Правовая социализация личности и этапы формирования ее нормативно-правовой сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 10:49, реферат

Описание

От личности как общественного явления не может абстрагироваться ни одна из наук, в чем Вы имели возможность убедиться в процессе изучения целого ряда общественных и юридических дисциплин. Каждая из них затрагивает определенные грани ее взаимоотношений с социумом.

Содержание

Введение

1. Социализация и социальная справедливость

2. Психология правопослушного поведения

3. Правовая социализация и правопослушное поведение

Заключение

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 132.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Реферат

     по  курсу: Судебная психология

     по  теме: Правовая социализация личности и этапы  формирования ее нормативно-правовой сферы

 

      Содержание 

Введение

1. Социализация  и социальная справедливость

2. Психология  правопослушного поведения

3. Правовая социализация и правопослушное поведение

Заключение

 

      Введение 

     От  личности как общественного явления  не может абстрагироваться ни одна из наук, в чем Вы имели возможность  убедиться в процессе изучения целого ряда общественных и юридических  дисциплин. Каждая из них затрагивает определенные грани ее взаимоотношений с социумом.

     Вся человеческая жизнь протекает в  рамках тех или иных социальных групп. Обучаясь в школе, поступив на работу, отдыхая, человек все время вступает во взаимоотношения с окружающими, сталкивается с различного рода объединениями людей. В этих связях выделяются две системы:

     - деловые отношения, которые возникают между людьми как носителями определенных общественных функций;

     — личные отношения, складывающиеся на основе симпатий или антипатий, совпадения или расхождения интересов и т.д.

     Естественно, что обе эти стороны отношений, между которыми в правоприменительной  практике пролегает очень тонкая граница, оказывают сильное влияние  на формирование личности.

     Конкретная  социальная общность, в пределах которой люди непосредственно контактируют между собой (семья, учебная группа, милицейское подразделение), называется малой или контактной группой.

 

      1. Социализация и  социальная справедливость 

     Более высокая форма их организации  называется социальной группой - множеством людей, объединенных общими социально значимыми целями и соответствующей внутригрупповой организацией, обеспечивающей достижение этих целей. Наиболее развитой социальной группой является коллектив.

     Основное  назначение социальной группы - целенаправленное регулирование межличностных отношений в целях реализации интересов группы.

     Социальные  группы подразделяются на большие (класс, партия, нация, государство, МВД) и малые (в рамках непосредственного личного контакта).

     Естественно, что в повседневной жизни люди включены не в одну, а в несколько малых групп. Внутри каждой из них у человека возникают наиболее близкие отношения с отдельными людьми на основе личных привязанностей, единства взглядов, стремлений. Круг этих людей образует так называемую первичную группу. Она часто выступает и как референтная, эталонная группа. Под нею понимается такое объединение людей, нормы которого признаются личностью как наиболее ценные. Так, молодой сотрудник органов внутренних дел ориентируется на более опытных старших товарищей. Многие поступки человека в микросреде объясняются его стремлением к самоутверждению такой позиции в группе, которая обеспечивает ему признание, уважение, поддержку.

     Социальная  группа организует внутригрупповые  отношения, регламентирует их. Располагая определенными мерами воздействия (санкциями), они регулируют поведение людей, обеспечивают устойчивость общественной жизни, направляют ее на удовлетворение общих потребностей.

     Положение человека в группе, его права и  обязанности определяют статус личности. Ее поведение в соответствии с общественным статусом называется социальной ролью. Под нею понимается обобщенный способ выполнения определенной социальной функции, когда от человека ожидаются определенные действия. В своей жизни люди одновременно выполняют несколько социальных ролей (отец, депутат, врач). Но в способы своих действий каждый из нас вносит определенную творческую индивидуальность. Межличностные отношения в малой группе, стиль ее жизнедеятельности в значительной мере определяются ее официальным руководителем (в формальной группе) и неофициальным, но наиболее авторитетным в каких-либо отношениях лицом - лидером (в неофициальной группе).

     Люди  часто тормозят в себе те проявления, которые противоречат групповому мнению. Это явление называется конформностью (от лат. — подобный). Ее не следует связывать с подражанием, которое относится к воспроизведению тех образцов поведения, что соответствуют установкам личности.

     Поведение человека в социальной группе регламентируется системой социальных норм и системой социальных мер воздействия, обеспечивающих подчинение нормам группы - социальным контролем. Широкая система мер одобрения и принуждения: вплоть до использования мер пресечения, используются для воздействия на личность в тех ее проявлениях, которые связаны с интересами социальной общности. Социальный контроль основан на соответствии поведения каждого человека с его эталонными образцами, установленными в данном обществе и основанными на всеобщем признании определенной системы социальных ценностей.

     Социальная  группа характеризуется не только общностью  целей, наличием внутригрупповых норм поведения и эталонных образцов, но и групповым сознанием, которое не совпадает полностью ни с общественным, ни с индивидуальным сознанием, в силу чего становится понятным утверждение о несистематизированности и обыденности группового сознания, т.к. оно формируется конкретными личностями, часто входящими и в другие группы.

     Сила  влияния социальной группы на личность объясняется тем, что оно осуществляется как на уровне сознания (об этом шла речь выше), так и подсознания. Именно через последнее формируются социальные установки - готовность человека к определенным действиям при определенных обстоятельствах.

     В своей микросреде человек вступает в непосредственные личные контакты, в ходе которых возникают межличностные отношения. Они, в свою очередь, зависят не только от нравственно-психологических особенностей людей, но и от их социального статуса.

     Особое  влияние на нормативное поведение  и нормативные решения оказывает  фактор общения и взаимодействия при совместной групповой деятельности. В силу тех причин, что личность характеризуется устойчивым типом нормативного поведения и нормативно-ценностной системы, люди со сходными их типами могут быть отнесены к номинальным нормативным группам. Благодаря выделению этих типов и групп, удается более эффективно прогнозировать поведение их представителей в той или иной нормативно-проблемной ситуации.

     Следует понимать, что социальная роль не сводится только к правовому статусу человека, его служебному положению и т.д., но и к требованию и ожиданию от него соответствующего поведения со стороны неформальных структурных элементов (групп, "общества" и др.)

     Социальная  группа является носителем социальных ценностей, в том числе, определенных норм поведения, а также служит источником принуждающего влияния, направленного на обеспечение соответствия поведения членов группы указанным нормам.

     Психологами установлено, что влиянию группы, т.е. конформизму, в разной степени, но подвластны все люди. Это явление присутствует в любой группе. Степень конформности возрастает в сложных вопросах, а сама она варьируется в зависимости от рода постоянных занятий людей и их возраста. Эти обстоятельства позволяют судить о конформности как о понятии неоднородном. Часто фактическое поведение человека не совпадает с его взглядами. Рассматривая соотношение конформности и соблюдения норм права, психологи выделяют следующие ситуации:

  1. человек одобряет правовые нормы и подчиняется им в силу согласия с их содержанием;
  2. не одобряет, но подчиняется им;
  3. не одобряет и не подчиняется им;
  4. согласен с содержанием правовых норм, но не подчиняется им.

     Когда личность сознательно придерживается социальных норм, налицо сознательный конформизм. Когда же она вынуждена это делать под влиянием факторов внешнего порядка, мы имеем дело с "подчиняющимся" конформизмом.

     Сознательный  конформизм характеризует моральную  зрелость личности, ее способность  критически оценить нормы права  и в случае их несовершенства добиваться их улучшения законным путем.

     Подчиняющийся конформизм таит в себе возможность  сближения с поведением противоправного  типа, т.к. лицо, используя "благоприятную" ситуацию, может избрать незаконные средства для достижения своей цели. .

     Наконец, конформность по отношению к существующему правопорядку - не единое понятие. Многие правонарушители не отвергают правовые нормы, их социальное содержание вообще, они оправдывают свое поведение разными обстоятельствами, в основном, смягчающего характера!

     Степень конформизма, его направленность, зависит от содержания социальных норм, существующих в той или иной группе, а так же - от степени сознательности самой личности.

     Степень конформности в поведении лица во многом зависит от того, насколько  оно хочет отождествлять себя с социальной группой, а также от того, каким образом реагирует на него группа. Зависит она как от внутренних, так и от внешних факторов. Чем выше степень единства в группе, тем выше требования конфортности, тем меньше вероятность отклонения от социальных норм.

     Следует помнить, что не всякая сумма определенных индивидов может быть названа социальной группой. К ней следует относить совокупность людей, которых объединяют общие интересы, цели, примерно одинаковый уровень социальных и моральных ценностей.

     В социальной психологии группы делят на:

  1. Формальные, т.е. имеющие зафиксированную внешнюю структуру (отделение, экипаж, отдел).
  2. Неформальные - не имеющие такой структуры, а основанные на взаимных симпатиях, общих интересах.

     Такие группы могут совпадать и не совпадать.

     По  социальной направленности группы делятся на социальные и антисоциальные. Между ними существует взаимосвязь, благодаря чему дефекты в функционировании социальной группы могут привести к ее перевоплощению в антисоциальную.

     Большое значение для любого человека имеет  ближайшая социальная группа, т.к. реакция со стороны окружающих является источником поведения любого из нас. Человек усваивает ту линию поведения, которая поддерживается, одобряется тем ближайшим (и достаточно ограниченным) к нему окружением, в котором он живет. Если в этом мире преобладают противоправные идеи, установки и нормы, то поведение человека вступает в конфликт с обществом и законом. Аналогичная ситуация может сложиться в том случае, если человек из обычной группы в качестве референтной выбирает группу правонарушителей, влияние которой на него может оказаться преобладающим, когда в ней человек удовлетворяет такие свои потребности как жажду товарищества, внимания, взаимного обмена эмоциональными настроениями, и пр. Психологическая структура группы служит мощным катализатором индивидуального поведения.

     Социальная  роль определяется в психологии как совокупность объективных ожиданий, которые, в свою очередь, производны от социально-политической, экономической и т.д. структуры общества. Наличие социальных ролей предполагает возможность предвидеть цели и действия лица в соответствующей ситуации и избираемые им при этом средства. В случае конфликта ролей, т.к. человек одновременно входит в несколько социальных групп, возможно разрешение этих противоречий противоправным путем. Кстати, каждый из нас постоянно сталкивается с необходимостью выбора одной из альтернатив поведения и от него всегда ожидается от общества проявление нормальных социальных реакций на воздействие среды. Эти требования называются социальными ожиданиями.

     По  мере развития личности меняются и  жизненные условия, происходит смена  требований к ней со стороны общества. Для многих людей эти новые  социальные требования служат стимулом для дальнейшего совершенствования, достижения равновесия со средой на новом, более высоком уровне. Но не всем это по силам (например, подросткам), что является так же причиной криминального поведения людей. Нередко дискомфортные состояния переживаются человеком, когда уровень его притязаний, обусловленный завышенной самооценкой, терпит неудачу. Такое состояние, переживаемое человеком, называется "эффектом неадекватности". Следствием его проявления является состояние напряженности человеческих отношений и несовпадения самооценки с оценкой его достоинств и возможностей окружающими, переходящее в антиобщественное поведение15.

Информация о работе Правовая социализация личности и этапы формирования ее нормативно-правовой сферы