Причины возникновения управленческих конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 13:22, курсовая работа

Описание

Управление – это целенаправленное регулирование социальных отношений в соответствии с объективными законами.
Обычно это регулирование представляет собой не единичное воздействие, а комплекс необходимых мер влияния на группу, общество, организацию или его отдельных членов с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики, усовершенствования и развития.

Содержание

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНФЛИКТА 2
1.1 Понятие управленческого конфликта. Специфика проявления управленческого конфликта 2
1.2 Типы управленческих конфликтов. Классификация управленческих конфликтов 5
1.3 Конфликты в диаде «руководитель – подчиненный» 6
ГЛАВА 2. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ 7
ГЛАВА 3. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ 11
3.1 Предупреждение управленческих конфликтов по вертикали. Способы разрешения управленческих конфликтов 11
2.2 Структурные методы управления управленческим конфликтом 13
2.4 Стратегии преодоления конфликтов 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20

Работа состоит из  1 файл

Курсовая_менеджмент.doc

— 462.50 Кб (Скачать документ)

Заключение

На современном  этапе развития под таможенным делом  понимается сложная динамическая система, управление которой можно определить как непрерывный целенаправленный социально-экономический и организационно-технический процесс, осуществляемый с помощью различных методов.

Взаимоотношения и взаимодействия руководителя и  подчиненного таможенного органа происходят в рамках управленческой деятельности. Характер и эффективность последней предопределяются не только личностью самого руководителя, его методами и принципами руководства, а так же стилем управления, организационной структурой, но и общими принципами управления.

Особо важное место  в процессе управления занимают реализуемые функции, отражающие характер и сущность управленческой деятельности.

Классифицируя функции управления в системе  таможенных органов, их можно разделить  на общие функции управления, отражающие стадии процесса управления, и специфические (конкретные) функции управления конкретными видами оперативно-служебной деятельности таможенных органов

Под организационной  структурой управления чаще всего понимают упорядоченную совокупность элементов  иерархической системы управления и их взаимоотношений друг с другом, обеспечивающих развитие этих элементов как единого целого. На данный момент существует ряд требований, предъявляемых к организационным структурам таможенного органа для наиболее эффективного результата деятельности: простота и экономичность ясность, определенность, управляемость, устойчивость, гибкость и гомеостатичность.

Руководитель  таможенного учреждения (органа, службы, группы) повседневно осуществляет деятельность по управлению подчиненными подразделениями  и сотрудниками. Иными словами, он выполняет функцию управления.

Успех в любой  сфере деятельности зависит именно от особенностей управленческого, руководящего состава, который может наилучшим  образом реализовывать потенциал  и способности подчиненных.

К руководителю таможенного органа предъявляются повышенные требования, которые обязывают его осуществлять максимально плодотворное и эффективное взаимодействие с подчиненными, от деятельности которых во многом зависит результативность таможенного органа.

Таким образом, во многом управление в системе таможенных органов зависит от руководителя, его личных качеств, стиля управления и методов воздействия. Чисто человеческие качества так же имеют огромное значение, так как она помогают наладить контакт с подчиненными и укрепить свой авторитет, что бесспорно помогает повысить эффективность управления. 

Список  использованной литературы  

1.Таможенный  кодекс Российской Федерации  , от 28 мая 2003 года / N 61-ФЗ.

2.Батаршев А.В., Лукьянов А.С. Психология управления  персоналом: Пособие для специалистов, работающих с персоналом - М.: Юнити, 2001 – 342 с.;

3.Блинов Н.М., Иванов В.Н., Кухаренко В.Б., Пашинский  А.Г. Проектирование таможенной  политики. - М., 2001.

4.Бородин И.А.  Основы психологии корпоративной  безопасности. – М.: Высшая школа  психологии, 2004.

5.Владимирова И.Г Организационные структуры управления компаниями. // Менеджмент в России и за рубежом, №5, 1998.

6.Дафт Р. Организации.  Учебник для психологов и экономистов.  – СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.

7.Дегтярев В.Г.  Принципы и методы организации  процессов управления в таможенных органах - СПб., 2004. –

8.Демченко А.А.  Организация и управление в  системе таможенных органов. Курс  лекций. - М.,1997.

9.Дианова В.Ю.  Управление организацией: Принятие  информационных решений // Информационные  ресурсы и технологии: право и Интернет: Материалы VII конференции. – Владивосток, 2000.

10.Ершов А.Д.  Основы управления и организации  в таможенном деле: Учебное пособие.  – СПб.: Знание, 1999.

11.Зарубежный  опыт управления (дайджест). - М., 1995.

12.И. Жуковский.  Стиль руководителя. // "Управление персоналом", N4, 2005 год.

13.Коган М.В., Молчанова О.В. Таможенное дело  – М.: Издательство: Высшее образование, 2007. – С. 142.

14.Корнилова  Т.В. Психология риска и принятия  решений. Издательство: Аспект-Пресс  2003,

15.Коротков Э.М.  Концепция менеджмента: Учебное пособие. – М.: «Дека», 1996.

16.Кухаренко  В.Б. Управление модернизацией  таможенной службы / Монография. –  М.: РИО РТА, 1998.

17.Леденев С.В.  Вопросы совершенствования управления  таможенной деятельностью на  современном этапе // Проблемы теории и практики таможенного дела. Ч.1. – М.: РИО РТА, 1997. - с. 273-282.

18.Основы таможенного  дела: Учебник / под ред. Драганова  В.Г. – М.: «Экономика», 1998.

19.Теория и  методология таможенного дела. Сборник  научных трудов. Проблемы совершенствования организации и деятельности таможенной службы. – М., 1999.

20.Толкушкин  А.В. Таможенное дело. 2-е изд., перераб.и  доп. – М. : Издательство: Высшее  образование, 2009. –

21.Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового  менеджмента. - М., 1995.

22.Федоровская М.А. Некоторые особенности системы государственного управления в таможенных органах. // Финансовое право. -2009. – №4

23.Шабанова В.А., Личные качества и стиль руководства  // Ученые записки, 2002, 144 с.

24.Шабанова В.А., Особенности управления в системе таможенных органов // Ученые записки, 2002, 144 с.

25.Экономика  таможенного дела: Учебное пособие  / Под научной ред. И.А. Малмыгина,  А.В. Губина, В.Н. Шаповаловой. - М.: РИО РТА, 2002.

26.Bересoв Н.Н.  Статья «Черты «слабого» руководителя»  на сайте «Элитариум». www.elitarium.ru/2005/07/01/cherty_slabogo_rukovoditelja.html. - 1 июл. 2005.

27.Статья «Организационные  структуры управления в системе  таможенных органов» на сайте  «Бетта» www.nakhodka-betta.ru/

Содержание  диссертации:

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. ТЕОРЕТИКО — МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ  КОНФЛИКТОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И 
ЗАРУБЕЖНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 9

  1. Проблема конфликта в отечественной социальной психологии 9
  2. Основные концепции конфликта в зарубежной социальной психологии 27
  3. Междисциплинарный подход к исследованию межличностных конфликтов 48

Глава 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА

КОНФЛИКТОВ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ СОТРУДНИКОВ 
ТАМОЖНИ 65

  1. Особенности создания банка конфликтных ситуаций во взаимоотношениях сотрудников таможни 66
  2. Социально-психологические причины конфликтов между сотрудниками таможенных органов 81
  3. Конструктивные подходы к разрешению и завершению конфликтов во взаимоотношениях сотрудников таможни 90

Глава 3. СОЦИАЛЬНО  — ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК 
СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОНФЛИКТНОЙ 
КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ТАМОЖНИ 100

  1. Принципы комплектования тренинговых групп 100
  2. Технология разработки и проведения социально-психологического тренинга и оценка его эффективности 113

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 131

БИБЛИОГРАФИЯ 133

ПРИЛОЖЕНИЕ 148

 
 

Введение  диссертации:

Актуальность  исследования. В условиях формирования экономики России в сфере труда в последние годы актуализировались следующие проблемы: разрыв внутренних и внешних производственно-хозяйственных связей в регионах и отраслях; социально-экономические и психологические противоречия между субъектами управления и производства; обострение проблемы занятости, проявляющейся, в частности, в углублении и расширении скрытой и открытой безработицы; снижение профессионализма из-за низкой эффективности системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; игнорирование необходимости использования в кадровой политике различных организационных структур, включая та-

моженные органы, достижений социальной психологии.

Проблема конфликта  имеет четко выраженный междисциплинарный характер, ее исследованием занимаются политологи, правоведы, педагоги, социологи, философы, представители других наук. Однако ведущую роль в создании методологии конфликтологии и прикладных подходов в выявлении причин конфликтов и разработке способов их регулирования и профилактики играют социальные психологи.

При постанове  и решении задач диссертационного исследования мы опирались на концептуальные подходы, теоретические положения  или отдельные результаты российских и зарубежных исследователей, при анализе совместной деятельности в условиях организационно-экономических изменений использовались методологические положения системного подхода в психологии, разрабатывавшихся в исследованиях Б.Г. Ананьева, Л.И. Анцыферовой, В.М. Бехтерева, В.А. Барабанщикова, В.В. Новикова, В.П. Зинченко, Б.Ф. Ломова, В.Д. Шадрикова и др.; при анализе принципа деятельности в общей теории психологии В.В. Давыдова, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.П. Зинченко, В.Д. Шадрикова и др., а применительно к анализу социально-психологических явлений — Г.М. Андреевой, А.В. Петровского, Э.С. Чугуновой, Е.В. Шороховой и др.; при рассмотрении теоретических представлений о психологической структуре совместной деятельности и формах ее организации - работы А.Л. Журавлева, Б.Ф.Ломова, Р.С. Немова, В.В.Новикова, Н.Н. Обозова, Л.А.Петровской,

4 Ю.П. Платонова,  В.В. Спасенникова и др.; при  учете динамики социально-психологического  анализа конфликтов в тесной связи со спецификой профессиональной деятельности учитывались А.Я. Анцупов, А.В. Брушлинский, И.П. Волков, Н.В. Гришина, А.И. Донцов, В.В. Марченко, В.В. Новиков, Н.Н. Обозов, В.Е. Семенов, В.В. Спасенников, А.И. Шипилов, Л. Коузер (L. Coser), Ч. Осгуд (Ch. Osgood), Я. Морено (J. Moreno), К. Финк (К. Fink) и др.

Несмотря на большое число исследований проблем конфликтов и огромную библиографию задача повышения конфликтной компетентности сотрудников различных структур остается нерешенной. Это выводит тему данного исследования в ракурс актуальных.

Цель  исследования: определение совокупности причин деструктивных конфликтов между сотрудниками таможенных органов, разработку путей их профилактики и разрешения на основе формирования конфликтной компетентности средствами специально разработанного социально-психологического тренинга.

Объект  исследования: сотрудники таможенных органов в реальной служебной деятельности и в процессе взаимодействия при проведении тренинговых занятий.

Предмет исследования: совокупность причин деструктивных конфликтов между сотрудниками таможенных органов.

Гипотеза  исследования:

Деструктивные межличностные конфликты между  сотрудниками таможенных органов в  подавляющем большинстве случаев  обусловлены низким уровнем конфликтной  компетентности, неадекватным использованием стратегий поведения в конфликте  и отсутствием культуры эмоциональной саморегуляции.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой  решались следующие основные задачи исследования:

1. Проведение  теоретического анализа современного  состояния проблемы конфликта  в отечественной и зарубежной  психологической науке, рассмотрение существующих подходов к ее решению, обобщение результатов экспериментальных и эмпирических исследований.

  1. Изучение особенностей межличностных конфликтов между сотрудниками таможни по вертикали и горизонтали и причин их возникновения.
  2. Разработка методики проведения социально-психологического тренинга конфликтной компетентности.
  3. Экспериментальная проверка эффективности программы деятельностно-ориентированного социально-психологического тренинга конфликтной компетентности.

Методологическая основа исследования: Исследование опиралось на общетеоретические положения отечественных психологов о личности и социальной группе (К.А. Абульханова-Славская, Г.М. Андреева, А.В. Брушлинский, И.П. Волков, Н.В. Гришина, А.И. Донцов, В.В. Новиков, Н.Н. Обозов, А.Л. Свенцицкий, В.В. Спасенников); концепции формирования личности как профессионала (В.А. Бодров, Б.Ф. Ломов, В.М. Львов, В.А. Пономаренко, Г.В. Суходольский, А.В. Филиппов, В.Д. Шадриков), а также методологию, теорию и практику организационного развития, ориентирующую на совершенствование управления в организациях на основе социально-психологических методов (Ю.Н. Емельянов, Г.А. Ковалев, А.Л. Журавлев, Л.А. Петровская, В.В. Новиков).

Методы  исследования. В соответствии с целью и задачами работы использован комплекс теоретических методов исследования (анализ литературных источников); эмпирических (наблюдение, интервью, анализ документов); психодиагностических и социально-психологических (эмоционально-символические аналогии на базе теста М. Люшера (М. Lusher), тест С. Розенцвейга (S. Rozenzweig), социометрический тест, репертуарный тест Дж. Келли (G. Kelly), методика измерения коммуникативных дистанций, методика оценки стилевых особенностей поведения в конфликте К. Томаса (К. Thomas).

Положения, выносимые на защиту:

1. Межличностный конфликт можно определить как специфическое общение двух и более лиц, проявляющееся в эмоционально насыщенных вербальных или физических противодействиях. Это приводит к устойчивому доминированию негативных эмоций и чувств как фоновых характеристик взаимодействия и общения.

2. Межличностные  конфликты между сотрудниками  таможни возникают под 
воздействием совокупности объективных и субъективных причин. К числу объек 
тивных (внешних) причин относятся: разобщенность коллектива и низкий уровень 
его организованности, отсутствие разнообразных видов совместной деятельности, 
что не позволяет осуществлять эффективное взаимодействие.

Субъективными причинами межличностных конфликтов в таможенных органах выступают: низкий уровень конфликтной компетентности сотрудников, проявляющийся в грубости, раздражении или в авторитарном стиле общения, а также склонность молодых сотрудников к соперничеству, агрессивности, неадекватной самооценке.

3. Межличностные  конфликты между сотрудниками  таможни чаще всего на 
блюдаются в диадах «подчиненный - непосредственный начальник», в которых 
преобладают конфликты «деятельностного» типа, а также между молодыми со 
трудниками, не находящимися в субординационных отношениях — конфликты 
«личностного типа».

4. Деятельностно-ориентированный  социально-психологический тренинг 
обеспечивает позитивные изменения характеристик общения сотрудников, прояв 
ляющихся в увеличении точности межличностного восприятия, адекватном выборе 
средств межличностной коммуникации, повышении взаимопонимания в ситуации 
общения, разрешения конфликтов, что является эффективным средством повыше 
ния конфликтной компетентности.

Достоверность и надежность результатов  исследования обеспечивается согласованностью «основных» теоретических принципов и положений с данными экспериментальных исследований, применением взаимодополняющих экспериментальных методов, отвечающих целям и задачам исследования, применением статистических методов обработки экспериментальных данных (анализ средних значений, корреляционный анализ, а также установление достоверности различий по критериям Стьюдента и Мэнна-Уитни).

Научная новизна:

  1. Систематизированы представления отечественных и зарубежных социальных психологов о феномене конфликта, подходы к его изучению, основные дефиниции, методы диагностики и разрешения конфликта.
  2. Разработан и теоретически обоснован концептуальный подход к изучению феномена межличностных конфликтов, который базируется на методологических принципах изучения малых групп: принцип деятельности, развития, системности.
  3. Установлено, что феномен конфликтов является результатом взаимодействия ряда внешних и внутренних факторов. К внешним факторам относятся характер выполняемой группой деятельности, условия, в которых она осуществляется, а также степень взаимосвязанности членов группы. Внутренние, индивидуально-психологические факторы определяются как соотношение особенностей уровня притязаний, стиля поведения в конфликте и межличностных ориентации личности.

Практическая  значимость исследования состоит в том, что разработанная программа и система оценки эффективности тренинга могут быть использованы в процессе отбора, подготовки и комплектования обучаемых групп сотрудников различных силовых структур с жестко регламентированными субординационными отношениями.

Разработана методика формирования тренинговых групп, основанная на модификации непараметрической социометрии и репертуарном тесте личностных конструктов, позволяющая прогнозировать слаженность и сработанность групп по тренинговым эффективностным показателям игрового взаимодействия.

Программа тренинга конфликтной компетентности внедрена в практику работы психологической  службы таможенных органов РФ и в  учебный процесс подготовки психологов Калужского филиала МГЭИ (по дисциплине «Конфликтология»).

Апробация работы. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры социальной и организационной психологии Калужского госуниверситета, кафедры общей и экономической психологии Калужского филиала МГЭИ, кафедры социальной и политической психологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова; докладывались на Всероссийских чтениях памяти

8 В.Ф. Агеева (г. Калуга, 2000), на конференции  «Методология исследований и  перспективы трансформации собственности» (г. Москва, 2000), на Конгрессе МАПН  «Социальная психология в XXI веке» (Ярославль, 2002).

1.4 Природа конфликта  в организации

Как и у многих понятий в теории управления, у  конфликта имеется множество  определений и толкований. Мы определяем КОНФЛИКТ как отсутствие согласия между  двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы принята была ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.

Современная точка  зрения заключается в том, что  даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже может быть и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом. Во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти. Это также может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов, поскольку обсуждение различных точек зрения на эти документы проходит до их фактического исполнения [10].

Таким образом, конфликт может быть ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ и вести к повышению эффективности  организации. Или он может быть ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫМ  и приводит к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо понимать причины возникновения конфликтной ситуации.

Типы  конфликта:

Существуют четыре основных типа конфликта: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.

ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ  КОНФЛИКТ может принимать различные  формы. Одна из самых распространенных форм -- ролевой конфликт, когда к  одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Внутриличностный конфликт может возникнуть и в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями.

Внутриличностный  конфликт также является ответом на рабочую перегрузку или недогрузку. Исследования показывают, что Внутриличностный конфликт связан с низкой степенью удовлетворенности работой, малой уверенностью в себе и организации, а также со стрессом.

Информация о работе Причины возникновения управленческих конфликтов