Психика — субъективный
внутренний мир человека, опосредующий
взаимодействие человека с внешним
миром. Современными психологическими
словарями психика определяется
как «форма активного отображения
субъектом объективной реальности,
возникающая в процессе взаимодействия
высокоорганизованных живых существ
с внешним миром и осуществляющая
в их поведений (деятельности)
регулятивную функцию» [7, 291] и как
«высшая форма взаимосвязи живых
существ с предметным миром,
выраженная в их способности
реализовывать свои побуждения
и действовать на основе информации
о нем».
Можно констатировать,
что сегодня многие исследователи
выражают неудовлетворенность существующим
положением дел в научной психологии.
Становится все
более ясно, что понимание психики
как чисто индивидуального феномена,
свойства высокоорганизованной
материи не отражает всей реальной
сложности психического. После работ
К.Г. Юнга и его последователей
вряд ли приходится сомневаться
в трансперсональной природе
психического.
«Трансперсональная
психология — это учение о
трансперсональных переживаниях, их
природе, разнообразных формах, причинах
и следствиях, а также о тех
проявлениях в областях психологии,
философии, практической жизни,
искусства, культуры, жизненного
стиля, религии и т.д., которые
вдохновляются ими или которые
стремятся их вызвать, выразить,
применить или понять». Многие
исследователи указывают, что
научный подход к изучению
психики не является единственно
возможным.
Психология должна
оставаться (в соответствии с
этимологией) наукой о психике.
Только само психическое должно
пониматься несколько иначе. Вообще,
весь исторический путь научной
психологии, если попытаться выразить
его одной фразой, представляет
собой расширение предмета психологии
и усложнение объяснительных
схем. Очевидно, в наше время психология
в очередной раз должна изменить
понимание своего предмета. Для
этого необходимы преобразования
внутри самой психологии. В первую
очередь требуется новое, более
широкое понимание предмета психологии.
Психология, как
мы уже говорили, — очень молодая
наука. Поэтому, возможно, она
еще не нашла своего подлинного
предмета, и его обнаружение —
задача психологии XXI века. Не будем
забывать, что психология как
фундаментальная наука должна
внести свой решающий вклад
в знание о мире.
Без психологии
невозможно создание научной
картины мира. Юнг отмечал: «Мир
психических явлений есть лишь
часть мира в целом, и кое-кому
может показаться, что как раз
в силу своей частности он
более познаваем, чем весь мир
целиком. Однако при этом не
принимается во внимание, что
душа является единственным непосредственным
явлением мира, а следовательно,
и необходимым условием всего
мирового опыта».
Задачи
структура и методы
современной психологии
В настоящее
время наблюдается бурное развитие
психологической науки, обусловленное
многообразием теоретических и
практических задач, встающих
перед нею. Основной задачей
психологии является изучение
законов психической деятельности
в ее развитии. В течение последних
десятилетий значительно расширился
фронт психологических исследований,
появились новые научные направления
и дисциплины. Изменился понятийный
аппарат психологической науки,
непрерывно появляются новые
гипотезы и концепции, психология
обогащается новыми эмпирическими
данными. Б.Ф. Ломов в книге
«Методологические
и теоретические проблемы психологии»,
характеризуя современное состояние
науки, отмечает, что в настоящее
время «резко возрастает потребность
в дальнейшей (и более глубокой)
разработке методологических проблем
психологической науки и ее
общей теории». [6, 38]
Область явлений,
изучаемых психологией, огромна.
Она охватывает процессы, состояния
и свойства человека, имеющие
разную степень сложности —
от элементарного различения
отдельных признаков объекта,
воздействующего на органы чувств,
до борьбы мотивов личности. Одни
из этих явлений уже достаточно
хорошо изучены, а описание
других сводится лишь к простой
фиксации наблюдений. Многие считают,
и это следует особо отметить,
что обобщенное и абстрактное
описание изучаемых явлений и
их связей — это уже и
есть теория. Однако этим теоретическая
работа не исчерпывается, она
включает также сопоставление
и интеграцию накапливаемых знаний,
их систематизацию и многое
другое. Ее конечная цель состоит
в том, чтобы раскрыть сущность
изучаемых явлений. В этой связи
и возникают методологические
проблемы. Если теоретическое исследование
опирается на нечеткую методологическую
(философскую) позицию, то возникает
опасность подмены теоретического
знания эмпирическим.
В познании сущности
психических явлений важнейшая
роль принадлежит категориям
диалектического материализма. Б.Ф.
Ломов в уже упомянутой книге
выделил базовые категории психологической
науки, показал их системную
взаимосвязь, всеобщность каждой
из них и, в то же время,
несводимость их друг к другу.
Им были выделены следующие базовые категории
психологии: категория отражения, категория
деятельности, категория личности, категория
общения, — а также понятия, которые по
уровню всеобщности можно приравнять
к категориям, — это понятия «социальное»
и «биологическое». Выявление объективных
связей социальных и природных свойств
человека, соотношения биологических
и социальных детерминант в его развитии
представляет одну из труднейших задач
науки.
Как известно, прежние
десятилетия психология была
преимущественно теоретической
(мировоззренческой) дисциплиной.
В настоящее время ее роль
в общественной жизни существенно
изменилась. Она все более становится
областью особой профессиональной
практической деятельности в
системе образования, в промышленности,
государственном управлении, медицине,
культуре, спорте и т.д. Включение
психологической науки в решение
практических задач существенно
изменяет и условия развития
ее теории.
Задачи, решение
которых требует психологической
компетентности, возникают в той
или иной форме во всех сферах
жизни общества, определяясь возрастающей
ролью так называемого человеческого
фактора. Под «человеческим фактором»
понимается широкий круг социально-психологических,
психологических и психофизиологических
свойств, которыми обладают люди
и которые, так или иначе,
проявляются в их конкретной
деятельности.
Современная психология
— интенсивно развивающаяся область
человеческого знания, тесно взаимодействующая
с другими науками. Поэтому,
как и любое развивающееся
явление, психология постоянно
изменяется: появляются новые направления
поиска, проблемы, реализуются новые
проекты, что часто приводит
к возникновению новых отраслей
психологии. Общим для всех отраслей
психологии является сохранение
предмета: все они изучают факты,
закономерности и механизмы психики
(в тех или иных условиях, в
той или иной деятельности, на
том или ином уровне развития
и т.д.).
Современная психология
представляет собой не единую
науку, а целый комплекс научных
дисциплин, многие из которых
претендуют на то, чтобы считаться
самостоятельными науками. Различные
авторы насчитывают до ста
отраслей психологии. Эти научные
дисциплины находятся на разных
стадиях развития, связаны с различными
сферами человеческой практики.
Ядром современной
психологии является общая психология,
которая изучает наиболее общие
законы, закономерности и механизмы
психики.
Важнейшей психологической
дисциплиной стала история психологии,
в центре внимания которой
— исторический процесс формирования
и развития психологического
знания.
Многочисленные
отрасли психологии выделяются
по различным основаниям.
Традиционно для классификации
используются следующие
основания:
1) конкретная деятельность
(психология труда, медицинская,
педагогическая психология, психология
искусства, психология спорта
и т.п.);
2) развитие (психология
животных, сравнительная психология,
психология развития, детская психология
и т.п.);
3) социальность, отношения
человека к обществу (социальная
психология, психология личности, психология
группы, психология класса, этнопсихология
и т.д.).
Важным является
выделение отраслей «по цели
деятельности (получение или применение
нового знания): фундаментальные
и прикладные науки; по предмету
исследования: психология развития,
творчества, личности и т.д. На
основе связей психологии с
другими науками можно выделить
психофизиологию, нейропсихологию,
математическую психологию. Развитие
сложных отношений психологии
с различными сферами практики
наблюдается в организационной,
инженерной психологии, психологии
спорта, педагогической психологии
и т.д.»
В последние
годы в нашей стране интенсивно
развивается практическая психология.
Можно согласиться с мнением
В.Н. Дружинина, который указывает,
что «практическая психология
отчасти остается искусством, отчасти
базируется на прикладной психологии
как системе знаний и научно
обоснованных методов решения
практических задач».
Однако есть основания
полагать, что наметилась тенденция
к становлению практической психологии
как особого вида психологической
науки. Специфика практической психологии
в том, что она не предметна, а
объектна. Она больше ориентирована
на целостную характеристику личности,
в большей степени использует
описания и типологии.
В настоящее
время не существует законченной
классификации психологических
отраслей. Психология - наука молодая,
находящаяся в процессе интенсивного
развития, поэтому в ней постоянно
возникают новые области, что
приводит к появлению новых
отраслей.
Современная психология
использует различные методы.
Слово «метод»
(в переводе с греческого —
путь исследования или познания,
теория, учение) означает способ
построения и обоснования научного
знания, а также совокупность
приемов и операций практического
и теоретического освоения действительности.
Применительно к психологии под
методом подразумевают способы
получения фактов о психике
и способы их интерпретации.
Современная психология
использует развернутую систему
методов, которые могут классифицироваться
различным образом в зависимости
от выбранных оснований. Классик
отечественной психологии Рубинштейн
отмечал, что
«методы, то
есть пути познания, — это способы,
посредством которых познается
предмет науки. Психология, как
каждая наука, употребляет не
один, а целую систему частных
методов, или методик. Под методом
науки — в единственном числе
— можно разуметь систему ее
методов в их единстве»
Первоначально
(при выделении в самостоятельную
науку) психология исходила из
того, что самонаблюдение в состоянии
дать истинное, причем непосредственное,
знание о психической жизни.
Психология сознания исходила
из субъективного метода. Метод
научной психологии, таким образом,
был эмпирическим, субъективным
и непосредственным. Важно подчеркнуть,
что самонаблюдение рассматривалось
как непосредственный метод получения
фактов.
Задача науки
мыслилась Вундтом как логическое
упорядочивание фактов.
Никаких теоретических
методов не предусматривалось.
Хорошо известно, что интроспективная
психология, сознания столкнулась
с большими трудностями.
Реакцией на
неразрешимые проблемы традиционной
психологии явилось появление
психологии поведения (объективной
психологии). Первоначально предполагалось,
что новая трактовка предмета
психологии — как «поведения»
— снимает все проблемы. Объективный
метод в форме наблюдения или
эксперимента позволял, как полагали
представители этого направления
в психологии, получать непосредственное
знание о предмете науки. Метод,
таким образом, рассматривался
как эмпирический, объективный и
непосредственный.
Дальнейшее развитие
психологической науки (в первую
очередь исследования Фрейда) показало,
что метод исследования в психологии
может быть только косвенным,
опосредствованным: бессознательное
может изучаться по его проявлениям
в сознании и поведении; само
поведение предполагает наличие
гипотетических «промежуточных
переменных», опосредствующих реакции
испытуемого на ситуацию.