Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 13:22, курсовая работа
Управление – это целенаправленное регулирование социальных отношений в соответствии с объективными законами.
Обычно это регулирование представляет собой не единичное воздействие, а комплекс необходимых мер влияния на группу, общество, организацию или его отдельных членов с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики, усовершенствования и развития.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНФЛИКТА 2
1.1 Понятие управленческого конфликта. Специфика проявления управленческого конфликта 2
1.2 Типы управленческих конфликтов. Классификация управленческих конфликтов 5
1.3 Конфликты в диаде «руководитель – подчиненный» 6
ГЛАВА 2. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ 7
ГЛАВА 3. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ 11
3.1 Предупреждение управленческих конфликтов по вертикали. Способы разрешения управленческих конфликтов 11
2.2 Структурные методы управления управленческим конфликтом 13
2.4 Стратегии преодоления конфликтов 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20
Заключение
На современном
этапе развития под таможенным делом
понимается сложная динамическая система,
управление которой можно определить
как непрерывный
Взаимоотношения и взаимодействия руководителя и подчиненного таможенного органа происходят в рамках управленческой деятельности. Характер и эффективность последней предопределяются не только личностью самого руководителя, его методами и принципами руководства, а так же стилем управления, организационной структурой, но и общими принципами управления.
Особо важное место в процессе управления занимают реализуемые функции, отражающие характер и сущность управленческой деятельности.
Классифицируя функции управления в системе таможенных органов, их можно разделить на общие функции управления, отражающие стадии процесса управления, и специфические (конкретные) функции управления конкретными видами оперативно-служебной деятельности таможенных органов
Под организационной
структурой управления чаще всего понимают
упорядоченную совокупность элементов
иерархической системы
Руководитель таможенного учреждения (органа, службы, группы) повседневно осуществляет деятельность по управлению подчиненными подразделениями и сотрудниками. Иными словами, он выполняет функцию управления.
Успех в любой
сфере деятельности зависит именно
от особенностей управленческого, руководящего
состава, который может наилучшим
образом реализовывать
К руководителю таможенного органа предъявляются повышенные требования, которые обязывают его осуществлять максимально плодотворное и эффективное взаимодействие с подчиненными, от деятельности которых во многом зависит результативность таможенного органа.
Таким образом,
во многом управление в системе таможенных
органов зависит от руководителя, его
личных качеств, стиля управления и методов
воздействия. Чисто человеческие качества
так же имеют огромное значение, так как
она помогают наладить контакт с подчиненными
и укрепить свой авторитет, что бесспорно
помогает повысить эффективность управления.
Список
использованной литературы
1.Таможенный кодекс Российской Федерации , от 28 мая 2003 года / N 61-ФЗ.
2.Батаршев А.В.,
Лукьянов А.С. Психология
3.Блинов Н.М.,
Иванов В.Н., Кухаренко В.Б., Пашинский
А.Г. Проектирование
4.Бородин И.А.
Основы психологии
5.Владимирова И.Г Организационные структуры управления компаниями. // Менеджмент в России и за рубежом, №5, 1998.
6.Дафт Р. Организации.
Учебник для психологов и
7.Дегтярев В.Г. Принципы и методы организации процессов управления в таможенных органах - СПб., 2004. –
8.Демченко А.А.
Организация и управление в
системе таможенных органов.
9.Дианова В.Ю. Управление организацией: Принятие информационных решений // Информационные ресурсы и технологии: право и Интернет: Материалы VII конференции. – Владивосток, 2000.
10.Ершов А.Д.
Основы управления и
11.Зарубежный опыт управления (дайджест). - М., 1995.
12.И. Жуковский. Стиль руководителя. // "Управление персоналом", N4, 2005 год.
13.Коган М.В.,
Молчанова О.В. Таможенное
14.Корнилова
Т.В. Психология риска и
15.Коротков Э.М. Концепция менеджмента: Учебное пособие. – М.: «Дека», 1996.
16.Кухаренко В.Б. Управление модернизацией таможенной службы / Монография. – М.: РИО РТА, 1998.
17.Леденев С.В.
Вопросы совершенствования
18.Основы таможенного дела: Учебник / под ред. Драганова В.Г. – М.: «Экономика», 1998.
19.Теория и методология таможенного дела. Сборник научных трудов. Проблемы совершенствования организации и деятельности таможенной службы. – М., 1999.
20.Толкушкин А.В. Таможенное дело. 2-е изд., перераб.и доп. – М. : Издательство: Высшее образование, 2009. –
21.Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. - М., 1995.
22.Федоровская М.А. Некоторые особенности системы государственного управления в таможенных органах. // Финансовое право. -2009. – №4
23.Шабанова В.А.,
Личные качества и стиль
24.Шабанова В.А.,
Особенности управления в
25.Экономика
таможенного дела: Учебное пособие
/ Под научной ред. И.А.
26.Bересoв Н.Н.
Статья «Черты «слабого»
27.Статья «Организационные
структуры управления в
Содержание диссертации:ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. ТЕОРЕТИКО — МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
КОНФЛИКТОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И
Глава 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНФЛИКТОВ ВО
ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ СОТРУДНИКОВ
Глава 3. СОЦИАЛЬНО
— ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 131 БИБЛИОГРАФИЯ 133 ПРИЛОЖЕНИЕ 148 |
Введение диссертации:Актуальность исследования. В условиях формирования экономики России в сфере труда в последние годы актуализировались следующие проблемы: разрыв внутренних и внешних производственно-хозяйственных связей в регионах и отраслях; социально-экономические и психологические противоречия между субъектами управления и производства; обострение проблемы занятости, проявляющейся, в частности, в углублении и расширении скрытой и открытой безработицы; снижение профессионализма из-за низкой эффективности системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; игнорирование необходимости использования в кадровой политике различных организационных структур, включая та- моженные органы, достижений социальной психологии. Проблема конфликта имеет четко выраженный междисциплинарный характер, ее исследованием занимаются политологи, правоведы, педагоги, социологи, философы, представители других наук. Однако ведущую роль в создании методологии конфликтологии и прикладных подходов в выявлении причин конфликтов и разработке способов их регулирования и профилактики играют социальные психологи. При постанове
и решении задач 4 Ю.П. Платонова,
В.В. Спасенникова и др.; при
учете динамики социально- Несмотря на большое число исследований проблем конфликтов и огромную библиографию задача повышения конфликтной компетентности сотрудников различных структур остается нерешенной. Это выводит тему данного исследования в ракурс актуальных. Цель исследования: определение совокупности причин деструктивных конфликтов между сотрудниками таможенных органов, разработку путей их профилактики и разрешения на основе формирования конфликтной компетентности средствами специально разработанного социально-психологического тренинга. Объект исследования: сотрудники таможенных органов в реальной служебной деятельности и в процессе взаимодействия при проведении тренинговых занятий. Предмет исследования: совокупность причин деструктивных конфликтов между сотрудниками таможенных органов. Гипотеза исследования: Деструктивные
межличностные конфликты между
сотрудниками таможенных органов в
подавляющем большинстве В соответствии с поставленной целью и гипотезой решались следующие основные задачи исследования: 1. Проведение
теоретического анализа
Методологическая основа исследования: Исследование опиралось на общетеоретические положения отечественных психологов о личности и социальной группе (К.А. Абульханова-Славская, Г.М. Андреева, А.В. Брушлинский, И.П. Волков, Н.В. Гришина, А.И. Донцов, В.В. Новиков, Н.Н. Обозов, А.Л. Свенцицкий, В.В. Спасенников); концепции формирования личности как профессионала (В.А. Бодров, Б.Ф. Ломов, В.М. Львов, В.А. Пономаренко, Г.В. Суходольский, А.В. Филиппов, В.Д. Шадриков), а также методологию, теорию и практику организационного развития, ориентирующую на совершенствование управления в организациях на основе социально-психологических методов (Ю.Н. Емельянов, Г.А. Ковалев, А.Л. Журавлев, Л.А. Петровская, В.В. Новиков). Методы исследования. В соответствии с целью и задачами работы использован комплекс теоретических методов исследования (анализ литературных источников); эмпирических (наблюдение, интервью, анализ документов); психодиагностических и социально-психологических (эмоционально-символические аналогии на базе теста М. Люшера (М. Lusher), тест С. Розенцвейга (S. Rozenzweig), социометрический тест, репертуарный тест Дж. Келли (G. Kelly), методика измерения коммуникативных дистанций, методика оценки стилевых особенностей поведения в конфликте К. Томаса (К. Thomas). Положения, выносимые на защиту: 1. Межличностный конфликт можно определить как специфическое общение двух и более лиц, проявляющееся в эмоционально насыщенных вербальных или физических противодействиях. Это приводит к устойчивому доминированию негативных эмоций и чувств как фоновых характеристик взаимодействия и общения. 2. Межличностные
конфликты между сотрудниками
таможни возникают под Субъективными
причинами межличностных 3. Межличностные
конфликты между сотрудниками
таможни чаще всего на 4. Деятельностно-ориентированный
социально-психологический Достоверность и надежность результатов исследования обеспечивается согласованностью «основных» теоретических принципов и положений с данными экспериментальных исследований, применением взаимодополняющих экспериментальных методов, отвечающих целям и задачам исследования, применением статистических методов обработки экспериментальных данных (анализ средних значений, корреляционный анализ, а также установление достоверности различий по критериям Стьюдента и Мэнна-Уитни). Научная новизна:
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная программа и система оценки эффективности тренинга могут быть использованы в процессе отбора, подготовки и комплектования обучаемых групп сотрудников различных силовых структур с жестко регламентированными субординационными отношениями. Разработана методика формирования тренинговых групп, основанная на модификации непараметрической социометрии и репертуарном тесте личностных конструктов, позволяющая прогнозировать слаженность и сработанность групп по тренинговым эффективностным показателям игрового взаимодействия. Программа тренинга конфликтной компетентности внедрена в практику работы психологической службы таможенных органов РФ и в учебный процесс подготовки психологов Калужского филиала МГЭИ (по дисциплине «Конфликтология»). Апробация работы. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры социальной и организационной психологии Калужского госуниверситета, кафедры общей и экономической психологии Калужского филиала МГЭИ, кафедры социальной и политической психологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова; докладывались на Всероссийских чтениях памяти 8 В.Ф. Агеева
(г. Калуга, 2000), на конференции
«Методология исследований и
перспективы трансформации |
1.4 Природа конфликта в организации
Как и у многих понятий в теории управления, у конфликта имеется множество определений и толкований. Мы определяем КОНФЛИКТ как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы принята была ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.
Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже может быть и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом. Во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти. Это также может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов, поскольку обсуждение различных точек зрения на эти документы проходит до их фактического исполнения [10].
Таким образом,
конфликт может быть ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ
и вести к повышению
Типы конфликта:
Существуют четыре основных типа конфликта: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.
ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ может принимать различные формы. Одна из самых распространенных форм -- ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Внутриличностный конфликт может возникнуть и в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями.
Внутриличностный конфликт также является ответом на рабочую перегрузку или недогрузку. Исследования показывают, что Внутриличностный конфликт связан с низкой степенью удовлетворенности работой, малой уверенностью в себе и организации, а также со стрессом.
Информация о работе Причины возникновения управленческих конфликтов