Предотвращение конфликтов в рабочей группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 20:48, контрольная работа

Описание

Актуальность данной темы весьма велика. При большом количестве публикаций, посвященных аспектам конфликтологии, практически нет работ, в которых бы анализировались глубинные причины конфликтов и их влияние на жизни общества в целом и индивида. Вместе с тем, проблематика конфликта носит сугубо прикладной характер. Она пользуется широким спросом при решении вполне конкретных ситуаций, в которых наблюдается столкновение интересов двух или большего числа сторон. Чтобы найти оптимальное решение, нужно обладать знанием того, как развиваются такого рода конфликты.

Содержание

Введение …………………………………………………………….……
3-4
1. Понятие и структура конфликта в организации ......………………... 5-7
2. Профилактика – система мер по предупреждению конфликтов ….. 8-14
Заключение ………………………………………………………………. 15-16
Список использованной литературы ………………………………....... 17

Работа состоит из  1 файл

контр дел общ.doc

— 110.50 Кб (Скачать документ)

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ 
 

Контрольная работа

  по дисциплине                

 «Психология и этика делового общения»

Тема: Предотвращение конфликтов в рабочей группе 
 
 

                                                                    Исполнитель:

                                                                    Шихова Ольга Александровна

                                                                    Специальность: Финансы и кредит

                                                                    3 курс, периферия

                                                                    № зачетной книжки:08ФФД41827                       

                                                                   Руководитель:

                                                                     Казакова О.А.

                                                                   

                                         
 

Киров 2010

Оглавление 

Введение  …………………………………………………………….……

3-4
1. Понятие и структура конфликта  в организации ......………………...    5-7
2. Профилактика  – система мер по предупреждению  конфликтов ….. 8-14
Заключение ………………………………………………………………. 15-16
Список  использованной литературы ………………………………....... 17

Введение

      Конфликты являются вечным спутником нашей  жизни. Взаимодействие людей и их поведение вызывается одновременно их собственными  личными характеристиками и окружающей средой,  в которой  они находятся. По мере взаимодействия с другими людьми цели, задачи и потребности одних неминуемо вступают в противоречие с целями, задачами и потребностями других. В силу того, что конфликты оказывают огромное влияние на жизнь организаций, оптимизация их является важнейшим условием эффективного руководства.

      Обращение с организационными конфликтами – это позиция руководителя и любого другого работника по отношению к конфликтам и соответствующее ей поведение. Умелое обращение с конфликтами включает в себя как деятельность по предотвращению конфликтов, так и, в случае их возникновения, управление ими.

      Актуальность  данной темы весьма велика. При большом  количестве публикаций, посвященных  аспектам конфликтологии, практически  нет работ, в которых бы анализировались  глубинные причины  конфликтов и  их влияние на жизни общества в целом и индивида. Вместе с тем, проблематика конфликта носит сугубо прикладной характер. Она пользуется широким спросом при решении вполне конкретных ситуаций, в которых наблюдается столкновение интересов двух или большего числа сторон. Чтобы найти оптимальное решение, нужно обладать знанием того, как развиваются такого рода конфликты. Столкновение точек зрения, мнений, позиций - очень частое явление производственной и общественной жизни. Чтобы выработать верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях, очень полезно знать, что такое конфликты и как люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.

      С практической точки зрения актуальность работы не менее значительна. В настоящее время руководителям многих уровней не хватает элементарной конфликтологической культуры, не хватает знаний о конфликтах, о путях их мирного решения. Многие руководители предпочитают решать возникающие конфликтные ситуации силовыми методами, даже не догадываясь, что есть мирные и конструктивных методы выхода их конфликта.

      Таким образом, целью данной работы является изучить процесс предотвращения конфликтов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие и структура конфликта в организации
 

    Различия  людей во взглядах, несовпадение восприятия и оценок тех или иных событий  достаточно часто приводят к спорной  ситуации. Если создавшаяся ситуация представляет собой угрозу для достижения поставленной цели хотя бы одному из участников взаимодействия, то возникает конфликтная ситуация.

    Следует различать конфликтные ситуации и конфликты. Конфликтная ситуация – это возникновение разногласий, то есть столкновение желаний, мнений, интересов. Конфликтная ситуация может возникнуть в ходе дискуссии, спора. Достаточно часто в основе конфликтной ситуации лежат объективные противоречия, но иногда бывает достаточно какого-либо неудачно сказанного слова, мнения, то есть инцидента – и возникает конфликт.

    Конфликтная ситуация перерастает в конфликт в результате действий одного лица по ограничению возможностей другого лица реализовывать свои интересы.

    Конфликт – одна из наиболее распространенных форм организационного взаимодействия и всех других взаимоотношений людей. Подсчитано, что на конфликты и переживания уходит около 15% рабочего времени персонала. Еще больше времени тратят на урегулирование конфликтов и управление ими руководители – в некоторых организациях до половины рабочего времени.

    Конфликты занимают одно из центральных мест в управлении персоналом в силу значительности связанных с ними временных затрат и из-за высокой организационной значимости их инновационных, созидательных и разрушительных последствий.

    Как у многих понятий  у конфликта  имеется множество определений  и толкований. В психологии конфликт определяется как столкновение противоположно направленных, несовместимых  друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или группы людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.2

    А.Я. Анцупов определяет конфликт как «наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями».

      Конфликт – это активные взаимонаправленные проявления личностей или групп, вызванные серьезными разногласиями, которые накладывают отпечаток на успех или неуспех в процессе реализации определенной управленческой модели и оказывают влияние на экономический эффект, на психическое и физическое здоровье человека.

    Каждый  конфликт имеет более или менее  четко выраженную структуру. Составляющими  элементами конфликта являются:

  • объект (предмет) конфликтной ситуации, связанный с технологическими и организационными трудностями, со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон;
  • цели, субъективные мотивы его участников. Мотивы – стремления, побуждения к действиям, направленным на реализацию установок, потребностей и т.д. Мотивация определяет формирование цели, которой хочет достигнуть индивид. Мотивы и цели сторон расходятся;
  •   оппоненты, конкретные лица, являющиеся участниками конфликта.

     Конфликтующие стороны – две или несколько  конфликтующих сторон, кроме того, могут быть и другие участники  – сочувствующие, провокаторы, примирители, консультанты, невинные жертвы;

  • причины конфликта. Представления о ситуации – это сложившиеся в зоне разногласий представления участников конфликта, которые не совпадают, что создает почву (причины) для их столкновения.

    Пока  существуют все перечисленные элементы структуры конфликта, он неустраним. Попытка решить конфликт силовым методом или уговорами приводит к нарастанию, расширению конфликта. Значит, необходимо устранить, по крайней мере, один из существующих элементов структуры конфликта.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Профилактика  – система мер  по предупреждению конфликтов
 

    Профилактика  конфликтов – это их предупреждение в широком смысле слова. Цель профилактики конфликтов – создание таких условий  деятельности и взаимодействия людей, которые бы минимизировали бы вероятность возникновения или развития противоречий между ними.

         Предупреждение конфликтов в организации достигается за счет четкой организации труда; здорового морально – психологического климата в коллективе; профессионально и социально компетентного руководства; удовлетворенности персонала пребыванием в организации; уверенности людей в завтрашнем дне, стабильной занятости и т.д. иными словами, предупреждение конфликтов предполагает недопущения возникновения в коллективе всех рассмотренных ранее и некоторых других его причин.

    Профилактике  конфликта, как и его предотвращению в целом служат такие условия:

  • правильный подбор расстановка кадров;
  • постоянное совершенствование оплаты труда в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • ритмичность работы, внимание к условиям труда и жизни работников;
  • совершенствование методов управления организацией с учетом изменения ситуации;
  • своевременное обеспечение ресурсами, их рациональное и справедливое распределение;
  • соответствие прав и обязанностей сотрудников, особенно руководителей, строгий контроль за уважением прав и выполнением обязанностей, поддержание высокой трудовой дисциплины;
  • четкое распределение производственных заданий, полномочий и ответственности;
  • создание формального и неформального авторитета руководителя;
  • формирование благоприятных межличностных отношений;
  • укрепление коллективных норм саморегуляции поведения работников, сплачивание коллектива;
  • уделение особого внимания слухам, сплетням, мелким ссорам, которые обычно являются показателями незагруженности работников и создают благоприятную почву для конфликтов;
  • обеспечение равномерности загрузки всех сотрудников;
  • психологический отбор специалистов в организацию;
  • стимулирование мотивации к добросовестному труду;
  • справедливость и гласность в организации деятельности;
  • учет интересов всех лиц, которых затрагивает управленческое решение;
  • своевременное информирование людей по важным для них проблемам;
  • снятие социально-психологической напряженности путём проведения совместного отдыха, в том числе с участием членов семей;
  • организация трудового взаимодействия по типу «сотрудничество»;
  • оптимизация рабочего времени управленцев и исполнителей;
  • уменьшение зависимости работника от руководителя;
  • поощрение инициативы, обеспечение перспектив роста;

    Предупреждение  конфликта — это деятельность, направленная на недопущение его возникновения и разрушительного влияния на общественную ситуацию. Естественно, что такая деятельность представляет собою активное вмешательство управляющего субъекта в реальный процесс общественных отношений людей, в их взаимодействие в различных сферах жизни. Каждый конфликт возникает по конкретным причинам и в определенных условиях, что является отражением общих проблем и противоречий. Для предупреждения конфликтов необходимо выявление и изучение их причин. Устранение причин конфликта является наиболее эффективной формой его предупреждения. Предупреждение конфликта заключается в воздействии на его элементы до того как возникло открытое противостояние.

    Предупреждение конфликта в организации осуществляется тремя главными действующими субъектами:

  • вышестоящим руководством, определяющим общее положение данного подразделения в системе предприятия или учреждения;
  • руководителем подразделения, намечающим общую линию обращения с конфликтами и осуществляющим управление ими;
  • трудовым коллективом, способным выполнять воспитательные и регулятивные функции, сплачивать людей, формировать у них чувство групповой идентичности, отношения сотрудничества и взаимопомощи, быть наиболее авторитетным арбитром в случае возникновения конфликта.

    Несмотря  на важность всех субъектов регулирования  конфликтов, ведущую роль в обращении  с конфликтами играет непосредственный руководитель подразделения, в котором  конфликт назревает или уже развивается. Для эффективного предотвращения и разрешения конфликтов от руководителя требуются: способность к анализу социальной ситуации и ее конфликтологическому диагностированию; знание психологии людей и закономерностей их поведения; собственная выдержка, беспристрастность и последовательность по отношению к оппонентам; умение вести индивидуальные беседы и переговоры на принципиальной, деловой основе; наличие достаточной власти и авторитета.

    В нормальных условиях существования  организации, при слаженности действий высшего руководства, конкретного руководителя и коллектива в принципе, возможно, исключить из жизни организации конфликты с негативной, деструктивной направленностью. Но предотвратить конфликты удается не всегда. К тому же чаще всего это бывает и не целесообразно. В случае появления конфликта важно обеспечить управление процессом его развертывания и разрешения.

Информация о работе Предотвращение конфликтов в рабочей группе