Предмет и методы юридической психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 19:17, реферат

Описание

Предметом юридической психологии являются различные явления психики, индивидуально-психологические особенности личности участников правоотношений, вовлеченных в сферу правоприменительной деятельности, социально-психологические закономерности этой деятельности, воздействующей на психику и поведение участвующих в ней людей.

Работа состоит из  1 файл

обзорная_лекция.doc

— 797.50 Кб (Скачать документ)

В экспертной практике принято различать способность  давать показания в зависимости  от уровня понимания (осмысленности) криминальных событий на момент их восприятия, т.е. содержательно и полно воспринимать интересующие следствие события и давать о них показания, и способность воспринимать и воспроизводить только внешнюю, фактическую сторону криминальных ситуаций. В соответствии с этим при экспертизе способности давать показания перед экспертом-психологом стоят два типа задач: определение сохранности принципиальной способности воспринимать и воспроизводить события и актуальной возможности ее реализации в криминальной и посткриминальной ситуациях и определение уровня осмысленных данных событий при их восприятии и воспроизведении (т.е. способен ли подэкспертный воспринимать и воспроизводить внешнюю строну исследуемых ситуаций или их внутреннее содержание).

Внешней, фактической  стороной воспринимаемых событий является фиксация их на уровне чувственного отражения: восприятие предметов и обстоятельств криминальной ситуации, действий обвиняемого, окружающих, своих собственных, их последовательность и др. Внутренняя, содержательная сторона - это понимание объективного характера и значения происходящего события, оценка его как такового уже в момент происшествия.

Способность давать показания не однородна по своей  структуре, а фактически разделяется  на способность воспринимать обстоятельства правонарушения и способность их воспроизводить. Способность воспроизводить информацию зависит от того, что и как было воспринято. Нарушение восприятия обусловливает искажения при воспроизведении событий. Вместе с тем сохранение способности к восприятию обстоятельств правонарушений не приводит к однозначному выводу о способности лица давать показания. Воспроизведение соответствует тому, что содержится в памяти, а это не всегда совпадает с воспринятым. Между восприятием и воспроизведением существуют промежуточные звенья, и само воспроизведение сохраненного (увиденного или услышанного) материала представляет достаточно сложный процесс.

Восприятие  и воспроизведение, являясь по существу деятельностью, регулируются мотивами и целями, предполагают наличие способности  к произвольной организации поведения. Вместе с тем они могут быть компонентами какой-либо другой деятельности, регулироваться бессознательно, осуществляться непроизвольно и непреднамеренно, не имея направленности на результат в соответствии с поставленной задачей. Восприятие и запоминание у детей-свидетелей в ситуации правонарушения достаточно часто носят относительно непосредственный характер, осуществляются без специальных волевых усилий и сознательного применения каких-либо мнемических приемов. Воспроизведение определяется не собственным целеполаганием, а целью, поставленной извне, которая может расходиться с мотивами самого под экспертного.

Поскольку детская  и подростковая психика находится  в процессе развития, то, соответственно, способность ребенка давать показания  зависит от сформированности на данный момент его психологических структур и от особенностей функционирования психических процессов, позволяющих воспринимать и воспроизводить события, в том числе: механизмов запоминания, сохранения и воспроизведения информации, особенностей ее переработки, уровня развития речи, мышления и индивидуально-психологических свойств. Но не только эти характеристики определяют способность малолетних и несовершеннолетних давать правильные показания. Большую роль здесь играют внешние условия ситуаций как при восприятии конкретных криминальных событий, так и их воспроизведении на всем протяжении судебно-следственных действий.

М.В. Морозова дает определенный качественный и сравнительный  анализ характеристик способности  несовершеннолетних к даче показаний. Такие криминальные ситуации, как  убийство, телесные повреждения, сексуальные правонарушения, превышение служебных полномочий, правильно воспринимать способны несовершеннолетние в возрасте от 6 до 16 лет, но несовершеннолетние в возрасте до 14 лет понимают только внешнюю сторону происходящего, а от 14 лет - уже и внутреннюю, содержательную. Кроме того, у несовершеннолетних существуют определенные ограничения по воспроизведению полученной информации - временные и ассоциативные смещения, элементы замещения, контаминации, но в любом случае у подростков с нормальным развитием потенциальная способность давать показания полностью сохранена. Ограничение этой способности наблюдается у подростков с какими-либо психическими аномалиями. На эту способность также влияют посткриминальная ситуация и личностные особенности подростка.

М.В. Морозова [41, с. 67] выделяет четыре группы факторов, совокупность которых ограничивает потенциальную способность и возможность несовершеннолетних к даче показаний по делу: возрастные, личностные, ситуационные и дизонтогенетические. На детей до 12 лет влияют только ситуационные (криминальные) и возрастные факторы, на подростков - и личностные, и возрастные, и ситуационные (посткриминальные) факторы. На несовершеннолетних с аномалиями психического развития влияют дизонтогенетические факторы.

Сравнительный анализ результатов обследования испытуемых двух групп позволил М.В. Морозовой выявить следующие закономерности. У детей и подростков с нормальным развитием потенциальная возможность давать показания всегда сохранна, но могут обнаруживаться ограничения содержательного осмысления событий при их восприятии и воспроизведении, а также нарушения актуальной возможности воспроизводить воспринятое в конкретный юридически значимый момент.

У малолетних и  несовершеннолетних с аномалиями психического развития помимо указанных вариантов могут наблюдаться и нарушения потенциальной способности давать показания, обусловленные чаще дефектом ее второй составляющей - способности воспроизводить воспринятое.

У детей с  нормальным развитием прослеживается влияние различных факторов на способность и возможность давать показания в зависимости от возрастного периода: дошкольники и младшие школьники в основном могут воспринимать только внешнюю, фактическую сторону событий правонарушения и давать о ней показания; подростки способны воспринимать и внутреннюю, содержательную сторону. У дошкольников и младших школьников нарушение возможности давать, показания, как правило, проявляется в ограниченности отсроченного воспроизведения, что обусловлено возрастными особенностями детей в сочетании с субъективной сложностью и специфическим характером криминальной ситуации.

Ограничение возможности  давать показания у подростков связано  с влиянием посткриминальной ситуации при наличии определенных личностных особенностей. У малолетних и несовершеннолетних с психическими аномалиями, развитие которых не имеет качественных отличий от развития нормального ребенка соответствующего возрастного периода, ограничения способности и возможности давать показания подчиняются тем же закономерностям.

При наличии  качественных изменений в психическом и личностном развитии аномального ребенка нарушения его способности и возможности давать показания определяются, как привило, дизонтогенетическими характеристиками.

Таким образом, при проведении экспертного обследования малолетних и несовершеннолетних с целью установления их способности и возможности давать показания по конкретному уголовному делу необходимы проведение экспериментально-психологического обследования подэкспертного для выявления особенностей функционирования психических процессов и личностного развития, а также анализ материалов уголовного дела, где особое внимание следует обращать на характер и специфику событий правонарушения, на условия развития посткриминальной ситуации, динамику показаний ребенка и значимых для него лиц [41, с. 67].

Данную группу факторов психологи связывают главным  образом с уровнем психического развития испытуемого. Особенности  развития, имеющие значение для рассматриваемого вида судебно-психологической экспертизы, по мнению Е.Г. Дозорцевой, относятся к четырем вариантам.

  1. Общее стойкое недоразвитие с недостаточностью высших психических функций, инертностью психических процессов. Если такое недоразвитие достигает степени олигофрении, то оно фиксируется еще на этапе судебно-психологической экспертизы.
  2. Задержанное развитие вследствие генетических, соматических, психогенных факторов. Задержка проявляется в развитии познавательной и эмоциональной сфер, причем картина имеет мозаичный характер: ряд функций сохранены. Последнее главным образом относится к высшим регуляторным функциям.
  3. Задержка развития, связанная с тяжелыми нарушениями отдельных анализаторных систем (зрения, слуха). Нарушение развития частных психических функций тормозит общее психическое развитие, хотя может быть компенсировано за счет сохранных систем в условиях правильного обучения и воспитания.
  4. Дисгармоничное развитие, проявляющееся либо во врожденной, либо в рано приобретенной диспропорциональности психики преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Пример такого развития - психопатии и другие виды патологии личности. Психопатии обнаруживаются на этапе психиатрической экспертизы, менее глубокие нарушения - предмет психологической экспертизы.

Рассматривая  личностные предпосылки осознавать и руководить действиями, М.М. Коченов предлагает решать этот вопрос исходя из минимального возраста уголовной ответственности (14 лет). Рассуждая формально, можно заключить, что, коль скоро этот возраст выбран в качестве нижнего предела ответственности, 14-летний человек в норме способен осознавать свои действия и руководить ими. Однако психологический возраст, как известно, может не совпадать с паспортным, поэтому эксперту, отвечающему на вопрос о способности испытуемого осознавать свои действия и руководить ими, необходимо ориентироваться на ряд новообразований, характерных для старшего подросткового возраста. К ним относятся следующие показатели.

  1. Особенности самосознания и самооценки. В норме они в общих чертах сформированы и не являются во всем завышенными.
  2. Наличие "чувства взрослости" (как его определяет Д.Б. Эльконин).
  3. Наличие определенного круга интересов, характерного для подросткового, а не более раннего возраста. Например, увлечение сказками, мультфильмами, играми с более младшими детьми (футбол и хоккей во дворе) свидетельствует о наличии скорее детской познавательной и игровой мотивации. Напротив, интерес к современной музыке, молодежной моде, серьезной литературе является показателем обратного.
  4. Отсутствие резко выраженного негативизма, в частности, в процессе экспертного исследования. Сохранение таких форм поведения тесно связано с недостаточной способностью субъекта к сознательной регуляции поведения: проявления активного негативизма по механизму возникновения и протекания близки к неконтролируемым сознанием импульсивным действиям.
  5. Наличие интимно-личностного общения как ведущей деятельности.
  6. Отсутствие характерных для более младших детей особенностей функционирования психических процессов: преобладания наглядно-действенного мышления, слабого смыслового запоминания, неустойчивости внимания.

В качестве личностной черты, важной в плане осознания  своих действий и руководства  ими, М.М. Коченов выделяет склонность к подражательности. Некоторые поступки, совершаемые подростками из подражания, недостаточно ими осознаются. Если же подобные действия имеют противоправный характер, то есть основания предполагать, что несовершеннолетний был не в состоянии полностью осознавать их значение. На наш взгляд, можно рассматривать подражательность как частное проявление внушаемости субъекта. Гипертимная акцентуация характера также создает основу для слабо контролируемого поведения. Опасны в отношении снижения способности осознавать свои действия и руководить ими истероидный и неустойчивый типы.

В практике довольно часто несовершеннолетние изменяют показания или искажают факты, что очень затрудняет следствие по делу, поскольку несовершеннолетний не несет ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Несовершеннолетнему приходится подробно разъяснять необходимость дачи правдивых показаний, последствия ложных показаний, повторять вопросы при допросе, задавать улавливающие вопросы, если он умышленно искажает факты, чтобы избежать ответственности или под воздействием других заинтересованных лиц. Он часто стремится играть на публику, бравируя, доказывал авторитет.

Психологи в  настоящее время однозначно считают, что данные психологии не позволяют  определить степень достоверности  показаний, особенно у несовершеннолетних, в силу особого восприятия ими  окружающего мира, когда сами они  порой не могут четко отграничить реальность от фантазий. Психологические основы допроса несовершеннолетнего подозреваемого - это специфические особенности, присущие допросу данного лица и проявляющиеся в использовании психологических закономерностей его личности, процесса формирования его показаний, установления контакта с ним и воздействия на него с помощью определенной совокупности тактических приемов.

Таким образом, по результатам исследования в качестве наиболее общего признака группы несовершеннолетних, не способных осознавать значение своих действий и руководить ими, выступили нарушения развития мотивационной сферы, несформированность самосознания в сочетании со сниженными интеллектуальными возможностями. Это в свою очередь ведет к невозможности адекватного смыслового оценивания и целенаправленной организации поведения, т.е. к недостаточно сознательной его регуляции в криминальной ситуации.

 

Психологическая характеристика следственной деятельности.

Следственная  работа имеет ряд психологических  особенностей, которые сопровождают служебную деятельность следователя и во многом определяют специфический, но разноплановый и творческий ее характер.

Следователь - юрист, которой должен обладать основами общей и судебной психологии. Они необходимы ему во всех случаях следственной работы, так как следователь постоянно, в процессе своей служебной деятельности затрагивает психологические аспекты и интересы субъектов уголовного процесса. Он так или иначе влияет в желаемом для расследования направлении на психическую жизнь людей, контактирующих с ним в качестве подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и свидетеля. Это обязывает следователя при проведении следственной работы иметь определенные психологические познания о возможностях головного мозга человека, понимать человеческую психику и нормальную психическую деятельность.

Информация о работе Предмет и методы юридической психологии