Предмет организационная психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 16:54, контрольная работа

Описание

Определение предмета исследования - это задача каждой самостоятельной научной дисциплины. Сочетание «организационная психология» указывает на ее пограничное положение между психологией и общей теорией организации. Ключевым в социальной психологии является понятие общения. Общение порождает такие феномены, как восприятие и понимание людьми друг друга, подражание, внушение, убеждение, лидерство и руководство, сплоченность и конфликтность и пр.

Содержание

1.Введение
2.Основная часть
2.1. Междисциплинарные связи организационной психологии
2.2. Основные понятия организационной социальной психологии
2.3. Зарубежная организационная социальная психология
2.4. Функции организации
2.5. Показатели эффективности организации
2.6. Причины возникновения и способы разрешения конфликтов
3.Заключение
4.Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

контрольная организационная психология 7семестр.doc

— 126.50 Кб (Скачать документ)

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ  ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
 
 

Специальность «Психология» 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 
 

    По  дисциплине: Организационная психология 

        На  тему:  Предмет организационной психологии 

    Вариант: № 3. 
     
     
     
     

    Выполнил:

    Студент IV курса

    7 семестр

    Лавриненко  Марина Вячеславовна 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Тюмень, 2011 г. 
 

Содержание 

  1. Введение
    стр. 3
  1. Основная часть
    стр. 4
    2.1. Междисциплинарные связи организационной психологии
    стр. 4
    2.2. Основные понятия организационной социальной психологии
    стр. 6
    2.3. Зарубежная организационная социальная психология
    стр. 7
    2.4. Функции организации
    стр. 9
    2.5. Показатели  эффективности организации
    стр. 10

    2.6. Причины  возникновения и способы разрешения  конфликтов

 
    стр. 16
  1. Заключение
    стр. 20
  1. Список использованной литературы
    стр. 22
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. ВВЕДЕНИЕ

    Определение предмета исследования - это задача каждой самостоятельной научной дисциплины. Сочетание «организационная психология» указывает на ее пограничное положение между психологией и общей теорией организации. Ключевым в социальной психологии является понятие общения. Общение порождает такие феномены, как восприятие и понимание людьми друг друга, подражание, внушение, убеждение, лидерство и руководство, сплоченность и конфликтность и пр.

    Определение предмета организационной психологии – предметом организационной психологии является изучение социально-психологических закономерностей поведения людей в организациях, а также социально-психологических характеристик самих организаций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Междисциплинарные связи организационной психологии

    Организация является объектом изучения целого комплекса наук - социологии, культурологии, экономики, юриспруденции, истории, общей теории управления и пр. Особое место в исследованиях организационной психологии занимают междисциплинарные связи с науками наиболее близкими по своей проблематике к задачам выявления закономерностей поведения человека в организационном контексте и определении условий эффективного развития организаций - теорией управления организацией (менеджментом) и организационным развитием. Хотя существует значительное совпадение проблемных областей, которые исследуются в теории менеджмента и организационной психологии, цели, которые ставят перед собой эти две дисциплины, различны.

    Организационная психология обращается к вопросам, как люди по отдельности и в  процессе совместной деятельности действуют в организациях. Теория менеджмента сосредотачивается на путях (способах) оптимального достижения организационных целей. Но цели организации не достижимы без людей, без использования человеческих ресурсов, поэтому организационная психология становится важной областью общей теории управления организацией.

    Знания  о социально-психологических закономерностях  поведения людей в организациях необходимы любому человеку и, в первую очередь, руководителю. Понимание того, как люди ведут себя в организации, особенности их делового поведения и построения деловых отношений, позволяют руководству сформировать эффективную стратегию развития организации, разработать специальные программы подготовки и обучения сотрудников.

    Когда руководитель организации выполняет свои функции, то есть планирует, организует, мотивирует и контролирует деятельность других, то ему необходимо знать, как все эти перечисленные действия повлияют на людей. Поскольку руководитель способен достигать цели организации только через посредство других людей, понимание психологии поведения людей в организационном контексте делает руководителя организации эффективным.

    Весьма важными являются междисциплинарные связи организационной психологии с относительно новой прикладной отраслью социальной психологии - именуемой организационное развитие. Существует понимание организационного развития в широком и узком смысле. В широком смысле, дисциплина - "организационное развитие", занимается вопросами создания и внедрения в организации особых культурно-социальных технологий, которые направлены на совершенствование делового поведения человека и группы людей в организациях. Большое внимание при этом в организационном развитии уделяется методам социально-психологической диагностики организации. В узком смысле, дисциплина - "организационное развитие", описывает условия, при которых организация становится саморазвивающейся системой. Организационное развитие направлено на изменение организации. Заказчик изменений (а им, как правило, является руководитель организации) соотносится с достижениями организационной психологии не прямо, а опосредованно, через консультантов по организационному развитию. Таким образом, концепции и подходы, разработанные в организационной психологии, проходят свою апробацию в процессе использования технологий организационного развития. С другой стороны, данные о результатах организационного развития, факторах, обеспечивающих эффективное изменение организаций, служат основой для построения теоретических концепций об особенностях поведения человека в организационном контексте.

2.2. Основные понятия организационной социальной психологии

    При анализе социально-психологических  явлений в организациях психологи  оперируют следующими понятиями: 1) «организация»; 2) «личность работника»; 3) «отношение к труду».

    Исследование  организации предполагает использование  таких понятийных категорий, как  структура и функции; динамика организации; социально-психологический климат; причины возникновения и способы  разрешения конфликтов; процесс внедрения нововведений.

    При изучении личности работника применяются  такие понятия, как «адаптация работников в организационных условиях»; «личность  руководителя» (социально-психологические  требования к личности и деятельности руководителей различных рангов - бригадиров, мастеров, менеджеров, директоров); «подбор, расстановка и аттестация персонала в организациях»; «организация профессионального и социально-психологического обучения работников»; «изучение потребностей, интересов, норм, моральных ценностей работников организации».

    Анализ  отношения к труду возможен при  использовании таких понятий, как  «удовлетворенность трудом» (тип и  степень удовлетворенности); «производительность  труда»; «трудовая и общественная активность работников»; «дисциплина  труда»; «стимулирование труда» (моральное и материальное).

    Центральная проблема организационной социальной психологии состоит в изучении влияния  социально-психологических факторов на повышение эффективности труда. В этом плане социальные психологи  концентрируют свое внимание на двух вопросах: 1) какие социально-психологические факторы оказывают наиболее существенное влияние на эффективность труда и 2) каким образом они влияют на нее.

2.3. Зарубежная организационная социальная психология

    За  рубежом проблематика организационной психологии близка проблематике психологии менеджмента. В американских исследованиях работу по организации фирмы рассматривают как комплекс взаимосвязанных мероприятий, к которым относят:

1) определение  целей и задач организации; 

2) разработку функциональной структуры организации, определение отдельных видов работ, необходимых для выполнения общей задачи;

3) координацию  отдельных работ и их интеграцию  в целях создания конечного  продукта;

4) работу  с персоналом - изучение мотивации  работников, системы информации, контроля, стимулирования труда;

5) создание  единой организационной системы  для достижения внутренней согласованности  и производительности фирмы.

    Можно выделить три основных концептуальных подхода в зарубежной организационной  психологии:

1. Американская  классическая школа, включающая  в себя два направления: а)  теорию Ф. У Тейлора; б) теорию  Г. Эмерсона.

    Зародившись в США в конце XIX-начале XX века, эта школа получила широкое распространение  не только в Америке, но и в Европе. В рамках этой школы работали такие исследователи, как Ф. У. Тейлор, Л. Гьюлик, Дж. Муни, Э. Брег, Л. Ален, Л. Урвик, М. Фоллет, К. Шелтон, Г. Эмерсон. Основная цель их работы состояла в выявлении организационных, психологических и социально-психологических факторов повышения эффективности труда.

2. Американская  социально-психологическая школа,  представленная: а) теорией «человеческих  отношений» Э. Мейо; б) теорией  мотивации труда Д. Мак-Грегора;  в) теорией «обогащения работы»  Ф. Херцберга.

    Это направление возникло в США в 20-е годы XX века. Его представителями являются Э. Мейо, У. Мур, Ф. Ротлисбергер, У. Диксон, Д. Мак-Грегор, К. Арджайрие, Р. Лайкерт, Ф. Селзник, Ф. Херцберг, А. П. Слоун.

    Социально-психологическая  школа организационной психологии подвергла критике теорию Тейлора, считавшего главным стимулом человеческой деятельности материальную заинтересованность, и заменила свойственный тейлоризму бихевиоральный подход к человеку анализом социально-психологической деятельности. Основной принцип этой школы: «Человек - главный объект внимания на производстве». Представители социально-психологической школы провели множество исследований и экспериментов на производстве и доказали, что наряду с материальным стимулом в повышении производительности труда большое значение имеют и социально-психологические факторы, как сплоченность группы, взаимоотношения с руководством, социально-психологический климат, удовлетворенность трудом. Наиболее ярко социально-психологическая школа в организационной психологии представлена теорией «человеческих отношений» Э. Мейо.

3. Японская  школа организационной психологии.

    Система японского менеджмента основана на социальных ценностях и культурных традициях, принятых в этой стране. Японские менеджеры поддерживают традиционные ценности и национальные обычаи. Именно гармоничное сочетание современных методов, технологий, постоянное внедрение инноваций, с одной стороны, и традиционных ценностей и культуры взаимоотношений и идеи патернализма, с другой стороны, помогло японцам достигнуть социально-экономического процветания. Японские менеджеры создали собственную модель управления производством и обществом, заимствовав все самое ценное из общемировой теории и практики, прежде всего американской. Однако специфика японского менеджмента принципиально отличается от американского и характеризуется доминирующей ориентацией на человека. Сегодня японские менеджеры являются лучшими в мире специалистами по человеческим отношениям. Они учитывают и активно используют исторически сложившийся менталитет японского народа, такие национальные черты, как исключительное трудолюбие, высочайшая дисциплинированность, практицизм, взаимопомощь.

Информация о работе Предмет организационная психология