Причины возникновения стресса в деятельности и рекомендации по его коррекции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:07, курсовая работа

Описание

Цель курсового исследования состоит в изучении психологических особенностях стресса
Для достижения цели определим следующие задачи:
- рассмотреть понятие стресса;
- охарактеризовать признаки стрессового напряжения;
- выявить причины возникновения стресса в деятельности;
- дать рекомендации по устранению стресса.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и признаки возникновения стрессов 5
1.1. Понятие стресса, фрустрация 5
1.2.Признаки стрессового напряжения 13
2. Причины возникновения стресса в деятельности и рекомендации по его коррекции 16
2.1.Основные причины возникновения стресса в деятельности 16
2.2. Рекомендации по коррекции эмоциональных нарушений 24
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Работа состоит из  1 файл

психология стресса-кгму-Ахтямова.doc

— 158.50 Кб (Скачать документ)

     2. Конфликт ролей.

     Конфликт  ролей возникает тогда, когда  к работнику предъявляют противоречивые требования. Например, продавец может получить задание немедленно реагировать на просьбы клиентов, но, когда его видят разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забывал заполнять полки товаром.

     Конфликт  ролей может также произойти  в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя в  иерархии могут дать работнику противоречивые указания. Например, директор завода может  потребовать от начальника цеха максимально  увеличить выпуск продукции, в то время как начальник отдела технического контроля требует соблюдения стандартов качества.

     Конфликт  ролей может также возникнуть в результате различий между нормами  неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства - с другой.

     3. Неопределенность ролей .

     Неопределенность  ролей возникает тогда, когда  работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не будут противоречивыми, но и уклончивы и неопределенны. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства - что они должны делать, как они должны делать и как их после этого будут оценивать.

     4. Неинтересная работа.

     Некоторые исследования показывают, что индивидуумы, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и  менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако взгляды на понятие “интересная” работа у людей различается: то, что кажется интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересно другим.

     5. Существуют также и другие  факторы.

     Стресс  может возникнуть в результате плохих физических условий, например, отклонений в температуре помещения, плохого освещения или чрезмерного шума. Неправильные соотношения между полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией в организации и необоснованные требования сотрудников друг к другу тоже могут вызвать стресс.

     К факторам, связанным с понижением вероятности стресса, относятся  соблюдение надлежащего питания, поддержание  себя в форме с помощью физических упражнений и достижение общего равновесия в жизни. [12, с. 185].

     - Личностные факторы.

     Если  мы обратим внимание на жизненные ситуации и события, способные вызвать стресс, то увидим, что некоторые из них являются положительными и благоприятно влияют на нашу жизнь (свадьба, личный успех, рождение ребенка, успешная сдача экзаменов). Кроме того, в течение жизни мы испытываем и другие положительные ощущения: к примеру, радость (окончание школы, института, встреча с друзьями и родными, победа любимой команды), любовь, творческий подъем (вдохновение), достижение выдающегося спортивного результата и т.п. Однако стрессовое напряжение способны вызвать как положительные, так и отрицательные ситуации. Чтобы как-то различать источники стрессов, да и сами стрессы, положительные выделили особым названием - эвстресс, отрицательные оставили как просто стресс.

     Некоторые жизненные ситуации, вызывающие стресс можно предвидеть. Например, смену фаз развития и становления семьи или же биологически обусловленные изменения в организме, характерные для каждого из нас. Другие ситуации неожиданны и непредсказуемы, особенно внезапные (несчастные случаи, природные катаклизмы, смерть близкого человека). Существуют еще ситуации, обусловленные поведением человека, принятием определенных решений, определенным ходом событий (развод, смена места работы или места жительства и т.п.). Каждая из подобных ситуаций способна вызвать душевный дискомфорт.

     В этой связи человеку необходимы хорошие  адаптационные способности, которые  помогут пережить самые тяжелые  жизненные ситуации, выстоять в самых  жестких жизненных испытаниях. Эти  адаптационные способности мы и сами можем в себе воспитать, и совершенствовать с помощью различных упражнений. Приведем несколько выводов, отвечающих на вопрос, как можно своевременно подготовиться к стрессогенному событию или жизненной ситуации и ослабить их негативное воздействие на организм.

     1. Прежде всего, необходима достаточная информация о возможности наступления подобных ситуаций.

     2. Продумайте, как предупредить конкретные  жизненные опасности, чтобы не  возникла ожидаемая критическая  ситуация, или попытайтесь найти  способы ее смягчения.

     3. Не спешите делать преждевременные  скоропалительные выводы, не принимайте  решений сгоряча, в состоянии  нервозности или истерии, до  того как ожидаемые события  начались. Не пытайтесь в преддверии  самого события, исходя из своих  предположений, делать поспешные умозаключения - ведь в ваших мыслях и воображении уже имеется достаточное количество материала, способного продиктовать далеко не всегда правильное решение.

     4. Помните, что большую часть  вызывающих стресс ситуаций вы  способны решить сами, не прибегая к помощи специалистов.

     5. Очень важно иметь достаточный  запас энергии и силы воли  для решения сложных ситуаций - это одно из главных условий  активной сопротивляемости стрессу.  По возможности не поддавайтесь  панике, не впадайте в беспомощность. Нет ничего хуже, чем, опустив руки, покориться событиям. Наоборот, стремитесь активно вмешиваться в ситуацию, вызывающую стресс.

     6. Вам необходимо понять и принять,  что серьезные перемены, в том  числе и негативные, - неотъемлемая  часть жизни.

     7. Помните, что стрессовыми ситуациями быстрее и лучше овладевают те, кто умеет использовать методы релаксации. Это самый надежный способ подготовки борьбы с ними.

     8. Активный образ жизни способствует  созданию в организме защитного  фона против стресса, улучшая  тем самым деятельность адаптационных  организмов. Кроме того, создаются  благоприятные возможности для  развития способности к контролю  своего поведения, своих реакций и для самостоятельного овладения стрессом.

     9. Для ослабления негативного воздействия  стрессовой ситуации необходимы  надежные эмоциональные тылы, помогающие  обрести чувство уверенности  в себе и обеспечивающие вам  эмоциональную и моральную поддержку.

     10. Преодолеть стрессовые ситуации могут помочь некоторые социальные институты: например, дошкольные учреждения, курсы будущих матерей, консультации для молодых супругов и т.д. [14, с. 190].

     - Физиологические механизмы стресса.

     Исследования  показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличным и сексуальным отношениям и др.

     В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что при стрессе (будь то болезнь, боль, физическое страдание  или эмоциональное потрясение –  сильное, слабое, длительное, кратковременное) включаются сложнейшие нервные механизмы.

     Допустим, произошла ссора или какое-то неприятное событие: человек возбужден, не может найти себе места, его гложет несправедливая обида, досада из-за того, что не сумел себя правильно повести, не нашел слов. Он и рад бы отвлечься от этих мыслей, но снова и снова перед глазами встают сцены случившегося; и опять накатывает волна обиды, негодования.

     Можно выделить три физиологических механизма  подобного стресса.

     Во-первых, в коре головного мозга сформировался  интенсивный стойкий очаг возбуждения, так называемая доминанта, которая подчиняет себе всю деятельность организма, все поступки и помыслы человека. Значит, для успокоения надо ликвидировать, разрядить эту доминанту или же создать новую, конкурирующую. Все отвлекающие приемы (чтение захватывающего романа, просмотр кинофильма, переключение на занятие любимым делом) фактически направлены на формирование конкурирующей доминанты. Чем увлекательнее дело, на которое пытается переключиться расстроенный человек, тем ему легче создать конкурирующую доминанту. Вот почему каждому из нас не мешает иметь какое-то хобби, которое открывает путь положительным эмоциям.

     Во-вторых, вслед за появлением доминанты развивается  особая цепная реакция – возбуждается одна из глубинных структур мозга  – гипоталамус, который заставляет близлежащую особую железу – гипофиз – выделить в кровь большую порцию адренокортикотропного гормона (АКТГ). Под влиянием АКТГ надпочечники выделяют адреналин и другие физиологически активные вещества (гормоны стресса), которые вызывают многосторонний эффект: сердце начинает сокращаться чаще и сильнее, кровяное давление повышается. В эту фазу подготавливаются условия для интенсивной мышечной нагрузки. Но современный человек, в отличие от первобытного, вслед за стрессом обычно не пускает в ход скопившуюся мышечную энергию, поэтому у него в крови еще долго циркулируют биологически активные вещества, которые не дают успокоиться ни нервной системе, ни внутренним органам. Необходимо нейтрализовать гормоны стресса, и лучший помощник здесь – интенсивная мышечная нагрузка.

     В-третьих, из-за того, что стрессовая ситуация сохраняет свою актуальность, в кору головного мозга вновь и вновь поступают импульсы, поддерживающие активность доминанты, а в кровь продолжают выделяться гормоны стресса. Следовательно, надо снизить для себя значимость этого несбывшегося желания или же отыскать путь для его реализации [8, с. 90].

     Профессиональный  стресс — многообразный феномен, выражающийся в психических и  соматических реакциях на напряженные  ситуации в трудовой деятельности человека. В настоящее время он выделен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней (МКБ-10: Z 73: «стресс, связанный с трудностями управления своей жизнью»). В литературе встречается также термин «психическое выгорание», под которым обычно понимают синдром, возникающий вследствие длительных профессиональных стрессов. Сравнение особенностей формирования и протекания синдрома «выгорания» в разных профессиональных группах показало, что это явление наиболее часто встречается и наиболее резко выражено у представителей профессий системы «человек — человек». Это в полной мере относится к педагогам. По данным английских исследователей, у лиц коммуникативных профессий, в частности педагогов, нетрудоспособность почти в половине случаев связана со стрессом. Среди обследованных в этой стране учителей высокий уровень тревоги был выявлен в 41% случаев, клинически выраженная депрессия — в 26% случаев. Треть опрошенных принимала медикаментозные средства для коррекции эмоционального напряжения, количество употребляемого алкоголя превышало средний уровень.Установлено, что одним из факторов синдрома «выгорания» является продолжительность стрессовой ситуации, ее хронический характер. На развитие хронического стресса у представителей коммуникативных профессий влияют:

  • ограничение свободы действий и использования имеющегося потенциала;
  • монотонность работы;
  • высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы;
  • неудовлетворенность социальным статусом.

     Профессиональное  «выгорание» сотрудников может  быть обусловлено структурно-организационными особенностями предприятия; характером самой деятельности; личностными особенностями работников, а также характером их межличностных взаимодействий. В качестве основных характеристик синдрома «выгорания» отмечают:

  • неадекватный уровень требований к специалисту;
  • недостаточные индивидуальные адаптивные способности к этим требованиям (сниженные ресурсы личности);
  • дефицит внешней поддержки;
  • ситуационные ограничения, влияющие на профессиональную адаптацию;
  • заниженность профессиональной самооценки;
  • эмоциональное истощение, приводящее к снижению профессиональной продуктивности;
  • деперсонализация (обезличенность и стремление формализовать работу).

     Существует  тесная взаимосвязь между профессиональным «выгоранием» и мотивацией деятельности. Выгорание может приводить к снижению профессиональной мотивации: напряженная работа постепенно превращается в бессодержательное занятие, появляется апатия и даже негативизм по отношению к рабочим обязанностям, которые сводятся к необходимому минимуму. Нередко «трудоголизм» и активная увлеченность своей профессиональной деятельностью способствуют развитию симптомов выгорания. Зачастую у сотрудников, подверженных длительному профессиональному стрессу, наблюдается внутренний когнитивный диссонанс: чем напряженней работает человек, тем активнее он избегает мыслей и чувств, связанных с внутренним «выгоранием». Люди, работающие в школах, часто подвержены значительному личностному стрессу.…

     Им  трудно раскрываться перед кем-нибудь. Преобладающая особенность профессии  — отрицать проблемы, связанные со здоровьем. Развитию этого состояния способствуют определенные личностные особенности — высокий уровень эмоциональной лабильности (нейротизма), высокий самоконтроль, особенно при выражении отрицательных эмоций со стремлением их подавить, рационализация мотивов своего поведения, склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью «внутреннего стандарта» и блокированием в себе негативных переживаний, ригидная личностная структура.

Информация о работе Причины возникновения стресса в деятельности и рекомендации по его коррекции