Познавательные психические процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 14:50, контрольная работа

Описание

Психические процессы являются базовой основой человеческой психики. Три разновидности психических процессов – познавательные, эмоциональные и волевые – образуют в своей совокупности психическую деятельность человека. Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, называются познавательными психическими процессами. Познавательные процессы - ощущение, восприятие, мышление , воображение, память – формируют информационную базу, ориентировочную основу психики. Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний о окружающем мире и о самом себе.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………3

2. Познавательные психические процессы:

2.1. Ощущение и восприятие……………………………………………5

2.2. Воображение и творчество………………………………………...10

2.3. Мышление и интеллект……………………………………………18

4. Заключение………………………………………………………………..26

5. Список литературы……………………………………………………….27

Работа состоит из  1 файл

контрольная психология.doc

— 153.50 Кб (Скачать документ)

      Процесс деятельности может иметь  такие основные составляющие, как  формирование замысла и его  реализация.

    Личность  творца характеризуется  способностями  ума, темпераментом, возрастом, характером и т.д.

    Среда и условия представляют собой  физическое окружение, коллектив, стимуляторы  и барьеры в творческой деятельности и т.д. 

    Творчество  издавна делят на научное и художественное.

    Построение  общей теории творчества, то  есть переход от  эмпирических  к  более фундаментальным исследованиям  этого сложного феномена привел к  тому, что все настойчивые стали  искать общие черты, присущие как  научному, так и художественному творчеству.

    Составления многих схем позволяют заключить, что  творческий акт и обычное решение  проблем имеют одинаковую психологическую  структуру,  которая выражается в  виде этапов, включающих в себя цепь мыслительных задач.

    Процесс творческой деятельности можно разбить на этап нахождения принципа решения и этап применения решения. Причем считается, что наиболее выраженным предметом психологического исследования являются события первого этапа, так как научное творчество нельзя  свести к логическим операциям «применение решения».

    Более подробно можно выделить следующие  этапы творческой деятельности:

        1. Накопление знаний и навыков,  необходимых для четкого изложения  и формирования задачи, возникновение  проблемы (постановка задач).

        2. Сосредоточения усилия и поиски дополнительной информации, подготовка к решению задачи.

        3. Уход от проблемы, переключение  на другие занятия (период инкубации).

    4. Озарение или инсайт (гениальная  идея и простая догадка скромных  масштабов - то есть логический  разрыв, скачок  в мышлении, получения результата, не вытекающего однозначно из посылок).

    Творчество  — несплошное и непрерывное движение. В нем чередуются подъемы, застои, спады. Высшей точкой творчества, его  кульминацией является вдохновение, для  которого характерен особый эмоциональный подъем, ясность и отчетливость мысли, отсутствие субъективного переживания, напряжения. У разных людей состояние вдохновения имеет разную продолжительность, частоту наступления. Выяснено, что продуктивность творческого воображения зависит главным образом от волевых усилий и является результатом постоянной напряженной работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  • 2.3. Мышление и интеллект
  • В процессе ощущения и восприятия человек познает  окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения, именно это понятие трактуется как мышление. Мышление - процесс отражения в сознании человека реальной действительности путём синтеза и анализа всех познавательных процессов. На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно присутствует во всех познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Мышление это единый психический познавательный процесс, но он реализуется с помощью ряда подпроцессов, каждый из которых представляет собой самостоятельный и, в тоже время, интегрированный с другими познавательными формами процесс. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия определяет уровень их развития. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами чувств. Примером может служить любая сознательная деятельность человека; глядя в окно мы можем определить по мокрой крыше или лужам, что был дождь; стоя на светофоре, ожидаем зелёный свет, так как осознаём, что именно этот сигнал служит побуждением к действию. В том и другом случае мы совершаем мыслительный процесс, т.е. отражаем существенные связи между явлениями сопоставляя факты.
  •     

  • Установление  всеобщих взаимосвязей, обобщение свойств  однородной группы явлений, понимание  сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений - такова сущность человеческого мышления. В определение мышления чаще всего включают следующие признаки:
  •     

  • 1. Психический  процесс, который обеспечивает  ориентировку субъекта в межпредметных  связях и отношениях, путём воздействия предметами друг на друга, путём использования орудийных средств и средств измерения, путём включения в организацию мышления знаков и символов.
  •     

  • 2. Процесс,  исходно возникающий на основе  практических действий и непосредственно-чувственного познания.
  •     

  • 3. Процесс,  по мере своего развития выходящий  за пределы практических действий.
  •     

  • 4. Процесс,  результатом которого является  обобщённое отражение действительности  на основе межпредметных связей  и отношений.
  •     

  • 5. Процесс,  всегда протекающий с опорой  на имеющиеся знания.
  •     

  • 6. Исходит  из живого созерцания, но не  сводится к нему.
  •     

  • 7. Процесс,  связан с практической деятельностью человека.
  •     

  • Все вышеуказанные  пункты непосредственно связаны  и более понятно трактуются при  рассмотрении таких структурных  единиц как виды мышления.
  •     

  • Виды  мышления
  •     

  • 1. Теоретическое  - познание законов и правил. Пользуясь  этим видом мышления, человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, готовым знаниям, полученным другими людьми, как правило, сам не имея опыта в решении данной задачи.
  •     

  • 2. Практическое - разработка средств к решению,  постановка цели, создание плана,  схемы последовательности действий. Материалом, который использует человек при практическом мышлении, являются не понятия, суждения и умозаключения, а образы. Они извлекаются из памяти или творчески воссоздаются воображением.
  •     

  • 3. Наглядно-действенное  - основной задачей этого вида является восприятие предметов и преобразование их в реальной действительности, правильные действия с данными предметами направленные на решение задачи. Результатом является создание какого-либо материального продукта.
  •     

  • 4. Наглядно-образное - при протекании этого вида мышления, человек привязан к действительности, использует конкретные образы для решения возникшей ситуации, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти.
  •     

  • 5. Словесно-логическое - это вид мышления опосредованный знаками, из которых непосредственно складываются понятия. Словесно-логическое мышление осуществляется путем умозрительной логической связи конкретных предметов, объектов, процессов и явлений со звуками, с языковыми звуками, со словами и словосочетаниями, с понятиями, выраженными в языке в виде слов и знаков, и обозначающими данные предметы и объекты. При таком виде мышления важно понять разницу, она заключается в том, что человек воспринимает не образ, а буквенное отражение или происходит звуковой контакт (речь).
  •     

  • В психологии существует различная классификация  видов мышления, поэтому рассмотрим ещё несколько видов или как  их классифицируют «основополагающие типы» мышления:
  •     

  • 1. Аутистическое мышление - данный тип мышления направлен на удовлетворение собственных интересов. Потребности в данном случае более личностно ориентированы. При аутистическом типе мышления актуальные, общепринятые ассоциации тормозятся, как бы отодвигаются на второй план, личностные ориентиры в свою очередь доминируют, в отдельных случаях преобладают аффекты. Аутистическое мышление порождает иллюзии, а не истины.
  •     

  • 2. Реалистическое мышление - правильно отражает действительность, делает поведение человека в различных ситуациях разумным. Целью операций реалистического мышления является создание правильной картины мира, нахождение истины.
  •     

  • 3. Эгоцентрическое мышление - характеризуется как правило тем, что человек не способен принять точку зрения не совпадающую с его «эго». Такие люди воспринимают картину мира, как «всё зависит от моего мнения и решения», причём другого как правило не дано. В отдельных ярко выраженных случаях может привести к отклонениям: мания величия, раздвоение личности (реже).
  •     

  • 4. Репродуктивное - специфику этого типа мышления можно охарактеризовать как поиск и установление связей и отношений между готовыми продуктами мыслительной деятельности, которые фиксированы в знаковой форме. Данный тип предполагает интенсивную мыслительную деятельность.
  •     

  • Формы мышления:
  •     

  • Познание  реальности, и объективное её отражение, это сложный многоуровневый процесс, одной из структурных единиц которого является понятие. Понятие - есть отражение существенных признаков и свойств предметов и явлений. При этом - уникальные характеристики каждого явления собираются воедино, синтезируются. Чтобы этот процесс понять, отобразить, нужно всесторонне изучить предмет, установить его связи с другими предметами. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нём.
  •     

  • Ещё одной  формой мышления принято называть умозаключение. Умозаключение - выведение субъективно нового суждения из уже известных суждений, имеющихся на данный момент в общественно-историческом опыте человечества и личном практическом опыте субъекта мыслительной деятельности. Умозаключение как форма получения знания возможно только при соблюдении законов логики. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.
  •     

  • Суждение - это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо. Суждения образуются двумя основными способами:
    • непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается;
    • опосредствованно - путем умозаключений или рассуждений.

          Суждения  могут быть:

    • истинными;
    • ложными;
    • общими;
    • частными;
    • единичными.

        Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением.

        Рассуждение - имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли. Рассуждение, в котором мысль движется в обратном направлении, называют дедукцией, а вывод - дедуктивным.

        Индивидуальные  качества мышления

        Приведём  пример нескольких индивидуальных качеств, присущих каждому человеку.

        Самостоятельность мышления - умение увидеть и поставить новый вопрос или проблему, а затем решить его собственными силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности. Этими качествами наделены люди творческих профессий. Отчётливо прослеживается при сугубо индивидуальных видах деятельности.

        Гибкость  мышления - способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений, умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет изменившимся условиям. Это способность понимать и осознавать, что любая задача имеет множество путей решения.

        Инертность  мышления - качество мышления, проявляющееся в склонности к шаблону, к привычным ходам мысли, в трудности переключения от одной системы действий к другой.

        Экономичность мышления - число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность. Это способность отсечения лишних действий и мыслей, необходимых для решения задачи или принятия решения.

        Широта  ума - умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знаниях и практике. Данный критерий подразумевает под собой понятие кругозора человека, способность применять знания из различных областей.

        Глубина мышления - умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия; проявляется в степени существенности признаков, которые человек может абстрагировать при овладении новым материалом, и в уровне их обобщенности.

    Информация о работе Познавательные психические процессы