Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 19:35, отчет по практике
Целями педагогической практики являлись: научиться психологически мыслить: анализировать, оценивать и объяснять психические явления; освоить психотехнические приемы и способы применения научных положений к позитивному изменению психики человека.
Были выполнены следующие виды работ:
ознакомление учащихся с двумя различными типами организации управления учебно-воспитательным процессом:
– традиционным,
– инновационным.
помочь учащимся осознать, что методика преподавания психологии не является суммой (сводом) жестких и неизменно-обязательных правил и технологий.
участие в работе круглого стола «Скажи наркотикам – нет!»;
участие в проведении занятия-тренинга «Я и профессия» (см. Приложение В);
ознакомление с литературой, применяемой педагогом-психологом
Введение…………………………………………………………..3
Основные требования, предъявляемые к преподаванию психологии
Характеристика процесса обучения и его связь с учением
Активные методы в преподавании
Формы активного обучения, используемые в методике преподавания психологии
Психологический анализ урока в деятельности педагога
Заключение
Список используемой литературы
Содержание
Введение…………………………………………
Основные требования, предъявляемые к преподаванию психологии
Характеристика процесса обучения и его связь с учением
Активные методы в преподавании
Формы активного обучения, используемые в методике преподавания психологии
Психологический анализ урока в деятельности педагога
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Введение
Педагогическая практика студентки 2 курса Великолугского филиала Современной Гуманитарной Академии Гавриловой Татьяны Александровны проходила в Государственном бюджетном образовательном учреждении начального профессионального образования Строительно-индустриальный профессиональный лицей № 50 Санкт-Петербурга (ГБОУ НПО СИПЛ № 50 СПб). Продолжительность практики – 3 недели, с 09 января по 27 января 2012 года.
Целями
педагогической практики являлись: научиться
психологически мыслить: анализировать,
оценивать и объяснять
Были выполнены следующие виды работ:
– традиционным,
– инновационным.
Объектом
труда преподавателя психологии
являются учащиеся - студенты-психологи.
Предмет его труда —
Профессионально-ценные
качества преподавателя лучше всего
рассмотреть параллельно с
Профессия
преподавателя психологии предъявляет
требования не только к исполнительной,
но и к познавательной и личностной
сферам профессионала, к возможностям
его саморегуляции.
Излагаемые на уроках психологии научные положения не должны декларироваться и приниматься на веру, без рассуждений (пассивно).
Преподаватель психологии, владея достаточным фактическим материалом, должен отобрать такие факты экспериментальных психологических исследований, которые бы убедительно доказывали правильность излагаемых теоретических положений, способствовали углубленному пониманию учащимися закономерностей психики человека.
Преподаватель психологии должен стремиться к тому, чтобы психологические знания, получаемые учащимися, не оставались абстрактными и формальными, а превращались бы в убеждения. Одним из условий такого превращения является преломление получаемых знаний через собственный опыт, самостоятельное продумывание, переживание познаваемого и определение своего отношения к нему. Именно поэтому так важна самостоятельная работа учащихся, направленная на накопление фактов о психической деятельности человека, объяснение и анализ ее.
Очень
важным в процессе преподавания психологии
является ярко выраженное эмоциональное
отношение самого преподавателя
к психологическим знаниям, его
убежденность в истинности излагаемых
теоретических положений. Такое
отношение преподавателя
Очень
важно, чтобы преподаватель хорошо
знал современное состояние науки,
был в курсе проводимых в настоящее
время психологических
Важное
требование – это нацеленность курса
психологии на изучение личности. Все
психические явления
Следующее требование – это развитие самосознания обучаемых в процессе изучения психологии. Опираясь на интерес учащихся к внутреннему миру человека, преподаватель психологии помогает им осознать ответственность перед обществом за формирование в себе качеств и способностей, представляющих социальную ценность, ставит перед ними задачи самовоспитания.
Вопросы самовоспитания тесно связаны с формированием профессиональной направленности обучаемых (что означает интерес к своей будущей профессии – учителя, воспитателя, тренера, менеджера и т.д.). Преподаватель психологии учит наблюдать за людьми, учит анализировать наблюдения, помогает ответить на возникшие у них вопросы. Анализируя результаты наблюдений, преподаватель помогает обучаемым лучше понять причины некоторых явлений. Например, понять причины невнимательности детей на некоторых уроках, изменения в поведении и т.д.
Чтобы
научить обучаемых наблюдать
и осмысливать свои наблюдения, преподаватель
сам должен уметь наблюдать, анализировать,
обобщать психологические факты.
Обучение - это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания.
Двусторонний характер обучения - содержит всегда взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы - преподавание и учение.
Учение - это деятельность ученика по:
- освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков;
-
стимулированию к поиску, решению
учебных задач, самооценке
-
осознанию личностного смысла
и социальной значимости
Целью
учения является познание, сбор и переработка
информации об окружающем мире. Результаты
учения выражаются в знаниях, умениях,
навыках, системе отношений и общем развитии
учащегося.
Говоря об активных методах в преподавании, прежде всего, имеют в виду новые формы, методы и средства обучения, получившие название активных: проблемные лекции, семинары-дискуссии, разбор конкретных педагогических ситуаций, деловые игры, методы математического моделирования. Сюда же включают комплексное курсовое и дипломное проектирование, производственную практику и т.д.
Типы лекций: информационная, проблемная, лекция-визуализация, лекция вдвоем, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-пресс конференция.
Информационная лекция. Признаки ее хорошо известны. Исторически сложившись как способ передачи готовых знаний учащимся через монолог, лекция под влиянием изменяющегося, развивающегося содержания обучения и образования не может остаться прежней, информационной.
Проблемная лекция. В ней процесс познания студентов приближается к поисковой, исследовательской деятельности.
Лекция-визуализация. Это результат поиска новых возможностей реализации известного в дидактике принципа наглядности, содержание которого меняется под влиянием данных психолого-педагогической науки, форм и методов активного обучения.
Лекция вдвоем. Динамичность проблемного содержания учебного материала осуществляется в живом диалогическом общении двух преподавателей между собой.
Лекция с заранее запланированными ошибками. Она во многом удовлетворяет необходимость развития у студентов умений оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию.
Лекция-пресс
конференция. Она близка к соответствующей
форме профессиональной деятельности
со следующими изменениями. Назвав тему
лекции, преподаватель просит студентов
письменно задать ему вопросы по данной
теме.
Среди активных методов обучения три группы методов наиболее интересны для использования в целях управления ситуацией формирования всех видов мышления.
Это метод 1) программированного обучения, 2) проблемного обучения, 3) интерактивного (коммуникативного) обучения.
Все эти методы были предложены как попытка преодоления ограниченности традиционных методов обучения.
Методы
программированного обучения предполагали
перестройку традиционного
Методы проблемного обучения - акцентировали не аспекты структурирования объективного знания, а ситуации, в которых оказывается личность обучаемого.
Методы интерактивного обучения обратились к способом управления процессом усвоения знаний посредством организации человеческих взаимодействий и отношений.
Использование в обучении психологии приемов этих трех групп активных методов обучения предполагает создание системы учебных задач в курсе психологии.
5. Психологический анализ урока в деятельности педагога
Педагогическая деятельность, как известно, может осуществляться в разных формах, среди которых особое место занимает урок (занятие) - основная организационная единица процесса обучения, где проходит совместная деятельность учителя и учащихся. Анализ урока является одним из важных способов осознания, объективации этой деятельности ее участниками, и прежде всего учителем. Анализу урока посвящено достаточно много собственно психологических, педагогических и методических работ (Т.Ю. Андрющенко, Н.Ф. Добрынин, СВ. Иванов, Е.С. Иль-инская, И.В. Карпов, Ю.Л. Львова, Л.Т. Охитина, Е.И. Пассов и др.). Исследователи подчеркивают многообъектность анализа урока, важность учета учителем (преподавателем) всех сторон педагогического взаимодействия, особенностей его субъектов и их деятельности.
Рассмотрим
урок с позиции учителя (преподавателя),
с позиции того, что дает психологический
анализ урока ему самому, как влияет
проведение такого анализа на повышение
эффективности
Анализ
урока, способствуя улучшению
Информация о работе Преподавание психологических дисциплин в учебных заведениях