Преподавание психологии в высшей школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 17:03, курсовая работа

Описание

Цель исследования – изучить специфику преподавания психологии в высшей школе.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить предмет и задачи психологии в высшей школе;
- рассмотреть преподавание психологии студентам других специальностей;
- изучить основные черты преподавателя психологии высшей школы;
- провести эмпирическое исследование специфики преподавания психологии в высшей школе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ 5
1.1. Предмет и задачи психологии в высшей школе 5
1.2.Преподавание психологии студентам других специальностей 11
1.3.Основные черты преподавателя психологии высшей школы 14
2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ 18
2.1. Организация и методы исследования 18
2.2.Анализ результатов исследования 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 28

Работа состоит из  1 файл

специфика преподавания психологии в высше школе-1.docx

— 122.20 Кб (Скачать документ)

«Зачем преподавать психологию не психологам в той форме, в какой это делается сейчас, не знаю. По отзывам знакомых, у которых психология прошла в рамках других гуманитарных дисциплин, она оставила в основном недоумение (сведения по минимуму из общей психологии – мышление, ощущение, восприятие, память…). Наверное, надо как-то иначе. Как? Ответить пока не готова».

Безусловно, любая попытка  ответить себе на вопрос «Зачем?» связана с системой личностных смыслов человека и позволяет определить основные приоритеты, позиции участников взаимодействия, если речь идет об образовательном процессе. Чтобы спрогнозировать процесс педагогического целеполагания будущими преподавателями психологии, необходимо составить представление об особенностях субъектного опыта студентов в области учебно-профессионального содержания их образования. Как известно, любая наука выполняет по отношению к обучаемому воспитательную функцию, если знание приобретает для него личностный смысл, согласно А.А. Вербицкому, как бы «пропускается им через свои волю, сознание, мысли, чувства» и становится его достоянием.

Поэтому следующий вопрос, который был задан студентам, звучал следующим образом: «Какая учебная информация во время обучения в вузе была самой ценной?» Оказалось, что для большинства студентов (73%) это была информация практического характера: тренинг по телесно-ориентированной терапии, аутотренинг, тренинг личностно ориентированного взаимодействия с детьми, психология маркетинга, рекламы, управления персоналом, политическая психология, геш-тальттерапия, психология общения, конфликта, психология семьи т.п. «Особенно запомнился первый тренинг развития когнитивных способностей. Это был первый курс, мы были еще «зеленые», смотрели на все широко открытыми глазами».

Наиболее ценными учебными дисциплинами, с которыми студенты-психологи  познакомились за время обучения в вузе, были названы следующие: этика (27%), психология развития (23%), психотерапия (21%), эстетика (19%),организационная психология (12%), психология конфликта (12%), клиническая  психология (10%), психология консультирования (10%), культурология (8%).

Рисунок 2 - «Какая учебная информация во время обучения в вузе была самой ценной?»

 

Примечательно, что огромный объем учебного содержания, с которым  студенты знакомятся согласно учебному плану специальности, остался невостребованным, то есть «прошел мимо», был благополучно «сдан и забыт». Этот факт обнажает существенную проблему и отбора содержания профессиональной подготовки будущих специалистов, и проблему такого взаимодействия преподавателя и студента, которое бы способствовало персонификации студентом новых смыслов психологического познания и преобразования бытия человека. В том, что такая потребность существует, у самих студентов, не возникает сомнения, поскольку для 19% студентов самой ценной была информация, способствующая личностному росту, а для некоторых (10%) важным критерием ценности информации стала степень привлекательности личности преподавателя.

В целом можно отметить, что в области представлений  о значимости тех или иных психологических  знаний у студентов-психологов, с одной стороны, преобладает утилитарно-прагматическая направленность овладеть техниками манипулирования человеческим сознанием и психикой, а с другой – стремление к саморазвитию и самореализации, освоении экзистенциального, этического, эстетического опыта. Причем, наблюдения показывают, что в первом случае учебная деятельность студента характеризуется потребительской позицией и оперативным уровнем развития мышления. Тогда как во втором случае мы имеем дело с личностью, которая стремится руководствоваться в деятельности морально-этическими нормами и способна подниматься уже во время обучения в вузе на стратегический уровень решения профессионально-педагогических задач. Остается только сожалеть о том, что студентов второй группы даже к пятому курсу абсолютное меньшинство, и это хороший повод для размышления о том, какие условия надо создавать в вузе для становления и развития зрелой личности профессионала, способного к свободному творческому созидательному труду?

В педагогической науке вопрос о целях всегда тесно связан с вопросом о средствах, в данном случае – о методах и формах обучения психологии в вузе. Соответственно звучал и следующий вопрос: «Как надо преподавать психологию?».

Больше половины студентов (64%) ответили, что преподавать психологию надо интересно, увлекательно, нестандартно и обязательно заинтересованно со стороны преподавателя. Трудно не согласиться, что личностное отношение преподавателя к своей дисциплине и к студентам, попытка заинтересовать их – один из важных факторов повышения качества образования.

Но необходимо учесть, что  внешняя привлекательность методов  преподавания и форм взаимодействия педагога со студентами, без активизации их мышления и субъектной позиции в учебной деятельности, может привести к формированию ситуативной учебной мотивации и отсутствию стойкого познавательного интереса к какой-либо области науки или практики, а также возникновению потребительской позиции студента по отношению к преподавателю.

Также, больше половины студентов (65%) считают, что преподавать психологию надо в активной форме тренингов, игр, моделирования, диалогично, организовывая самостоятельную работу студента, с выходом на практику, с опорой на личный опыт студента: «Студенты должны активно взаимодействовать друг с другом и с преподавателем, продуцируя что-то новое». «Побольше давать студенту думать». «Считаю, что необходимо научиться слышать своих студентов и отвечать на их запрос. А также ставить перед ними цели, которые будут ими осознаваемы».

На следующем этапе  исследования мы ставили перед собой  задачу выявить особенности экспектаций студентов в отношении профессионально значимых качеств преподавателя психологии. В итоге нам удалось составить психологический портрет идеального преподавателя психологии в представлении студентов.

Для этого им надо было ответить на вопрос: «Какими качествами должен обладать преподаватель психологии?».

Рисунок 3 - «Какими качествами должен обладать преподаватель психологии?».

 

Оказалось, что он должен быть, во-первых, компетентным в общении (22%), во-вторых, иметь личностную привлекательность (18%), в-третьих, владеть ораторским искусством (14%), в-четвертых, быть компетентным в своей области знания (13%), и, в-пятых, обладать личностной зрелостью (11%). При этом неплохо бы ему быть еще и умным (9%), креативным (8%), активным (5%) и имеющим опыт практической деятельности (2%). Содержание идеального портрета дает возможность представить, какой преподаватель востребован сегодня студенческой аудиторией.

И, наконец, логическим завершением  процесса размышления о проблемах  преподавания психологии в вузе стал вопрос о том, чего не хватает нашим студентам, чтобы уже сегодня выступить в роли преподавателя психологии. Оказалось, что почти половине не хватает опыта, знаний, уверенности в себе, а каждый четвертый считает, что у него отсутствуют ораторские данные, «харизматичность» или какие-либо еще личностные качества.

Как раз для того, чтобы  восполнить недостаток знаний и опыта в области методики преподавания, в течение всего семестра практически каждому студенту предоставляется возможность смоделировать небольшую часть лекции или семинара по психологии. При этом остальные выступают в качестве экспертов и оценивают качество работы друг друга по заранее заданным дидактическим критериям.

Надо отметить, что критичность  оценки друг друга к концу семестра повышается, и этот факт может свидетельствовать о развитии умения анализировать учебное занятие в целом и видеть в отдельности каждый из его компонентов.

Вывод. Таким образом, мы можем сказать, что наша гипотеза подтвердилась.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В заключении хотелось бы отметить, что психология является очень важным предметом во всех вузах, независимо от факультетов и специализации, так как ни один квалифицированный специалист не сможет нормально работать и выполнять поставленные задачи, если у него есть букет психологических проблем, комплексов и нерешенных ситуаций. Поэтому сегодня практически во всех вузах студенты в обязательном порядке изучают хотя бы вводный курс психологии. На гуманитарных факультетах психологию учат несколько семестров, в технических вузах – всего один, но при желании получить достаточную базу и понимание основных психологических законов, понятий и явлений, сделать это возможно и за один семестр.

Преподаватели в вузах  играют очень важную роль, так как  именно от них зависит, понравится ли студенту предмет, захочет ли он получить дополнительные знания, усвоить информацию. Основная задача преподавателя психологии (как и любого другого предмета) – добиться, чтобы студенты не просто запомнили знания и они отложились где-то в голове, но сделать так, чтобы студенты использовали творческий подход к обучению, заинтересовались полученными сведениями, не заучили, а поняли каждое сказанное преподавателем предложение.

Ведь сегодня, благодаря  информационным технологиям, найти  и заучить можно что угодно. И есть большая разница между  тем, чтобы написать самостоятельно письменную работу и ничего в ней  не понять и тем, чтобы оплатить диплом на заказ, но тщательно разобраться  в теме и каждом написанном предложении, поняв и усвоив материал. В таком  случае даже то, что студент не писал  самостоятельно работу, не играет никакой  роли, так как он добился главного – понимания и усвоения темы и  неважно, каким образом.

Определенные требования к преподавателю объясняются  самой спецификой психологии. Преподаватель  обязан рассказать студентам про  существующие в обществе этические нормы и правила, психологические явления, конфликтные ситуации, пути их разрешения, об особенностях человеческой психики, существующих отклонениях и т.д. В данном случае речь идет, как правило, про непрофессиональную аудиторию, поэтому очень важно уметь понизить степень сложности материала, убрать ненужные подробности и термины.

Глубокое изучение предмета важно только для студентов, которые  в будущем станут психологами, но в таком случае каждый преподаватель  ведет свой предмет и упрощение  материала неактуально. Когда же преподаватель работает со студентами самых разных специальностей, для  которых психология является общеобразовательным  предметом, ему нужно сделать  так, чтобы материал хорошо усвоился и запомнился, помог в будущем  молодым людям.

Поэтому актуальным является уклон в сторону практических навыков и сведений, которые студенты смогут использовать в жизни, общении  с другими людьми, в работе, а  не требование заучивать сложные  термины, от которых проку в повседневности нет никакого.

Очень важно, чтобы преподаватель  сам умел использовать полученные во время обучения навыки – привлекать внимание аудитории, заинтересовывать студентов гораздо проще, зная, какие  методы для этого нужно использовать и как работать с аудиторией.

Таким образом, мы можем сказать, что наша гипотеза подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

1.Андреев А. А. Педагогика высшей школы. Новый курс. – М.: Москов. междунар. ин-т эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. – 264 с.

2.Братусь Б.С. Общая психология как университетская наука //вест. МГУ. Сер. 14. Психология. 2002. - №3 – С.14.

3. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы: особенности деятельности студентов и преподавателей. - Минск: Изд-во БГУ, 2009. – 233с

4.Герасимова В.С. Методика преподавания психологии: Курс лекций. М.: Ось-89, 2004. - 111 с.

5.Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. Спб.: Питер, 2007. – 125с

6.Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. Учебное пособие для ВУЗов. М.: УМК Психология, 2003 .- 192 с.

7.Маклаков А. Г. Общая психология : учеб. пособие для студентов вузов и слушателей курсов психол. дисциплин / А. Г. Маклаков. - Москва [и др.] : Питер, 2010. - 582 с.

8. Методика преподавания психологии: Конспект лекций / О.Ю. Тарская, В.И. Валовик, Е.В. Бушуева и др. М.: Высшее образование, 2007. – 301с

9.Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / Под общ. ред. А. А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2005. – 258 с.

10.Педагогика высшей школы. Учебно-методическое пособие / Сост. Н. И. Мешков, Н. Е. Садовникова. – Саранск: , 2010. – 80 с.

11.Попова М. В. Психология как учебный предмет в школе: Учебное методическое пособие. — М: ВЛАДОС, 2000. — 288 с.

12.Савочкина Т.С. Методика преподавания психологии: методическое пособие. Тверь, 2003. – 189с

13.Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: о деятельности к личности. М., 2000. – 366с

14.Основы педагогики и психологии высшей школы: учеб. пособие / авт.- сост.: Ж. А. Конакова, В. П. Андронов, Т. Д. Андронова, Н. И. Мешков [и др.]; под ред. Ж. А. Конаковой. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2009. – 208 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Конспект-план преподавателя  по психологии по теме: Психология взрослости

 

Цель: рассмотреть основные аспекты физического развития в  период взрослости, охарактеризовать различные теоретические подходы  к объяснению когнитивного развития на этапе взрослости, проанализировать главные задачи развития; дать характеристику понятия «зрелая личность, изучить возрастной и биографический подходы к изучению личности в различные периоды зрелого возраста, охарактеризовать развитие личности и деятельности на этапе взрослости, рассмотреть проблемы акмеологии, определить особенности эмоциональноволевой сферы зрелой личности, а так же особенности самовосприятия и самооценивания, изучить изменение познавательных процессов в периоды зрелости, охарактеризовать индивидуальные и половые различия на этапе взрослости.

Информация о работе Преподавание психологии в высшей школе