Предмет организационная психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 16:54, контрольная работа

Описание

Определение предмета исследования - это задача каждой самостоятельной научной дисциплины. Сочетание «организационная психология» указывает на ее пограничное положение между психологией и общей теорией организации. Ключевым в социальной психологии является понятие общения. Общение порождает такие феномены, как восприятие и понимание людьми друг друга, подражание, внушение, убеждение, лидерство и руководство, сплоченность и конфликтность и пр.

Содержание

1.Введение
2.Основная часть
2.1. Междисциплинарные связи организационной психологии
2.2. Основные понятия организационной социальной психологии
2.3. Зарубежная организационная социальная психология
2.4. Функции организации
2.5. Показатели эффективности организации
2.6. Причины возникновения и способы разрешения конфликтов
3.Заключение
4.Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

контрольная организационная психология 7семестр.doc

— 126.50 Кб (Скачать документ)

    К. Левиным конфликт характеризуется  как ситуация, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы примерно равной величины. В своих работах он рассматривает как внутриличностные, так и межличностные конфликты.

    В теории социального конфликта Л. Козера конфликт - это борьба по поводу ценностей и притязаний из-за дефицита статуса, власти и средств, в которой цели противников нейтрализуются, ущемляются или элиминируются их соперниками. Автор делает упор на позитивной функции конфликта - поддержание динамического равновесия социальной системы. Если конфликт, по мнению Козера, связан с целями, ценностями или интересами, не затрагивающими основ существования групп, то он является позитивным. Если же конфликт связан с важнейшими ценностями группы, то он нежелателен, так как подрывает основы группы и несет в себе тенденцию к ее разрушению.

    Основоположник самостоятельного направления в изучении конфликтов в американской социологии и социальной психологии - конфликтологии - У. Ф. Линкольн считает: конфликт - это понимание, воображение или опасение хотя бы одной стороной того, что ее интересы нарушает, ущемляет и игнорирует другая сторона или стороны. И две или несколько сторон готовы бороться за захват, подавление или уничтожение интересов соперников ради удовлетворения собствен интересов. То есть, конфликт - это конкуренция в удовлетворении интересов, фактически - конфликт интересов.

    В отечественной психологии выделяют, как правило, три вида конфликтов, имеющих социально-психологическое  содержание: социальные, межгрупповые и межличностные. Наиболее распространено следующее определение: конфликт - это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями.

    По  направленности конфликты делятся  на «горизонтальные» «вертикальные», кроме этого, выделяют и «смешанные». К горизонтальным относят такие  конфликты, в которых не задействованы  лица находящиеся в подчинении друг у друга. К вертикальным конфликтам относят те, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого. В смешанных конфликтах представлены и вертикальные, и горизонтальные составляющие. Конфликты, имеющие вертикальную составляющую, т. е. вертикальные и смешанные, - это приблизительно 70—80% всех конфликтов.

    По  значению для коллектива конфликты  делятся на конструктивные (созидательные, позитивные) и деструктивные (разрушительные, негативные). Первые приносят делу пользу, вторые - вред. С первых уходить нельзя, от вторых - необходимо.

    По  характеру причин конфликты можно  разделить на объективные и субъективные. Первые порождены объективными причинами  вторые - субъективными, личностными. Объективный  конфликт чаще разрешается конструктивно (и в деловой, и в личностно-эмоциональной сфере). Субъективный конфликт, напротив, разрешается деструктивно.

    Конфликты различают и по сфере их разрешения. Это может быть деловая и личностно-эмоциональная  сфера. Результатом конфликта в  организации могут стать снижение производительности, неудовлетворенность трудом, снижение мотивации, настроения, увеличение текучести кадров, ухудшение социального взаимодействия, нарушение коммуникаций, групповой фаворитизм, увеличение роли неформальных групп в организациях и др. Однако при эффективном вмешательстве конфликт может иметь и положительные последствия - стимулировать развитие организации, поиск новых решений при учете множества мнений.

    Способы и результаты решения конфликтов отражают возможности и пути организационного развития, позволяют судить о жизнеспособности предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Организационная психология является новой научной  дисциплиной, которая относится  к числу наиболее интенсивно развивающихся  отраслей прикладной психологии. Она  возникла на стыке комплекса наук об управлении, социологии, экономики, политологии и ряда специальных психологических дисциплин, направленных на анализ профессиональной деятельности – психологии профессиональной деятельности, социальной психологии, психологии труда и эргономики.

    Предметом организационной психологии является решение комплекса проблем, связанных с обеспечением эффективной деятельности людей в динамичной организационной среде и поддержанием психического здоровья и личностного благополучия трудоспособной части населения развитых стран.

    По  мнению ведущих экспертов Международной ассоциации прикладной психологии, функционирующей при ООН, до 70-80% выпускников психологических факультетов университетов и колледжей в разных странах мира работают в сфере бизнеса и организационного консультирования. В последние годы более 50% выпускников факультетов психологии российских университетов находят работу по специальности в различных коммерческих и деловых организациях.

    Психологи, получившие профессиональную подготовку по специальности «Организационная психология», широко востребованы для работы в различных государственных и коммерческих структурах:

  • кадровых службах и отделах по работе с персоналом различных организаций;
  • консалтинговых фирмах и агентствах по подбору кадров;
  • службах занятости, центрах профессиональной ориентации и управления миграционными процессами;
  • ведомственных учреждениях по реализации программ социальной поддержки населения;
  • образовательных учреждениях, прежде всего, в центрах профессиональной подготовки и переподготовки кадров, и др.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Список использованной литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология, М, 1994

2. Джуэлл  Л. Индустриально-организационная  психология. СПб.: Питер, 2001.

3. Занковский  А.Н. Организационная психология. – М.: Флинта, 2004.

4. Кошелева  С.В. Организационная психология. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005.

5. Леонова А.Б., Оргаизационная психология

6. Организационная психология / под ред. Г.В. Суходольского. – Харьков: Изд-во Гуманитарный Центр, 2004.

7. Платонов Ю.П. Основы социальной психологии. – СПб.: Речь, 2004.

8. Почебут Л. Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. - СПБ: Речь, 2000

9. http://www.intercult.ru/business/library/psychology/org_psy.html  
 

Информация о работе Предмет организационная психология