Преподавание психологии в высшей школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 17:03, курсовая работа

Описание

Цель исследования – изучить специфику преподавания психологии в высшей школе.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить предмет и задачи психологии в высшей школе;
- рассмотреть преподавание психологии студентам других специальностей;
- изучить основные черты преподавателя психологии высшей школы;
- провести эмпирическое исследование специфики преподавания психологии в высшей школе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ 5
1.1. Предмет и задачи психологии в высшей школе 5
1.2.Преподавание психологии студентам других специальностей 11
1.3.Основные черты преподавателя психологии высшей школы 14
2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ 18
2.1. Организация и методы исследования 18
2.2.Анализ результатов исследования 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 28

Работа состоит из  1 файл

специфика преподавания психологии в высше школе-1.docx

— 122.20 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ  В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ 5

1.1. Предмет  и задачи психологии в высшей  школе 5

1.2.Преподавание  психологии студентам других  специальностей 11

1.3.Основные  черты преподавателя психологии  высшей школы 14

2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ  ПСИХОЛОГИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ 18

2.1. Организация  и методы исследования 18

2.2.Анализ  результатов исследования 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 28

ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………………..30

ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………………..33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность темы исследования. Конструктивное  преобразование системы профессиональной подготовки специалистов в высших учебных заведениях предполагает ее модернизацию путем внедрения психолого-педагогических дисциплин в процесс обучения студентов по избранной специальности. Подготовка специалиста должна базироваться на развитии творческой личности, ориентированной на достижение высокого уровня профессионализма и национального самосознания.

Современная общественная ситуация стимулирует  высшее образование  к подготовке специалиста с глубокими  профессиональными  и психолого-педагогическими  знаниями. Развитие демократических  процессов в обществе и переход  к рыночной экономике резко повысили для специалистов значимость психолого-педагогических знаний и потребность в них. Особо  остро это прослеживается в системе  негуманитарных специальностей: технических, экономических, правоведческих и других. Внедрение психолого-педагогических дисциплин в практику подготовки специалистов по избранной специальности  обусловлено необходимостью активизации  познавательной сферы, осознания личностных особенностей, овладения психологией  управления для решения конфликтных  ситуаций в профессиональной деятельности.

В традиционной системе образования  уделяется недостаточно много внимания установлению взаимосвязи между  когнитивным (уровень знаний), эмпирическим (практическое внедрения знаний) и креативным (творческое применение знаний в непредвиденной жизненной обстановке) уровнями подготовки специалиста. Целью введения психолого-педагогических дисциплин является формирование у будущего специалиста способностей, обеспечивающих применение полученных знаний в профессиональной практике, особенно в непредсказуемых жизненных ситуациях.

Объект исследования – психология в высшей школе.

Предмет – преподавание психологии в высшей школе.

Цель исследования – изучить  специфику преподавания психологии  в высшей школе.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

- изучить предмет и задачи психологии в высшей школе;

- рассмотреть преподавание психологии студентам других специальностей;

- изучить основные черты преподавателя психологии высшей школы;

- провести эмпирическое  исследование специфики преподавания  психологии в высшей школе.

 Гипотеза:  оценка актуальности и профессиональной значимости психологического образования различна среди студентов.

Методы  исследования: теоретический анализ литературы, анкетирование.

Исследование проводилось  в Благовещенском государственном педагогическом институте с помощью анкетирования. В нем приняли участие студенты пятого курса.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения и  библиографического списка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

1.1. Предмет и задачи  психологии в высшей школе

 

 

Психология изучает индивидуальные и групповые психические явления, их сущность, закономерности развития и формирования, место и роль в  деятельности и поведении человека. Психология высшей школы изучает  психику и психологические особенности  деятельности студентов, преподавателей и руководителей вуза.

Психика отдельного человека включает психические процессы, состояния  и свойства. Психические процессы подразделяют на познавательные, эмоциональные и волевые.

Познавательные процессы — ощущения, восприятия, представления, память, воображение, мышление и речь — дают возможность овладевать знаниями и решать задачи, ориентироваться  в обстановке, изучать отдельные  объекты и среду в целом, предвидеть события1.

Эмоциональные процессы окрашивают всю внутреннюю жизнь человека, участвуют  в активизации его сил, «дают  знать» о соответствии или несоответствии происходящего потребностям и целям.

Волевые процессы выражаются в саморегуляции, сознательном, мобилизующем усилии и управлении своим поведением. Наиболее ярко они проявляются при преодолении трудностей и препятствий.

Психические процессы включены в поведение и деятельность людей. Нет ни одной задачи, которая могла  бы быть решена ими без проявления психических процессов.

Психические состояния —  это временные состояния психики  в целом (подъем, уверенность, готовность, удовлетворенность, сомнение, угнетенность, подавленность и т. д.), от которых  зависят уровни функционирования познавательных процессов, успехи практических действий, а также результаты внешних воздействий  на человека, в том числе управляющих  и воспитательных. Личность начинает складываться и проявляется тогда, « когда на основе сознания и самосознания появляется избирательное отношение к действительности, когда человек становится субъектом поведения и деятельности с определенной жизненной позицией, оценками, притязаниями, социально обусловленными качествами и свойствами.

Важнейшими психическими свойствами являются направленность, характер, темперамент и способности.

Направленность как свойство личности — это глубоко мотивированная целеустремленность. Мотивы выполняют  в основном функции побуждения и  смыслообразования. Вместе с тем они направляют поведение, участвуют в «энергетическом» обеспечении психической активности человека. Основа направленности — потребности, интересы, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение. Именно цели, мотивы и отношения к действительности раскрывают направленность личности, ее жизненную позицию2.

На форму проявления характера  и все поведение человека влияет темперамент, который выражает динамику его психики и сказывается  на гибкости и подвижности взаимодействия с внешней средой, на быстроте мышления, памяти, приспособлении к новым условиям жизни

Важным психическим свойством, отличающим одного человека от другого, являются способности, т. е. такие психические  особенности, которые позволяют  успешно заниматься одной или  несколькими видами деятельности и, что важно подчеркнуть, совершенствоваться в них, овладеть ими.

По психическим свойствам  можно судить об индивидуальных особенностях человека. От свойств зависит протекание и проявление психических процессов  и состояний, постоянство психической  активности, типичной для данного  человека. Психологию интересуют особенности  его знаний, навыков, умений, привычек, которые условно можно назвать  психическими образованиями. Они складываются благодаря фиксированию в сознании результатов функционирования психических  процессов, состояний, свойств. Психические  образования — важное условие  успешности решения профессиональных и других задач.

Наряду с индивидуальной психикой есть еще возникающие у  групп и коллективов людей  социально-психологические явления: традиции, оценки, интересы, вкусы и  и т. п. Психология группы и коллектива характеризуется взаимоотношениями людей, их настроениями, мнениями, уровнем сознательности, товарищества, сплоченности, симпатиями, антипатиями и т. д. Личность и коллектив находятся в единстве, оказывают взаимное влияние друг на друга, мера которого зависит от их качеств. Социально-психологические явления играют важную роль в жизни вуза, в решении задач воспитания и обучения студентов, в работе кафедр и общественных организаций.

Предметом психологии высшей школы являются индивидуальные, а  также и социально-психологические  явления, порождаемые условиями  вузов. Психология высшей школы изучает  место и роль психических процессов, состояний, свойств, опыта, их проявление, развитие и функционирование в деятельности студентов, преподавателей и руководителей  вузов.

 В отличие от общей  психологии, изучающей общие закономерности, сущность психической жизни людей,  психологию высшей школы интересуют прежде всего функционирование, изменение, развитие и формирование психики студентов, психологические особенности деятельности преподавателей.

 Психология высшей  школы — сравнительно новая  отрасль психологической науки.  Она синтезирует в определенных  отношениях достижения педагогической, социальной, возрастной психологии, психологии труда и т. д. По своему основному содержанию она является педагогической психологией применительно к вузу. К числу ее основных задач можно отнести:

1. Участие в разработке  «модели» современного специалиста  с высшим образованием.

2. Проведение психологического  анализа деятельности студентов,  преподавателей, кафедр, руководящего  состава вузов и выявление  на этой основе психологических  предпосылок повышения эффективности  учебного процесса, вузовского воспитания  и обучения.

3. Изучение психологии  студенческого коллектива, его влияния  на учение, общественную, научную  и производственную деятельность  студентов.

4. Выявление закономерностей  формирования личности и профессионально  важных качеств будущего специалиста  с высшим образованием (с учетом  профиля вуза и курса, возрастных  и социальных особенностей).

5. Разработку проблемы  психологической подготовки студентов  к практической деятельности  после окончания вуза.

6. Изучение психологии  личности и труда преподавателя  вуза, психологических основ его  педагогического мастерства и  творчества.

7. Исследование проблемы  профориентации и профотбора  в высшие учебные заведения.

8. Анализ процесса адаптации  бывших школьников к вузовскому  обучению, а выпускников вузов  — к условиям трудовой деятельности3.

 Наиболее значительной  задачей психологии высшей школы  является проведение психологического  анализа деятельности студентов.  Поскольку личность студента  проявляется и формируется в  деятельности, то изучение ее  особенностей, организации и содержания, темпа, уровня напряжения и  т. д. выступает ключевым моментом в решении всех других психологических проблем высшего образования.

Изучение функционирования и проявления психики студентов  и психологии студенческих коллективов  в различных видах деятельности, на различных курсах, с учетом профиля  вуза необходимо для успешного управления процессом формирования личности будущего специалиста, решения вопросов планирования учебного процесса, применения технических  средств обучения. Велико теоретическое  и практическое значение вузовской  психологии. Она содействует вскрытию закономерностей развития и формирования психики студентов в условиях высшего учебного заведения, их психологической  подготовки к профессиональной деятельности. Психология высшей школы соотносит  задачи и процесс формирования личности студента с содержанием образования, оказывает помощь руководству вуза в организации и планировании учебного процесса, в решении вопросов научной организации труда студентов  и преподавателей. Исследование данных психологии высшей школы способствует улучшению методики преподавания различных  научных дисциплин, повышению успеваемости и эффективности воспитания и  обучения студентов, привлечению средств  наглядности и ТСО.

Овладение основами вузовской  психологии положительно сказывается  на педагогическом мастерстве преподавателя, позволяет ему рационально организовать свой труд, работу над собой.

Психология высшей школы  может оказать помощь преподавателям в нахождении средств интенсификации учебного процесса, в отыскании новых  методов обучения и воспитания студентов, вместе с тем она может обогатить  содержание преподавания ряда предметов4.

Говоря о функциях психологии, преподаваемой в системе университетского образования, Д. Г. Элькин считает, что самая важная из них — идеологическая: воспитание материалистического мировоззрения у молодежи. Курсы философии, этики, эстетики, научного атеизма находят в психологии убедительную аргументацию для защиты ряда важных методологических положений.

Решая вопросы профессиональной ориентации, отбора, конкретного определения  целей воспитания и обучения студентов, участвуя в разработке модели современного специалиста, выявляя психологические  условия эффективности функционирования всех звеньев вузовского организма, психология высшей школы способствует обоснованию системы подготовки кадров для народного хозяйства, науки и культуры через вузы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Преподавание психологии студентам других специальностей

Информация о работе Преподавание психологии в высшей школе