Предмет, основные категории и задачи психологии делового общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 15:59, контрольная работа

Описание

Задача делового общения и отношений - расположить к себе собеседника. Очень немногие рождаются с умением правильно общаться с различными людьми в самых разнообразных ситуациях. Всем остальным этому необходимо учиться, для чего требуется прилагать сознательные усилия. От того, какие вербальные и невербальные способы общения и методы мы используем, от того, как мы умеем вести деловые переговоры - зависит успех наших коммуникаций и отношение к нам окружающих. Понятие: психология делового общения - это не только наука о средствах и методах взаимоотношений между людьми, но и ваш ключ к личному успеху.

Содержание

1. Основные проблемы дисциплины «Деловое общение» 3
2. Характеристика основных критериев дисциплины «Деловое общение» 8
3.Тест 14
4.Список литературы 16

Работа состоит из  1 файл

Дел.общение моя работа.docx

— 34.21 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

1. Основные проблемы дисциплины «Деловое общение»                                 3

2. Характеристика основных  критериев дисциплины «Деловое общение»     8

3.Тест                                                                                                                      14

4.Список литературы                                                                                            16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Назовите и охарактеризуйте основные проблемы дисциплины «Деловое общение»

            Задача делового общения и  отношений - расположить к себе  собеседника. Очень немногие рождаются  с умением правильно общаться  с различными людьми в самых  разнообразных ситуациях. Всем  остальным этому необходимо учиться,  для чего требуется прилагать  сознательные усилия. От того, какие  вербальные и невербальные способы  общения и методы мы используем, от того, как мы умеем вести  деловые переговоры - зависит успех  наших коммуникаций и отношение  к нам окружающих. Понятие: психология  делового общения - это не только  наука о средствах и методах  взаимоотношений между людьми, но  и ваш ключ к личному успеху.

Определение предмета науки  «деловое общение» связано с выделением всех блоков проблем, которые входят в ее содержательную область. Можно  условно выделить три таких блока.

Первый - психологический  блок, связанный социально-психологическими проблемами делового общения. Он включает в себя социально-психологические  механизмы межличностного общения  деловых партнеров, психологические  характеристики самих партнеров (особенности  их мотивации, установки, убеждения, интеллект, темперамент, способности), а также  психологические особенности деловых  отношений, обусловленные этно-культурными факторами (социокультурной средой, национально-этнической общностью).

Второй блок предметной области  науки «деловое общение» - ценностный блок. Он связан с реализацией различных  «идеологий» делового общения и  включает в себя универсальные этические  принципы делового общения, деловой  этикет, а также экономические, политические, правовые, религиозные, эстетические ценностные ориентации, которые доминируют у  партнеров в деловых отношениях.

Третий блок – организационно-технический. Он включает в себя организационно-технические  параметры делового общения. К ним  относят пространственно-временные рамки делового общения, а также процедурные действия, средства, приемы, которые характеризуют различные техники и технологии, применяемые в деловом общении.

Значит в число основных проблем науки «Деловое общение» входит:

1. Рассмотрение видов  и структуры делового общения,  его особенностей.

2. Изучение вербальных  и невербальных средств делового  общения.

3. Характеристика основ  общения в рабочих группах.

Структура общения определяется тремя его взаимосвязанными сторонами  – восприятием, коммуникацией и  взаимодействием.

По способу обмена информацией  различают устное и письменное деловое  общение.

Устные виды делового общения, в свою очередь, разделяются на монологические и диалогические.

К монологическим видам относятся:

• Приветственная речь;

• Торговая речь (реклама);

• Информационная речь;

• Доклад (на заседании, собрании).

Диалогические виды:

• Деловой разговор - кратковременный контакт, преимущественно на одну тему.

• Деловая беседа - продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений.

• Переговоры - обсуждение с целью заключения соглашения по какому - либо вопросу.

• Интервью - разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения.

• Дискуссия;

• Совещание (собрание);

• Пресс-конференция.

• Контактный деловой разговор - непосредственный, "живой" диалог.

• Телефонный разговор (дистантный), исключающий невербальную коммуникацию.

В прямом контакте и непосредственной беседе наибольшее значение имеют устная и невербальная коммуникации.

Беседа или передача сообщений  по телефону являются самыми распространенными  формами коммуникаций, их отличает непосредственный контакт и большое  разнообразие способов общения, что  позволяет без труда сочетать деловую (формальную) и личную (неформальную) части всякого сообщения.

Письменные виды делового общения - это многочисленные служебные  документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и др.

По содержанию общение  может быть разделено на:

• Материальное - обмен предметами и продуктами деятельности;

• Когнитивное - обмен знаниями;

• Мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями;

• Деятельностное  - обмен действиями, операциями, умениями, навыками.

По средствам общения  возможно деление на такие четыре вида:

• Непосредственное - осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.;

• Опосредованное - связанное с использованием специальных средств и орудий;

• Прямое - предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения;

• Косвенное - осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.

Вербальные и невербальные средства общения.

Вербальная коммуникация в качестве знаковой системы для  передачи информации использует речь, которая является наиболее универсальным  средством коммуникации, т.к. при  такой передаче сообщение меньше всего теряет смысл. Правда, при этом должно существовать общее понимание  ситуации и используемых терминов. Речь приобретает значение только при  включении в деятельность, а само это включение обязательно дополняется  употреблением других – неречевых  – знаковых систем.

Невербальная коммуникация включает в себя следующие основные знаковые системы:

• Оптико-кинетическую (жесты, мимика, пантомимика)

• Пара- и экстралингвистическую (Качество голоса, его диапазон, тональность, интонации; темп речи, паузы, другие вкрапления в речи. Все эти приемы увеличивают семантически значимую информацию)

• Организацию пространства и времени коммуникативного процесса выступает также как особая знаковая система, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации

• Визуальный контакт

Анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они  играют большую вспомогательную, а  иногда самостоятельную роль в коммуникативном  процессе. Они могут не только усилить  вербальное сообщение, но и придать  ему особый смысл. А также выявить  намерения участников и другую скрытую  информацию. Именно поэтому правила  делового этикета уделяют особое внимание невербальной стороне коммуникации, выявляя символическое и неочевидное на первый взгляд содержание в тех или иных невербальных проявлениях. Эту предписанную нормами делового поведения невербальную сторону делового общения следует неукоснительно соблюдать для обеспечения эффективного коммуникационного процесса.

Специфику рабочей группы можно выразить с помощью определения: Рабочая группа – есть определенное число лиц, включенных в типичные для них виды профессий и связанных  системой взаимоотношений, основанных на некоторых общих духовных ценностях.

Рабочие группы делятся на условные и реальные.

- Условные – их члены непосредственно не контактируют. Обычно это большие рабочие группы (например, железнодорожники).

- Реальные – это такие группы, в которых их члены непосредственно взаимодействуют друг с другом во имя достижения определенной цели.

Рабочие группы также различаются  по правовому статусу – официальные  и неофициальные.

- Официальные – формальные, которые учреждены, организованы в административно-правовом порядке, имеют лицензию или аккредитацию. Они имеют общезначимую цель, четкую структуру, обозначенную в уставе, систему управления.

- Неофициальные – возникают стихийно, естественным путем, внутри официальных групп, и они нигде не зафиксированы, но влияют на психологический климат. Они могут иметь своего лидера.

С точки зрения всего этого, можно сказать, что типичная рабочая  группа есть малая, реальная, официальная  социальная группа. Она имеет свою структуру: материальная основа, духовная сторона (информационная среда).

По отношению к рабочей  группе наука «Деловое общение» изучает:

- стиль руководства,

- стиль общения,

- конфликты (возникновение,  урегулирование и т.д.).

Предметом науки «делового  общения» является изучение социально-психологических, ценностных и организационно-технических  проблем общения людей в профессиональной и предпринимательской деятельности.

 

 

2. Характеристика основных критериев дисциплины «Деловое общение»

 

Основной категорией данной учебной дисциплины, впрочем как и в общей психологии, является категория «психология личности», включающая знания об источниках ее психической и другой активности, индивидульно-психических процессах, свойствах, состояниях, их проявлениях в деловом общении. Без этой фундаментальной психологической категории невозможно овладеть современными методами управления человеческими ресурсами.

Именно знания психологии личности помогут предпринимателю, бизнесмену, достаточно четко представить  себе степень надежности партнера, его способность к соглашению, компромиссу, а также уровень  его готовности к групповой работе и т. д. Иначе говоря, эти знания позволят определить, насколько эффективными могут быть деловые отношения  с конкретным человеком.

На основные процессы , состояния и свойства личности проявляются в межличностном общении, происходящем по формулам:

«Я-Ты», «Я-Мы», «Мы-Они». Если, по мнению философов, общение является одной из самых  важнейших предпосылок становления человека, то, по мнению современных теоретиков менеджмента, высокий уровень делового общения – решающее условие успешного предпринимательства. Но для обеспечения высокого уровня делового общения руководитель должен уметь пользоваться технологиями общения, основанными на психологических знаниях. Так нужно обязательно учитывать, что в процессе общения между партнерами, коллегами может возникнуть напряженность и даже конфликтная ситуация, скажем, из-за неуважения к чувству собственного достоинства. Или, например, неумелое пользование словом может привести к значительным информационным потерям, а следовательно, к сбоям в выполнении служебных обязанностей. Чтобы этого не случилось, необходимо научится пользоваться специальными технологиями общения, групповой работы. Психологическая наука располагает целым арсеналом конкретных рекомендаций по обеспечению различных форм общения, таких, как деловой разговор, беседа, обсуждение, спор, переговоры, торги и т.д.  Таким образом, еще одной важнейшей категорией является «психология общения».

Важнейшей категорией психологии и этики делового общения является категория «психология рабочей  группы», команды или трудового  коллектива. Ведь деловая активность невозможна без кооперации, соединения усилий нескольких или даже многих людей.  В свою очередь успешная кооперация возможна лишь при условии  принятия некоторых правил поведения, общих для всех участников трудового  процесса. Поэтому в формировании и жизнедеятельности любой группы реальны такие  явления, как групповые  цели, потребности, интересы, групповые  нормы, групповое сознание, морально-психологический  климат, корпоративная мораль, так  называемые «мы-чувства» и т.д. Современный менеджер не только обязан учитывать эти психологические феномены, но и активно участвовать  в их формировании.

Предметом дисциплины «деловое общение» являются методы оптимизации  делового, управленческого общения  на индивидуальном и групповом уровнях, с целью повышения эффективности  производства.

Объект делового общения - психология личности.

Под психологией личности понимаются:

1.  Стимулы, источники  внутренней духовной активности  человека, а также формы внешнего  проявления духовной активности.

2.   Общение людей  и методы повышения эффективности  делового общения.

С этой целью изучается  целый арсенал (микротехника) делового общения: микротехника (правила) слушания, микротехника вербального общения (умение говорить), пути урегулирования конфликта, возникающие в процессе делового общения, методы ведения переговоров.

3.   Формирование психологического  климата группы.

Одной из проблем является проблема делового общения в группе и способы регулирования делового общения.

В том или ином аспекте  вопросы подготовки и обучения деловому общению затрагивают различные  дисциплины: этику, психологию,  психотерапию, теорию управления и др.

Взаимодействие общения  и этики многогранно.  Оно охватывает структурные, функциональные и другие стороны этики как науки о  морали, а также общения — как  сложного процесса установления и вития  контактов между людьми.

Этика с момента своего возникновения находится во взаимодействии с общением. Моральные чувства, представления  о должном поведении возникают  у человека благодаря совместной жизни с другими людьми, «благодаря общению мыслями и идеями, ибо  в этом значении употребляется слово  «общение»по отношению к людям...».

Такие психологические механизмы, как подражание, заражение, внушение, убеждение, свойственные процессу общения  позволяют вносить этические  мысли и идеи в сознание людей  и передавать их из поколения в  поколение. Этика же должна гуманизировать, облагораживать общение между людьми.  Анализ взаимодействия этики и общения предполагает прежде выяснение содержания морали, изучаемой этикой как наукой. Эта наука возникла, чтобы ответить на вопросы реальной жизни: как надо поступать, что есть добро и зло, в чем смысл жизни и др. Этика стремилась ответить на эти вопросы не в житейском понимании, а в теоретической форме.

Информация о работе Предмет, основные категории и задачи психологии делового общения