Предмет и методы юридической психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 19:17, реферат

Описание

Предметом юридической психологии являются различные явления психики, индивидуально-психологические особенности личности участников правоотношений, вовлеченных в сферу правоприменительной деятельности, социально-психологические закономерности этой деятельности, воздействующей на психику и поведение участвующих в ней людей.

Работа состоит из  1 файл

обзорная_лекция.doc

— 797.50 Кб (Скачать документ)

Следователь - юрист, который как должностное лицо формирует общественно-психологическую атмосферу. Реакция общества в той или иной степени почти всегда сопровождает правонарушение и соответствующее расследование уголовного дела. Особенно часто подобная ситуация возникает при громких и значимых для общества преступлениях и заключается, прежде всего, в пристальном внимании должностных и частных лиц. Психологическая особенность следственной работы при расследовании подобных преступлений заключается в том, что они всегда в центре внимания общественного мнения. От следователя население ждет законных, логичных и понятных действий, на него надеются, его порицают или одобряют.

Многие уголовные  дела создают вокруг себя сложную  психологическую атмосферу, оказывающую  ощутимое, хотя, возможно, и косвенное влияние на ход расследования. Прежде всего это касается ничем не оправданных, повторных и социально опасных, непонятных и необъяснимых преступлений, сопровождающихся агрессией, насилием, убийствами или затрагивающих экономические и политические интересы больших групп граждан. Именно такие преступления в центре внимания населения, вызывая понятное возмущение и возбуждение общественности. При этом всегда присутствует оживленный обмен мнениями как по самому факту, так и по оценке роли относительно предполагаемых виновников либо их пособников и обстоятельств, при которых он произошел. Создается определенная психологическая атмосфера, в которой возникают домыслы и складываются небылицы, нарастают слухи и сплетни, формируются общественные и личные впечатления, определенные, зачастую ошибочные мнения. И тогда какого-нибудь неосмотрительного высказывания или указания следователя или случайного стечения обстоятельств бывает достаточно для того, чтобы молва назвала преступником конкретное лицо. Найти беспристрастного свидетеля в такой обстановке становится чрезвычайно трудно. Общественному внушению нередко поддаются и лица, производящие расследование правонарушения, укрепляя тем самым общую уверенность в правильности выдвинутых обвинений против подозреваемого человека. В этом свете истолковываются его поведение, действия, высказывания. Такому мнению в значительной степени способствуют напряженная психологическая ситуация в обществе, атмосфера предубеждения и недоверия, взаимного внушения и индуцирования. И совсем негативно выглядит следователь, если он поторопился связать себя и свое руководство утверждением о правильности выдвинутой им версии и реальности доказательной базы, обоснованность которых еще должны быть проверены дальнейшим расследованием и судебным разбирательством. Над такими должностными лицами неизбежно будут тяготеть ранее высказанные ими выводы и созданная вокруг уголовного дела общественно-психологическая атмосфера.

Таким образом, анализ психологических особенностей следственной работы свидетельствует о том, что она трудна, сложна, ответственна, требует от следователя, помимо профессионального мастерства, знания основ юридической психологии. И в то же время она вызывает многосторонний и захватывающий интерес, по сути являясь каждый раз новым научно-практическим исследованием. Перед следователем развертываются и проходят все стороны человеческой жизни; он сталкивается с наиболее значимыми для общества социальными проступками; наделенный особой властью от имени государства, руководствуясь правовыми и нормативными документами, он проводит расследование для установления истины и торжества справедливости с целью покарать виновного и оправдать невинного.

 

Психология  следователя.

Психологические основы деятельности следователя

Юридическая психология, изучая закономерности психической деятельности следователя во время предварительного следствия, дает психологическую характеристику этого труда, разбирает его профессиональные и характерологические особенности, указывает положительные личные качества, пути их приобретения и совершенствования, подчеркивает процессуальную самостоятельность следователя.

Процессуальные  и психологические проблемы профессии  следователя

Следователь - должностное лицо, обязанное в пределах компетенции, предусмотренной Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (2002 г.), осуществлять предварительное следствие по уголовным делам, за исключением тех, которые проводят органы дознания.

Следователь уполномочен  возбуждать уголовное дело или принимать  его к своему производству, самостоятельно направлять ход расследования, давать органу дознания для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий и отдельных следственных действий (задержание, привод, арест и др.).

Следователь вправе представить уголовное дело вышестоящему прокурору в случае несогласия с ним с письменным изложением своих возражений при привлечении лица в качестве обвиняемого, иной квалификации преступления и объема обвинения, избрании другой меры пресечения или изменения ее, отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или иных процессуальных действиях, направлении уголовного дела в суд или его прекращении, отводе следователя или его отстранении от дальнейшего ведения следствия.

В работе следователя  над материалами уголовного дела всегда различают несколько стадий: подготовительную (подготовку к данному мероприятию), основную или рабочую (непосредственно ход исследования), заключительную (подведение его итога). Только при таком алгоритме и системном подходе возможно последовательное и логичное установление истины и доказательность обстоятельств дела. Сама работа следователя и возникающие при этом психологические проблемы раскрываются внешне в очень небольшой степени. Так, в протоколе осмотра, как правило, фиксируют лишь его результаты и очень ограниченно сам ход данного процессуального действия; в протоколе допроса указываются объяснения подозреваемого, потерпевшего, свидетеля, а не весь процесс психологического контакта, диалога и процессуального взаимодействия допрашивающего и допрашиваемого. Внутренняя, психологическая сторона остается за рамками уголовного дела, т.е. психологические аспекты в материалах следователя практически не раскрываются. В результате многие моменты кропотливой, мыслительной, абстрактной и диалоговой работы следователя по собиранию доказательств и влияющие на это его психологические особенности не видны и выглядят для других (посторонних) совершенно случайными и даже необъяснимыми.

Анализ служебной деятельности следователя существенно затрудняется тем, что он всегда имеет дело со сложными переплетениями причинно-следственных и психолого-личностных связей. Причем, одни из них выглядят как бы случайными, а другие представляются необходимыми и естественными, сопровождающими их. При более детальном рассмотрении динамического стереотипа деятельности следователя во время расследования уголовных дел следует констатировать, что у него (как и любого человека) психологически на конкретную ситуацию уже заложены варианты принятия различных решений и действий. Последние зависят от объективных факторов: получения своевременной информации и наличия доказательной базы, профессиональных знаний и опыта, обстановки, в которой они протекают. Именно указанные факторы определяют рациональное поведение следователя в работе над материалами уголовного дела, отражаясь в его восприятии, сознании, памяти, мышлении, действиях, речи, преломляясь в психике через систему чувств, взглядов, отношений, психологических особенностей, темперамента и психического состояния. Но и субъективные факторы, определяемые условиями жизни и чертами характера, интеллектом и общечеловеческим мировоззрением, оказывают сильнейшее влияние на активность служебной деятельности следователя, проявляя определенную избирательность к внешним воздействиям. В то же время такое обилие объективных и субъективных факторов затрудняет анализ и синтез всех материалов, приводящих его к установлению истины по делу, как результату необходимых психических процессов.

Следственная практика показала, что расследование, проводимое юристом, должно представлять собой схематизированный, систематизированный и логически развертывающийся процесс последовательного движения от предположения и версии к фактам и подтверждениям расследуемых обстоятельств, собиранию доказательств и обоснованным выводам. При этом непрофессионалу не видны психологические трудности пройденного пути и сложность стоящих перед следователем задач.

Рассмотрение динамического стереотипа следователя показало, что на его служебную инициативу заметно влияют тип темперамента и черты характера, которые во многом определяют его служебное поведение и поступки. Тем более что в психике такого юриста уже заложены, благодаря полученным знаниям и предыдущему опыту, различные психологические возможности для принятия им оптимального решения, выбора того или иного действия, предусмотренного законом.

Следует особо  выделить и то, что принятый в  настоящее время процессуальный порядок расследования уголовных  дел обеспечивает следователю получение достоверных результатов, правильность принимаемых решений, их общественное признание и должный воспитательный эффект. Однако не так уж редко следователь "добывает" относящиеся к делу материалы (информацию, сведения, факты) непроцессуальным путем, из источников, зафиксированных в непроцессуальной форме. Их получают в основном в результате оперативно-розыскных мероприятий (проводимых в порядке подготовки к процессуальным действиям), из сообщений средств массовой информации, публичных высказываний представителей общественности. Полученные таким образом материалы играют важную, но вспомогательную роль. Они не содержат надежных гарантий достоверности и не могут служить основанием для юридически значимых решений по делу. Такие материалы всегда рассматриваются как предварительные.

В ходе расследования, собирания и проверки материалов следователь, по сути, даже не знает, какое  значение в итоге будет иметь  тот или иной факт, действие, доказательство, ибо их оценка в момент получения  носит сугубо ориентировочный характер. Он ищет конечный результат, а не отстаивает заранее избранную версию.

Действия, направленные на выявление подозреваемого и применение к нему мер процессуального принуждения, - одна из основных функций следователя. Но прежде всего он обязан выяснить, было ли в действительности совершено преступление, собрать как уличающие, так и оправдывающие это доказательства. Следователь обязан направлять свою деятельность не на обвинение, а на установление истины, принимая то или иное решение в зависимости от результатов полного, всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела.

В то же время предъявленное следователем обвинение означает констатацию того, что ранее рассматриваемые версии проверены и отпали; собранные и не опровергнутые доказательства указывают на совершение противоправных действий именно обвиняемым. Он и привлекается к более активному участию в уголовном деле только для того, чтобы обеспечить объективное исследование всех обстоятельств.

Уголовный процесс  последовательно проводит принцип разделения функций, в котором заложен глубокий психологический смысл. Он обеспечивает непредвзятость решений, взаимный контроль, исключение ошибок в установлении истины. Вменение в служебную деятельность следователя не присущих ему функций (не касающихся расследуемого им уголовного дела) заставляет признать психологически и физиологически невозможным удовлетворительное исполнение им требований, предъявляемых к нему государством.

Таким образом, следователь, выполняя основную функцию  предварительного следствия, осуществляет всестороннее, полное и объективное  исследование всей совокупности обстоятельств, имеющих значение для расследования уголовного дела. Он, приходя к решению о направлении дела в суд или его прекращении, испытывает психологическое удовлетворение за результат (анализ и синтез) проведенной работы и одновременно психологическое напряжение в связи с высоким чувством ответственности за исход судебно-следственного процесса, которая ложится на него.

 

Психология  допроса.

Допрос в  ходе предварительного следствия (в  суде) является наиболее распространенным видом процессуального общения

С социально  психологической стороны допрос — довольно динамичная разновидность  профессионального общения, протекающего в особом режиме, характеризующемся  целым рядом психологических  особенностей, обусловленных процессуальным порядком его проведения, а также теми правовыми последствиями, которые связаны с его результатами.

В зависимости  от коммуникативной ситуации, складывающейся во время допроса, различают допрос в конфликтной (со строгим и нестрогим  соперничеством) и в бесконфликтной ситуации. С этой точки зрения условно всех допрашиваемых можно разделить на три основные категории лиц:

заинтересованных  в положительных результатах  расследования и вследствие этого  оказывающих своими показаниями  помощь правоохранительным органам  в установлении истины по делу; безразлично относящихся к деятельности правоохранительных органов;

незаинтересованных  в том, чтобы преступление было раскрыто, чтобы истина была полностью установлена, и вследствие этого противодействующих усилиям правоохранительных органов.

Теперь рассмотрим некоторые наиболее общие социально-психологические рекомендации, имеющие значение для установления психологического контакта с допрашиваемыми лицами.

Получение информации о личности допрашиваемого, его индивидуально-психологических  особенностях. Допросу в ходе предварительного расследования, когда это вызывается необходимостью, предшествует сбор информации о личности допрашиваемого, его отношении к совершенному преступлению и другим обстоятельствам дела.

Готовясь к  допросу, необходимо также учитывать, что некоторые лица, в начале предварительного следствия в процессуальном отношении являющиеся свидетелями, в дальнейшем в силу их причастности к совершенному преступлению, о чем еще не известно следователю, могут оказаться подозреваемыми, обвиняемыми. Поэтому следователь, собирая данные о субъекте, которого предстоит допрашивать, прогнозирует, какую позицию тот может занять на допросе.

Особую помощь следователю в этих условиях может  оказать использование следующих  методов: анализ результатов деятельности изучаемого лица; беседа с теми, кто его хорошо знает; метод обобщения независимых характеристик; непосредственное и опосредованное наблюдение за ним, его поведением; сопоставление результатов наблюдения и другой полученной информации.

Среди различных индивидуально-психологических особенностей допрашиваемого лица наибольший интерес представляют структурные образования его личности, составляющие ее направленность, мировоззрение, ценностные ориентации, потребностно-мотивационную сферу, а также характерологические особенности субъекта, которые проявляются в его самооценке, отношении к окружающим людям, в способах удовлетворения им своих материальных и духовных потребностей, а также такие черты характера, как эмоциональная уравновешенность, агрессивность, тревожность, подозрительность, трусливость и некоторые другие.

Информация о работе Предмет и методы юридической психологии