Познавательные психические процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 14:50, контрольная работа

Описание

Психические процессы являются базовой основой человеческой психики. Три разновидности психических процессов – познавательные, эмоциональные и волевые – образуют в своей совокупности психическую деятельность человека. Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, называются познавательными психическими процессами. Познавательные процессы - ощущение, восприятие, мышление , воображение, память – формируют информационную базу, ориентировочную основу психики. Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний о окружающем мире и о самом себе.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………3

2. Познавательные психические процессы:

2.1. Ощущение и восприятие……………………………………………5

2.2. Воображение и творчество………………………………………...10

2.3. Мышление и интеллект……………………………………………18

4. Заключение………………………………………………………………..26

5. Список литературы……………………………………………………….27

Работа состоит из  1 файл

контрольная психология.doc

— 153.50 Кб (Скачать документ)

    Последовательность  мышления - умение соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса.

    Критичность мышления - качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений. Критичность - признак зрелого ума. Некритический ум легко принимает любое совпадение за объяснение, первое подвернувшееся решение за окончательное.

    Устойчивость  мышления - качество мышления, проявляющееся в ориентации на совокупность выделенных ранее значимых признаков, на уже известные закономерности.

    Все указанные качества индивидуальны, изменяются с возрастом, поддаются  коррекции.

    Интеллект

    Совокупность  всех критериев оценки мыслительного  процесса порождает такое понятие как интеллект. Рассмотрим некоторые определения интеллекта.

    1) Интеллект - общая способность  к познанию и решению проблем,  определяющая успешность любой  деятельности и лежащая в основе  других способностей. 

    2) Интеллект - достигнутый к определённому возрасту уровень психического развития, который проявляется в сформированности познавательных функций, а также в степени усвоения умений и знаний.

    Исходя  из этих определений, можно сделать вывод, что интеллект является понятием, обобщающим мышление и все познавательные процессы. Понятие является абстрактным и невозможно судить об интеллектуальных способностях человека по конкретной деятельности или ситуации. Необходимо взять во внимание определённый период жизнедеятельности человека, который включает в себя: ситуации, действия, сферы жизнедеятельности. Интеллект связан с понятием умственного развития.

    Под умственным развитием понимается совокупность как знаний, умений, так и умственных действий, сформировавшихся в процессе приобретения этих умений и знаний.

    При исследовании структур интеллекта во внимание принимают следующие основания:

  • опознание и понимание предъявленного материала по различным признакам;
  • конвергентная продуктивность - поиск решения в одном направлении с целью получения единственного правильного ответа;
  • дивергентная продуктивность - поиск решения в различных направлениях с целью получения нескольких в равной мере правильных ответов;
  • контроль и оценка - суждения о правильности, логичности заданной ситуации;
  • конкретные предметы или их изображения;
  • поведения, действия, поступки другого человека и свои собственные;
  • единицы объектов, на которые направлена интеллектуальная деятельность человека;
  • классы объектов на которые направлена интеллектуальная деятельность человека;
  • трансформация и преобразование заданного материала;
  • прогноз результата или импликация: что произойдёт, если…

    Интеллект рассматривается в психологии как: система психологических механизмов, которые обуславливают возможность  построения “внутри” индивида субъективной картины происходящего. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Психология  как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как система жизненных явлений  психология знакома каждому человеку. Она представляется ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений, памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать их у других людей. Предметом изучения психологии являются конкретные факты психологической жизни, выяснения психологических законов и закономерностей. Другими словами психология изучает факты закономерности и механизмы психологической жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

      1. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е  изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
      2. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2001. — 656 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»).
      3. Психология и педагогика: учебное пособие для вузов/ составитель и ответственный редактор А.А. Радугин; Научный редактор Е.А. Кротков.-  М.. Центр, 2002.- 256 с.
      4. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. Учебник для вузов. СПб., 2000.

Информация о работе Познавательные психические процессы