Познавательные психические процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 14:50, контрольная работа

Описание

Психические процессы являются базовой основой человеческой психики. Три разновидности психических процессов – познавательные, эмоциональные и волевые – образуют в своей совокупности психическую деятельность человека. Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, называются познавательными психическими процессами. Познавательные процессы - ощущение, восприятие, мышление , воображение, память – формируют информационную базу, ориентировочную основу психики. Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний о окружающем мире и о самом себе.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………3

2. Познавательные психические процессы:

2.1. Ощущение и восприятие……………………………………………5

2.2. Воображение и творчество………………………………………...10

2.3. Мышление и интеллект……………………………………………18

4. Заключение………………………………………………………………..26

5. Список литературы……………………………………………………….27

Работа состоит из  1 файл

контрольная психология.doc

— 153.50 Кб (Скачать документ)
  • фонематическая (или система звуковых кодов языка);
  • ритмико-мелодическая (или система музыкальных кодов).

Решающая  роль этих факторов приводит к тому, что, если ухо животного иногда обладает более тонкой звуковой чувствительностью, чем ухо человека, слух человека характеризуется гораздо большей  сложностью, большим богатством и  большей подвижностью звуковых кодов.

      4. Восприятие пространства - включает в себя восприятие расстояния, или отдаления, в котором предметы расположены от нас и друг от друга, направления, в котором они находятся, величины и формы предмета.

В восприятии отражаются следующие характеристики пространства:

  • Рельефность (трехмерность, стереоскопичность). Это оказалось возможным благодаря тому, что работают в восприятии парные органы: два глаза, две руки, два уха;
  • Форма предмета. Через восприятие, в отличие от ощущения, мы отражаем в предмете формообразующие свойства (угол или круг, впадина или выпуклость);
  • Величина (размер). Перцептивный образ обладает возможностью воспроизводить натуральную величину объекта. Ограничения вытекают только из разрешающей способности органа: дотянется ли рука, впишется ли воспринимаемый предмет в границы поля зрения;
  • Симультанность. В образе воспринимаемого предмета отражается его форма и размеры одновременно, хотя орган чувств получает информацию постепенно.

        5. Восприятие времени - оно представляет собой отражение в мозгу объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности.  
     

 

    1. Воображение и творчество

     Воображение - это психический познавательный процесс создания новых представлений  на основе имеющегося опыта, то есть процесс преобразующего проецирования действительности.

     Воображение представляет собой изменение и  преобразование человеком своих  представлений на основе:

  1. вычленения из целостного образа предмета какого-либо его элемента или свойства. Таково, например, представление одной формы каменного орудия как пригодной для резания, другой - как колющей;
  2. изменения величины, размеров объектов в сторону преувеличения (гипербола) или преуменьшения ее по сравнению с действительными и создание таким путем всевозможных фантастических образов (великанов, гномов и т.д.);
  3. соединения в своем воображении вычлененных из разных объектов их частей или элементов и создание таким путем мысленного образа, представления нового, не существовавшего ранее в природе предмета (сфинкс у древних египтян, кентавр у древних греков);
  4. конструирования предмета в связи с его назначением, например копья; мысленное наделение этого орудия свойствами поражения цели издалека (метание) или вблизи (нанесение удара, мощного укола)
  5. мысленного усиления какого-либо свойства или качества, придания этому свойству большего значения в характеристике объекта (хитрость у лисы, трусость у зайца);
  6. мысленного ослабления какого-либо свойства или качества предмета, в более сильной степени приводящее к построению контрастного образа, наделенного свойствами, прямо противоположными исходному (многие персонажи народного эпоса, сказок);
  7. создания нового образа в результате обобщения черт, наблюдавшихся у ряда сходных объектов .

Функции воображения:

  • представление действительности в образах, а также создание возможности пользоваться ими, решая задачи;
  • регулирование эмоциональных состояний;
  • произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;
  • формирование внутреннего плана действий — способности выполнять их внутри, манипулируя образами;
  • планирование и программирование деятельности, составление программ, оценка их правильности, процесса реализации.

Виды  воображения:

По  степени активности субъекта воображения можно выделить два вида:

  1. Активное воображение, при котором человек предполагает воспользоваться результатами воображения на практике;
  2. Пассивное, при котором не ставится цель использования его результатов и само оно может возникать вне зависимости от желания субъекта.

    Пассивное воображение у человека представлено двумя подвидами в зависимости  от наличия или отсутствия осознанности его возникновения. Так, пассивное преднамеренное воображение (или грезы) представляют собой создание образов воображения, которые изначально воспринимаются человеком как нереальные, неосуществимые, призрачные, сноподобные. Однако пассивное преднамеренное воображение осознается человеком как его собственное и формируется при его осознанном воздействии. Грезы обычно возникают у человека при ослабленном контроле сознания, чаще в полудремотном состоянии. Контроль при этом проявляется в отборе фантастических картин, причем только таких, которые вызвали бы у человека желанные чувства, сопровождались своеобразными эмоциональными состояниями, образно называемыми «сладкой грустью».

    Пассивное непреднамеренное воображение создает образы при особых состояниях личности или его организма, когда человек не управляет процессом создания этих образов. Разновидностями пассивного непреднамеренного воображения являются сновидения и галлюцинации.

    Под сновидением многие ученые понимают образы воображения, которые возникают у человека во время быстрого сна, и представляют собой создание новых образов в результате сочетания образов, извлеченных из долговременной памяти, и образов восприятия, полученных в течение предшествующего дня.

    Галлюцинации - это психологический феномен, при котором кажущийся образ возникает при отсутствии реального внешнего раздражителя вне помрачения сознания. Этот образ оценивается человеком без критики, как действительно истинно существующий объект. Галлюцинирующий субъект не в силах отрешиться от внутреннего убеждения, что он в данную минуту имеет чувственные ощущения, что ощущаемый им предмет реально существует, хотя на него не действует данный предмет. Этим галлюцинация отличается от иллюзии, которая искажает образ реально действующего на органы чувств объекта. Причины возникновения галлюцинаций могут иметь органический характер (воздействие наркотиков, алкоголя, отравляющих веществ, температуры недостатка кислорода и т.п.) и психогенный характер (состояние аффекта).

    Активное  воображение также имеет два  подвида: воссоздающее воображение и творческое воображение.

    Воссоздающее  воображение такой вид воображения, в ходе которого возникают новые образы на основании восприятия описаний, схем, чертежей, нотных записей и пр. Его образы относительно новые и обычно цель такого вида воображения создать образ максимально приближенный к реальному. Этот вид воображения играет ведущую роль в обучении, позволяя через создаваемые обучающимся образы изучаемого явления уяснить его суть.

    Творческое  воображение представляет собой такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы, имеющие личную или общественную ценность. Основным в процессе творческого воображения выступают модификация и трансформация образов, создание новых синтетических композиций. Чтобы воображение не превратилось в бесплодную игру ума, субъект в деятельности должен придерживаться некоторых ограничительных условий. К числу этих условий относится, во-первых, учет связи нового образа с существующей действительностью. Поэтому полезно, когда комбинаторика наглядных элементов образа творческого воображения регулируется абстрактным мышлением, т.е. осуществляется по правилам логики. Вторым условием является выяснение того, насколько образы воображения оригинальны.

      Творческое воображение может создавать образы субъективно новые («изобретение велосипеда») и объективно новые (как результат научной или художественной деятельности).

    Особое  место в системе видов воображения  занимает мечта.

    Мечта – это деятельность воображения, проявляющаяся в создании оптимистических замыслов, осуществление которых человек ожидает в будущем. С самого раннего детства и до глубокой старости человек постоянно на что-то надеется, чего-то ждет. Мечта является большой побудительной силой, заставляющей нас напряженно трудиться, чтобы достичь желаемых результатов.

    Мечта отличается от творческого  воображения тем, что:

    1) представляет собой создание  образов желаемого будущего самого человека;

    2) не включена в творческую деятельность, то есть не дает немедленный  и непосредственно объективный  продукт в виде научного изобретения,  художественного произведения, технического  изобретения и т.п.

    Предполагается, что воображение принимает участи в формировании у человека чуткости, тактичности, сочувствия и умения сопереживать другому человеку. 
 

    Творчество.

    Творчество  — это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

    Творчество  — деятельность, порождающая нечто  качественно новое, никогда ранее  не существовавшее.

    В том числе отличительным признаком  интеллектуального творчества является усовершенствование способов решения  уже известных проблем. Важную роль в интеллектуальном творчестве играет возможность трансформировать интуитивные, выраженные в необычном, часто достаточно смутном виде субъективные представления в пригодные для человеческого общения формы (словесно-речевые, категориальные, коммуникативные).

    Понятие природы творчества связано с  вопросом о критериях творческой деятельности. Творчество может быть рассмотрено в различных аспектах:

  • продукт творчества - это то, что создано;
  • процесс творчества - как создано;
  • процесс подготовки к творчеству - как развивать творчество.

    Продукты  творчества - это не только материальные продукты - здания, машины и т.д., но и новые мысли, идеи, решения, которые могут и не найти сразу же материального воплощения. Другими словами, творчество - это создание нового в разных планах и масштабах.

    При характеристике сущности творчества важно  учитывать разнообразные факторы, признаки, свойственные процессу создания.

    Творчество  имеет признаки технические, экономические (снижение себестоимости, повышение  рентабельности), социальные (обеспечение  условий труда), психолого-педагогические - развитие в творческом процессе психических, нравственных качеств, эстетических чувств, интеллектуальных способностей человека, приобретение знаний и др. Творчество характеризуется как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей. Творчество является основой человеческой жизни, источником всех материальных и духовных благ.

    Структура творческой деятельности:

    Общие проблемы исследования механизмов творчества можно сформулировать  следующим  образом:

     1. Анализ творчества, как конкретного явления с целью выявления в нем специфических сторон и указания на общий характер соответствующих им закономерностей.

      2. Синтез итогов специальных исследований  каждой из  выделенных сторон  с целью создания возможностей  рационального  управления  ходом  конкретной творческой деятельности, расчетом творческого потенциала.

    В общей структуре творческой деятельности, рассматриваемой, как системе, можно  выделить несколько  основных подсистем:

  • процесс творческой деятельности;
  • продукт творческой деятельности;
  • личность творца;
  • среда и условия, в которых протекает творчество.

   В свою очередь в каждой из названных  подсистем можно выделить их составляющие.

Информация о работе Познавательные психические процессы