Принципы обучения и воспитания в школе VIII вида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 09:58, контрольная работа

Описание

Учебно-воспитательный процесс опирается на традиционно сложившиеся и возникающие в современных условиях общие положения, которые позволяют реализовать образовательную, развивающую и воспитывающую функции обучения. В педагогике эти общие исходные положения, определяющие деятельность учителя и характер познавательной деятельности учащихся, получили название принципов обучения.
Впервые в истории педагогической мысли Ян Амос Коменский разработал систему принципов

Содержание

Введение.
1. Основные дидактические принципы обучения специальной школы.
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Принципы обучения и воспитания в школе VIII вида.docx

— 37.05 Кб (Скачать документ)

       Принцип наглядности обучения. С накоплением  человечеством знаний, появлением книг, развитием производства содержание обучения значительно усложняется. Это содержание, выраженное в знаковой форме (словах), ученикам нужно соотнести  с представлением о реальной жизни (в чувственных образах). Без такого соотнесения знание остается мертвым. Особенно это актуально для умственно  отсталого ребенка, у которого слабо  развито абстрактное мышление.

       В XVII в. Я. А. Коменский обосновал принцип  наглядности как основу успешности всякого обучения. И. Г. Песталоцци превратил  наглядность в основное средство обучения. Значительным шагом вперед в разработке этой проблемы являются научные и учебные книги К. Д. Ушинского. Он дал более глубокое психологическое обоснование принципу наглядности.

       В современной педагогике под наглядностью понимается организация чувственного познания ученика. Чувственное познание как отражение окружающей действительности в ощущениях, восприятии, представлениях, конкретно-образном мышлении может  иметь в развитии ученика самостоятельное  значение или быть средством формирования абстракций. Чувственные образы рассматриваются  как средство, способствующее усвоению понятий, законов, правил, теории.

       В сложном процессе перехода мысли  от конкретного к абстрактному чувственные образы занимают различное место в зависимости от учебной задачи. Организуя учебный процесс, учитель должен понимать, что опора на чувственное познание учащихся, на их представления, на их личный опыт - одно из главных условий успешности обучения.

       Использование наглядных пособий является важнейшей  из сторон организации чувственного познания в учебном процессе. Образы реальных предметов, явлений, свойств, процессов можно дать в виде натуральных объектов или изображений на картине, рисунке, схеме, диаграмме, продемонстрировать чучело, муляж, фотографии, фильм и т. п.

       В современной специальной школе  все большее значение приобретают  технические средства обучения (ТОО), включая самые современные - персональные калькуляторы и компьютеры. Используются такие технические средства, как  кино, телевидение, диапроекторы, кодоскопы  и другие, которые по существу могут  передать любую ситуацию, эпизод, показать связи, зависимости, строение объектов и пр. Все большее место в  учебном процессе занимают кино и  телевидение, так как сближают учебный  материал с представлениями о  самых различных сторонах жизни, о прошлом и настоящем, внешнем  и внутреннем, близком и далеком, знакомом и неизвестном. Учителю  нужно уметь использовать эти  технические средства.

       При использовании наглядности важна  не только и, может быть, не столько  техническая оснащенность, сколько  адекватная методика использования  ТСО в учебном процессе. Наглядные  пособия являются средством для  создания новых и воспроизведения  имеющихся чувственных образов  в сознании ученика.

       Все наглядные пособия в зависимости  от способа сенсорного воздействия  и восприятия учащимися классифицируются на несколько групп.

       К первой группе относятся реальные, или натуральные, предметы, явления, которые можно использовать в  учебно-воспитательном процессе (например, минералы, растения, небольшие животные: кролик, белка; насекомые). Не все предметы, явления окружающего мира могут быть отнесены к учебным наглядным пособиям и средствам. Натуральный предмет становится наглядным пособием, если, во-первых, изолируется от реальных условий своего бытия (птица в клетке), во-вторых, используется в дидактических и воспитательных целях. Преимущество этой группы наглядных пособий в том, что они сближают теоретические знания с жизнью.

       Ко  второй группе наглядных пособий  относятся плоскостные изображения (картины, рисунки и др.) и модели (в том числе действующие) предметов, явлений. В специальной школе  на уроке очень часто используются пособия этой группы. Их преимущество в том, что они могут заменить реальные предметы, которые часто  показать в классе трудно или невозможно (например, крупных или вымерших животных, исторические эпизоды, природные  зоны и др.).

       К третьей группе относятся схематические  и символические наглядные пособия, которые представляют собой схемы, чертежи, карты, символы и т. п. Они  используются для лучшего понимания  и усвоения математических, грамматических, физических, исторических, географических и других закономерностей, теоретических положений. Например, ученику трудно было бы понять геометрические доказательства, если бы не использовались чертежи, схемы, модели фигур. Также невозможно представить изучение географии без карт, глобусов, схем.

       Всестороннее  использование принципа наглядности  обучения предполагает не только опору  на наглядные пособия, но и руководство, управление всеми сторонами чувственного познания учащихся.

       В современных условиях соблюдение принципа наглядности предъявляет к учителю  следующие требования:

       • понимать необходимость чувственных  образов в процессе изучения учебного материала;

       • определять характер использования  чувственных образов на уроке  как самостоятельную сторону  в развитии учащихся или как средство формирования абстракций;

       • решать, с помощью каких наглядных пособий или технических средств будут формироваться и воспроизводиться на уроке чувственные образы;

       • стимулировать познавательную деятельность ученика в представлении реальных предметов, явлений окружающей действительности;

       • хорошо понимать, какую совокупность предметов, явлений характеризует  учебный материал, и создавать  условия для того, чтобы ученики  получали представление об этих предметах;

       • адекватно сочетать наглядность  со словом для формирования на основе наглядно-образного и наглядно-действенного мышления элементов абстрактного мышления.

       Принцип сознательности и активности в обучении. Знания должны быть осознаны учеником, а для этого необходима высокая  познавательная активность. В противном  случае материал быстро забывается, становится эпизодом в жизни ученика. Этот принцип  предполагает формирование у учащихся:

       • сознательного понимания учебного материала;

       • сознательного отношения к учебным  занятиям;

       • познавательной активности.

       Реализация  принципа сознательности и активности начинается с постановки познавательных задач и проблемных учебных ситуаций. Зачастую учащиеся не могут усвоить  содержание, потому что не воспринимают учебную задачу как проблемную ситуацию, которую нужно разрешить. Они  не продумывают задачу, а запоминают со слов учителя, что нужно сделать. Необходимо помочь детям уяснить  задачу, а затем определить исходные данные, которые обеспечивают поиск  решения.

       Иногда  ученики не могут связать познавательную задачу с имеющимися знаниями и становятся на путь неосознанного, механического  усвоения. В этом случае следует  показать им доступную и понятную форму рассуждений, доказательств, объяснений. Иногда учащиеся, зная фактический  материал, не могут усвоить логику рассуждений в учебнике или объяснении учителя. Тогда они стараются  запомнить примеры и в меньшей  степени сосредоточиваются на теории.

       Сознательное  отношение к учению предполагает прежде всего развитие у учеников познавательных интересов. В специальной школе, особенно в младших классах, активность и сознательность в обучении формируются у учащихся только благодаря профессиональным навыкам учителя. В старших классах сознательность в обучении проявляется, как правило, на уроках профессионально-трудового обучения и тех общеобразовательных предметов, которые непосредственно используются в профессионально-трудовой подготовке. Это связано в основном с тем, что основная масса учащихся начинает осознавать важность получения даже простейшей профессии для дальнейшей адаптации в обществе.

       Реализация  принципа сознательного и активного  усвоения знаний в специальной школе  предъявляет к учителю-олигофренопедагогу ряд требований. Ему следует:

       • создавать условия для формирования умственных действий, мыслительных операций, способствующих осознанному восприятию материала;

       • изучать мотивы учения и предусматривать  факторы, оказывающие благотворное влияние на положительное отношение  к учебным занятиям, учителям, товарищам;

       • в процессе подготовки и проведения учебных занятий специально планировать  способы и приемы повышения познавательной активности, формирования устойчивого  внимания, работоспособности.

       Принцип прочности усвоения знаний. Одна из самых важных задач обучения в  специальной школе состоит в  том, чтобы определенный программой минимум знаний, умений и навыков  был прочно и надолго усвоен учащимися. Более того, этот минимум должен стать в дальнейшем базой, на которой  они смогут формировать или углублять  профессионально-трудовые умения и  навыки, необходимые для успешной социальной реабилитации и адаптации  в самостоятельной жизни.

       Опора на психологические особенности  памяти - одно из условий достижения прочных результатов в обучении. Издавна в практике обучения используются различные приемы и способы упоминания и сохранения в памяти изученного материала, самый древний из которых, наверное, повторение. Воспроизводя изученный  ранее материал, ученик получает информацию о том, что он помнит и что забыл. Однако повторение в специальной школе в связи с особенностями памяти умственно отсталого ребенка имеет свои особенности. В первую очередь (и это относится ко всем учебным предметам) оно должно быть разнообразным по форме. На важность этой проблемы для вспомогательной школы неоднократно обращал внимание X. С. Замский.

       Прочность усвоения учебного материала зависит  от многих факторов: научности и  систематичности объяснения, осмысленности  понимания, познавательной активности учащихся, мотивации учения, качества учебных книг, мастерства учителя. К  учебному процессу, построенному в  соответствии с этим принципом, предъявляются  следующие требования.

       Первое. Выделение главной мысли в  данном учебном материале. Объяснение на уроке, закрепление, повторение, практические работы включают определенный объем  материала, который состоит т  теоретических положений и суммы  фактов, описаний, разъяснений. Теоретическая  часть, в свою очередь, состоит из глубоких, второстепенных или дополнительных сведений. Фактическая часть также  неоднородна по структуре: одни факты  известны ученикам, встречаются в  повседневной жизни. Другие являются новыми, ранее неизвестными детям. Третьи возникают  в результате наблюдения и экскурсий. Фактический материал может иметь  разную степень обобщенности, быть более конкретным или более абстрактным.

       Такая же ситуация возникает, если формируются  умения или навыки. Умственные и  практические действия, совершаемые  учениками, имеют разную значимость в этом процессе. Некоторые можно  выполнить, лишь вспомнив теорию, другие носят более механический характер, некоторые требуют предварительной подготовки, другие выполняются сразу.

       Нужно найти главную мысль, главное  положение в материале урока. Они определят весь путь объяснения и усвоения знаний. Если ученики  понимают главные положения, они глубже и легче усваивают все содержание урока.

       При формировании умений и навыков тоже нужно определить основные операции, от которых зависит структура  навыка. Учебный материал нельзя делить на равнозначные, однородные порции, которые  одна за другой усваивают школьники. Выделение главного положения и  зависимых от него частей обеспечивает продуктивное усвоение всего материала.

       Второе. Нужно хорошо представлять тот круг теоретических сведений и фактов, которые группируются, объединяются на основе главной мысли. Главное  положение сохраняется в памяти на длительное время, если оно занимает определенное место в системе  знаний, умений и навыков. Учащиеся хорошо понимают те факты, события, явления, которые характеризуются на основе главных мыслей.

       Третье. Знания, умения, навыки становятся прочными, если ученик применяет их в своей  жизни, в практической деятельности. Поэтому связать знания, умения и  навыки с практикой - значит обеспечить на длительное время их сохранение в памяти и хорошие условия  для воспроизведения материала. Важно раскрыть перед школьниками  практическое значение получаемых знаний, показать те стороны жизни, в которых  их можно применить.

       Принцип индивидуализации в обучении. Классно-урочная  форма организации учебных занятий  предполагает совместную, коллективную учебную деятельность. Групповые  формы усвоения материала основаны на общих психолого-педагогических и возрастных особенностях развития детей. Нужно знать общие особенности  мышления, внимания, памяти, воли, чувств и других свойств того или иного  контингента учащихся, чтобы объяснить  новое и быть уверенным, что школьники в состоянии понять и усвоить содержание урока.

       Однако  ученик помимо общих имеет и индивидуальные свойства, он мыслит, переживает, трудится в соответствии со своими личными особенностями характера, темперамента, ума. Психофизические причины аномального развития еще более углубляют индивидуальные особенности личности. Вот почему индивидуализация обучения в специальной школе приобретает особую важность.

Информация о работе Принципы обучения и воспитания в школе VIII вида