Преподавание психологии в высшей школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 17:03, курсовая работа

Описание

Цель исследования – изучить специфику преподавания психологии в высшей школе.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить предмет и задачи психологии в высшей школе;
- рассмотреть преподавание психологии студентам других специальностей;
- изучить основные черты преподавателя психологии высшей школы;
- провести эмпирическое исследование специфики преподавания психологии в высшей школе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ 5
1.1. Предмет и задачи психологии в высшей школе 5
1.2.Преподавание психологии студентам других специальностей 11
1.3.Основные черты преподавателя психологии высшей школы 14
2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ 18
2.1. Организация и методы исследования 18
2.2.Анализ результатов исследования 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 28

Работа состоит из  1 файл

специфика преподавания психологии в высше школе-1.docx

— 122.20 Кб (Скачать документ)

План:

1.Развитие в период взрослости.

2.Физические изменения.

3.Преемственность и изменения в познании.

4.Исследование периодов и задач взрослого развития.

5.Психологическая характеристика понятия «взрослая личность».

6.Возрастной и биографический подходы к изучению личности в различные периоды взрослости: их достоинства и недостатки.

7.Возраст и проблема смысла жизни.

8.Развитие личности и деятельности на этапе взрослости.

9.Проблемы акмеологии.

10.Изменение познавательных процессов в периоды зрелости.

11.Индивидуальные и половые различия на этапе взрослости.

Основные понятия: возрастные часы, смысловые структуры, сублимация, акмеология, период взрослости, акмеологический кризис, генеративность, ролевой конфликт, семейный цикл.

 

Задания для самостоятельной  работы:

1.Каковы устранимые причины смерти мужчин и женщин в период взрослости?

2.Нравственные и духовные проблемы взрослого человека.

3.Нравственные и духовные проблемы периода взрослости.

4.Потеря смысла жизни на середине жизненного пути.

5.Профессиограмма взрослого человека.

Темы рефератов:

1.Жизненный путь личности в исторической перспективе.

2.Люди, вызванные судьбой на испытание.

3.Кризис среднего возраста.

4.Влияние индивидуальных и половых изменений на личностное совершенствование в зрелом возрасте.

5.Проблемы акмеологии.

Контрольные задания:

1.Объясните, почему отсутствие возрастных маркеров затрудняет обсуждение процессов развития, имеющих место в период взрослости.

2.Что такое возрастные часы, и почему они менее «точны», чем в предыдущие десятилетия?

3.В чем отличие сексуального поведения мужчин от сексуального поведения женщин?

4.Почему некоторые ученые указывают на гибкое мышление как на отличительный признак взрослого познания?

5.Дайте определение понятиям: акмеология, кризис возрастного развития, сензитивный период.

6.     Перечислите возрастные кризисы периода взрослости, дайте их краткую характеристику.

7.     Опишите особенности внимания и памяти на рассматриваемом возрастном этапе, дайте сравнительную характеристику с периодом юношества.

8.Опишите особенности и недостатки биографического подхода к изучению личности зрелого человека.

9.Особенности самовосприятия и самооценивания зрелой личности.

Литература:

Ананьев Б. Г. О проблемах  современного человекознания. — М.: Наука, 1977.

Аршавский И. А. Основы возрастной периодизации / / Возрастная физиология. (Руководство по физиологии). — Л.: Наука, 1975, с. 5-67.

Возрастные и индивидуальные различия памяти/ Под ред. А. А. Смирнова. — М.: Просвещение, 1967.

Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. — Киев: Наукова думка, 1984.

Клупт М. А. Время в жизни человека (демографический аспект). — М.: Мысль, 1985.

Кон И. С. Введение в сексологию. — 2-е изд., доп. — М.: Медицина, 1990.

Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. — М.: Педагогика, 1971.

Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. Исследование познавательной деятельности учащихся вечерней школы. Самоорганизация познавательной активности личности как основа готовности к самообразованию. — М.: Педагогика, 1977.

Подгорецкая Н. А. Изучение приемов логического мышления взрослых. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.

Развитие психофизиологических функций взрослых людей/ Под ред. Б. Г. Ананьева и Е. И. Степановой. —М.: Педагогика, 1972.

 

 

 

 

 

Приложение 2

Методическая  разработка опорного конспекта по теме "Деятельность" при изучении предмета "Общая психология"

Предмет: общая психология.

Тема: деятельность.

Цель: знакомство с психологическими основами деятельности.

План.

Определение деятельность.

Отличие деятельности человека от активности животных.

Структурные компоненты деятельности.

Структурные компоненты деятельности по Леонтьеву.

Виды деятельности.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

вид социальной активности, свойственной только человеку и имеющей  сознательный, целенаправленный характер.

специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и  направленная на преобразование внешнего мира и самого чел.

это процесс взаимодействия человека с миром, но процесс не пассивный, а активный.

Отличие деятельности человека от активности животных:

носит продуктивный, творческий, созидательный характер

связана с предметами материальной и духовной культуры

преобразует его самого, его способности, потребности, условия  жизни

есть продукт истории

с рождения им не дана.

 

Структурные компоненты деятельности:

ß                          ß                               ß

                          мотивы                        цель                       действия                   

                                                                   ¯            ¯

                                                                                  внешние         внутренние

 

Структура деятельности по Леонтьеву.

 

                                                            деятельность


цель




 

мотив




 


             действия





 

 

  деятельность                                                             




 


 

Борьба мотивов (результат –  иерархия потребностей)


 

Цель (образ конкретного результата)


 

    Задачи                                                    


    Действия (операции)                                                




               Этапы действия (разработка)




                     результат




   Контроль – оценка (психика как  регулятор)




 


 

 

 

 

 

 

Пример  по структуре:

желание сшить наряд на свой день рождения, что лучше платья, костюм или и т.д.

образ конкретного платья в голове.

купить этот материал, нитки, сделать выкройку и т.д. (что нужно  для пошива изделия).

материал купить там, выкройку делать такую и т.д. (что сделать  сначала, а что после).

поэтапное изготовление изделия.

примерка, сравнение с  воображаемым образом (не та модель или  не так сидит или все как  задумано или результат лучше  задуманного образа).

готовое изделие, удовлетворяющее  все критерии.

 

Виды  деятельности:

ß   ß   ß

Игра       Учение   Труд

 

Игра - это такой вид  деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта (за исключением деловых и конструкторских  игр взрослых людей и детей).

Игра (детская) - вид деятельности, заключающийся в воспроизведении  детьми действий взрослых и отношений  между ними, направленный на познание окружающей действительности. Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами.

Виды  игр:

Предметные

Сюжетные

Ролевые

Игры с правилами

Смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами  и т.п.

Учение выступает как  вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. (организованным и неорганизованным)

Особое  место в системе человеческой деятельности занимает труд.

Труд может быть как  умственный так и физический.

Труд психологией не обладает, психологией обладает человек, включенный в условия труда или производственной деятельности. Психология человека наряду с его физиологией - важная составная  часть успешности профессиональной деятельности.

Подведение итогов лекции. Вопросы студентам по лекции.

Вопрос к группе:

как вы думаете, что является объектом труда? А в вашей профессиональной деятельности?

что является субъектом труда? А в вашей профессиональной деятельности?

Задание группе:

1. как вы думаете, с  какого процесса начинается деятельность, какой следующий пункт, почему  вы так считаете?

 

 

 

 

1 Основы педагогики и психологии высшей школы: учеб. пособие / авт.- сост.: Ж. А. Конакова, В. П. Андронов, Т. Д. Андронова, Н. И. Мешков [и др.]; под ред. Ж. А. Конаковой. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2009. – 208 с.

2 Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: о деятельности к личности. М., 2000. – 366с

3 Методика преподавания психологии: Конспект лекций / О.Ю. Тарская, В.И. Валовик, Е.В. Бушуева и др. М.: Высшее образование, 2007. – 301с

4 Методика преподавания психологии: Конспект лекций / О.Ю. Тарская, В.И. Валовик, Е.В. Бушуева и др. М.: Высшее образование, 2007. – 301с

5 Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / Под общ. ред. А. А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2005. – 258 с.

6 Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / Под общ. ред. А. А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2005. – 258 с.

7 Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы: особенности деятельности студентов и преподавателей. - Минск: Изд-во БГУ, 2009. – 233с

8 Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы: особенности деятельности студентов и преподавателей. - Минск: Изд-во БГУ, 2009. – 233с

 


Информация о работе Преподавание психологии в высшей школе