Проблема человека в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:08, реферат

Описание

Практически во всей древней философской мысли шла речь о мудрости как умении человека жить в согласии с природой, Космосом. В это время были заложены основы гуманизма - идейного течения, которое рассматривает человека как существо уникальное, высшую ценность и цель общества.

Содержание

1. Проблема антропогенеза
2. Сущность и существование
3. Биологическое и социальное в человеке
4. Индивид, индивидуальность, личность
5. Смысл и цель жизни человека
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Московский Государственный Социальный Университет.docx

— 47.71 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

5. Смысл и цель  жизни человека

 

Философская антропология не может обойти стороной вопрос о смысле и цели жизни человека. Разные философские  учения отвечают на него по-разному. Представители  материализма обращаются к рассмотрению объективной действительности и  реальной жизнедеятельности людей, представители идеалистических  направлений устремляют свой взгляд к Богу, обращаются к разуму, духу, идеям и т.д. Но, несмотря на обилие точек зрения, на сегодняшний день этот вопрос остается открытым, и нет  никаких оснований считать, что  он может быть решен в обозримом  будущем.

Возможно, больше всех над  вопросом о смысле и цели жизни  человека размышлял Л.Н. Толстой. В  результате своих размышлений он пришел к выводу о том, что смысл  и цель жизни - самосовершенствование  личности. Однако нельзя сказать, что  Толстой разрешил для себя этот «вечный» вопрос. «Одна тайна всегда останется  для человека, только одна: зачем  я живу? Ответ разумный один: затем, что этого хочет Бог. Зачем  Он этого хочет? Это — тайна», — таков окончательный вывод  Толстого.1

Большое внимание вопросу  смысла жизни уделяется в философии  экзистенциального направления.

Для религиозного экзистенциализма этот вопрос решается эсхатологически, т.е. считается, что жизнь продолжается и в потустороннем мире, где происходит свободное творчество души, не обремененной телом, и где она реализуется в «царстве божием». Таким образом преодолевается трагизм земного человеческого существования, выражающийся в противоположности и непримиримости вынужденного единства души и тела, «царства Духа» и «царства Кесаря».

В атеистическом экзистенциализме Бога нет, поэтому жизнь превращается в абсурд, подобно тому, как абсурден труд Сизифа (А. Камю «Миф о Сизифе»).

Тезис экзистенциализма о  том, что «существование предшествует сущности», также прямо связан с  утверждением бессмысленности человеческого  существования, ибо человек только на пороге смерти может кое-что сказать  о смысле бытия. Это подтверждает и один из основных тезисов Ж. П. Сартра: «Человек — это ничто».1

Дать логически обоснованный ответ об абсолютном и высшем смысле жизни человека невозможно. Искать первоначальный смысл в человеческом бытии — это значит встать на точку зрения телеологии, предположить наличие заранее заданной для  человека цели. Но тогда встает еще  один вопрос: «Кто установил эту цель?» — и целый ряд подобных вопросов. Другими словами, обосновать теоретически смысл жизни, видимо, нельзя.

Думается, однако, что к  решению вопроса о смысле и  цели жизни, не следует подходить  абсолютно отрицательно, категорически утверждая, что он сам по себе абсурден. Применительно к жизни отдельной личности он имеет реальный смысл и значение. Ф. М. Достоевский по этому поводу очень хорошо сказал, что без твердого представления о том, для чего ему жить, человек «не согласится жить и скорей истребит себя, чем останется на земле, хотя бы кругом его всё были хлебы».2 Вместе с тем глубокий смысл содержится и в словах Ницше: «Тот, кто имеет, зачем жить, может вынести любое как».3

В этой связи большое значение имеет теория и практика логотерапии, разработанная В. Франклом. 1 Она ставит своей задачей помощь людям, утратившим смысл жизни, в обретении его, так как отсутствие смысла жизни приводит многих людей к трагическому концу.

Имея в виду этот реальный для отдельного человека, а не абсолютный смысл жизни, можно сказать: смысл  жизни состоит в самой жизни, в поиске своего места в ней. Как  писал Кант, существование человека «имеет в себе самом высшую цель, которой, насколько это в его  силах, он может подчинить всю  природу».2

Поскольку человек — существо общественное, поэтому и смысл  его жизни может быть найден только на пути сопряжения интересов и целей  общества и личности. Общность индивида и рода, личности и социума дает основание оптимистически смотреть на бытие человека в мире. Трагизм  индивидуальной смерти преодолевается тем, что человек и после смерти остается в результатах своей  деятельности, своего творчества и  благодарной памяти потомков.

Определить личностный смысл  жизни — это значит осмыслить  жизнь во всей ее сути, объяснить  себе, что в ней подлинное, а  что мнимое, определить не только основные задачи и цели жизни, но и реальные средства их осуществления.

Нет готовых рецептов того, как найти смысл и цель своей  жизни. Однако мудрая мысль на сей счёт высказана Ф.М.Достоевским: прежде всего надо «жизнь полюбить», причем «полюбить больше, чем смысл ее». Как говорит Алеша Карамазов, надо полюбить жизнь «прежде

Проблема человека в философии

логики, и тогда  только я и смысл пойму»! 3 Сердцевиной  этой любви к жизни является любовь к людям, положенная в основу всех дел, мыслей, чувств и поступков личности.

 

Заключение

 

Одной из важнейших тенденций  развития современной философии  является все большее внимание к  человеку, к проблемам его бытия  в мире и к его внутреннему  миру.

Для исследования человека как  сложного объекта научного познания философская мысль выработала целый  ряд понятий, позволяющий достаточно полно и развернуто ответить на вопрос о сущности и природе человека, смысле его существования.

Прежде всего, человек - это  высшая ступень живых организмов на земле, субъект общественно - исторической деятельности и культуры. Понятие  человек - понятие родовое, выражающее общие черты человеческого рода, социализированного человека. В этом понятии объединены биологические  и общесоциальные черты человека.

Для изучения отдельного человека в философии и иных науках применяется  понятие “индивид”. Под индивидуальностью  понимаются самобытные, неповторимые черты и качества, присущие данному  индивиду.

Личность - это социальные качества индивида, приобретенные им в процессе воспитания и самовоспитания, духовно - практической деятельности и  взаимодействия с обществом. Личность обладает, прежде всего, духовными качествами. Личность не дана человеку извне, она  может быть сформирована лишь им самим. Подлинная личность не есть застывшее  явление, она вся динамична. Личность - это всегда творчество, победа и  поражение, поиск и обретение, преодоление  рабства и обретение свободы.

По природе своей человек  является существом активным, деятельным. В значительной мере он сам творит собственную жизнь и судьбу, он,- автор истории и мира культуры. Деятельность в различных ее формах (труд, политика, познание, воспитание, и др.) является способом существования  человека в качестве человека, творца нового мира. В ходе ее он изменяет не только окружающий мир, но и свою собственную  природу. Все качества и способности  людей носят конкретно - исторический характер, т.е. они изменяются в ходе деятельности.

Человек обладает механизмом не только биологического, но и социального  наследования. Социальное наследование осуществляется в обществе в ходе социализации. Социализация - это процесс  становления личности, происходящий, прежде всего с помощью воспитания как специального вида деятельности.

Человеку присущ коллективный образ жизни. Только в рамках такой  деятельности он может формировать  и развивать свои качества. Богатство  ума человека и эмоционального мира, широта его взглядов, интересов и  потребностей во многом зависят от широты его общения и взаимодействия с другими людьми.

Человек обладает также и  рядом иных качеств. Для современного человека характерны высокий уровень  образованности, социальная активность, прагматичность и эвристичность, целеустремленность. Современный человек - это человек, освоивший демократические и общечеловеческие ценности и идеалы. Он не отделяет свою судьбу от судьбы своего народа и общества в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

Бердяев Н.А. Мое философское  миросозерцание //Н.А.Бердяев о русской философии. Свердловск, 1991. Ч. 1. С. 16 – 46.

Гуревич П.С. Основы философии. М.: Гардарики, 2000. — 438 с.

Достоевский Ф. М. Собрание сочинений  в 15 томах. Т. 11. Л.: Наука 1992. – 427 с.

Кант И. Сочинения: В 6 г. М.: Просвещение, 1966. Т. 5. – 627 с.

Кохановский В.П. Философия. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 538 с.

Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М.: Прогресс, 1993. – 285 с.

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: В 50 т. Т. 42. М., 1968. – 519 с.

Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. Т. 1. М.: Прогресс, 1990. – 329 с.

Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Наука, 1989. – 348 с.

Тейяр де Шарден П. Феномен  человека. М.: Наука, 1987. – 329 с.

Толстой Л. Н. Собр. Соч.: в 22 т. Т. 19. М.: Художественная литература, 1989. – 439 с.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Просвещение, 1990. – 274с.

1 Тейяр де Шарден П.  Феномен человека. М., 1987. С. 221.

1 Гуревич П.С. Основы  философии. М.: Гардарики, 2000. — С. 117.

1 Гуревич П.С. Основы  философии. М.: Гардарики, 2000. — С. 118.

1 Тейяр де Шарден П.  Феномен человека. М., 1987. С. 151.

2 Там же.

3 Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М., 1993. С. 193.

1 Маркс К., Энгельс Ф.  Соч. Т. 42. С. 265.

1 Кохановский В.П. Философия. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. С. 217.

1 Кохановский В.П. Философия. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. С. 219.

2 Там же.

1 Гуревич П.С. Основы  философии. М.: Гардарики, 2000. — С. 121.

1 Гуревич П.С. Основы  философии. М.: Гардарики, 2000. — С. 125.

2 Рубинштейн С. Л. Принципы  и пути развития психологии. М., 1989. С. 122.

1 Гуревич П.С. Основы  философии. М.: Гардарики, 2000. — С. 127.

1 Бердяев Н.А. Мое философское  миросозерцание//Н.А.Бердяев о русской философии. Свердловск, 1991. Ч. 1. С. 21.

1 Толстой Л. Н. Собр. Соч.: в 22 т. Т. 19. М.: Художественная  литература, 1989.С. 196.

1 Кохановский В.П. Философия. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. С. 224.

2 Достоевский Ф. М. Собрание  сочинений в 15 томах. Т. 11. Л.: Наука  1992. – С. 376.

3 Ницше Ф. Соч.: В 2 т.  Т. 1. М., 1990. С. 217.

1 Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

2 Кант И. Сочинения;  В 6 г. М., 1966. Т. 5. С. 469.

3 Достоевский Ф. М. Собрание  сочинений в 15 томах. Т. 11. Л.: Наука  1992. С. 325.


Информация о работе Проблема человека в философии