Проблема человека в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:08, реферат

Описание

Практически во всей древней философской мысли шла речь о мудрости как умении человека жить в согласии с природой, Космосом. В это время были заложены основы гуманизма - идейного течения, которое рассматривает человека как существо уникальное, высшую ценность и цель общества.

Содержание

1. Проблема антропогенеза
2. Сущность и существование
3. Биологическое и социальное в человеке
4. Индивид, индивидуальность, личность
5. Смысл и цель жизни человека
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Московский Государственный Социальный Университет.docx

— 47.71 Кб (Скачать документ)

Московский Государственный  Социальный Университет

Реферат

на тему: Проблема человека в философии.

                                                        Выполнила: Кадерова Р.Г.

                                                            Студентка ППО-ЗБ2

                                                        Проверил: Кищинский А.А.

 

 

 

 

 

 

Москва, 2013

 

 

Содержание:

1. Проблема антропогенеза

2. Сущность и существование

3. Биологическое и социальное в человеке

4. Индивид, индивидуальность, личность

5. Смысл и цель жизни  человека

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

Вопрос о природе (сущности) человека, его происхождении и  назначении, месте человека в мире - одна из основных проблем в истории  философской мысли.

Проблема человека была обозначена, хотя и в неразвитой форме, уже  в философии древнего мира. В эту  эпоху господствовал космоцентризм как тип философского мышления. Все существующее рассматривалось как единый и необъятный Космос, а человек мыслился как его органическая часть. Предполагалось, что человек несвободен, поскольку окружающий мир огромен и таинственен, а нередко и враждебен. Идеальным существованием человека считалась жизнь в согласии с этим миром.

Практически во всей древней  философской мысли шла речь о  мудрости как умении человека жить в согласии с природой, Космосом. В это время были заложены основы гуманизма - идейного течения, которое  рассматривает человека как существо уникальное, высшую ценность и цель общества.

В философии средних веков  господствовал теоцентризм как тип мировоззрения, представленный во всех формах общественного сознания той эпохи. Бог рассматривался в то время как центр мироздания, а человек лишь как одно из его многочисленных созданий.

Смысл жизни человека, по мнению средневековых мыслителей, состоит  в постижении божественного, приближении  к нему и тем самым - в спасении себя. Человек не верил в себя, он верил в Бога.

В отличие от философии  средневековья, философия эпохи  Возрождения превратила человека в  предмет культа, поклонения. В это  время утверждался антропоцентризм  как специфический тип философского мировоззрения, осуществлялся переход  от религиозного к светскому пониманию  человека. Возродилась гуманистическая  ориентация философии, заложенная в  античности. Философия эпохи Возрождения  утверждала идею всемогущества и  всесилия человека.

Эпоха Возрождения с ее духом антропоцентризма не только возвысила  человека над остальным живым  миром, но и посеяла в нем зерна  гордыни и безграничного индивидуализма. Наряду с этим философская мысль  того времени подчеркивала, что человек - это продукт окружающей природы, а не результат собственной деятельности.

В целом для философской  антропологии эпохи Возрождения  характерно противопоставление человека природе. Человек ставился выше природы.

В философии Нового времени  человек исследовался с позиций  механицизма как философского мировоззрения. Считалось, что человек, как и  внешний мир, тоже есть механизм, сложная  машина. Эта машина является порождением  природы, плодом ее длительной эволюции. Главным качеством в человеке считалась его разумность. Призвание  человека виделось в том, чтобы изменять мир с помощью силы знания.

В немецкой классической философии  утвердился деятельностный подход к пониманию человека. Он исследовался как существо исключительно духовное, творец истории и мира культуры (И.Гердер, И.Кант, Г.Гегель, И.Фихте).

Классический марксизм рассматривал человека в контексте всей совокупности общественных отношений и истории  человечества. Центральная идея марксизма - идея социальной сущности человека, понимаемой материалистически и конкретно  – исторически.

Русская религиозная философия  по своему содержанию вся антропологична, обращена в первую очередь к душе человека. Бог и человек, смысл истории, добро и зло - важнейшие темы этой философии. Русская религиозная философия всегда призывала человека к подвижничеству и поиску правды, к самосовершенствованию и обретению высокой нравственности, выраженной в совести.

Русская философия всегда была нравственно ориентирована, поэтому  ее очень интересовала тема свободы  и творчества человека. Она ставила  и решала вопросы о смысле жизни, смерти и бессмертии человека.

В зарубежной философии ХХ в. тема человека также вызывала большой интерес. Был поставлен вопрос о глобальных проблемах современной цивилизации и положении человека в связи с кризисной ситуацией в мире.

Так, в 20-х - 30х годах ХХ в. в Западной Европе возник экзистенциализм как “философия человеческого существования”. Основной темой этой философии стала тема существования человека в отчужденном мире общественных отношений. Экзистенциалисты учили, что человек обречен быть свободным, если он не желает умереть как личность, духовно. С их точки зрения, мир и человек имеют будущее, только если человек находит в себе силы для того, чтобы не умирать, а творить этот мир, делая его более человечным.

Современная научная философия, системный, научный, комплексный подход оперирует разнообразными научными знаниями о человеке, однако тема человека в философии далеко не исчерпана.

Обращение к истории философской  мысли показывает, что тема человека является, во-первых, непреходящей. Во-вторых, она осмысливается с различных  мировоззренческих позиций, обусловленных  конкретно - историческими и иными  причинами. В третьих, в истории  философии неизменными являются вопросы о сущности и природе  человека, смысле его существования.

Целью данной работы является: рассмотреть основные аспекты проблемы человека в философии.

 

1. Проблема  антропогенеза

 

Антропогенез (от греч. anthropos — человек и греч. genesis — происхождение) — учение о происхождении человека.

Антропогенез в современной  научной картине мира предстает  как процесс со многими неизвестными. Это объясняется тем, что, по словам блестящего исследователя «феномена  человека» французского философа, биолога, палеонтолога и антрополога Пьера Тейяра де Шардена, человек является «осью и вершиной эволюции» и «расшифровать человека, значит, в сущности, попытаться узнать, как образовался мир и как он должен продолжать образовываться»1.

До XIX в. в европейской мысли  господствовала теистическая антропологическая  концепция, согласно которой мир  появился в результате акта божественного  творения по принципу: «И сказал Бог: да будет... и стало...». Это же относится  и к акту творения человека: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему... И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его: мужчину и женщину сотворил их» (Быт., 1:26, 27).

Интенсивное научное осмысление проблемы антропогенеза началось в XIX в. Главное достижение в этой области  было связано с утверждением эволюционной теории. В 1871 г. в книге «Происхождение человека и половой отбор» Ч. Дарвин выдвинул гипотезу о происхождении  человека от обезьяноподобного предка в результате процесса эволюции.

Разработав теорию естественного  происхождения человека, Дарвин не выявил влияния социального фактора  на его развитие. Кроме того, в  его теории отсутствует объяснение качественного различия деятельности мозга человека и животного. Это  во многом объясняется тем, что Дарвин не затрагивал вопрос о роли труда  в процессе антропогенеза.

На эту роль было обращено внимание в трудовой теории антропогенеза, защитником которой был, в частности, Ф.Энгельс. Представители этой теории считали, что труд не отменяет действия биологических законов, но преобразовывает характер действия естественного отбора, формирует способность становящегося человека преобразовывать природу по своим собственным меркам, а вместе с тем способствует и формированию самого человека. Сторонники этой теории именно с трудовой деятельностью связывают развитие руки, речи, мозга, мышления, сотрудничества людей и сплочения их в социальные коллективы.

Любой труд связан с изготовлением  орудий труда, в которых закрепляются социальный опыт человека, его навыки, умения, способ мышления. Кроме того, они же являются и основным способом передачи этого социального опыта, т.е. лежат в основе новой —  социальной формы наследования, которую  Дарвин не рассматривал.

Таким образом, было показано, что становление человека и общества — это взаимосвязанный процесс, — процесс антропосоциогенеза, и важнейшая роль в нем принадлежит трудовой деятельности.

В 20-х гг. ХХ в. произошел  синтез классического дарвинизма с  новейшими достижениями генетики, который  получил названии синтетической  теории эволюции. Синтетическую теорию эволюции можно охарактеризовать как  теорию органической эволюции путем  естественного отбора признаков, детерминированных  генетически. 1

Синтетическая теория эволюции (или обновленный дарвинизм) приобрела  широкое распространение в мире среди биологов уже в 40-х гг. Однако в нашей стране нормальное развитие эволюционной теории на 10—15 лет было нарушено деятельностью небезызвестного  Т.Д.Лысенко.

В западных странах сопротивление  дарвинизму и эволюционизму оказывали  общественные круги, близкие к церкви. И по сей день в мире широко распространен креационизм — точка зрения, согласно которой человек является венцом божественного творения, а не частью природы и продуктом ее развития.

Споры вокруг эволюционной теории не утихают и сегодня. В последние  десятилетия синтетическая теория эволюции подвергается критике, что  связано с распространением в  биологии различных сальтационистских концепций, утверждающих скачкообразный характер развития жизни, в том числе и антропогенеза. К подобным концепциям относится теория самоорганизации систем. В ее основе лежит принцип самоорганизации как движущей силы развития любых открытых неравновесных систем, то есть систем, обменивающихся со средой веществом и энергией. В таких системах переход одного качественного состояния в другое происходит как скачкообразный процесс, переводящий открытую неравновесную систему, достигшую своего критического состояния, в качественно новое устойчивое состояние с более высоким уровнем сложности и упорядоченности. При этом выбор конечного состояния системы после скачка (флуктуации), согласно этой теории, носит случайный характер. К самоорганизующимся системам относятся все биологические системы, включая человека. 1

С теорией самоорганизации  согласуется и эволюционная концепция  антропогенеза Пьера Тейяра де Шардена. Свою теорию он изложил в знаменитой работе «Феномен человека». С его  точки зрения, переход к «феномену  человека» осуществляется не через  морфологические изменения и  не посредством естественного отбора, как у Дарвина, а определяется внутренними силами самого организма  будущего Homo sapiens. Находка синантропа, одним из открывателей которого был сам Тейяр де Шарден, позволила заполнить важнейший пробел в ряду антропогенеза и показать, каким путем шло развитие от предчеловека к «человеку разумному»: увеличение и усложнение мозга, выпрямление лба, овладение огнем и орудиями деятельности.

По мнению Тейяра де Шардена, появление Homo sapiens — это скачок в антропогенезе. «Человек, — пишет он, — вошел бесшумно... Он шел столь тихо, что, когда мы начинаем его замечать, по нестираемым следам каменных орудий, выдающих его присутствие, он уже покрывает весь Старый Свет — от Мыса Доброй Надежды до Пекина. Безусловно, он уже говорит и живет группами. Он уже добывает огонь».1 При этом весьма характерный вывод, который делает автор, заключается в том, что появление человека — процесс коллективный и «первым человеком» является и может быть только множество людей».2

Антропогенез не следует  представлять в виде линейного процесса. «Все попытки доказать, — пишет  Р. Левонтин, — что тот или иной ископаемый вид является нашим прямым прародителем, отражает устаревшее представление об эволюции как о строго линейном процессе и о том, что все испокаемые формы должны составлять некую единую последовательность, соединяющую прошлое с настоящим».3

Такова общая теоретическая  ситуация разработки проблемы антропогенеза  на сегодняшний день. Не все в  ней до конца выяснено и объяснено, не во всем ученые согласны между собой. И в этом нет ничего удивительного, так как мы имеем дело с венцом творения природы — человеком. В  науке сегодня можно считать  доказанным тот факт, что человек  — это продукт естественного  развития самой природы.

 
2. Сущность и  существование

 

Проблема сущности человека находится в центре философского учения о человеке. Философы усматривали  отличие человека от животного и  объясняли его сущность, используя  различные специфические качества человека.

Существенным его специфическим  качеством является трудовая деятельность, осуществляемая всегда в рамках общественного  производства. Человек не может производить  и заниматься трудовой деятельностью, не вступая прямо или опосредованно  в общественные отношения, совокупность которых и образует общество. С  развитием общественного производства и трудовой деятельности развиваются  и общественные отношения людей. В той степени, в какой индивид  аккумулирует, осваивает и реализует  всю совокупность общественных отношений, происходит и его собственное  развитие. Поэтому К. Маркс имел полное основание сказать, что «сущность  человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений».1

Человека нельзя сводить  лишь к «экономическому человеку», или только к «человеку разумному», или к «человеку играющему» и  т. д. Человек есть существо и производящее, и разумное, и культурное, и нравственное, и политическое, и т.д. одновременно. Он аккумулирует в себе в большей или меньшей степени весь спектр общественных отношений и таким образом реализует свою социальную сущность. Другой аспект этого вопроса состоит в том, что человек — это продукт человеческой истории. Современный человек не взялся «ниоткуда», он есть результат развития общественно-исторического процесса.

Информация о работе Проблема человека в философии