Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 16:54, контрольная работа
Определение предмета исследования - это задача каждой самостоятельной научной дисциплины. Сочетание «организационная психология» указывает на ее пограничное положение между психологией и общей теорией организации. Ключевым в социальной психологии является понятие общения. Общение порождает такие феномены, как восприятие и понимание людьми друг друга, подражание, внушение, убеждение, лидерство и руководство, сплоченность и конфликтность и пр.
1.Введение
2.Основная часть
2.1. Междисциплинарные связи организационной психологии
2.2. Основные понятия организационной социальной психологии
2.3. Зарубежная организационная социальная психология
2.4. Функции организации
2.5. Показатели эффективности организации
2.6. Причины возникновения и способы разрешения конфликтов
3.Заключение
4.Список использованной литературы
2.4. Функции организации
1. Социально-производственная.
Организация представляет
2. Социально-экономическая. Задача организации состоит в выпуске продукции необходимого количества для удовлетворения спроса населения и определенного качества, соответствующего требованиям современного индустриально развитого общества. Экономическая функция организации направлена на получение прибыли в результате реализации своей продукции.
3. Социально-техническая. Деятельность организации заключается не только в обслуживании техники и соблюдении норм и правил технологического процесса, но и в создании новых техник и технологий, их конструировании, модернизации и реконструкции с целью достижения уровня мировых стандартов и конкурентоспособности на мировом рынке.
4. Управленческая.
Задача организации состоит в
создании условий для роста
производительности труда,
5. Психолого-педагогическая.
Эта функция заключается в
формировании благоприятного
6. Социально-культурная.
Организация нацелена на
7. Социально-бытовая.
Для нормальной, бесперебойной, экономически
выгодной работы необходимо
2.5. Показатели эффективности организации
Эффективность организации определяется по ряду показателей, поэтому оценить эффективность работы фирмы только по ее экономическим достижениям недостаточно. Огромную прибыль можно получить и на основе жесточайшей эксплуатации работников, и на основе современных методов организации производства с использованием социально-психологических факторов. Эффективность организации оценивается комплексно, по показателям двух блоков. Первый блок включает в себя объективные (экономические) показатели:
1. Результативность.
По этому показателю
2. Производительность.
Этот показатель выявляет, достигнута
ли
цель посредством минимальных трудовых
затрат.
3. Продуктивность.
По этому показателю
и качество продукции.
4. Рентабельность. Это показатель прибыльности в процессе всего товарооборота - от приобретения сырья и оборудования до продажи произведенного товара.
5. Экологичность.
К современному производству
предъявляется
требование применения экологически чистых
технологий. Загрязнение окружающей среды
является одним из важных показателей
неэффективности промышленного предприятия.
6. Энергоемкость.
Любое производство приближается к
идеальному, если потребляется минимум
энергии. Поэтому показатель энергозатрат,
израсходованных в технологическом процессе,
говорит об
эффективности всего производства в целом.
Второй блок включает в себя субъективные (психологические, физиологические, социально-психологические) показатели:
1. Трудовая,
духовная и общественная
· факт
трудовой, духовной или общественной
активности;
2. Удовлетворенность трудовой деятельностью. Это показатель личностного отношения человека к своему труду и членам группы.
3. Относительная
стабильность организации. В
образуется ядро кадровых работников,
вокруг которого концентрируется остальной
кадровый состав. Показатель стабильности
связан
с показателем текучести кадров. Определенный
уровень текучести кадров - это нормальное
явление для каждой организации. Если
группа на протяжении долгого времени
абсолютно стабильна, законсервирована,
то это негативно сказывается на ее развитии,
на взаимоотношениях людей, выработке
новых идей и пр. Поэтому мы и говорим об
относительной стабильности организации,
имея в виду важность и необходимость
определенной текучести кадров.
4. Сработанность организации. Этот показатель характеризует устойчивость и прочность межличностных взаимодействий. С его помощью оценивается психологическое состояние системы функционального взаимодействия сотрудников. Сработанность людей в группе говорит об отлаженных организационных и психологических механизмах их деятельности и является предпосылкой сплоченности и совместимости членов организации.
Социальными
психологами установлено
Трудовая, духовная и общественная активность работников зависит от:
- сбалансированности материального и морального стимулирования труда (оказалось, что ориентация исключительно на материальное стимулирование труда не приводит к значительному увеличению трудовой активности работников);
- наличия в организаций инициативной группы людей, выдвигающей цели, отражающей интересы и потребности сотрудников, умеющей убедительно доказывать необходимость предлагаемых ими инноваций;
- возраста
работников (молодые сотрудники проявляют
большую
общественную активность, а работники
среднего возраста отличаются высокой
трудовой активностью).
В свою очередь, трудовая активность сотрудников благоприятно отражается на:
- результативности и продуктивности труда;
- производительности труда;
- социально-психологическом климате;
- степени сработанности членов трудового коллектива.
На удовлетворенность трудом влияют следующие факторы:
- результативность труда;
- санитарно-гигиенические условия труда;
- система организации труда;
- система стимулирования труда;
- способы выбора человеком профессии и места работы;
- престиж профессии;
- способы принятия решений, сложившиеся в организации.
Сплоченность организации, характеризующаяся прочностью, единством, устойчивостью межличностных взаимоотношений, влияет на:
- производительность труда;
- продуктивность;
- уровень трудовой и общественной активности;
- текучесть кадров.
Исследования социальных психологов на промышленных предприятиях показывают, что комплексная оценка эффективности организаций может быть произведена лишь в том случае, если учтены и объективные, и субъективные факторы. Доктор психологических наук профессор Ю.П.Платонов определяет следующие факторы эффективности организации:
1. Целенаправленность.
Характеризует готовность
2. Мотивированность. Раскрывает причины трудовой, познавательной, коммуникативной и прочей активности членов группы, конкретной ситуации социального взаимодействия. Мотивация выполняет три психологические функции: побуждающую, направляющую и регулирующую. Побуждающая функция состоит в осознании человеком потребности в совместном с другими людьми достижении целей группы и является «пусковой кнопкой» деятельности. Направляющая функция определяет цели и способы совместной деятельности, согласованные между всеми членами группы. Регулирующая функция способствует выбору наиболее оптимальных и законных средств достижения групповых целей и удовлетворения потребностей.
3. Эмоциональность.
Проявляется в эмоциональном
отношении людей к
Перечисленные факторы эффективности организации предстают как ее социально-психологические характеристики, обеспечивающие достижение поставленных целей, получение необходимого результата, повышение производительности индивидуального и совместного труда.
Возникновению конфликтов в организациях способствуют как объективные противоречия ситуации (например, взаимные неплатежи предприятий и организаций), так и субъективные, личностные характеристики (например, довольно часто встречающийся психологический феномен приписывания личностных оценок деловым отношениям).
Конфликт чаще всего ассоциируется с агрессией, спорами, угрозами, враждебностью и т. п. Есть мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное и что его необходимо по возможности избегать и немедленно разрешать. Такое мнение прослеживается в трудах авторов, принадлежащих к школе научного управления, административной школе и разделяющих концепцию бюрократического управления по М. Веберу.
Авторы, принадлежащие к школе «человеческих отношений», тоже были склонны считать, что конфликт можно и нужно избегать. По их мнению, хорошие отношения в организациях могут предотвратить конфликт. М. А. Робер и Ф. Тильман определяют конфликт следующим образом: это состояние потрясения, дезорганизации по отношению к предшествующему развитию. Конфликт - это генератор новых структур. Современная точка зрения состоит в том, что в эффективных организациях конфликты не только возможны, но и желательны.
Определение Дж. фон Неймана и О. Моргенштейна звучит следующим образом: конфликт - это взаимодействие двух объектов, обладающих несовместимыми целями и способами достижения этих целей. В качестве таких объектов могут рассматриваться люди, отдельные группы, армии, монополии, классы, социальные институты и др., деятельность которых так или иначе связана с постановкой и решением задач организации и управления, с прогнозированием и принятием решений, а также планированием целенаправленных действий.