Причины возникновения стресса в деятельности и рекомендации по его коррекции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:07, курсовая работа

Описание

Цель курсового исследования состоит в изучении психологических особенностях стресса
Для достижения цели определим следующие задачи:
- рассмотреть понятие стресса;
- охарактеризовать признаки стрессового напряжения;
- выявить причины возникновения стресса в деятельности;
- дать рекомендации по устранению стресса.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и признаки возникновения стрессов 5
1.1. Понятие стресса, фрустрация 5
1.2.Признаки стрессового напряжения 13
2. Причины возникновения стресса в деятельности и рекомендации по его коррекции 16
2.1.Основные причины возникновения стресса в деятельности 16
2.2. Рекомендации по коррекции эмоциональных нарушений 24
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Работа состоит из  1 файл

психология стресса-кгму-Ахтямова.doc

— 158.50 Кб (Скачать документ)

     5) ощущение неотвратимости надвигающейся  катастрофы — нарастание интенсивности  тревожных расстройств приводит  субъекта к представлению о невозможности предотвращения грядущего события;

     6) тревожно-боязливое возбуждение  — вызываемая тревогой дезорганизация  достигает максимума, и возможность  целенаправленной деятельности  исчезает.

     При пароксизмальном нарастании тревоги  все указанные явления можно наблюдать в течении одного пароксизма, в других же случаях их смена происходит постепенно.

     Для изучения тревоги вызывается набиралась группа испытуемых-добровольцев, у  которых вызвали стресс экспериментально, основываясь на эффекте плацебо. Тревожная реакция имела место у подавляющего большинства испытуемых, что наглядно демонстрирует эффективность психической адаптации у испытуемых при низком ( I ) и высоком ( II ) уровне тревоги в зрелом (а) и юношеском (б) возрасте.

Таблица 1.

Результаты  исследования адаптивности, в зависимости от уровня тревоги

  Эффективная адаптация Неустойчивая  адаптация Стойкие нарушения адаптации
  Адаптивность  при низком уровне тревоги (I)
Испытуемые  зрелого возраста 54% 36% 10%
Испытуемые  юно-шеского возраста 73% 24% 3%
  Адаптивность  при высоком уровне тревоги (II)
Испытуемые  зрелого возраста 4% 44% 52%
Испытуемые  юно-шеского возраста 19% 38% 41%
 

     Таким образом, видно, что молодёжь более адаптивна и менее подвержена воздействию внешней тревоги, чем люди старшего поколения. Из этого следует сделать вывод о том, что чем гибче выстроена нервно-психическая система человека, чем он моложе и имеет сознание, свободное от предрассудков, тем легче происходит процесс адаптации и менее болезненно переносятся стрессовые ситуации.

     Кстати, Селье выдвинул весьма интересную гипотезу о том, что старение — итог всех стрессов, которым подвергался организм в течении своей жизни. Оно  соответствует “фазе истощения” общего адаптационного синдрома, который  в некотором смысле представляет собой ускоренную версию нормального старения. Любой стресс, особенно вызванный бесплодными усилиями, оставляет после себя необратимые химические изменения; их накопление обуславливает признаки старения в тканях. Особенно тяжёлые последствия вызывает поражение мозговых и нервных клеток. Но успешная деятельность, какой бы она не была, оставляет меньше последствий старения, следовательно, говорит Селье, вы можете долго и счастливо жить, если выберете подходящую для себя работу и удачно справляетесь с ней. [13, с.135]

     Усиление  тревоги приводит к повышению  интенсивности действия двух взаимосвязанных  адаптационных механизмов, которые  приведены ниже:

     1) аллопсихический механизм — действует,  когда происходит модификация  поведенческой активности. Способ  действия : изменение ситуации или уход из нее.

     2) интрапсихический механизм —  обеспечивает редукцию тревоги  благодаря переориентации личности.

     Существует  несколько типов защит, которые  используются интрапсихическим механизмом психической адаптации:

     1) препятствие осознаванию факторов, вызывающих тревогу;

     2) фиксация тревоги на определенных  стимулах;

     3) снижение уровня побуждения, т.е.  обесценивание исходных потребностей;

     4) концептуализация.

     Тревога, несмотря на обилие различных смысловых  формулировок, представляет собой единое явление и служит облигаторным механизмом эмоционального стресса. Возникая при любом нарушении сбалансированности в системе “человек-среда”, она активизирует адаптационные механизмы, и вместе с тем при значительной интенсивности лежит в основе развития адаптационных нарушений. Повышение уровня тревоги обуславливает включение или усиление действия механизмов интрапсихической адаптации. Эти механизмы могут способствовать эффективной психической адаптации, обеспечивая редукцию тревоги, а в случае их неадекватности находят свое отражение в типе адаптационных нарушений, которым соответствует характер формирующихся при этом пограничных психопатологических явлений.

     Организация эмоционального стресса предполагает затруднение реализации мотивизации, блокаду мотивированного поведения, т.е. фруструацию. Совокупность фруструации, тревоги, а также их взаимосвязь с аллопсихической и интрапсихической адаптациями и составляет основное тело стресса.

     Эффективность психической адаптации впрямую  зависит от организации микросоциального взаимодействия. При конфликтных ситуациях в семейной или производственной сфере, затруднениях в построении неформального общения нарушения механической адаптации отмечались значительно чаще, чем при эффективном социальном взаимодействии. Также с адаптацией напрямую связан анализ факторов определенной среды или окружения, Оценка личностных качеств окружающих как фактора привлекающего в подавляющем большинстве случаев сочеталась с эффективной психической адаптацией, а оценка таких же качеств как фактора отталкивающего — с её нарушениями.

     Но  не только анализ факторов окружающей среды определяет уровень адаптации  и эмоциональной напряжённости. Необходимо также принимать во внимание индивидуальные качества, состояние  непосредственного окружения и  особенности группы, в котором осуществляется микросоциальное взаимодействие.

     Эффективная психическая адаптация представляет собой одну из предпосылок к успешной профессиональной деятельности.

     Важными факторами, улучшающими психическую  адаптацию в профессиональных группах, являются социальная сплоченность, способность строить межличностные отношения, возможность открытой коммуникации.

     В связи с вышесказанным становится очевидным, что без исследований психической адаптации будет  неполным рассмотрение любой проблемы психического несоответствия, а анализ описанных аспектов адаптационного процесса представляется неотъемлемой частью психологии человека.

     Таким образом, проблема психической адаптации  представляет собой важную область  научных изысканий, расположенную  на стыке различных отраслей знания, приобретающих в современных условиях всё большее значение. В этой связи адаптационную концепцию можно рассмотреть как один из перспективных подходов к комплексному изучению человека [4, с. 67].

1.2. Признаки стрессового напряжения

 

     Итак, стресс - это напряженное состояние  организма, т.е. неспецифический ответ  организма на предъявленное ему  требование (стрессовую ситуацию). Под  воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение, но стресс – это не просто нервное напряжение. Этот факт нужно особенно подчеркнуть. Многие специалисты и даже отдельные учёные склонны отождествлять биологический стресс с нервной перегрузкой или сильным эмоциональным возбуждением. Совсем недавно доктор Дж. Мейсон, бывший президент Американского психосоматического общества и один из наиболее известных исследователей психологических и психопатологических аспектов биологического стресса, посвятил очерк анализу теории стресса. Он считает общим знаменателем всех стрессоров активацию “физиологического аппарата, ответственного за эмоциональное возбуждение, которое возникает при появлении угрожающих или неприятных факторов в жизненной ситуации, взятой в целом”[8, с. 42]. У человека с его высокоразвитой нервной системой эмоциональные раздражители – практически самый частый стрессор, и, конечно, такие стрессоры наблюдаются у пациентов психиатра.

     Но  стрессовые реакции присущи и  низшим животным, вообще не имеющим  нервной системы, и даже растениям. Более того, так называемый стресс наркоза – хорошо известное явление в хирургии, и многие исследователи пытались справиться с этим нежелательным осложнением отключения сознания....

     Стресс  не всегда результат повреждения. Стрессорный  эффект стрессора зависит только от интенсивности требований к приспособительной способности организма. Любая нормальная деятельность – игра в шахматы и даже ходьба – может вызвать значительный стресс, не причинив никакого вреда. Вредоносный или неприятный стресс называют “дистресс”.

     Слово стресс пришло в английский язык из старофранцузского и средневекового английского и вначале произносилось как дистресс. Первый слог постепенно исчез из-за “смазывания” или “проглатывания”. Теперь слова эти имеют различное значение, несмотря на общность происхождения. Деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной или неприятной [6, с. 132].

     - Признаки острого (кратковременного) стресса.

     Телесные  проявления: изменение частоты сердцебиения, поверхностное дыхание, ускорение  ритма дыхания. При повышении  напряжения краснеет или бледнеет кожа лица и шеи, увлажняются ладони, расширяются зрачки, повышается или понижается активность некоторых желез внешней секреции (слюнных, потовых).

     Поведенческие проявления: изменение мимики, тембра голоса и интонаций, скорости, силы и координации движений. Сжатие губ, напряжение жевательных мышц. Грустный, унылый или обеспокоенный взгляд. Двигательное беспокойство и частая смена поз, или, наоборот, - пассивность, заторможенность, вялость в движения.

     Переживание напряжения у некоторых людей  даже в очень ответственные моменты может не иметь соответствующего выражения во внешнем облике и поведенческих проявлениях. Человек может отрицать у себя чувство тревоги и страха, показывать внешне ровное, спокойное поведение, расслабленность и раскрепощенность. Попытки такого преодоления могут наблюдаться у тех, кто намеренно пытается скрыть свои переживания, например, у стеснительных людей. Отрицание напряжения может быть и у тех, кто неспособен к анализу своего психического состояния, не имеет никаких навыков самообладания [7, с. 52].

     - Признаки затяжного (хронического) стресса.

     К наиболее частым проявлениям относятся  следующие:

  • ощущение потери контроля над собой;
  • недостаточно организованная деятельность (рассеянность, принятие ошибочных решений, суетливость…);
  • вялость, апатия, повышенная утомленность;
  • расстройство сна (в том числе, более долгое засыпание, ранее пробуждение).

     Для обнаружения стресса стоит учесть и другие его симптомы, такие как:

  • раздражительность, снижение настроения (придирчивость, необоснованная критичность…);
  • повышенный аппетит;
  • увеличившееся количество выпитого алкоголя;
  • увеличившееся потребление психоактивных средств (успокоительных, стимулирующих…);
  • расстройства половой функции;
  • неблагополучное физическое состояние (головная боль, боли в мышцах, спине, изжога, повышение давления…).[16, стр. 63].

     Частным случаем стресса является профессиональный стресс, возникающий в ходе осуществления  профессиональной деятельности.

 

2. Причины возникновения  стресса в деятельности  и рекомендации по его коррекции

2.1.Основные причины возникновения стресса в деятельности

     Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой  и деятельностью организации  или событиями личной жизни человека.

     - Организационные факторы.

     Рассмотрим  те факторы, действующие внутри организации, которые вызывают стресс.

     1. Перегрузка или слишком малая  рабочая нагрузка, т.е. задание,  которое следует завершить за  конкретный период времени. 

     Работнику просто поручили непомерное количество заданий или необоснованный уровень  выпуска продукции на данный период времени. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация (чувство крушения), а также чувство безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует фрустрацию, беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации и ощущает себя явно невознагражденным.

Информация о работе Причины возникновения стресса в деятельности и рекомендации по его коррекции