Правовая социализация личности и этапы формирования ее нормативно-правовой сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 10:49, реферат

Описание

От личности как общественного явления не может абстрагироваться ни одна из наук, в чем Вы имели возможность убедиться в процессе изучения целого ряда общественных и юридических дисциплин. Каждая из них затрагивает определенные грани ее взаимоотношений с социумом.

Содержание

Введение

1. Социализация и социальная справедливость

2. Психология правопослушного поведения

3. Правовая социализация и правопослушное поведение

Заключение

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 132.00 Кб (Скачать документ)

     Человек редко берет на себя ту или иную роль добровольно. Обычно она возлагается  на него в результате стечения обстоятельств, в связи с социальными потребностями  или характером образования ...

     Конформизм

     Власть  удерживать легче, если сама группа оказывает  на своих членов постоянное давление, направленное на то, чтобы их действия, мысли и ценности совпадали с  поступками, мыслями и ценностями других. В условиях изменчивой и  неоднозначной социальной действительности самое простое решение этой проблемы состоит для человека в том, чтобы придерживаться коллективных истин, позволяющих всякому понять тот мир, в котором он живет. В том, кто отклоняется от нормы, начинают видеть источник социальной угрозы, и поэтому большинство будет оказывать на него давление, чтобы он вернулся на путь истинный и вновь стал "как все". Это давление конформности может проявляться в виде насмешек, социального осуждения и даже прямого отторжения "отклоняющегося" лица. Давление это сказывается на человеке особенно сильно, если тот нуждается в одобрении и поддержке или испытывает тревогу и недостаточно верит в себя. С другой стороны, нонконформист способен успешнее сопротивляться давлению группы, если обладает достаточным умом и творческими способностями и устойчив к стрессу. Чаще всего, именно благодаря таким людям осуществляются нововведения и действуют силы преобразования..

     Из  книги В.Л.Васильева "Юридическая  психология" (М., 1991, с.111)

     Процессы  формирования социализации и самореализации личности диалектически противоречивы. Они отражают различные социальные коллизии, противоречия в борьбе поколений отцов и детей, консервативного и прогрессивного, гуманного и агрессивного, стратегического и тактического, альтруизма и эгоизма и т.д. Эти и другие противоречивые тенденции присущи не только отдельному человеку, но и социальным группам, и другим общественным формированиям.

     Жизнеспособность  общественной системы связана с  уровнем социализации отдельных  членов, составляющих общество, и с  возможностью для них полностью  реализовать свой личный потенциал. При этом большое значение имеет состояние динамического равновесия, с помощью которого возможно достижение в обществе социальной гармонии. Этому способствуют моральные, этические и правовые программы, которые личность усваивает в процессе социализации, а также внешний и внутренний контроль за соблюдением этих программ.

     Социальная  несправедливость приводит к невозможности  самореализации личности, в результате чего возникает социальное напряжение как для отдельной личности, так  и для целых групп. Противоречие между личностью, социальной группой и обществом, в целом, обычно является следствием как особенности психологической структуры данного субъекта, так и своеобразия требований, которые к нему предъявляет окружающая социальная среда. Можно назвать ряд устойчивых качеств: групповой эгоизм, зависть, постоянное стремление к поискам врага, которые лежат в основе такого социального напряжения.

     Из  книги Немова Р.С. "Психология" (- М., 1995, ТА, с.483-493)

     Положительное воздействие общности на индивида

     Давно замечено, и это наблюдение отчетливым образом отразилось в теориях личности, что группа оказывает существенное влияние на психологию и поведение индивида. Часть изменений, порождаемых психологическим влиянием группы, исчезает, как только человек выходит из сферы воздействия группы, другие продолжают существовать, оставляя заметный след в личности и при определенных условиях превращаясь в личностные черты.

     Можно с некоторыми оговорками принять  тот факт, что человек как личность есть продукт, результат многочисленных остаточных групповых влияний, что почти все ( за исключением генетически и физиологически обусловленных особенностей ) в его психологии и поведении складывается и закрепляется под влиянием участия в деятельности различных социальных больших и малых групп. Каждая из значимых ( референтных ) социальных групп вносит свой вклад в психологию и поведение личности, и этот вклад отнюдь не является однозначно положительным или отрицательным. Он различен, и об этом в первую очередь свидетельствует наличие у людей множества достоинств и недостатков, большую часть которых они приобрели, находясь в группах.

     Рассмотрим  в обобщенном виде основные факты, свидетельствующие  о положительном и отрицательном  влиянии группы на индивида.

     Положительное влияние группы на формирование и  развитие личности состоит в следующем {далее эти положения раскрываются подробнее ):

  1. В группе индивид встречается с людьми, которые являются для него основным источником духовной культуры.
  2. Отношения между людьми, складывающиеся в группах, несут в себе позитивные социальные нормы и ценностные ориентации, которые усваиваются личностью, включенной в систему групповых взаимоотношений.
  3. Группа является таким местом, где индивид отрабатывает свои коммуникативные умения и навыки.
  4. От участников группы индивид получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя, сохранять и укреплять все положительное в своей личности, избавляться от отрицательного и недостатков.
  5. Группа снабжает индивида системой положительных эмоциональных подкреплений, необходимых для его развития.

     Лишь  постоянное общение индивида с более  развитыми, чем он сам, личностями, обладающими  ценными знаниями, умениями и навыками, обеспечивает ему возможность приобщения к соответствующим духовным ценностям. Почти у каждого человека есть чему научиться у других людей, и практически в каждой группе он встречает таких людей.

     Если  бы человеческий ребенок родился  и вырос не в обществе, среди  других людей, а в изоляции от них, он никогда психологически и поведенчески не превратился бы в человека. Об этом свидетельствуют многие описанные в научной и популярной литературе факты, когда в силу трагически сложившихся жизненных обстоятельств человеческие дети оказывались с малолетнего возраста лишенными возможности общаться с развитыми, культурными людьми, жили в физической или психологической изоляции от них, в сообществах животных. Почти во всех этих случаях были отмечены серьезные задержки как в психологическом, так и в поведенческом развитии детей. Только через прямое общение и личные контакты в группах одни люди передают другим свой жизненный опыт. Этот опыт включает практически все человеческое, что есть в современном человеке, от элементарных гигиенических навыков и пользования речью до нравственных ценностей и способностей к различным видам деятельности. Чем больше разнообразных групп, активным участником которых становится индивид в процессе его жизни, тем больше у него возможностей для развития, приобретения разнообразных ценных человеческих качеств. В особенности это касается высшей духовной культуры, которая передается от человека к человеку только в результате обучения и воспитания, через прямое межличностное групповое общение.

     На  психологию индивида группа влияет через  систему складывающихся в ней  отношений, в частности - через отношения  данного индивида с остальными участниками группы. Мы уже знаем о том, что при разных отношениях индивиды проявляют себя с различной, положительной или отрицательной, стороны, поэтому для обеспечения преимущественно положительного влияния группы на личность важно добиться того, чтобы межличностные отношения в ней были благоприятными.

     Он  утверждал, что средний человек  в массе людей, в толпе обнаруживает более низкий уровень интеллекта, чем вне ее. В толпе он более  доверчив, агрессивен, ожесточен, нетерпелив, аморален и даже способен вести себя на уровне животного. Очевидно, Г. Лебон преувеличивал отрицательное влияние толпы на индивида, но тем не менее в его суждениях и выводах содержалась определенная доля истины. Ее подтвердили последующие экспериментальные исследования. Те специфические изменения в психологии и поведении человека под влиянием толпы, на которые одним из первых обратил внимание Лебон, внимательно исследованы в социальной психологии под названиями "обезличивание" и "деиндивидуализация".

     Было  показано, что, когда человек испытывает на себе влияние некоторой достаточно большой социальной общности, внутренне не организованной, в его психологии и поведении в большей степени проявляется то общее, что свойственно данной группе, и в гораздо меньшей степени то, что составляет его собственную индивидуальность. Человек в толпе нередко перестает быть личностью, поэтому данный феномен получил название "обезличивание".

     Один  из наиболее впечатляющих экспериментов, показывающих, насколько далеко может  зайти обычный человек в своих действиях, бездумно и слепо подчиняясь давлению со стороны авторитетных лиц или групп, которые они представляют, был проведен в начале 60-х годов американским психологом С. Милгрэмом. Этот эксперимент заключался в следующем.

     Через объявление в газете за плату 4 доллара в час добровольцы были приглашены принять участие в "научном психологическом эксперименте, предназначенном для изучения памяти". Каждому из людей, посетивших лабораторию, говорили, что в ходе эксперимента он будет выполнять роль "учителя", задача которого заключается в том, чтобы читать "ученику" пары слов и затем, напоминая по одному слову из каждой пары, просить "ученика" вспомнить второе слово соответствующей пары. Если "ученик" ошибался, то "учитель" должен был наказывать его ударами электрического тока, последовательно повышая его напряжение от 15 В до 450 В шагами по 15 В ( за каждую следующую ошибку напряжение в сети должно было увеличиваться на 15 В).

     "Учителя"  и "ученика" разделяла тонкая  фанерная перегородка, так что  "учитель" не мог видеть "ученика", но хорошо слышал все, что происходило за перегородкой. Во время эксперимента "ученик" сидел в кресле 3, привязанный к нему ремнями, а на его руках находились контакты от электрических проводов, идущих от пульта. Само кресло 3, кроме того, было крепко привинчено к полу. При возникновении тока в электрической цепи зажигалась лампочка 6 и звучал электрический звонок 5. Перед началом эксперимента сам "учитель" садился в кресло "ученика" и для пробы получал удары электрическим током 15 В и 30 В. После того как он убеждался в том, что ток по цепи действительно идет и что удары электрическим током даже минимального напряжения достаточно чувствительны, начинался основной эксперимент.

     Непосредственно перед "учителем" находилась панель с электрическими кнопками, градуированными от 15 В до 450 В. Цифра 300 В была выделена Нигде, кроме группы, человек не в состоянии усвоить речь и научиться пользоваться ею. Ребенок научается разговаривать только благодаря тому, что все в семье, где он родился, говорят на родном языке. И не просто говорят, а постоянно, чуть ли не с первых дней рождения обращаются к нему на языке, требуют ответной реакции и всячески ее поощряют. Стимулирование языкового индивида со стороны группы происходит и дальше. Установление, что между уровнем владения языком и участием индивида в деятельности различных групп существует прямая зависимость.

     Важным  фактором индивидуального психологического развитого человека являются его  знания о самом себе. Иначе, как  от других людей, в процессе непосредственного общения с ними, он эти знания получит не может. Группа и составляющие ее люди являются для индивида своеобразным зеркалом (вернее - разными Зеркалами, каждое из которых по-своему отражает его), в котором выражается человеческое "Я".

     Точность  и глубина отражения личности в группе прямо зависят от открытости, интенсивности и разносторонности общения данной личности с остальными членами группы.

     Для развития у себя тех или иных достоинств индивиду необходимы соответствующие  стимулы, положительные подкрепления. Их основным источником также являются люди, окружающие его в группах.

     Таким образом, для развития индивида как  личности группа представляется незаменимой. То же самое, и даже в еще большей  степени, касается высокоразвитого  коллектива. В жизни и деятельности каждого отдельно взятого человека он играет незаменимую положительную роль. О ней много писали и говорили такие известные педагоги, как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. Однако, свою положительную роль в развитии личности коллектив реализует лишь тогда, когда не происходит его и ее ( этой роли ) идеологического искажения, когда психологическая и педагогическая теория коллектива не оказывается предметом политических манипуляций.

     Отрицательное влияние группы на личность

     Если о положительном воздействии группы на индивида (коллектива на личность) много и хорошо написано в педагогической, социологической и психологической литературе, то о фактах отрицательного воздействия известно немного. Во всяком случае, до недавнего времени из-за определенной идеологизации психологи и педагоги об этих фактах предпочитали умалчивать. В этой связи мы уделим рассмотрению и анализу этих фактов несколько больше внимания, чем отведено на представление влияния группы на индивида в положительном свете. Особенно много данных о возможном отрицательном влиянии группы на индивида накоплено в социальной психологии малых групп, начало которой было положено исследованиями отечественных и зарубежных ученых, проведенными еще в начале XX в.

     Поначалу  психологи, заинтересованные в решении данного вопроса, в качестве объекта исследования использовали большие социальные общности типа толпы и неорганизованной массы людей, и только затем внимание переместилось на изучение влияния малой группы на индивида.

Информация о работе Правовая социализация личности и этапы формирования ее нормативно-правовой сферы