Практическое мышление. Тест

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 22:06, тест

Описание

Разработанный тест предназначен для людей в возрасте от 18 до 55 лет и направлен на диагностику практического мышления, не связанного с определенной профессиональной деятельностью, а являющегося компонентом общих способностей и проявляющегося в разнообразных житейских ситуациях.

Работа состоит из  1 файл

практическое мышление тест.doc

— 697.50 Кб (Скачать документ)


«Практическое мышление взрослых»1

 

Описание теста

Разработанный тест предназначен для людей в возрасте от 18 до 55 лет и направлен на диагностику  практического мышления, не связанного с определенной профессиональной деятельностью, а являющегося компонентом общих способностей и проявляющегося в разнообразных житейских ситуациях. Высокий уровень развития такого практического мышления можно рассматривать как одну из предпосылок успешности выполнения профессиональной практической деятельности, так же как развитие теоретического мышления влияет на успешность обучения, научной работы и других видов познавательной (теоретической) деятельности. Однако этот общий компонент практического мышления не рассматривается как единственная предпосылка успешности практической профессиональной работы; помимо него необходимы специальные способности, положительная мотивация, некоторые черты характера, специальные знания, навыки и пр.

Разработка нового теста  имеет свою схему построения. Главное  здесь - это теоретическая и методическая проработка подходов к его созданию. Она заключается как в поисках и конкретизации тех теоретических принципов, на которых строится новый тест, так и в определении его структуры, формы и содержания. В тесте на практическое мышление получили на дальнейшее развитие принципы нормативной диагностики, разработанные К.М. Гуревичем, т.е. диагностики, ориентированной не на статистическую норму, а на социально-психологический норматив. Работа по отбору содержания заданий проводилась после тщательного анализа таких понятий, как теоретическое и практическое мышление, представленных в работах С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, а также после изучения работ зарубежных исследователей по проблеме диагностики практического мышления.

Включенный в тест перечень ситуаций представляет то, что можно рассматривать как социально-психологический норматив. Конечно, тест не отвечает полностью желаемому идеалу, однако включает в себя отобранную после тщательного обдумывания часть того, что составляет основу практического мышления.

Разработанный тест имеет иные, чем традиционные тесты, способы представления и обработки диагностических данных, основным среди которых является отказ от статистической нормы как главного ориентира оценки индивидуальных и групповых данных в пользу приближения к критерию социально-психологического норматива. Другими словами, нет необходимости, определяя меру успешности какого-нибудь испытуемого, обращаться к континууму всей совокупности или выборки. Нужно просто сопоставить полученные данные с общим числом заданий в тесте. Существует апробированный способ сопоставления результатов с критериями социально-психологического норматива по выборке в целом

Тест включает четыре субтеста (по десять заданий в каждом). Задания представлены как в вербальном, так и в рисуночном виде.

Субтест 1. «Завершение  ситуаций»

Задания представляют собой  неоконченные предложения, которые  отражают различные проблемные ситуации и сформулированы таким образом, что стимулируют испытуемого  искать пути их завершения. Некоторые  задания были составлены с опорой на книгу А. Гостюшина. Задания предложены в закрытой форме: испытуемому даны на выбор три варианта ответов, из которых он выбирает тот, который, по его мнению, является наилучшим. В этом субтесте выявляются общая осведомленность, умения находить оптимальные выходы из экстремальных ситуаций, использовать нестандартные подходы к решению практических задач.

Субтест 2. «Решение житейских проблем»

Задания этого субтеста составлены по типу рисунков С. Розенцвейга. Стимулирующая ситуация представлена в схематическом контурном рисунке, на котором изображены два и более человека, занятые еще незаконченным разговором. Изображенные персонажи могут различаться по полу, возрасту и другим характеристикам. Общим для них является то, что один человек (слева) говорит другому о какой-то конкретной проблеме. Другой человек должен эту проблему разрешить. Испытуемому следует мысленно представить себя на месте второго человека и из трех предложенных вариантов ответа выбрать тот, который, по eгo мнению, является наиболее оптимальным для данной ситуации.

Задания субтеста включают ситуации социально-практического характера и направлены на выявление социального интеллекта. В некоторых заданиях использованы ситуации, описанные в книге Д. Карнеги.

Субтест 3. «Восстановление последовательности развития событий»

Задание субтест состоит  из шести картинок (объединенных общим  сюжетом), на каждой из которых изображен  частный эпизод рассматриваемого события. Картинки предъявляются таким образом, что последовательность развития событий нарушена. Испытуемый должен ее восстановить и указать правильный порядок расположений картинок. Здесь проверяются умений воссоздать из фрагментов логическое целое.

Субтест 4. «Нахождение  ключевых моментов ситуации»

Испытуемому предлагаются рисунки или описания различных проблемных ситуаций. После ознакомления с каждой ситуацией он должен из представленных подробностей выделить такую, которая дает ключ к разрешению, разгадке проблемы, Испытуемый самостоятельно записывает свой ответ в бланк. Материалом для составления заданий послужили печатавшиеся в журнале «Наука и жизнь» истории об инспекторе Варнике, а также другие детективные сюжеты.

В этом субтесте проверяется  умение детально анализировать ситуацию, находить ее ключевые моменты.

Руководство по проведению теста

 

Для правильного проведения тестирования необходимо строго соблюдать инструкции, контролировать время выполнения субтестов (с помощью секундомера), не помогать испытуемым при выполнении заданий. При групповом тестировании должны участвовать два экспериментатора. Один из них зачитывает инструкции и следит та временем тестирования, другой наблюдает за испытуемыми, предупреждая нарушение ими инструкции.

Время выполнения субтестов:

1. «Завершение ситуаций» (10 заданий) — 4 минут

2. «Решение житейских проблем» (10 заданий) - 6 минут.

3. «Восстановление последовательности  развития событий" (10 заданий) -10 минут.

4. «Нахождение ключевых  моментов ситуации» (10 заданий) - 30 минут.

Общее время тестирования - 50 минут.

 

Перед проведением тестирования экспериментатор объясняет его цель и создает у испытуемых соответствующий настрой. Для этого он обращается к ним со следующими словами: «Сейчас вам будут предложены задания, с помощью которых можно определить ваши умения практически мыслить. Вы будете выполнять разные наборы заданий (субтесты). Задания включают различные ситуации проблемного характера. В одних случаях вам следует из предложенных ответов выбрать тот, который содержит оптимальное решение. Выбрать можно только один ответ. В других случаях вы должны сами сформулировать ответ. На выполнение субтестов отводится ограниченное время. Начинать и заканчивать работу надо по нашей команде. Все задания следует решать строго по порядку. Не задерживайтесь слишком долго на одном задании. В тетрадь ничего записывать нельзя! Все ваши ответы на задания пишите в бланке для ответов».

После прочтения этой инструкции экспериментатор раздает  тестовые тетради и бланк для ответов и просит в бланке заполнить графы, в которые вносятся такие сведения:

- фамилия, имя, отчество;

- возраст;

- образование;

- специальность;

- дата проведения эксперимента.

Проконтролировав правильность заполнения этих граф, экспериментатор предлагает отложить в сторону ручки и внимательно его выслушать. Затем он зачитывает инструкцию к первому субтесту и дает команду начинать выполнять задания. При этом экспериментатор незаметно включает секундомер (чтобы не фиксировать на этом внимание испытуемых и не создавать у них чувство напряженности). По истечении времени, отведенного на выполнение первого субтестa, экспериментатор решительно прерывает работу испытуемых словом «Стоп», предлагая им положить ручки и начинает читать инструкцию к следующему субтесту.

В ходе проведения тестирования необходимо контролировать, правильно  ли испытуемые переворачивают страницы и выполняют другие требования экспериментатора.

 

 

Обработка результатов  тестирования

 

Производится количественная и качественная обработка результатов. Возможен групповой и индивидуальный анализ данных.

Количественная обработка

Индивидуальные показатели по каждому субтесту выводятся путем подсчета количества правильно выполненных заданий. Например, если испытуемый в субтесте 1 правильно решил семь заданий, то его балл по этому субтесту будет равен семи.

Индивидуальным показателем  выполнения теста в целом является сумма баллов, полученных при сложении результатов выполнения всех субтестов.

По замыслу тест в  полном его составе принимается  За норматив развития практическою мышления. С ним сравнивается число заданий, реально выполненных испытуемым. Устанавливается процент правильно выполненных заданий, и это определяет количественную сторону работ испытуемого.

Максимальное число  баллов, которое может получить испытуемый, правильно выполнивший весь тест, составляет 40. Именно по отношению к этому числу баллов подсчитывается процент фактического выполнения теста испытуемым. Например, если испытуемый получил общий балл по тесту, равный 20, то можно говорить о том, что этот испытуемый приближается к социально-психологическому нормативу, заложенному в тест, только на 50 %. Ниже приводится шкала оценки индивидуальных показателей по тесту.

 

 

ТЕСТ

Инструкция  к субтесту 1

 

Прочтите внимательно  незаконченные предложения и  из трех предложенных ответов выберите тот, который с вашей точки  зрения является наиболее оптимальным»

Отметьте соответствующую  букву в бланке для ответов.

 

Cубтест 1

 

1. Если вы увидели,  что вашу машину утоняют грабители,  то следует...

а) быстро подбежать к  машине и загородить собой проезд;

б) первым попавшимся предметом  постараться разбить лобовое стекло;

в) начать громко звать  милицию.

 

2. Чтобы открыть  новый магазин, нужно, в первую  очередь...

а) иметь опыт и знания;

б) иметь деньги;

в) иметь везение.

 

3. Если пассажир, которого  вы посадили в свою машину, явно хочет на вас напасть, то следует...

а) искать пост ГАИ;

б) воспользоваться имеющимся  у вас газовым оружием;

в) врезаться в идущую рядом машину.

 

4. Если в результате  трагического стечения обстоятельств вы оказались в пустыне без воды, далеко от населенных пунктов, тo (зная, что вас могут найти не так быстро) для лучшего сохранения влаги в организме, для наименьшей ее потери вам необходимо...

а) вырыть убежище в  песке и лечь в него во всей одежде;

б) не сидеть на одном  месте, а постараться добраться  как можно быстрее до какого-нибудь жилья;

в) лечь в убежище без  одежды, оставив только плавки.

 

5. Во время перестрелки  в городе лучше всего сразу...

а) как можно быстрее  бежать от места перестрелки;

б) спрятаться за автомобилем,

в) лечь на землю.

 

6. Если в темное  время суток вас начнет преследовать опасный человек, то вы...

а) сами совершите противоправный поступок (например, разобьете витрину  рядом расположенного магазина);

б) начнете просить, чтобы  он оставил вас в покое;

в) попытаетесь от него бежать.

 

7. Если вы живете на высоком этаже, а под вами начался сильный пожар, то вы...

а) постараетесь любым  способом покинуть дом;

б) позвоните пожарным и будете их ждать в квартире, предварительно заткнув все щели мокрыми тряпками.

в) позвонив пожарным, устроите в квартире сквозняк, чтобы выходил дым.

 

8. Если вы заблудились,  в лесу и не знаете, куда  идти, то вам нужно...

а) остаться на месте и  ждать помощи;

б) двигаться в каком-то одном направлении;

в) забраться на высокое  дерево.

 

9. Открывать новый  мебельный магазин следуй...

а) там, где они уже есть;

б) там, где такого магазина нет;

в) там, где есть только продовольственные магазины.

 

10. Если вечером  вам навстречу попадется опасная  группа ребят, то вы...

а) смело пойдете напролом;

б) постараетесь сами их напугать («здесь бегает бешеная собака»):

в) постараетесь куда-нибудь спрятаться.

 

 

Инструкция к субтесту 2

В этом субтесте вам предлагаются рисунки, на которых изображены два (и более) говорящих человека. То, что говорит первый человек, записано в прямоугольнике. Возможные варианты ответов второго человека приводятся под рисунком.

Выберите тот вариант  ответа, который с вашей точки  зрения наиболее оптимальный, для рассматриваемой  ситуации, и отметьте соответствующую  букву в бланке для ответов.

Информация о работе Практическое мышление. Тест