Принципы обучения и воспитания в школе VIII вида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 09:58, контрольная работа

Описание

Учебно-воспитательный процесс опирается на традиционно сложившиеся и возникающие в современных условиях общие положения, которые позволяют реализовать образовательную, развивающую и воспитывающую функции обучения. В педагогике эти общие исходные положения, определяющие деятельность учителя и характер познавательной деятельности учащихся, получили название принципов обучения.
Впервые в истории педагогической мысли Ян Амос Коменский разработал систему принципов

Содержание

Введение.
1. Основные дидактические принципы обучения специальной школы.
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Принципы обучения и воспитания в школе VIII вида.docx

— 37.05 Кб (Скачать документ)

       Принцип дифференцированного подхода в  обучении. В олигофренопедагогике этот принцип реализуется в двух направлениях.

       Во-первых, дифференцированный подход к содержанию образования в зависимости от социально-экономических, географических, исторических, этнических и других условий региона. Например, содержание профессионально-трудовой подготовки в Москве, Санкт-Петербурге, в сельской местности, районах Крайнего Севера или Дальнего Востока будет различным. Такой подход, с одной стороны, позволяет лучше использовать индивидуальные особенности и возможности учащихся, а с другой стороны, наиболее адекватно  использовать их профессионально-трудовую подготовку в промышленности или  сельском хозяйстве.

       Во-вторых, разделение класса на несколько групп  по способностям и степени обучаемости. Обычно таких групп бывает три: сильная, средняя и слабая. До 60-х годов в специальной школе выделялась еще и четвертая группа, в которой обучались дети, стойко не усваивающие программу специальной школы, несмотря на все виды и объемы индивидуальной помощи. В этом случае вопрос стоял о диагностировании у этого ребенка более глубокой степени умственной отсталости (имбецильности) и переводе его на индивидуальную форму обучения в условиях семьи или помещении в специальное учреждение закрытого типа системы социальной защиты. По действовавшим в этот период инструкциям, определявшим принципы комплектования вспомогательной школы, дети с диагнозом «умственная отсталость в степени имбецильности» считались необучаемыми и не могли находиться во вспомогательной школе. В конце 60-х годов так называемые «имбецильные» классы были расформированы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Вывод

       Исходя  из вышесказанного можно еще раз  обозначить основные дидактические принципы специальной коррекционной школы:

       1. обучение должно всесторонне  развивать личность каждого учащегося  - принцип развивающего обучения;

       2. обучение должно быть воспитывающим  - принцип воспитывающего обучения;

       3. обучение должно быть систематическим  и системным - принцип систематичности  и системности в обучении;

       4. все сообщаемые в школе знания  должны быть строго научными - принцип научности в обучении;

       5. обучение строится на основе  учета возрастных особенностей  детей и доступности для них  учебного материала - принцип  доступности в обучении;

       6. в обучении должна широко использоваться  наглядность - принцип наглядности  в обучении;

       7. обучение должно основываться  на сознательности и активности  учащихся - принцип сознательности  и активности в обучении;

       8. обучение должно обеспечивать  прочность усвоения знаний, умений  и навыков - принцип прочности  усвоения;

       9. обучение обеспечивает индивидуальный  подход к ребенку при коллективных  формах обучения - принцип индивидуализации  в обучении;

       10. весь учебно-воспитательный процесс в специальной школе строится с учетом психофизических особенностей учащихся, которые еще более индивидуализируют личность ученика. В условиях классно-урочной системы (даже при наполняемости класса в 12-16 человек) индивидуализация обучения с учетом всех индивидуальных особенностей каждого ученика практически невозможна. В этом случае на помощь приходит принцип дифференцированного подхода в обучении, на основе которого выделяются группы учащихся по степени усвоения учебного материала.

       Говоря  об основных дидактических принципах  специальной школы для детей  с нарушением интеллектуального  развития, необходимо отметить практическую и коррекционную направленность всего учебно-воспитательного процесса.

       Учащиеся  специальной школы, как правило, имеют соматические нарушения, нарушения  моторики, с трудом овладевают сложными целенаправленными движениями, в  ряде случаев ослабленное общее  здоровье. Все это в известной  мере может быть скорригировано путем  проведения системы педагогических, лечебно-оздоровительных и санитарно-гигиенических  мероприятий. К ним относятся:

       • физические упражнения, приспособленные  к особенностям физического развития умственно отсталого ребенка;

       • включение учащихся в доступный  физический труд в быту, в школьных мастерских, в сельском хозяйстве  и на производстве;

       • организация различного рода лечебных и оздоровительных мероприятий (медикаментозное  лечение, физиотерапия, летние оздоровительные  лагеря и т. п.);

       • неуклонное соблюдение определенного  режима жизни ребенка (правильное чередование  труда и отдыха; соответствующее  питание);

       выполнение  санитарно-гигиенических требований в школе и семье.

       Ведущая роль во всем учебно-воспитательном процессе специальной школы на протяжении всего периода обучения принадлежит  учителю и педагогическому коллективу. В некоторых школах (особенно в старших классах и интернатах) используются некоторые элементы ученического самоуправления (организация дежурств по школе, спальному корпусу, столовой, кухне и т. п.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Список  литературы

  1. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. - СПб.: Речь, 2003

       2. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин и др.; Под ред. Б.П.Пузанова.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.

  Электронные пособия:

  1. Сайт www.defektolog.ru
  2. Сайт http/www logoped.ru
  3. Сайт института детства - http://lib.herzen.spb.ru/iop/2.doc

Информация о работе Принципы обучения и воспитания в школе VIII вида