Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 18:47, реферат
По данным Всемирной организации здравоохранения 45% всех заболеваний связанно со стрессом, причем некоторые специалисты считают, что эта цифра в 2 раза больше. По данным исследования, проведенного в СССР в восьмидесятые годы, 30-50% посетителей поликлиник – это практически здоровые люди, нуждающиеся лишь в улучшение эмоционального состояния.
1. Вступление.
2. Что такое стресс.
3. Признаки стресса.
3.1 Признаки острого (кратковременного) стресса.
3.2 Признаки затяжного (хронического) стресса.
4. Причины стрессов.
5. Реакция человеческого организма на стресс.
6. Влияние стресса на человека.
7. Борьба со стрессом.
7.1 Релаксация.
7.2 Концентрация.
7.3 Ауторегуляция дыхания.
8. Методы профилактики стресса.
8.1 Противострессовая «переделка» дня.
8.2. Первая помощь при остром стрессе.
8.3. Аутоанализ личного стресса.
9. Заключение.
Список использованной литературы.
Оглавление.
1. Вступление.
2. Что такое стресс.
3. Признаки стресса.
3.1 Признаки острого (кратковременного) стресса.
3.2 Признаки затяжного (хронического) стресса.
4. Причины стрессов.
5. Реакция человеческого организма на стресс.
6. Влияние стресса на человека.
7. Борьба со стрессом.
7.1 Релаксация.
7.2 Концентрация.
7.3 Ауторегуляция дыхания.
8. Методы профилактики стресса.
8.1 Противострессовая «переделка» дня.
8.2. Первая помощь при остром стрессе.
8.3. Аутоанализ личного стресса.
9. Заключение.
Список использованной литературы.
1. Вступление.
Распространенная в начале века фраза «все болезни от нервов» в наши дни
трансформировалась – «все болезни от стрессов».
По данным Всемирной организации здравоохранения 45% всех заболеваний связанно со стрессом, причем некоторые специалисты считают, что эта цифра в 2 раза больше. По данным исследования, проведенного в СССР в восьмидесятые годы, 30-50% посетителей поликлиник – это практически здоровые люди, нуждающиеся лишь в улучшение эмоционального состояния.
Немногим лучше обстоят дела и в развитых, относительно стабильных
странах дальнего зарубежья. К примеру, по материал американского журнала «Психология сегодня» от стрессов страдают примерно 40% японских учителей, пятая часть рабочих Великобритании, 45% наемных рабочих США. Частые жалобы при этом – депрессия и тревога, головные боли.
В тоже время автор учения о стрессе Ганс Селье считает, что стресс
может быть и полезен, повышая силы организма, даже называет его «острой приправой к повседневной пище жизни», утверждая, что лишь в определенных условиях стресс становиться болезнетворным. Наверное, каждый из нас может найти среди своих знакомых тех, кто сохраняет хорошее здоровье, жизнерадостность и отзывчивость, несмотря на беспрерывные, многочисленные стрессы. В тоже время, есть и другие – болезненные и недоверчивые, хотя стрессов избегают и живут вроде без напряжений.
Может быть, стресс иногда не только вреден, но даже полезен? Каково
влияние стресса на человеческий организм? В чем причины стресса, и каковы его следствия? На эти и ряд других вопросов я и попытаюсь ответить в своем реферате.
2. Что такое стресс.
Стресс – состояние напряжения, возникающее при несоответствии
приспособительных возможностей величине действующей на человека нагрузки, вызывающее активацию и перестройку адаптивных ресурсов психики и организма.
Слово "стресс" пришло к нам из английского языка и в переводе означает
"нажим, давление, напряжение". Первым дал определение стресса канадский физиолог Ганс Селье в 1936 году. Стрессу свойственны множественные изменения в организме и личности. Ведущей психологической характеристикой стресса выступает напряжение.
Напряжение сопровождается
изменением интенсивности
человеку кажется, что в памяти ничего не хранится. Мысли проходят
бесследно, в рассуждениях нет ощущения законченности. Может произойти подъем активности или появиться торможение, сопровождаемое чувством усталости, вялости.
Связь между физическими и психическими расстройствами часто либо не осознается, либо осознается с опозданием. Человек может ощущать некоторый дискомфорт, не осознавая, что его состояние является стрессовым. Полнее осознать стресс часто мешают защитные механизмы личности.
Ганс Селье в последнем периоде своей научной деятельности разделил
стресс на эвстресс (эустресс) – «хороший», конструктивный и дистресс –
вредный, деструктивный. Эвстресс оказывает положительное влияние на деятельность. Дистресс производит разрушительное действие в организме личности. Дистресс вызывает адаптационную активность, но даже если и расширяет адаптивные возможности, то часто одновременно тормозит развитие человека, мешает достижению далеких и близких целей; может вести к истощению сил, например, в том случае, если резерва сил для данной стрессовой ситуации недостаточно.
Стрессы также разделяются на кратковременные (острые) и затяжные
(хронические).
3. Признаки стресса.
3.1 Признаки острого (кратковременного) стресса.
Телесные проявления:
изменение частоты
дыхание, ускорение ритма дыхания. При повышении напряжения краснеет или бледнеет кожа лица и шеи, увлажняются ладони, расширяются зрачки, повышается или понижается активность некоторых желез внешней секреции (слюнных, потовых).
Поведенческие проявления: изменение мимики, тембра голоса и интонаций, скорости, силы и координации движений. Сжатие губ, напряжение жевательных мышц. Грустный, унылый или обеспокоенный взгляд. Двигательное беспокойство и частая смена поз, или, наоборот, - пассивность, заторможенность, вялость в движения.
Переживание напряжения у некоторых людей даже в очень ответственные моменты может не иметь соответствующего выражения во внешнем облике и поведенческих проявлениях. Человек может отрицать у себя чувство тревоги и страха, показывать внешне ровное, спокойное поведение, расслабленность и раскрепощенность. Попытки такого преодоления могут наблюдаться у тех, кто намеренно пытается скрыть свои переживания, например, у стеснительных людей. Отрицание напряжения может быть и у тех, кто неспособен к анализу
своего психического состояния,
не имеет никаких навыков
3.2 Признаки затяжного (хронического) стресса.
К наиболее частым
проявлениям относятся
- ощущение потери контроля над собой;
- недостаточно организованная деятельность (рассеянность, принятие
ошибочных решений, суетливость);
- вялость, апатия, повышенная утомленность;
- расстройство сна (в том числе, более долгое засыпание, ранее
пробуждение).
Для обнаружения стресса стоит учесть и другие его симптомы, такие как:
- раздражительность, снижение настроения (придирчивость, необоснованная
критичность);
- повышенный аппетит;
- увеличившееся количество выпитого алкоголя;
- увеличившееся потребление
психоактивных средств (
стимулирующих);
- расстройства половой функции;
- неблагополучное физическое
состояние (головная боль, боли
в мышцах,спине, изжога, повышение давления).
4. Причины стрессов.
Наиболее частыми средовыми и ситуационными причинами стресса являются следующие:
1. Влияние окружающей среды (шум, загрязнения, жара, холод...).
Интересный факт: Оказывается, тишина тоже имеет свойство раздражать. Сотрудники бюро по контрактам Телевизионного центра «Би-би-си» в Уайт Сити, Западный Лондон, пожаловались, что в их новых офисах слишком тихо и любой неожиданный звук, например телефонный звонок, сразу лишает их возможности сосредоточиться. Консультант по шумам из Гринвичского университета посоветовал установить в офисах «бормочущие автоматы», которые будут создавать шумовой фон и изгонят тишину. «Би-би-си» объявила, что с удовольствием приобретет автоматы с «консервированными шумами», которые уже окрестили «болтушками».
2. Нагрузки (повышенной интенсивности):
- физические (мышечные);
- физиологические (болезнь, расстройство, травма, беременность);
- информационные (чрезмерный объем информации, которую нужно воспринять, запомнить);
- эмоциональные (нагрузки,
превышающие комфортный для
- рабочие (значительные изменения на работе, трудности и конфликты в
трудовой среде);
3. Монотонность в трудовой деятельности, в эмоциональных контактах.
4. Повседневные раздражители: отсутствие необходимых удобств, мелкие ссоры с окружающими, дискомфортная психологическая атмосфера в общественном транспорте, затянувшиеся ожидания.
5. Отсутствие привычных, желаемых социальных связей, социальная изоляция или депривация, нарушение эмоционально значимых межличностных отношений.
6. Тяжелые жизненные ситуации: болезни; смерть близких людей; трудности, переживаемые близкими,; потеря (или угроза потери) работы; стремительные изменения условий жизни.
7. Переломные этапы жизни: свадьба, развод, рождение детей, уход детей из дома, начало или окончание обучения, ситуации конкурса или испытания, новая работа, выход на пенсию, новое место проживания.
8. Материальная необеспеченность.
9. Ситуации неопределенности, ситуации конкретной угрозы.
Ученые Т. Холмс
и Р. Рейх на основе
Событие жизни Единица значимости
1. Смерть супруга (супруги) 100
2. Развод
3. Разрыв с партнером
4. Отбывание наказания в тюрьме 63
5. Смерть близкого родственника 63
6. Травма или болезнь
7. Уход на пенсию
8. Болезнь члена семьи
9. Смена места работы
10. Растущие долги 30
11. Конфликты с начальством 23
12. Нарушение сна
13. Штраф за нарушение правил уличного 12
движения
Как видно из таблицы, наиболее опасны для человека интенсивные
психотравмирующие события, обусловленные потерей очень близких людей.
Особую проблему представляет городская среда (плотность населения,
напряженное дорожное движение, шум и другие экологические неблагополучия).
К числу механизмов защиты от ее стрессогенного воздействия относят аутизм (уход в себя, отгороженность от внешнего мира, потеря эмоционального контакта с окружающими), депрессию, употребление наркотиков. Изучение средовых стрессоров (неблагоприятных факторов) на выборках горожан в Индии и Америке выявило сходные результаты. Фактор перенаселенности оказался ведущим, более сильным, чем остальные стрессоры. Он усугубляет патогенное воздействие острых социальных стрессоров на психику человека.
5. Реакция человеческого организма на стресс.
1. Стрессоры вызывают реакцию стресса, т.е. человек сознательно или
подсознательно старается приспособиться к совершенно новой ситуации. Затем наступает выравнивание, или адаптация (в науке употребляется английский термин GAS – General Adaptation Syndrom). Человек либо обретает равновесие в создавшейся ситуации, и стресс не дает никаких последствий, либо не адаптируется к ней – это так называемая
малая-адаптация (плохая адаптация).
Как следствие этого могут возникнуть различные психические или физические отклонения. Иными словами, стресс либо достаточно долго продолжается, либо возникает довольно часто. Причем частые стрессы способны привести к истощению адаптационной защитной системы организма, что, в свою очередь, может стать причиной психосоматических заболеваний.
2. Пассивность. Она проявляется у человека, адаптационный резерв
которого недостаточен, и организм не способен эффективно противостоять стрессу. Возникает состояние беспомощности, безнадежности, депрессии. Но такая стрессовая реакция может быть преходящей.
Две другие реакции активные и подчинены воли человека.
3. Активная защита от стресса. Человек меняет сферу деятельности и
находит что-то более полезное и подходящее для достижения душевного равновесия, способствующее улучшению состояния здоровья (спорт, музыка, работа в саду или огороде, коллекционирование и т.п.)
4. Активная релаксация (расслабление), которая повышает природную
адаптацию человеческого организма – как психическую, так и физическую. Эта реакция наиболее действенная.