Принципы обучения и воспитания в школе VIII вида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 09:58, контрольная работа

Описание

Учебно-воспитательный процесс опирается на традиционно сложившиеся и возникающие в современных условиях общие положения, которые позволяют реализовать образовательную, развивающую и воспитывающую функции обучения. В педагогике эти общие исходные положения, определяющие деятельность учителя и характер познавательной деятельности учащихся, получили название принципов обучения.
Впервые в истории педагогической мысли Ян Амос Коменский разработал систему принципов

Содержание

Введение.
1. Основные дидактические принципы обучения специальной школы.
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Принципы обучения и воспитания в школе VIII вида.docx

— 37.05 Кб (Скачать документ)

    «Принципы обучения и воспитания в школе VIII вида»

Содержание

Введение.

1. Основные дидактические принципы обучения  специальной школы.

Заключение.

Список  литературы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение

       Учебно-воспитательный процесс опирается на традиционно  сложившиеся и возникающие в  современных условиях общие положения, которые позволяют реализовать  образовательную, развивающую и  воспитывающую функции обучения. В педагогике эти общие исходные положения, определяющие деятельность учителя и характер познавательной деятельности учащихся, получили название принципов обучения.

       Впервые в истории педагогической мысли  Ян Амос Коменский разработал систему  принципов обучения и назвал их основоположениями, на которых должен строиться учебный  процесс. Рассматривая человека как  часть Вселенной, он заметил, что  принципы обучения можно вывести  из общих законов природы и  жизни. Обучение как одна из сторон развития человека подчиняется этим общим законам (СНОСКА: См.: Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. А. И. Пискунов. – М.; 1971).

       Ж. Ж. Руссо, исходя из идеи природосообразности  обучения, творил о необходимости  непосредственных контактов ребенка  с природой как принципиальной основе учебного процесса.

       И. Г. Песталоцци, вслед за Я. А. Коменским, обосновал принцип наглядности  обучения. Если Я. А. Коменский рассматривал наглядные пособия как средство усвоения учебного материала, то 11. Г. Песталоцци наглядность обучения преимущественно  характеризует как средство развития логического мышления и выводит  и ч этого принципа содержание обучения.

       Большой вклад в разработку принципов  обучения внес К. Д. Ушинский. Он выделяет следующие дидактические принципы: воспитывающего характера обучения;

       • систематичности, доступности и  посильности обучения;

       • прочности знаний;

       сознательности  и активности обучения;

       • наглядности обучения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       В специальной школе общедидактические принципы обучения общей педагогики реализуются с учетом особенностей всего учебно-воспитательного процесса, и в первую очередь его коррекционной и практической направленности.

       Охарактеризуем  основные дидактические принципы специальной  школы.

       Принцип развивающего обучения. Этот принцип  направлен на обеспечение всестороннего  развития личности ребенка. В специальной  школе такое развитие личности учащегося  понимается как развитие потенциальных  умственных и физических возможностей ребенка в определенно созданных  педагогических условиях.

       Для активизации умственного и физического  развития своих учеников специальная  школа создает следующие условия:

       1. Обеспечивает на протяжении довольно  длительного пропедевтического  периода (по сравнению с массовой  школой) подготовку своих учеников  к усвоению системы общеобразовательных  и профессионально-трудовых навыков.  С первых дней поступления  умственно отсталого ребенка  в школу из-за отсутствия необходимых  навыков он не способен к  длительной целенаправленной учебной  деятельности. Поэтому на первых  годах обучения коррекционно-воспитательная  работа с ребенком является  ведущей, основной. У детей воспитываются  навыки поведения в школе, коллективе, а также навыки самообслуживания.

       Используя разные приемы, у учеников развивают  фонематический слух, исправляют недостатки произношения, пополняют и формируют  элементарные представления об окружающем мире, расширяют пассивный и активный словарный запас.

       2. Мощным средством в системе  коррекционно-воспитательных мероприятий,  направленных на умственное развитие  детей, в специальной школе  является трудовое обучение и  воспитание. Ручная предметная деятельность  на ранних годах обучения как  более конкретная и более доступная  для понимания предшествует включению  умственно отсталого ребенка  в процесс обучения. Между общеобразовательной  работой школы и профессионально-трудовым  обучением должна быть тесная  взаимосвязь, стимулирующая умственное  и физическое развитие учащихся.

       Принцип воспитывающего обучения. Реализация этого принципа включает несколько  направлений:

       1. формирование мировоззрения, научного  понимания мира и его законов;

       2. воспитание нравственных качеств  личности, дисциплинированности, упорства  и трудолюбия. Учебный материал  способствует формированию положительной  направленности личных качеств  ученика;

       3. коррекция умственного развития. Любой материал может быть  изучен и усвоен на основе  определенных индивидуальных умственных  возможностей учащихся, что играет  существенную роль в общем  процессе формирования личности  школьника, оказывая влияние на  все стороны его жизни. К  корректирующей деятельности учителя  предъявляются определенные требования. На каждом уроке в большей  или меньшей степени учитель  создает условия, способствующие  коррекции и развитию умственной  деятельности, стремясь к обобщениям, формируя у учащихся представления  об общей картине мира, не замкнутой  рамками учебника и стенами  класса. Учитель связывает содержание  обучения с жизнью ученика,  его поведением, интересами, склонностями, потребностями;

       4. каждый урок должен быть включен  в систему коррекционно-воспитательной  работы.

       Принцип систематичности и системности  в обучении. Мировой цивилизацией накоплен огромный объем знаний об окружающем мире и месте самого человека в этом мире, о его взаимодействии с окружающей средой. Накопление этих знаний идет по двум направлениям. Одно направление - это дифференциация науки. В традиционно фундаментальных отраслях знаний (физика, химия, математика, биология и др.) появляются новые направления, которые со временем (по большей части достаточно быстро) сами становятся новой отраслью знания - физика твердого тела, генная инженерия и т. д. Второе направление - интеграция науки, в результате которой образуются такие дисциплины, как кибернетика, физическая химия, психолингвистика и т.д.

       Для получения наиболее полной и адекватной картины того или иного явления  или процесса современные исследователи  используют системный подход, применяя достижения различных отраслей знания. Естественно, номенклатура общеобразовательных  предметов специальной школы  и изучаемый объем их не сопоставим с объемом знаний, умений и навыков, предусмотренным Государственным  стандартом неполного среднего образования. Тем не менее он представляет собой определенную систему естественных и гуманитарных знаний (русский (родной) язык и литература, математика, естествознание, география, история и т. д.), а трудовое обучение позволяет использовать их на практике.

       Элементы  структуры учебного процесса - урок, определенное стабильное количество учебных  дней в неделе, в четверти, году, единый для всех срок обучения в школе - делают учебный процесс систематическим. Заранее спланированная система  воздействий учителя на учащихся в учебной работе способствует воспитанию положительных качеств личности.

       Принцип систематичности охватывает не только организацию учебного процесса, но и его содержание. Иногда его называют принципом последовательности в  обучении, понимая под последовательностью  расположение материала в соответствии с возрастными возможностями  учащихся. На этом принципе построено  изучение ряда предметов (например, математики) по концентрам, когда ученики изучают  какую-либо тему или раздел последовательно  в нескольких классах (концентрах), при этом каждый последующий концентр представляет учебный материал более  широко и глубоко по сравнению  с предыдущим (вспомните «зону  ближайшего развития»). Для специальной  школы это особенно важно, так  как она является практически  единственным учебным заведением для  своих воспитанников.

       Принцип научности в обучении. Процесс  познания окружающего мира сложен, противоречив. Научное познание заключается  в том, чтобы перейти от внешнего описания явления, предмета к характеристике их сущности, внутреннего строения.

       В результате научных знаний формируется  теория. Развитие научных знаний шло  от менее к более глубокому пониманию закономерностей окружающего мира. Научные знания могут с разной глубиной объяснять мир, не теряя признаков научности. Системы знаний в обучении и в науке не всегда совпадают. Ученики изучают менее глубоко то, чем располагает современная наука. Основные исходные положения науки, которые должны усвоить учащиеся, составляют главное звено школьных знаний, а для специальной школы, собственно, и их объем.

       Особенности познавательной деятельности умственно  отсталых школьников не позволяют им усваивать программу общеобразовательной  неполной, а тем более полной средней  школы. Многолетняя практика работы специальной школы позволила  определить тот оптимальный минимум  общеобразовательных предметов  и их содержания, который формирует  научное (на самом элементарном уровне) представление учащихся об окружающем мире. Тем не менее даже на самых первых этапах овладения научными понятиями педагогу очень важно не допустить упрощенчества и примитивизма в преподнесении учебного материала.

       Принцип доступности. Этот принцип тесно  связан с предыдущим (принципом научности). Его реализация в специальной  школе требует особого внимания, так как неоправданное упрощение  научных знаний, ориентированное  на особенности интеллектуального  развития и познавательной деятельности учащихся, может привести, как уже  было сказано выше, к примитивизации процесса обучения.

       Доступность в усвоении знаний, формировании умений и навыков предполагает учет уровня развития школьников, их личного опыта, тех знаний, умений и навыков, которыми владеет ученик. Естественно, что  у умственно отсталого ученика  объем знаний об окружающем значительно  отличается от объема знаний нормально  развивающегося сверстника как в количественном, так и в качественном отношении, поэтому в специальной школе связь содержания новых знаний с имеющимися особенно важна.

       Новое содержание может включать привычные, непривычные или вовсе незнакомые ученикам рассуждения, доказательства и операции мышления. Доступность  обучения зависит от того, насколько  учитель сумеет связать усвоение новых знаний с особенностями  мышления умственно отсталого школьника. Трудности возникают в тех  случаях, когда новое содержание требует новых операций мышления, новых, непривычных для ученика  способов рассуждений, практических действий, например новых математических расчетов, использования ранее полученных знаний в новой ситуации, практического применения новых знаний, умений, навыков.

       Положение Л. С. Выготского об опережающем умственном развитии ребенка в учебном процессе позволяет предположить, что обучение должно вести за собой развитие. Учебный процесс может быть построен на механизмах мышления, которые еще полностью не сформировались, но которые достаточны для усвоения нового содержания. В этих условиях будет интенсивно формироваться более высокий интеллектуальный уровень учащихся и становится доступным усложняющееся содержание обучения. Исследования Н. А. Менчинской, Е. Н. Кабановой-Меллер, А. А. Люблинской показали, что опора на развивающиеся, но еще не созревшие механизмы познавательной деятельности значительно ускоряет развитие школьников и повышает результативность обучения.

       Этот  принцип предполагает также необходимость  комплексного подхода в умственном, нравственном, эстетическом, трудовом воспитании и физическом развитии школьников. Иногда при изучении материала школьникам нужно больше переживать, чем запоминать (например, при чтении некоторых  литературных произведений), или, наоборот, основательно запоминать последовательность рабочих операций (например, на уроке  труда) и не проявлять ненужных эмоций.

Информация о работе Принципы обучения и воспитания в школе VIII вида