Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 17:03, курсовая работа
Цель исследования – изучить специфику преподавания психологии в высшей школе.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить предмет и задачи психологии в высшей школе;
- рассмотреть преподавание психологии студентам других специальностей;
- изучить основные черты преподавателя психологии высшей школы;
- провести эмпирическое исследование специфики преподавания психологии в высшей школе.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ 5
1.1. Предмет и задачи психологии в высшей школе 5
1.2.Преподавание психологии студентам других специальностей 11
1.3.Основные черты преподавателя психологии высшей школы 14
2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ 18
2.1. Организация и методы исследования 18
2.2.Анализ результатов исследования 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 28
План:
1.Развитие в период взрослости.
2.Физические изменения.
3.Преемственность и изменения в познании.
4.Исследование периодов и задач взрослого развития.
5.Психологическая характеристика понятия «взрослая личность».
6.Возрастной и биографический подходы к изучению личности в различные периоды взрослости: их достоинства и недостатки.
7.Возраст и проблема смысла жизни.
8.Развитие личности и деятельности на этапе взрослости.
9.Проблемы акмеологии.
10.Изменение познавательных процессов в периоды зрелости.
11.Индивидуальные и половые различия на этапе взрослости.
Основные понятия: возрастные часы, смысловые структуры, сублимация, акмеология, период взрослости, акмеологический кризис, генеративность, ролевой конфликт, семейный цикл.
Задания для самостоятельной работы:
1.Каковы устранимые причины смерти мужчин и женщин в период взрослости?
2.Нравственные и духовные проблемы взрослого человека.
3.Нравственные и духовные проблемы периода взрослости.
4.Потеря смысла жизни на середине жизненного пути.
5.Профессиограмма взрослого человека.
Темы рефератов:
1.Жизненный путь личности в исторической перспективе.
2.Люди, вызванные судьбой на испытание.
3.Кризис среднего возраста.
4.Влияние индивидуальных и половых изменений на личностное совершенствование в зрелом возрасте.
5.Проблемы акмеологии.
Контрольные задания:
1.Объясните, почему отсутствие возрастных маркеров затрудняет обсуждение процессов развития, имеющих место в период взрослости.
2.Что такое возрастные часы, и почему они менее «точны», чем в предыдущие десятилетия?
3.В чем отличие сексуального поведения мужчин от сексуального поведения женщин?
4.Почему некоторые ученые указывают на гибкое мышление как на отличительный признак взрослого познания?
5.Дайте определение понятиям: акмеология, кризис возрастного развития, сензитивный период.
6. Перечислите возрастные кризисы периода взрослости, дайте их краткую характеристику.
7. Опишите особенности внимания и памяти на рассматриваемом возрастном этапе, дайте сравнительную характеристику с периодом юношества.
8.Опишите особенности и недостатки биографического подхода к изучению личности зрелого человека.
9.Особенности самовосприятия и самооценивания зрелой личности.
Литература:
Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — М.: Наука, 1977.
Аршавский И. А. Основы возрастной периодизации / / Возрастная физиология. (Руководство по физиологии). — Л.: Наука, 1975, с. 5-67.
Возрастные и индивидуальные различия памяти/ Под ред. А. А. Смирнова. — М.: Просвещение, 1967.
Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. — Киев: Наукова думка, 1984.
Клупт М. А. Время в жизни человека (демографический аспект). — М.: Мысль, 1985.
Кон И. С. Введение в сексологию. — 2-е изд., доп. — М.: Медицина, 1990.
Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. — М.: Педагогика, 1971.
Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. Исследование познавательной деятельности учащихся вечерней школы. Самоорганизация познавательной активности личности как основа готовности к самообразованию. — М.: Педагогика, 1977.
Подгорецкая Н. А. Изучение приемов логического мышления взрослых. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.
Развитие психофизиологических функций взрослых людей/ Под ред. Б. Г. Ананьева и Е. И. Степановой. —М.: Педагогика, 1972.
Приложение 2
Методическая разработка опорного конспекта по теме "Деятельность" при изучении предмета "Общая психология"
Предмет: общая психология.
Тема: деятельность.
Цель: знакомство с психологическими основами деятельности.
План.
Определение деятельность.
Отличие деятельности человека от активности животных.
Структурные компоненты деятельности.
Структурные компоненты деятельности по Леонтьеву.
Виды деятельности.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
вид социальной активности, свойственной только человеку и имеющей сознательный, целенаправленный характер.
специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на преобразование внешнего мира и самого чел.
это процесс взаимодействия человека с миром, но процесс не пассивный, а активный.
Отличие деятельности человека от активности животных:
носит продуктивный, творческий, созидательный характер
связана с предметами материальной и духовной культуры
преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни
есть продукт истории
с рождения им не дана.
Структурные компоненты деятельности:
ß ß
мотивы цель действия
Структура деятельности по Леонтьеву.
|
цель |
мотив |
действия |
деятельность |
Борьба мотивов (результат – иерархия потребностей) |
Цель (образ конкретного результата) |
Задачи |
Действия (операции) |
Этапы действия (разработка) |
результат |
Контроль – оценка (психика как регулятор) |
Пример по структуре:
желание сшить наряд на свой день рождения, что лучше платья, костюм или и т.д.
образ конкретного платья в голове.
купить этот материал, нитки, сделать выкройку и т.д. (что нужно для пошива изделия).
материал купить там, выкройку делать такую и т.д. (что сделать сначала, а что после).
поэтапное изготовление изделия.
примерка, сравнение с воображаемым образом (не та модель или не так сидит или все как задумано или результат лучше задуманного образа).
готовое изделие, удовлетворяющее все критерии.
Виды деятельности:
ß ß ß
Игра Учение Труд
Игра - это такой вид
деятельности, результатом которого
не становится производство какого-либо
материального или идеального продукта
(за исключением деловых и
Игра (детская) - вид деятельности,
заключающийся в
Виды игр:
Предметные
Сюжетные
Ролевые
Игры с правилами
Смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т.п.
Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. (организованным и неорганизованным)
Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд.
Труд может быть как умственный так и физический.
Труд психологией не обладает,
психологией обладает человек, включенный
в условия труда или
Подведение итогов лекции. Вопросы студентам по лекции.
Вопрос к группе:
как вы думаете, что является объектом труда? А в вашей профессиональной деятельности?
что является субъектом труда? А в вашей профессиональной деятельности?
Задание группе:
1. как вы думаете, с
какого процесса начинается
1 Основы педагогики и психологии высшей школы: учеб. пособие / авт.- сост.: Ж. А. Конакова, В. П. Андронов, Т. Д. Андронова, Н. И. Мешков [и др.]; под ред. Ж. А. Конаковой. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2009. – 208 с.
2 Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: о деятельности к личности. М., 2000. – 366с
3 Методика преподавания психологии: Конспект лекций / О.Ю. Тарская, В.И. Валовик, Е.В. Бушуева и др. М.: Высшее образование, 2007. – 301с
4 Методика преподавания психологии: Конспект лекций / О.Ю. Тарская, В.И. Валовик, Е.В. Бушуева и др. М.: Высшее образование, 2007. – 301с
5 Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / Под общ. ред. А. А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2005. – 258 с.
6 Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / Под общ. ред. А. А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2005. – 258 с.
7 Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы: особенности деятельности студентов и преподавателей. - Минск: Изд-во БГУ, 2009. – 233с
8 Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы: особенности деятельности студентов и преподавателей. - Минск: Изд-во БГУ, 2009. – 233с