Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 09:58, контрольная работа
Учебно-воспитательный процесс опирается на традиционно сложившиеся и возникающие в современных условиях общие положения, которые позволяют реализовать образовательную, развивающую и воспитывающую функции обучения. В педагогике эти общие исходные положения, определяющие деятельность учителя и характер познавательной деятельности учащихся, получили название принципов обучения.
Впервые в истории педагогической мысли Ян Амос Коменский разработал систему принципов
Введение.
1. Основные дидактические принципы обучения специальной школы.
Заключение.
Список литературы.
«Принципы обучения и воспитания в школе VIII вида»
Содержание
Введение.
1. Основные дидактические принципы обучения специальной школы.
Заключение.
Список
литературы.
Введение
Учебно-воспитательный
процесс опирается на традиционно
сложившиеся и возникающие в
современных условиях общие положения,
которые позволяют реализовать
образовательную, развивающую и
воспитывающую функции
Впервые в истории педагогической мысли Ян Амос Коменский разработал систему принципов обучения и назвал их основоположениями, на которых должен строиться учебный процесс. Рассматривая человека как часть Вселенной, он заметил, что принципы обучения можно вывести из общих законов природы и жизни. Обучение как одна из сторон развития человека подчиняется этим общим законам (СНОСКА: См.: Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. А. И. Пискунов. – М.; 1971).
Ж. Ж. Руссо, исходя из идеи природосообразности обучения, творил о необходимости непосредственных контактов ребенка с природой как принципиальной основе учебного процесса.
И. Г. Песталоцци, вслед за Я. А. Коменским, обосновал принцип наглядности обучения. Если Я. А. Коменский рассматривал наглядные пособия как средство усвоения учебного материала, то 11. Г. Песталоцци наглядность обучения преимущественно характеризует как средство развития логического мышления и выводит и ч этого принципа содержание обучения.
Большой
вклад в разработку принципов
обучения внес К. Д. Ушинский. Он выделяет
следующие дидактические
• систематичности, доступности и посильности обучения;
• прочности знаний;
сознательности и активности обучения;
•
наглядности обучения.
В специальной школе общедидактические принципы обучения общей педагогики реализуются с учетом особенностей всего учебно-воспитательного процесса, и в первую очередь его коррекционной и практической направленности.
Охарактеризуем основные дидактические принципы специальной школы.
Принцип
развивающего обучения. Этот принцип
направлен на обеспечение всестороннего
развития личности ребенка. В специальной
школе такое развитие личности учащегося
понимается как развитие потенциальных
умственных и физических возможностей
ребенка в определенно
Для
активизации умственного и
1.
Обеспечивает на протяжении
Используя разные приемы, у учеников развивают фонематический слух, исправляют недостатки произношения, пополняют и формируют элементарные представления об окружающем мире, расширяют пассивный и активный словарный запас.
2.
Мощным средством в системе
коррекционно-воспитательных
Принцип воспитывающего обучения. Реализация этого принципа включает несколько направлений:
1.
формирование мировоззрения,
2.
воспитание нравственных
3.
коррекция умственного
4.
каждый урок должен быть
Принцип систематичности и системности в обучении. Мировой цивилизацией накоплен огромный объем знаний об окружающем мире и месте самого человека в этом мире, о его взаимодействии с окружающей средой. Накопление этих знаний идет по двум направлениям. Одно направление - это дифференциация науки. В традиционно фундаментальных отраслях знаний (физика, химия, математика, биология и др.) появляются новые направления, которые со временем (по большей части достаточно быстро) сами становятся новой отраслью знания - физика твердого тела, генная инженерия и т. д. Второе направление - интеграция науки, в результате которой образуются такие дисциплины, как кибернетика, физическая химия, психолингвистика и т.д.
Для
получения наиболее полной и адекватной
картины того или иного явления
или процесса современные исследователи
используют системный подход, применяя
достижения различных отраслей знания.
Естественно, номенклатура общеобразовательных
предметов специальной школы
и изучаемый объем их не сопоставим
с объемом знаний, умений и навыков,
предусмотренным
Элементы
структуры учебного процесса - урок,
определенное стабильное количество учебных
дней в неделе, в четверти, году, единый
для всех срок обучения в школе -
делают учебный процесс
Принцип
систематичности охватывает не только
организацию учебного процесса, но
и его содержание. Иногда его называют
принципом последовательности в
обучении, понимая под
Принцип научности в обучении. Процесс познания окружающего мира сложен, противоречив. Научное познание заключается в том, чтобы перейти от внешнего описания явления, предмета к характеристике их сущности, внутреннего строения.
В результате научных знаний формируется теория. Развитие научных знаний шло от менее к более глубокому пониманию закономерностей окружающего мира. Научные знания могут с разной глубиной объяснять мир, не теряя признаков научности. Системы знаний в обучении и в науке не всегда совпадают. Ученики изучают менее глубоко то, чем располагает современная наука. Основные исходные положения науки, которые должны усвоить учащиеся, составляют главное звено школьных знаний, а для специальной школы, собственно, и их объем.
Особенности
познавательной деятельности умственно
отсталых школьников не позволяют им
усваивать программу
Принцип
доступности. Этот принцип тесно
связан с предыдущим (принципом научности).
Его реализация в специальной
школе требует особого
Доступность в усвоении знаний, формировании умений и навыков предполагает учет уровня развития школьников, их личного опыта, тех знаний, умений и навыков, которыми владеет ученик. Естественно, что у умственно отсталого ученика объем знаний об окружающем значительно отличается от объема знаний нормально развивающегося сверстника как в количественном, так и в качественном отношении, поэтому в специальной школе связь содержания новых знаний с имеющимися особенно важна.
Новое
содержание может включать привычные,
непривычные или вовсе
Положение Л. С. Выготского об опережающем умственном развитии ребенка в учебном процессе позволяет предположить, что обучение должно вести за собой развитие. Учебный процесс может быть построен на механизмах мышления, которые еще полностью не сформировались, но которые достаточны для усвоения нового содержания. В этих условиях будет интенсивно формироваться более высокий интеллектуальный уровень учащихся и становится доступным усложняющееся содержание обучения. Исследования Н. А. Менчинской, Е. Н. Кабановой-Меллер, А. А. Люблинской показали, что опора на развивающиеся, но еще не созревшие механизмы познавательной деятельности значительно ускоряет развитие школьников и повышает результативность обучения.
Этот принцип предполагает также необходимость комплексного подхода в умственном, нравственном, эстетическом, трудовом воспитании и физическом развитии школьников. Иногда при изучении материала школьникам нужно больше переживать, чем запоминать (например, при чтении некоторых литературных произведений), или, наоборот, основательно запоминать последовательность рабочих операций (например, на уроке труда) и не проявлять ненужных эмоций.
Информация о работе Принципы обучения и воспитания в школе VIII вида