Процесс деятельности может иметь
такие основные составляющие, как
формирование замысла и его
реализация.
Личность
творца характеризуется способностями
ума, темпераментом, возрастом, характером
и т.д.
Среда
и условия представляют собой
физическое окружение, коллектив, стимуляторы
и барьеры в творческой деятельности
и т.д.
Творчество
издавна делят на научное и художественное.
Построение
общей теории творчества, то есть
переход от эмпирических к
более фундаментальным исследованиям
этого сложного феномена привел к
тому, что все настойчивые стали
искать общие черты, присущие как
научному, так и художественному
творчеству.
Составления
многих схем позволяют заключить, что
творческий акт и обычное решение
проблем имеют одинаковую психологическую
структуру, которая выражается в
виде этапов, включающих в себя цепь
мыслительных задач.
Процесс
творческой деятельности можно разбить
на этап нахождения принципа решения и
этап применения решения. Причем считается,
что наиболее выраженным предметом психологического
исследования являются события первого
этапа, так как научное творчество нельзя
свести к логическим операциям «применение
решения».
Более
подробно можно выделить следующие
этапы творческой деятельности:
1. Накопление знаний и навыков,
необходимых для четкого изложения
и формирования задачи, возникновение
проблемы (постановка задач).
2. Сосредоточения усилия и поиски дополнительной
информации, подготовка к решению задачи.
3. Уход от проблемы, переключение
на другие занятия (период инкубации).
4.
Озарение или инсайт (гениальная
идея и простая догадка скромных
масштабов - то есть логический
разрыв, скачок в мышлении, получения
результата, не вытекающего однозначно
из посылок).
Творчество
— несплошное и непрерывное движение.
В нем чередуются подъемы, застои,
спады. Высшей точкой творчества, его
кульминацией является вдохновение, для
которого характерен особый эмоциональный
подъем, ясность и отчетливость мысли,
отсутствие субъективного переживания,
напряжения. У разных людей состояние
вдохновения имеет разную продолжительность,
частоту наступления. Выяснено, что продуктивность
творческого воображения зависит главным
образом от волевых усилий и является
результатом постоянной напряженной работы.
2.3.
Мышление и интеллект
В процессе
ощущения и восприятия человек познает
окружающий мир в результате непосредственного,
чувственного его отражения, именно
это понятие трактуется как мышление.
Мышление - процесс отражения в сознании
человека реальной действительности путём
синтеза и анализа всех познавательных
процессов. На практике мышление как отдельный
психический процесс не существует, оно
присутствует во всех познавательных
процессах: в восприятии, внимании, воображении,
памяти, речи. Мышление это единый психический
познавательный процесс, но он реализуется
с помощью ряда подпроцессов, каждый из
которых представляет собой самостоятельный
и, в тоже время, интегрированный с другими
познавательными формами процесс. Высшие
формы этих процессов обязательно связаны
с мышлением, и степень его участия определяет
уровень их развития. Ни одна закономерность
не может быть воспринята непосредственно
органами чувств. Примером может служить
любая сознательная деятельность человека;
глядя в окно мы можем определить по мокрой
крыше или лужам, что был дождь; стоя на
светофоре, ожидаем зелёный свет, так как
осознаём, что именно этот сигнал служит
побуждением к действию. В том и другом
случае мы совершаем мыслительный процесс,
т.е. отражаем существенные связи между
явлениями сопоставляя факты.
Установление
всеобщих взаимосвязей, обобщение свойств
однородной группы явлений, понимание
сущности конкретного явления как
разновидности определенного класса явлений
- такова сущность человеческого мышления.
В определение мышления
чаще всего включают
следующие признаки:
1. Психический
процесс, который обеспечивает
ориентировку субъекта в межпредметных
связях и отношениях, путём воздействия
предметами друг на друга, путём использования
орудийных средств и средств измерения,
путём включения в организацию мышления
знаков и символов.
2. Процесс,
исходно возникающий на основе
практических действий и непосредственно-чувственного
познания.
3. Процесс,
по мере своего развития выходящий
за пределы практических действий.
4. Процесс,
результатом которого является
обобщённое отражение действительности
на основе межпредметных связей
и отношений.
5. Процесс,
всегда протекающий с опорой
на имеющиеся знания.
6. Исходит
из живого созерцания, но не
сводится к нему.
7. Процесс,
связан с практической деятельностью
человека.
Все вышеуказанные
пункты непосредственно связаны
и более понятно трактуются при
рассмотрении таких структурных
единиц как виды мышления.
Виды
мышления
1. Теоретическое
- познание законов и правил. Пользуясь
этим видом мышления, человек в процессе
решения задачи обращается к понятиям,
готовым знаниям, полученным другими людьми,
как правило, сам не имея опыта в решении
данной задачи.
2. Практическое
- разработка средств к решению,
постановка цели, создание плана,
схемы последовательности действий. Материалом,
который использует человек при практическом
мышлении, являются не понятия, суждения
и умозаключения, а образы. Они извлекаются
из памяти или творчески воссоздаются
воображением.
3. Наглядно-действенное
- основной задачей этого вида является
восприятие предметов и преобразование
их в реальной действительности, правильные
действия с данными предметами направленные
на решение задачи. Результатом является
создание какого-либо материального продукта.
4. Наглядно-образное
- при протекании этого вида мышления,
человек привязан к действительности,
использует конкретные образы для решения
возникшей ситуации, а сами необходимые
для мышления образы представлены в его
кратковременной и оперативной памяти.
5. Словесно-логическое
- это вид мышления опосредованный знаками,
из которых непосредственно складываются
понятия. Словесно-логическое мышление
осуществляется путем умозрительной логической
связи конкретных предметов, объектов,
процессов и явлений со звуками, с языковыми
звуками, со словами и словосочетаниями,
с понятиями, выраженными в языке в виде
слов и знаков, и обозначающими данные
предметы и объекты. При таком виде мышления
важно понять разницу, она заключается
в том, что человек воспринимает не образ,
а буквенное отражение или происходит
звуковой контакт (речь).
В психологии
существует различная классификация
видов мышления, поэтому рассмотрим
ещё несколько видов или как
их классифицируют «основополагающие
типы» мышления:
1. Аутистическое
мышление - данный тип мышления направлен
на удовлетворение собственных интересов.
Потребности в данном случае более личностно
ориентированы. При аутистическом типе
мышления актуальные, общепринятые ассоциации
тормозятся, как бы отодвигаются на второй
план, личностные ориентиры в свою очередь
доминируют, в отдельных случаях преобладают
аффекты. Аутистическое мышление
порождает иллюзии, а не истины.
2. Реалистическое
мышление - правильно отражает действительность,
делает поведение человека в различных
ситуациях разумным. Целью операций реалистического
мышления является создание правильной
картины мира, нахождение истины.
3. Эгоцентрическое
мышление - характеризуется как правило
тем, что человек не способен принять точку
зрения не совпадающую с его «эго». Такие
люди воспринимают картину мира, как «всё
зависит от моего мнения и решения», причём
другого как правило не дано. В отдельных
ярко выраженных случаях может привести
к отклонениям: мания величия, раздвоение
личности (реже).
4. Репродуктивное
- специфику этого типа мышления можно
охарактеризовать как поиск и установление
связей и отношений между готовыми продуктами
мыслительной деятельности, которые фиксированы
в знаковой форме. Данный тип предполагает
интенсивную мыслительную деятельность.
Формы
мышления:
Познание
реальности, и объективное её отражение,
это сложный многоуровневый процесс, одной
из структурных единиц которого является
понятие. Понятие - есть отражение существенных
признаков и свойств предметов и явлений.
При этом - уникальные характеристики
каждого явления собираются воедино, синтезируются.
Чтобы этот процесс понять, отобразить,
нужно всесторонне изучить предмет, установить
его связи с другими предметами. Понятие
о предмете возникает на основе многих
суждений и умозаключений о нём.
Ещё одной
формой мышления принято называть умозаключение.
Умозаключение - выведение субъективно
нового суждения из уже известных суждений,
имеющихся на данный момент в общественно-историческом
опыте человечества и личном практическом
опыте субъекта мыслительной деятельности.
Умозаключение как форма получения знания
возможно только при соблюдении законов
логики. Умозаключения бывают индуктивные,
дедуктивные и по аналогии.
Суждение
- это форма мышления, отражающая объекты
действительности в их связях и отношениях.
Каждое суждение есть отдельная мысль
о чём-либо. Суждения образуются двумя
основными способами:
- непосредственно,
когда в них выражают то, что воспринимается;
- опосредствованно
- путем умозаключений или рассуждений.
Суждения
могут быть:
- истинными;
- ложными;
- общими;
- частными;
- единичными.
Последовательная
логическая связь нескольких суждений,
необходимая для того, чтобы решить какую-либо
мыслительную задачу, понять что-нибудь,
найти ответ на вопрос, называется рассуждением.
Рассуждение
- имеет практический смысл лишь тогда,
когда оно приводит к определённому выводу,
умозаключению. Умозаключение и будет
ответом на вопрос, итогом поисков мысли.
Рассуждение, в котором мысль движется
в обратном направлении, называют дедукцией,
а вывод - дедуктивным.
Индивидуальные
качества мышления
Приведём
пример нескольких индивидуальных качеств,
присущих каждому человеку.
Самостоятельность
мышления - умение увидеть и поставить
новый вопрос или проблему, а затем решить
его собственными силами. Творческий характер
мышления отчетливо выражается именно
в такой самостоятельности. Этими качествами
наделены люди творческих профессий. Отчётливо
прослеживается при сугубо индивидуальных
видах деятельности.
Гибкость
мышления - способность изменять аспекты
рассмотрения предметов, явлений, их свойств
и отношений, умение изменить намеченный
путь решения задачи, если он не удовлетворяет
изменившимся условиям. Это способность
понимать и осознавать, что любая задача
имеет множество путей решения.
Инертность
мышления - качество мышления, проявляющееся
в склонности к шаблону, к привычным ходам
мысли, в трудности переключения от одной
системы действий к другой.
Экономичность
мышления - число логических ходов (рассуждений),
посредством которых усваивается новая
закономерность. Это способность отсечения
лишних действий и мыслей, необходимых
для решения задачи или принятия решения.
Широта
ума - умение охватить широкий круг вопросов
в различных областях знаниях и практике.
Данный критерий подразумевает под собой
понятие кругозора человека, способность
применять знания из различных областей.
Глубина
мышления - умение вникать в сущность,
вскрывать причины явлений, предвидеть
последствия; проявляется в степени существенности
признаков, которые человек может абстрагировать
при овладении новым материалом, и в уровне
их обобщенности.