  дополнительной информации, подготовка  к решению задачи.  

         3. Уход от проблемы, переключение на другие занятия (период инкубации).   

       4. Озарение или инсайт (гениальная идея и простая догадка скромных масштабов - то есть логический разрыв, скачок  в мышлении, получения результата, не вытекающего однозначно из посылок)

      5. Проверка и доработка замысла,  его воплощение.

Можно выделить также и  основные звенья творческого  процесса:

      - звено столкновения с новым; 

      - звено творческой неопределенности;

      - звено скрытой работы;

      - звено эврика;

      - звено развития решения;

      - звено критики;

      - звено подтверждения и воплощения.

      Представленные этапы  можно назвать и по-другому, да и само число этапов можно увеличить  или уменьшить, но в принципе творческий процесс характеризуется именно такой структурой.

      Творчеству должны быть присущи адекватность, то есть решение должно быть действительно  решением, новизна и оригинальность,  доработанность.

      Решением  считается не просто хорошая идея, а непременно осуществленная идея, изящество и простата.

      Творчество — несплошное и непрерывное движение. В нем чередуются подъемы, застои, спады. Высшей точкой творчества, его кульминацией является вдохновение, для которого характерен особый эмоциональный подъем, ясность и отчетливость мысли, отсутствие субъективного переживания, напряжения. П.И.Чайковский писал о своем творческом состоянии: «...в другой раз является совершенно новая самостоятельная музыкальная мысль. Откуда это является — непроницаемая тайна. Сегодня, например, с утра я был охвачен тем непонятным и неизвестно откуда берущимся огнем вдохновения, благодаря которому я знаю заранее, что все написанное мной сегодня будет иметь свойство западать в сердце и оставлять в нем впечатление».

      У разных людей состояние вдохновения  имеет разную продолжительность, частоту наступления. Выяснено, что продуктивность творческого воображения зависит главным образом от волевых усилий и является результатом постоянной напряженной работы. По словам И.Е.Репина, вдохновение — это награда за каторжный труд. 

      Творческие  решения меняют существенные методы, реже традиции, еще реже основные принципы и совсем редко  - взгляд людей на мир.

  1. Мышление и интеллект

    3.1. Мышление, его сущность, типы, виды. Индивидуальные особенности мышления. 

      С помощью ощущения и восприятия происходит формирование образов конкретных предметов, мышление же позволяет, с одной стороны, познать такие свойства предметов  и явлений, которые не доступны непосредственному  восприятию, с другой, - установить сходства и различия предметов и явлений, связи между ними. Таким образом, мышление представляет собой обобщенное отражение действительности. Мышление осуществляется посредством речи (внутренней, свернутой), т.е. оно опосредовано словом.

      Выходя  за пределы чувственного познания (восприятия, ощущения) мышление является высшей формой отражения действительности. Таким образом, можно дать определение мышлению как обобщенному, опосредованному отражению действительности.

      Мышление  включает различные процессы:

       анализ (мысленное разложение целого на части или выделение отдельных его свойств и сторон); и синтез (мысленное соединение частей). Эти процессы возникли из практических действий, реального разложения предметов на части и их соединения. Несмотря на их противоположность, анализ и синтез неразрывно связаны между собой. Хотя эти мыслительные процессы присущи всем и большинство людей относятся к аналитико-синтетическому типу, некоторые из них проявляют склонность к дроблению или соединению, являясь яркими представителями крайних типов.

       сравнение (установление сходства или различия между предметами и явлениями). В основе сравнения лежат анализ и синтез: на первом этапе предметы или явления расчленяется, выделяются их отдельные признаки, а затем они соединяются, тем самым сравниваясь. Необходимое условие осуществления сравнения - сравнивать по одному основанию.

       обобщение (мысленное выделение общего в предметах или явлениях и объединения их на этой основе). Предпосылкой обобщения является сравнение, только путем него можно установить общее.

       классификация (мысленное разделение предметов или явлений по группам в зависимости от их сходства и различия).

       абстрагирование (мысленное отвлечение от каких либо свойств предметов или явлений).

      Мышление  может выступать в различных формах: понятия, суждения, умозаключения. Понятие - это отражение в слове или группе слов общих и существенных признаков предметов или явлений. Формирование понятий происходит в процессе исторического развития человека, а в ходе индивидуального - их усвоение и добавление к их содержанию нового. Каждая наука представляет собой систему понятий.

      Всякий  мыслительный процесс осуществляется в форме суждений - это утверждение или отрицание чего-либо, отражение связи между предметами или явлениями. Виды суждений:

      • утвердительные - отрицательные

      • условные - категоричные

      • истинные - ложные.

      На  основе суждений строится умозаключение - это вывод из нескольких суждений. Виды умозаключений:

      • индуктивные (от частного к общему)

      • дедуктивные (от общего к частному)

      • по аналогии (от одних частных случаев  к другим).

      Мыслительная  деятельность - есть решение задачи, которое обязательно содержит в  себе вопрос. Именно вопрос является сигналом к началу активизации мышления. Осознание  вопроса является первым этапом решения задачи, недаром говориться "хорошо поставленный вопрос - половина ответа". На втором этапе происходит выяснение условий, учет уже известного. Затем следует этап обдумывания: сначала решение выступает в виде гипотезы, предположения, и, если их несколько, выбирается правильная или выдвигается новая. При решении задачи важную роль играет:

      • изменение словесной формулировки

      • опора на образы

      • практические действия

      • преодоление барьеров.

      Решение задачи может происходить интуитивно, как бы неосознанно. Интуиция - это знания, возникающие без осознания путей и условий их получения. Интуиция всегда основывается на длительном опыте. 

      Виды  мышления:

     В психологии принята и распространена следующая несколько условная классификация  видов мышления по таким различным основаниям как: генезису развития, характеру решаемых задач, степени развернутости, степени новизны и оригинальности, средствам мышления, функциям мышления и т.д.

     По  генезису развития различают мышление: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, абстрактно-логическое.

    • Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления.
    • Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления.
    • Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности.
    • Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в филогенезе и в онтогенезе.

Информация о работе Познавательные психические процессы