Причины возникновения стресса в деятельности и рекомендации по его коррекции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:07, курсовая работа

Описание

Цель курсового исследования состоит в изучении психологических особенностях стресса
Для достижения цели определим следующие задачи:
- рассмотреть понятие стресса;
- охарактеризовать признаки стрессового напряжения;
- выявить причины возникновения стресса в деятельности;
- дать рекомендации по устранению стресса.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и признаки возникновения стрессов 5
1.1. Понятие стресса, фрустрация 5
1.2.Признаки стрессового напряжения 13
2. Причины возникновения стресса в деятельности и рекомендации по его коррекции 16
2.1.Основные причины возникновения стресса в деятельности 16
2.2. Рекомендации по коррекции эмоциональных нарушений 24
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Работа состоит из  1 файл

психология стресса-кгму-Ахтямова.doc

— 158.50 Кб (Скачать документ)

     В настоящее время все большее внимание специалистов привлекают новые технологии предупреждения и преодоления профессионального стресса. Некоторые из них направлены на адекватное информирование представителей коммуникативных профессий о ранних признаках «выгорания» и факторах риска. Наиболее эффективными являются групповые формы работы: специальные занятия в группах профессионального и личностного роста, повышения коммуникативной компетентности (Балинтовский метод). Человек может переносить значительный стресс без повышенного риска развития психического или соматического заболевания, если он получает адекватную социальную поддержку.

     В последние годы активное внимание привлекают новые технологии предупреждения и  преодоления профессионального  стресса. Некоторые из них направлены на широкое информирование специалистов коммуникативных профессий о ранних признаках "выгорания" и факторах его риска. Чем раньше и больше узнают врачи о том, как возникает и какими признаками характеризуется этот синдром, тем больше у них возможностей его избежать или снизить выраженность.

     Наиболее  эффективными технологиями считаются  групповые формы работы со стрессом.

2.2. Рекомендации по коррекции эмоциональных нарушений

 

     Обратимся к активным способам повышения общей  устойчивости человеческого организма. Их можно попытаться разделить на три группы:

      -Первая группа – включает  способы, использующие физические  факторы воздействия – это  физическая культура, закаливание  организма, бег трусцой и т.д.

     -Вторая  группа – аутогенная тренировка, психотерапия, гипноз.

     -Третья  группа способов повышения общей устойчивости организма связана с биологически активными веществами.

     Оптимальный способ избавления от затянувшегося  стресса – полностью разрешить  конфликт, устранить разногласия, помириться. Если сделать это невозможно, следует логически переоценить значимость конфликта, например, поискать оправдания для своего обидчика. Можно выделить различные способы снижения значимости конфликта. Первый из них можно охарактеризовать словом «зато». Суть его – суметь извлечь пользу, что-то положительное даже из неудачи. Второй прием успокоения – доказать себе, что «могло быть и хуже». Сравнение собственных невзгод с чужим еще большим горем («а другому гораздо хуже») позволяет стойко и спокойно отреагировать на неудачу. Интересный способ успокоения по типу «зелен виноград»: подобно лисице из басни сказать себе, что «то, к чему только что безуспешно стремился, не так уж хорошо, как казалось, и потому этого мне не надо» [3, с. 99].

     Один  из лучших способов успокоения – это  общение с близким человеком, когда можно, во-первых, как говорят, «излить душу», т.е. разрядить очаг возбуждения; во-вторых, переключиться на интересную тему; в-третьих, совместно отыскать путь к благополучному разрешению конфликта или хотя бы к снижению его значимости.

     Иногда  пережитый сильный страх в какой-либо ситуации закрепляется, становиться хроническим, навязчивым – возникает фобия на определенный круг ситуаций или объектов. Для устранения фобий разработаны специальные психологические приемы (в рамках нейролингвистического программирования).

     Для достижения оптимального эффекта в  деятельности и для исключения неблагоприятных  последствий перевозбуждения желательно снять эмоциональную напряженность  на основе концентрации внимания не на значимости результата, а на анализе  причин, технических деталях задания и тактических приемах.

     Для создания оптимального эмоционального состояния нужны:

  1. правильная оценка значимости события;
  2. достаточная информированность (разноплановая) по данному вопросу, событию;
  3. запасные отступные стратегии – это снижает излишнее возбуждение, уменьшает страх получить неблагоприятное решение, создает оптимальный фон для решения проблемы. В случае поражения можно произвести общую переоценку значимости ситуации по типу «не очень-то и хотелось». Понижение субъективной значимости события помогает отойти на заранее подготовленные позиции и готовиться к следующему штурму без значительных потерь здоровья.

     Когда человек находится в состоянии  сильного возбуждения, успокаивать  его бывает бесполезно, лучше помочь ему разрядить эмоцию, дать ему выговориться до конца.

     Когда человек выговориться, его возбуждение  снижается, и в этот момент появляется возможность разъяснить ему что-либо, успокоить, направить его. Потребность  разрядить эмоциональную напряженность  в движении иногда проявляется в том, что человек мечется по комнате, рвет что-то. Для того, чтобы быстрее нормализовать свое состояние после неприятностей, полезно дать себе усиленную физическую нагрузку. Для экстренного понижения уровня напряжения может быть использовано общее расслабление мускулатуры; мышечное расслабление несовместимо с ощущением беспокойства. Эмоциями можно управлять и путем регуляции внешнего их проявления: чтобы легче перенести боль, нужно стараться ее не демонстрировать.

     Важный  способ снятия психического напряжения – это активизация чувства юмора. Как считал С. Л. Рубинштейн, суть чувства юмора не в том, чтобы видеть и чувствовать комическое там, где оно есть, а в том, чтобы воспринимать как комическое то, что претендует быть серьезным, т.е. суметь отнестись к чему-то волнующему как к малозначащему и недостойному серьезного внимания, суметь улыбнуться или рассмеяться в трудной ситуации. Смех приводит к падению тревожности; когда человек отсмеялся, то его мышцы менее напряжены (релаксация) и сердцебиение нормализовано. По своей функциональной значимости смех так могущественен, что Фрай называл его даже «стационарным бегом трусцой».

     Релаксация - это  метод, с помощью которого можно  частично или полностью избавляться  от физического или психического напряжения.

     Регуляция дыхания.

     Вот некоторые советы, которые могут  помочь вам выйти из состояния  острого стресса.

     1. Противострессовое дыхание.

     2. Минутная релаксация.

     3. Оглянитесь вокруг и внимательно  осмотрите помещение, в котором  вы находитесь. Обращайте внимание на мельчайшие детали, даже если вы их хорошо знаете. Сосредоточившись на каждом отдельном предмете, вы отвлечетесь от внутреннего стрессового напряжения, направляя свое внимание на рациональное восприятие окружающей обстановки.

 

Заключение

 

     Стресс  присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности несомненно.

     К понятию и состоянию стресса  близко и понятие фрустрации. Самой  распространенной реакцией на фрустрацию является возникновение агрессивности, направленной чаще всего на препятствия. Адекватная реакция на препятствие состоит в том, чтобы преодолеть или обойти его, если это возможно; агрессивность, быстро переходящая в гнев, проявляется в бурных и неадекватных реакциях: оскорбление, физические нападки на человека или объект.

     Известный зарубежный психолог Ганс Селье определил  следующие стадии стресса как  процесса:

     1) непосредственная реакция на  воздействие (стадия тревоги);

     2) максимально эффективная адаптация  (стадия ресистентности);

     3) нарушение адаптационного процесса (стадия истощения).

     Основные  черты психического стресса:

     1) стресс — состояние организма,  его возникновение предполагает  взаимодействие между организмом  и средой;

     2) стресс — более напряженное  состояние, чем обычное мотивационное; оно требует для своего возникновения восприятия угрозы;

     3) явления стресса имеют место  тогда, когда нормальная адаптивная  реакция недостаточна.

     Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой  и деятельностью организации  или событиями личной жизни человека.

     Профессиональный  стресс — многообразный феномен, выражающийся в психических и  соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека.

     Жизнь современного человека постоянно связана  со стрессовыми ситуациями: пробка на дороге, увольнение или повышение на работе; таких примеров можно привести сотни.

     Стресс  сам по себе не приносит вреда, в  том случае, если человек адекватно  реагирует на него. Если же нет, то появляется повышенное или пониженное кровяное давление, переедание или потеря аппетита, усталость или повышенная активность, болтливость или необщительность, вспышка чувств или холодность. Под воздействием стресса человек подвержен инфекциям, депрессиям, несчастным случаям, вирусам, простудам, сердечным приступам и даже онкологическим заболеваниям.

     Жизнь современного человека невозможна без  стрессов. Поэтому, чтобы избежать неприятных последствий стресса, необходимо принимать  меры сразу же после появления  первых симптомов. 
 

 

Список использованной литературы

 
  1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – СПб.: Питер, 2003, 207 с.
  2. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М.:Норма, 2003, 354 с.
  3. Березин Ф. Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. СПб.: Питер, 2000.
  4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы.-М.: Прогресс, 2008.- 380с.
  5. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М.: Научная литература, 2003.
  6. Выготский Л. С. Психология. – М.: Эксмо-пресс, 2000, 381 с.
  7. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собр. Соч. Т.3. – М.: Педагогика, 2003. – 356с.
  8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 2003. – 428с.
  9. Годфруа Ж. Что такое психология. – М.: Норма, 2002, 163 с.
  10. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. – М.: Политиздат, 2009.
  11. Губачёв Ю. М., Иовлев Б. В., Карвасарский Б. Д. и другие. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. Л., 2002.
  12. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т. М.: Знание, 1978-1980.
  13. Кижаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М.: Наука, 2003.
  14. Кон И.С. В поисках себя. М.: Политическая литература, 2004. – 276 с.
  15. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, Н.Г.Ярошевского. - М.Инфра-М, 2005.
  16. Крылов А.А., С.А. Маничева, Практикум по общей. Экспериментальной и прикладной психологии. – СПб: Питер, 2006.
  17. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека.-М., Инфра-М, 2004. – 345с.
  18. Левитов Н.Д. Проблема психических состояний // Вопросы психологии. - 2005. - № 2.
  19. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. М.: Мастера психологии. -2003. -320 с.
  20. Маклаков А.Г. – Общая психология, СПБ: Питер, 2003.
  21. Общая психология: Учебное пособие для студентов пед. институтов. Богословский В.В., Стеканов А.Д., Виноградова и др. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Просвещение 2001.
  22. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Наука, 2000.
  23. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс 2002.
  24. Селье Г.. Стресс без болезней. - Спб, ТОО Лейла, 2003.
  25. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.,Питер, 2007. – 198с.

Информация о работе Причины возникновения стресса в деятельности и рекомендации по его коррекции