Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 17:03, курсовая работа
Цель исследования – изучить специфику преподавания психологии в высшей школе.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить предмет и задачи психологии в высшей школе;
- рассмотреть преподавание психологии студентам других специальностей;
- изучить основные черты преподавателя психологии высшей школы;
- провести эмпирическое исследование специфики преподавания психологии в высшей школе.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ 5
1.1. Предмет и задачи психологии в высшей школе 5
1.2.Преподавание психологии студентам других специальностей 11
1.3.Основные черты преподавателя психологии высшей школы 14
2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ 18
2.1. Организация и методы исследования 18
2.2.Анализ результатов исследования 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 28
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ
1.1. Предмет и задачи психологии в высшей школе 5
1.2.Преподавание психологии студентам других специальностей 11
1.3.Основные
черты преподавателя
2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ
2.1. Организация и методы исследования 18
2.2.Анализ результатов исследования 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………………..30
ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………………..33
Актуальность темы исследования. Конструктивное преобразование системы профессиональной подготовки специалистов в высших учебных заведениях предполагает ее модернизацию путем внедрения психолого-педагогических дисциплин в процесс обучения студентов по избранной специальности. Подготовка специалиста должна базироваться на развитии творческой личности, ориентированной на достижение высокого уровня профессионализма и национального самосознания.
Современная общественная ситуация
стимулирует высшее образование
к подготовке специалиста с глубокими
профессиональными и психолого-педагогическими
знаниями. Развитие демократических
процессов в обществе и переход
к рыночной экономике резко повысили
для специалистов значимость психолого-педагогических
знаний и потребность в них. Особо
остро это прослеживается в системе
негуманитарных специальностей: технических,
экономических, правоведческих и других.
Внедрение психолого-
В традиционной системе образования уделяется недостаточно много внимания установлению взаимосвязи между когнитивным (уровень знаний), эмпирическим (практическое внедрения знаний) и креативным (творческое применение знаний в непредвиденной жизненной обстановке) уровнями подготовки специалиста. Целью введения психолого-педагогических дисциплин является формирование у будущего специалиста способностей, обеспечивающих применение полученных знаний в профессиональной практике, особенно в непредсказуемых жизненных ситуациях.
Объект исследования – психология в высшей школе.
Предмет – преподавание психологии в высшей школе.
Цель исследования – изучить специфику преподавания психологии в высшей школе.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить предмет и задачи психологии в высшей школе;
- рассмотреть преподавание психологии студентам других специальностей;
- изучить основные черты преподавателя психологии высшей школы;
- провести эмпирическое
исследование специфики
Гипотеза: оценка актуальности и профессиональной значимости психологического образования различна среди студентов.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, анкетирование.
Исследование проводилось в Благовещенском государственном педагогическом институте с помощью анкетирования. В нем приняли участие студенты пятого курса.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Психология изучает
Психика отдельного человека включает психические процессы, состояния и свойства. Психические процессы подразделяют на познавательные, эмоциональные и волевые.
Познавательные процессы — ощущения, восприятия, представления, память, воображение, мышление и речь — дают возможность овладевать знаниями и решать задачи, ориентироваться в обстановке, изучать отдельные объекты и среду в целом, предвидеть события1.
Эмоциональные процессы окрашивают всю внутреннюю жизнь человека, участвуют в активизации его сил, «дают знать» о соответствии или несоответствии происходящего потребностям и целям.
Волевые процессы выражаются в саморегуляции, сознательном, мобилизующем усилии и управлении своим поведением. Наиболее ярко они проявляются при преодолении трудностей и препятствий.
Психические процессы включены в поведение и деятельность людей. Нет ни одной задачи, которая могла бы быть решена ими без проявления психических процессов.
Психические состояния —
это временные состояния
Важнейшими психическими свойствами являются направленность, характер, темперамент и способности.
Направленность как свойство личности — это глубоко мотивированная целеустремленность. Мотивы выполняют в основном функции побуждения и смыслообразования. Вместе с тем они направляют поведение, участвуют в «энергетическом» обеспечении психической активности человека. Основа направленности — потребности, интересы, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение. Именно цели, мотивы и отношения к действительности раскрывают направленность личности, ее жизненную позицию2.
На форму проявления характера и все поведение человека влияет темперамент, который выражает динамику его психики и сказывается на гибкости и подвижности взаимодействия с внешней средой, на быстроте мышления, памяти, приспособлении к новым условиям жизни
Важным психическим свойством, отличающим одного человека от другого, являются способности, т. е. такие психические особенности, которые позволяют успешно заниматься одной или несколькими видами деятельности и, что важно подчеркнуть, совершенствоваться в них, овладеть ими.
По психическим свойствам можно судить об индивидуальных особенностях человека. От свойств зависит протекание и проявление психических процессов и состояний, постоянство психической активности, типичной для данного человека. Психологию интересуют особенности его знаний, навыков, умений, привычек, которые условно можно назвать психическими образованиями. Они складываются благодаря фиксированию в сознании результатов функционирования психических процессов, состояний, свойств. Психические образования — важное условие успешности решения профессиональных и других задач.
Наряду с индивидуальной
психикой есть еще возникающие у
групп и коллективов людей
социально-психологические
Предметом психологии высшей
школы являются индивидуальные, а
также и социально-
В отличие от общей
психологии, изучающей общие
Психология высшей
школы — сравнительно новая
отрасль психологической науки.
1. Участие в разработке
«модели» современного
2. Проведение психологического
анализа деятельности
3. Изучение психологии
студенческого коллектива, его влияния
на учение, общественную, научную
и производственную
4. Выявление закономерностей
формирования личности и
5. Разработку проблемы
психологической подготовки
6. Изучение психологии
личности и труда
7. Исследование проблемы профориентации и профотбора в высшие учебные заведения.
8. Анализ процесса адаптации
бывших школьников к
Наиболее значительной
задачей психологии высшей
Изучение функционирования
и проявления психики студентов
и психологии студенческих коллективов
в различных видах
Овладение основами вузовской
психологии положительно сказывается
на педагогическом мастерстве преподавателя,
позволяет ему рационально
Психология высшей школы может оказать помощь преподавателям в нахождении средств интенсификации учебного процесса, в отыскании новых методов обучения и воспитания студентов, вместе с тем она может обогатить содержание преподавания ряда предметов4.
Говоря о функциях психологии,
преподаваемой в системе
Решая вопросы профессиональной
ориентации, отбора, конкретного определения
целей воспитания и обучения студентов,
участвуя в разработке модели современного
специалиста, выявляя психологические
условия эффективности