Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 10:49, реферат
От личности как общественного явления не может абстрагироваться ни одна из наук, в чем Вы имели возможность убедиться в процессе изучения целого ряда общественных и юридических дисциплин. Каждая из них затрагивает определенные грани ее взаимоотношений с социумом.
Введение
1. Социализация и социальная справедливость
2. Психология правопослушного поведения
3. Правовая социализация и правопослушное поведение
Заключение
По мере ослабления согласия, единства в отношении ролевых требований и ожиданий неизбежно возрастает функция принуждения. В этой ситуации самопроизвольное отождествление с социальной ролью затрудняется (ибо ослаблено согласие по поводу ее требований), и на смену отождествлению с ролью приходит отчуждение уголовного закона.
Процесс социализации личности - сложен и многообразен. Одним из ее направлений является выработка в процессе освоения социального опыта и культуры, ценностно-нормативной ориентации личности, при которой предписания общественных норм воспринимаются как свои жизненные установки. Такая ценностно-нормативная ориентация личности формируется путем политического, трудового, нравственного и правового воспитания.
Процесс социализации личности включает и воспитание активной социальной ответственности - осознания личностью своего долга перед обществом, понимание необходимости соблюдения социальных норм, что в конечном счете обеспечивает нормативное поведение, высокую степень социальной воспитанности человека, предупреждение антисоциальных проявлений с его стороны.
Высшим уровнем социализации личности является ее самоутверждение, реализация внутреннего потенциала. Этот сложный процесс осуществляется, обычно, в соответствии с определенным социально-психологическим сценарием, содержание которого зависит как от ролевых позиций субъекта, так и от внешних условий (воздействия социальной микросреды).
Анализ
же проблемы социализации личности в
контексте анализа
Социальная справедливость в значительной степени представляет собой меру возможностей для самореализации в данных общественных условиях. Жизнеспособность общественной системы связана с уровнем социализации отдельных ее членов, составляющих общество, и с возможностью для них полностью реализовать свой личностный потенциал. При этом большое значение имеет состояние динамического равновесия, с помощью которого возможно достижение в обществе социальной гармонии. Этому способствуют моральные, этические и правовые программы, которые личность усваивает в процессе социализации, а также внешний и внутренний контроль за соблюдением этих программ.
С другой стороны, социальная несправедливость приводит к невозможности самореализации личности, в результате чего возникает социальное напряжение как у отдельной личности, так и у целых групп. В основе его, обычно, лежит целый ряд устойчивых качеств:
Упадок духа, неверие в социальную справедливость могут — в радиусе своего действия и на время его действия - срывать работу самых лучших социальных принципов.
Само же понятие "социальная справедливость" достаточно многопланово и характеризует как социальные достижения, так и социальные задачи, которые необходимо решать ради приведения всей системы общественных отношений к социальной гармонии. В то же время, в нем отражено представление о должном, соответствующем сущности общественного строя — человечности, целей и средств общественного развития.
В контексте анализа понятия "социальная справедливость", следует выделить важное для общества чувство ответственности (за порученное дело, взятые обязательства и пр.), а также связанные с ним чувство контроля со стороны окружающих и способность человека к самопроверке - "детектору лжи".
Еще важнее чувство перспективы для того дела, которое человек делает, умение постоянно соотносить конкретно полученные результаты с перспективным планом и коррекция полученных результатов.
Важным элементом социализации личности является усвоение навыков поведения. Уже с детства ребенок сталкивается с ограничениями (и, порой, неоправданно жесткими) границ своих желаний и потребностей (в частности, в поведении), творческой активности.
Жестокое
давление со стороны общественно-
В настоящее время, переход Российского общества на демократический путь развития влечет за собой целый ряд перемен в стереотипе формирования личности гражданина. Кратко, в нем можно выделить такие тезисы как:
2.
Психология правопослушного
поведения
Психология правопослушного поведения исследует внутреннюю структуру и отдельные компоненты личности и группы, которые в сочетании с факторами внешней среды обеспечивают различные варианты реагирования, не выходящие за рамки действующего законодательства.
Правопослушное поведение является результатом социализации, в процессе которой происходит усвоение человеком моральных и правовых запретов, социальных стереотипов поведения, что, в свою очередь, определяется групповым и индивидуальным правосознанием, чувством социальной ответственности, социальной справедливости, правовой интуиции, необходимостью соблюдения социальных норм поведения.
Уважение к праву лежит в самой сути гражданского воспитания. Но уважение к закону - это такое отношение к правовым предписаниям, когда человек практически в своей деятельности и в мотивации признает личностную ценность закона.
Нормативное поведение личности характеризуется рядом психологических особенностей и закономерностей. Оно развертывается в определенной социальной ситуации и включает в себя:
- процессы выработки и принятия нормативных решений;
Личность
характеризуется устойчивым типом
нормативного поведения и нормативно-
При формировании личности в нормальных условиях социализации правовые запреты принимаются ею к сведению и становятся привычными рамками поведения, что приводит к постепенному складыванию социального стереотипа поведения личности. В его основе лежит индивидуальное правосознание, базирующееся на индивидуальном самосознании.
Действенный характер сознания вытекает из принципа его единства с деятельностью. Сознание, в свою очередь, улучшает приспособленность человека к внешнему миру, формирует ее внутренний план деятельности и программу. Сознание определяет мысленную модель действий, предвидит их последствия, контроль и управление поведением человека.
Практически все высшие психические процессы влияют на специфику организации сознания. Наиболее очевидна роль языка как орудия внутренней деятельности, способствующего формированию механизма самосознания. Оно дает человеку возможность относится к актам собственного сознания критически.
Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от ситуации способна оставаться сама собой.
Избирательность отношения человека к группе и коллективу связана с опосредованием психологической защиты. Она является своеобразным фильтром, включающимся при существенном рассогласовании между собственной системой ценностей и оценкой своего поступка или поступков со стороны близких людей, отделяющих желательные воздействия от нежелательных, соответствующие убеждениям, потребностям и ценностям от несоответствующих.
Применение
психологической защиты может способствовать
сохранению внутреннего комфорта человека
даже при нарушении им социальных
норм и запретов, поскольку, снижая
действенность социального
Усвоение
человеком необходимых
Результатом успешного усвоения норм поведения является "этический" контроль, когда человек настолько глубоко усвоил нормы морали, поведения, что он, не задумываясь, поступает так, как этого требует общество. Нормально социализированный человек при совершении им поступка, который не соответствует его внутренним критериям, испытывает недовольство собой.
Криминологическое значение, т.е. роль мотивирующего фактора, могут приобретать:
Например, в.первом случае, причиной преступного поведения личности становится дефицит информации, т.е. необходимых для правомерного поведения знаний. Более важное криминологическое значение имеет противоречивость усвоенной ролевой информации, что связано с наличием в ряде случаев противоречий в самом содержании социальной роли. В этом случае требуются такие варианты поведения, которые логически не во всем совместимы (например, положение сотрудника милиции, от которого с одной стороны требуется честность, а с другой — дополнительные усилия для обеспечения семьи необходимым количеством средств, помимо заработанных на службе, которых явно не хватает).
С другой стороны, противоречивость внутриролевых требований в какой-то мере неизбежна: в этом отражается противоречивый характер самих процессов экономического и социального развития. Их осознание может стать стимулом к их преодолению путем совершенствования общественных связей и отношений, улучшения и развития соответствующего законодательства.
Помимо выше названного, большое влияние на правопослушное поведение человека оказывает чувство ответственности, под которым, прежде всего, понимается признание и защита ценностей своего окружения
и
содействие реализации его целей. Это
не только боязнь наказания, но и чувство
неловкости без него. Социальная ответственность
отражает склонность личности придерживаться
в своем поведении общепринятых
в обществе социальных норм, исполнять
ролевые обязанности и ее готовность дать
отчет за свои действия.
3.
Правовая социализация
и правопослушное
поведение
Люди, как правило, входят в состав разных социальных групп. Человек, скажем, одновременно может заниматься определенной работой, состоять членом спортивного клуба, выполнять общественные функции, участвовать к политической жизни и еще выполнять при этом обязанности матери или отца семейства, В каждой из групп, куда входит человек, он занимает определенное социальное положение, соответствующее той роли, которой, по расчетам других членов группы, он будет придерживаться и которая позволяет им ожидать от него определенного поведения. Такие ожидания будут различными в зависимости от того, идет ли речь о враче, студенте, футболисте, руководительнице предприятия или правительственном чиновнике.
Информация о работе Правовая социализация личности и этапы формирования ее нормативно-правовой сферы