Предмет и задачи психологии как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2011 в 08:56, контрольная работа

Описание

В настоящее время невозможно осуществление многих видов деятельности на производстве, в науке, медицине, искусстве, преподавании, в игре и спорте без знания и понимания психологических закономерностей. Система научных знаний о законах развития человека, его потенциальных возможностях необходима для всего общественного развития.

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 49.45 Кб (Скачать документ)

 Вот как характеризует  положение вещей бывший Президент  Американской психологической ассоциации (1960) Дональд Хебб: «Психика и сознание, ощущения и восприятия, чувства  и эмоции являются промежуточными  переменными или конструктами  и, в сущности говоря, составляют  часть психологии поведения». [2, 21] 

 В отечественной  психологии, где в качестве методологического  принципа был предложен принцип  единства сознания и деятельности (С.Л. .Рубинштейн), также разрабатывалось  представление об опосредствованном  характере психологии методов. 

 В самом общем  виде метод объективного опосредствованного  исследования заключается в следующем: 1) фиксируются условия, в которых  происходит психическое явление; 2) фиксируются объективные проявления  психического явления в поведении; 3) там, где это возможно, получаются  данные самоотчета испытуемого; 4) на основе сопоставления данных, полученных на первом, втором  и третьем этапах, делается опосредствованное  заключение, предпринимается попытка  «реконструкции» реального психического  явления. 
 
 

 В последние  годы этот метод подвергается  критике. Психика другого при  таком подходе рассматривается  как объект. Некоторые исследователи  настаивают на том, что в  психологии должен использоваться  субъектный подход, который в  большей степени учитывает то, что исследуемый обладает сознанием  и может менять стратегию своего  поведения по ходу исследования. 

 Современная психология  располагает большим арсеналом  конкретных методов (наблюдение, эксперимент, анкетирование, беседа, интервью, тест, опросник, анализ продуктов  деятельности и т.д.) и специальных  методик, предназначенных для  изучения определенных психических  явлений. 

 Предложено несколько  классификаций психологических  методов. Наиболее разработанными  являются классификации Б.Г. Ананьева  и В.Н. Дружинина. 

 Ананьевым выделяются  следующие группы методов: 

1) организационные  (сравнительный, комплексный); 

2) эмпирические (обсервационный, экспериментальный, психодиагностический, биографический); 

3) обработки данных (количественный и качественный); 

4) интерпретационные  (различные варианты генетического  и структурного). 

 Классификация  позволила представить систему  методов, отвечающую требованиям  современной психологии. 

  
 

Альтернативную классификацию  методов предложил В.Н. Дружинин. Он выделил три класса методов: 

1) эмпирические, при  которых осуществляется внешнее  реальное взаимодействие субъекта  и объекта исследования; 

2) теоретические,  при которых субъект взаимодействует  с мысленной моделью объекта  (предметом исследования); 

3) интерпретации и  описания, при которых субъект  «внешне» взаимодействует со  знаковосимволическими представлениями  объекта. 

 Особого внимания  заслуживают теоретические методы  психологического исследования: 

1) дедуктивный (аксиоматического  и гипотетико-дедуктивного), иначе  — метод восхождения от общего  к частному, от абстрактного к  конкретному; 

2) индуктивный —  метод обобщения фактов, восхождения  от частного к общему; 

3) моделирования —  метод конкретизации метода аналогий, умозаключений от частного к  частному, когда в качестве аналога  более сложного объекта берется  более простой или доступный  для исследования. 

 Результатом использования  первого метода являются теории, законы, второго — индуктивные  гипотезы, закономерности, классификации,  систематизации, третьего — модели  объекта, процесса, состояния. От  теоретических методов Дружинин  предлагает отличать методы умозрительной  психологии. Различие между этими  методами автор видит в том,  что умозрение опирается не  на научные факты и эмпирические  закономерности, а имеет обоснование  только в личностном знании, интуиции  автора. По мнению

 Дружинина, в  психологическом исследовании центральная  роль принадлежит методу моделирования,  в котором различаются две  разновидности: структурно- функциональное, что в первом случае исследователь  хочет выявить структуру отдельной системы по ее внешнему поведению, для чего выбирает или конструирует аналог (в этом и состоит моделирование) — другую систему, обладающую сходным поведением. Соответственно, сходство поведений, по мысли автора, позволяет сделать вывод (на основе правила логичного вывода по аналогии) о сходстве структур. Этот вид моделирования, как утверждает

 Дружинин, является  основным методом психологического  исследования и единственным  в естественнонаучном психологическом  исследовании. В другом случае  по сходству структур модели  и образа исследователь судит  о сходстве функций, внешних  проявлений и пр. 

 Важным представляется  описание иерархии исследовательских  приемов.

 Дружинин предлагает  выделять в этой иерархии пять  уровней: уровень методики, уровень  методического приема, уровень метода, уровень организации исследования, уровень методологического подхода.  Им предложена трехмерная классификация  психологических эмпирических методов.  Рассматривая эмпирические методы  с точки зрения взаимодействия  субъекта и объекта, субъекта  и измеряющего инструмента, объекта  и инструмента, автор дает новую  классификацию эмпирических психологических  методов. За основу им берется  система «субъект — инструмент  — объект». В качестве оснований  для классификации выступают  отношения между компонентами  модели. Два из них

(мера взаимодействия  исследователя и исследуемого  и мера использования внешних  средств или субъективной интерпретации)  являются главными, одно производным.  Согласно Дружинину, все методы  делятся на: деятелъностные, коммуникативные,  обсервационные, герменевтические. Выделяются  также восемь

 «чистых» исследовательских  методов (естественный эксперимент,  лабораторный эксперимент, инструментальное  наблюдение, наблюдение, интроспекция, понимание, свободная беседа, целенаправленное  интервью). В свою очередь выделяются  синтетические методы, объединяющие  в себе черты чистых методов,  но не сводящиеся к ним (клинический  метод, глубинное интервью, психологическое  измерение, самонаблюдение, субъективное  шкалирование, самоанализ, психодиагностику, консультационное общение). [6, 47] 

 Отметим, что  до сих пор теоретические методы  психологической науки описаны,  проанализированы и исследованы  явно недостаточно. Это — одна  из первоочередных задач методологии  современной психологической науки. 

  

                     Место психологии в системе наук 

 Развитие науки  представляет собой сложный процесс,  включающий в себя и дифференциацию, и интеграцию знания. В настоящее  время насчитывается большое  количество самостоятельных научных  дисциплин. От того, какое место  занимает психология в системе  наук, в большой степени зависит  решение двух очень важных  вопросов: Что психология может  дать другим наукам? В какой  степени психология может использовать  результаты исследований в других  науках? 

 В XIX веке большой  популярностью пользовалась классификация  наук, разработанная создателем  философии позитивизма, французским  ученым О.

 Контом. В классификации  Конта места для психологии  вообще не нашлось. Отец позитивизма  полагал, что психология не  стала еще положительной наукой. Для первой половины XIX века эта  констатация была в целом справедливой. 

 С тех пор  многое изменилось: психология выделилась  в самостоятельную науку, в  значительной степени стала «положительной».  Классификации наук впоследствии  составлялись неоднократно. При  этом почти все авторы недвусмысленно  указывали на особое, центральное  место психологии среди других  наук. Многие известные психологи  высказывали мысли о том, что  психология в будущем займет  ведущее место в структуре  человеческого знания, что психология  должна явиться основой для  наук о духе. 

 Классификации  наук разрабатывались и в XX веке. Одной из наиболее популярных  считается классификация, разработанная  отечественным философом и науковедом  Б.М. Кедровым, Согласно Кедрову,  классификация наук имеет нелинейный  характер. Кедров выделяет три  группы научных дисциплин: естественные, социальные и философские. Схематически  это можно представить в виде  треугольника, вершины которого  соответствуют естественным (верхняя), социальным (левая) и философским  (правая) дисциплинам. Психология  имеет тесные связи со всеми  тремя группами наук, поэтому  располагается внутри треугольника, так как человеческое мышление (один из существенных разделов  психологии) изучается не только  психологией, но и философией  и логикой.

 Психология, таким  образом, имеет связи со всеми  научными дисциплинами, но наиболее  тесные с философией. 

 Несколько иначе  подошел к вопросу об определении  места психологии в системе  наук выдающийся швейцарский  психолог Ж. Пиаже. Традиционно  вопрос о связи психологии  с другими науками рассматривается  в таком аспекте: что психология  может получить от других наук. Такая постановка вопроса была  логичной, поскольку психология  — одна из самых молодых  наук («математика существует уже  25 веков, а психология едва  один век!»).

В докладе на XVIII Международном  психологическом конгрессе, который  состоялся в

 Москве в 1966 г., Пиаже поставил вопрос иначе:  что может дать психология  другим наукам? 

 Ответ Пиаже  знаменателен: «Психология занимает  центральное место не только  как продукт всех других наук, но и как возможный источник  объяснения их формирования и  развития». [2, 21] Пиаже отмечает, что  испытывает чувство гордости  по поводу того, что психология  занимает ключевую позицию в  системе наук. «С одной стороны,  психология зависит от всех  других наук... Но, с другой стороны,  ни одна из этих наук невозможна  без логико-математической координации,  которая выражает структуру реальности, но овладение которой возможно  только через воздействие организма  на объекты, и только психология  позволяет изучить эту деятельность  в ее развитии».  

 Плодотворное будущее  психологии видится в развертывании  междисциплинарных связей. 

 Б.Г. Ананьев  в работе «Человек как предмет  познания» рассмотрел связи психологии  с другими научными дисциплинами. Анализ этих связей в рамках  разработанной Ананьевым концепции  комплексного человекознания позволил  сделать вывод, что психология  синтезирует достижения других  наук. Известный отечественный психолог  Б.Ф. Ломов в книге «Методологические  и теоретические проблемы психологии»  отмечал, что важнейшая функция  психологии в том, что она  «является интегратором всех (или,  во всяком случае, большинства)  научных дисциплин, объектом исследования  которых является человек». Ломов  отмечает, что взаимодействие психологии  с другими науками осуществляется  через отрасли психологической  науки: с общественными науками  через социальную психологию, с  естественными — через психофизику,  психофизиологию, сравнительную  психологию, с медицинскими науками  — через медицинскую психологию, патопсихологию, нейропсихологию и  др., с педагогическими — через  психологию развития, педагогическую  психологию и др., с техническими  — через инженерную психологию, и т.д. Важным фактором дифференциации  психологии являются именно отношения  с другими науками. 

 Сегодня мы можем  констатировать, что психология  приобрела статус самостоятельной  научной дисциплины, хотя в действительности  не заняла центрального положения  среди других наук. Таким образом,  приходится признать, что прогнозы  и надежды на то, что психология  займет ведущие позиции в системе  наук, в целом не оправдались:  статус психологии вовсе не  так высок, а влияние на другие  дисциплины не так сильно. 

Информация о работе Предмет и задачи психологии как науки