Предмет и задачи психологии как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2011 в 08:56, контрольная работа

Описание

В настоящее время невозможно осуществление многих видов деятельности на производстве, в науке, медицине, искусстве, преподавании, в игре и спорте без знания и понимания психологических закономерностей. Система научных знаний о законах развития человека, его потенциальных возможностях необходима для всего общественного развития.

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 49.45 Кб (Скачать документ)

 Психика — субъективный  внутренний мир человека, опосредующий  взаимодействие человека с внешним  миром. Современными психологическими  словарями психика определяется  как «форма активного отображения  субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия  высокоорганизованных живых существ  с внешним миром и осуществляющая  в их поведений (деятельности) регулятивную функцию» [7, 291] и как  «высшая форма взаимосвязи живых  существ с предметным миром,  выраженная в их способности  реализовывать свои побуждения  и действовать на основе информации  о нем». 

 Можно констатировать, что сегодня многие исследователи  выражают неудовлетворенность существующим  положением дел в научной психологии.

 Становится все  более ясно, что понимание психики  как чисто индивидуального феномена, свойства высокоорганизованной  материи не отражает всей реальной  сложности психического. После работ  К.Г. Юнга и его последователей  вряд ли приходится сомневаться  в трансперсональной природе  психического.

 «Трансперсональная  психология — это учение о  трансперсональных переживаниях, их  природе, разнообразных формах, причинах  и следствиях, а также о тех  проявлениях в областях психологии, философии, практической жизни,  искусства, культуры, жизненного  стиля, религии и т.д., которые  вдохновляются ими или которые  стремятся их вызвать, выразить, применить или понять». Многие  исследователи указывают, что  научный подход к изучению  психики не является единственно  возможным. 

 Психология должна  оставаться (в соответствии с  этимологией) наукой о психике.  Только само психическое должно  пониматься несколько иначе. Вообще, весь исторический путь научной  психологии, если попытаться выразить  его одной фразой, представляет  собой расширение предмета психологии  и усложнение объяснительных  схем. Очевидно, в наше время психология  в очередной раз должна изменить  понимание своего предмета. Для  этого необходимы преобразования  внутри самой психологии. В первую  очередь требуется новое, более  широкое понимание предмета психологии. 

 Психология, как  мы уже говорили, — очень молодая  наука. Поэтому, возможно, она  еще не нашла своего подлинного  предмета, и его обнаружение —  задача психологии XXI века. Не будем  забывать, что психология как  фундаментальная наука должна  внести свой решающий вклад  в знание о мире.

 Без психологии  невозможно создание научной  картины мира. Юнг отмечал: «Мир  психических явлений есть лишь  часть мира в целом, и кое-кому  может показаться, что как раз  в силу своей частности он  более познаваем, чем весь мир  целиком. Однако при этом не  принимается во внимание, что  душа является единственным непосредственным  явлением мира, а следовательно,  и необходимым условием всего  мирового опыта».  

         Задачи структура и методы современной психологии 

 В настоящее  время наблюдается бурное развитие  психологической науки, обусловленное  многообразием теоретических и  практических задач, встающих  перед нею. Основной задачей  психологии является изучение  законов психической деятельности  в ее развитии. В течение последних  десятилетий значительно расширился  фронт психологических исследований, появились новые научные направления  и дисциплины. Изменился понятийный  аппарат психологической науки,  непрерывно появляются новые  гипотезы и концепции, психология  обогащается новыми эмпирическими  данными. Б.Ф. Ломов в книге

 «Методологические  и теоретические проблемы психологии»,  характеризуя современное состояние  науки, отмечает, что в настоящее  время «резко возрастает потребность  в дальнейшей (и более глубокой) разработке методологических проблем  психологической науки и ее  общей теории». [6, 38]

 Область явлений,  изучаемых психологией, огромна.  Она охватывает процессы, состояния  и свойства человека, имеющие  разную степень сложности —  от элементарного различения  отдельных признаков объекта,  воздействующего на органы чувств, до борьбы мотивов личности. Одни  из этих явлений уже достаточно  хорошо изучены, а описание  других сводится лишь к простой  фиксации наблюдений. Многие считают,  и это следует особо отметить, что обобщенное и абстрактное  описание изучаемых явлений и  их связей — это уже и  есть теория. Однако этим теоретическая  работа не исчерпывается, она  включает также сопоставление  и интеграцию накапливаемых знаний, их систематизацию и многое  другое. Ее конечная цель состоит  в том, чтобы раскрыть сущность  изучаемых явлений. В этой связи  и возникают методологические  проблемы. Если теоретическое исследование  опирается на нечеткую методологическую (философскую) позицию, то возникает  опасность подмены теоретического  знания эмпирическим. 

 В познании сущности  психических явлений важнейшая  роль принадлежит категориям  диалектического материализма. Б.Ф.  Ломов в уже упомянутой книге  выделил базовые категории психологической  науки, показал их системную  взаимосвязь, всеобщность каждой  из них и, в то же время,  несводимость их друг к другу. Им были выделены следующие базовые категории психологии: категория отражения, категория деятельности, категория личности, категория общения, — а также понятия, которые по уровню всеобщности можно приравнять к категориям, — это понятия «социальное» и «биологическое». Выявление объективных связей социальных и природных свойств человека, соотношения биологических и социальных детерминант в его развитии представляет одну из труднейших задач науки. 

 Как известно, прежние  десятилетия психология была  преимущественно теоретической  (мировоззренческой) дисциплиной.  В настоящее время ее роль  в общественной жизни существенно  изменилась. Она все более становится  областью особой профессиональной  практической деятельности в  системе образования, в промышленности, государственном управлении, медицине, культуре, спорте и т.д. Включение  психологической науки в решение  практических задач существенно  изменяет и условия развития  ее теории.

 Задачи, решение  которых требует психологической  компетентности, возникают в той  или иной форме во всех сферах  жизни общества, определяясь возрастающей  ролью так называемого человеческого  фактора. Под «человеческим фактором»  понимается широкий круг социально-психологических,  психологических и психофизиологических  свойств, которыми обладают люди  и которые, так или иначе,  проявляются в их конкретной  деятельности. 

 Современная психология  — интенсивно развивающаяся область  человеческого знания, тесно взаимодействующая  с другими науками. Поэтому,  как и любое развивающееся  явление, психология постоянно  изменяется: появляются новые направления  поиска, проблемы, реализуются новые  проекты, что часто приводит  к возникновению новых отраслей  психологии. Общим для всех отраслей  психологии является сохранение  предмета: все они изучают факты,  закономерности и механизмы психики  (в тех или иных условиях, в  той или иной деятельности, на  том или ином уровне развития  и т.д.). 

 Современная психология  представляет собой не единую  науку, а целый комплекс научных  дисциплин, многие из которых  претендуют на то, чтобы считаться  самостоятельными науками. Различные  авторы насчитывают до ста  отраслей психологии. Эти научные  дисциплины находятся на разных  стадиях развития, связаны с различными  сферами человеческой практики. 
 
 

 Ядром современной  психологии является общая психология, которая изучает наиболее общие  законы, закономерности и механизмы  психики.

 Важнейшей психологической  дисциплиной стала история психологии, в центре внимания которой  — исторический процесс формирования  и развития психологического  знания. 

 Многочисленные  отрасли психологии выделяются  по различным основаниям. 

  Традиционно для классификации используются следующие основания: 

1) конкретная деятельность (психология труда, медицинская,  педагогическая психология, психология  искусства, психология спорта  и т.п.); 

2) развитие (психология  животных, сравнительная психология, психология развития, детская психология  и т.п.); 

3) социальность, отношения  человека к обществу (социальная  психология, психология личности, психология  группы, психология класса, этнопсихология  и т.д.).  

 Важным является  выделение отраслей «по цели  деятельности (получение или применение  нового знания): фундаментальные  и прикладные науки; по предмету  исследования: психология развития, творчества, личности и т.д. На  основе связей психологии с  другими науками можно выделить  психофизиологию, нейропсихологию,  математическую психологию. Развитие  сложных отношений психологии  с различными сферами практики  наблюдается в организационной,  инженерной психологии, психологии  спорта, педагогической психологии  и т.д.» 

 В последние  годы в нашей стране интенсивно  развивается практическая психология. Можно согласиться с мнением  В.Н. Дружинина, который указывает,  что «практическая психология  отчасти остается искусством, отчасти  базируется на прикладной психологии  как системе знаний и научно  обоснованных методов решения  практических задач».  

Однако есть основания  полагать, что наметилась тенденция  к становлению практической психологии как особого вида психологической  науки. Специфика практической психологии в том, что она не предметна, а  объектна. Она больше ориентирована  на целостную характеристику личности, в большей степени использует описания и типологии.  

 В настоящее  время не существует законченной  классификации психологических  отраслей. Психология - наука молодая,  находящаяся в процессе интенсивного  развития, поэтому в ней постоянно  возникают новые области, что  приводит к появлению новых  отраслей. 

 Современная психология  использует различные методы. 

 Слово «метод»  (в переводе с греческого —  путь исследования или познания, теория, учение) означает способ  построения и обоснования научного  знания, а также совокупность  приемов и операций практического  и теоретического освоения действительности. Применительно к психологии под  методом подразумевают способы  получения фактов о психике  и способы их интерпретации. 

 Современная психология  использует развернутую систему  методов, которые могут классифицироваться  различным образом в зависимости  от выбранных оснований. Классик  отечественной психологии Рубинштейн  отмечал, что

 «методы, то  есть пути познания, — это способы,  посредством которых познается  предмет науки. Психология, как  каждая наука, употребляет не  один, а целую систему частных  методов, или методик. Под методом  науки — в единственном числе  — можно разуметь систему ее  методов в их единстве»  

 Первоначально  (при выделении в самостоятельную  науку) психология исходила из  того, что самонаблюдение в состоянии  дать истинное, причем непосредственное, знание о психической жизни.  Психология сознания исходила  из субъективного метода. Метод  научной психологии, таким образом,  был эмпирическим, субъективным  и непосредственным. Важно подчеркнуть,  что самонаблюдение рассматривалось  как непосредственный метод получения  фактов.

 Задача науки  мыслилась Вундтом как логическое  упорядочивание фактов.

 Никаких теоретических  методов не предусматривалось.  Хорошо известно, что интроспективная  психология, сознания столкнулась  с большими трудностями. 

 Реакцией на  неразрешимые проблемы традиционной  психологии явилось появление  психологии поведения (объективной  психологии). Первоначально предполагалось, что новая трактовка предмета  психологии — как «поведения»  — снимает все проблемы. Объективный  метод в форме наблюдения или  эксперимента позволял, как полагали  представители этого направления  в психологии, получать непосредственное  знание о предмете науки. Метод,  таким образом, рассматривался  как эмпирический, объективный и  непосредственный. 

 Дальнейшее развитие  психологической науки (в первую  очередь исследования Фрейда) показало, что метод исследования в психологии  может быть только косвенным,  опосредствованным: бессознательное  может изучаться по его проявлениям  в сознании и поведении; само  поведение предполагает наличие  гипотетических «промежуточных  переменных», опосредствующих реакции  испытуемого на ситуацию. 

Информация о работе Предмет и задачи психологии как науки