Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:09, курсовая работа
Психология эмоций как наука едва достигла своего совершеннолетия. Странно, что эта столь очевидно актуальная тема более века, то есть фактически весь срок существования психологии, оставалась вне основного русла ее развития. Наиболее проницательные исследователи человеческой природы, еще до появления каких-либо научных данных, понимали всю важность эмоций для человеческого самосознания и социальных отношений, и до нас дошли их высказывания о том, что именно эмоций питают творчество и отвагу. Однако до 80-х годов ХХ века психология фактически игнорировала эмоции. Мне могут возразить, что психология в свои первые сто лет развития являла собой парадокс – науку, которая принципиально не обращается к сути тех вещей, которые изучает. Но разве можно всерьез пытаться понять человека и его взаимоотношения с окружающим миром, обходя вниманием эмоции?
1. Вступление…………………………………………………………...3
2. Эмоциональное реагирование и его характеристики.........……......5
3. Эмоциогенные ситуации…………………………………………….13
4. Эмоциональный тон ощущений…………………………………….15
5. Эмоция, как реакция на ситуацию или событие…………………...24
6. Свойства эмоций……………………………………………………..30
7. Роль и функции эмоций……………………………………………...34
8. Характеристика эмоций……………………………………………...38
а) эмоции интереса………………………………………………38
б) эмоции радости………………………………………………..41
в) эмоции печали………………………………………………....41
г) эмоции гнева…………………………………………………...44
д) эмоции стыда…………………………………………………..46
9. Патология и эмоции…………………………………………………..48
а) причины эмоциональных расстройств……………………….48
б) эмоционально обусловленные, патологические изменения..52
10. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций………..55
а) эволюционная теория эмоций Ч. Дарвина…………………...55
б) "Ассоциативная" теория В. Вундта…………………………..55
в) Теория У. Кеннона - П. Барда………………………………..56
г) Психоаналитическая теория эмоций…………………………57
11. Заключение…………………………………………………………….59.
12. Список литературы………………
Почему природа не ограничилась эмоциональным тоном ощущений, а создала еще эмоции, да еще в таком разнообразии? Чтобы получить ответ на этот вопрос, нужно подробно рассмотреть, что такое эмоция, и выявить ее отличие от эмоционального тона ощущений.
Как уже говорилось, ученые дают разные ответы на вопрос: "Что такое эмоция?" и, по мнению физиолога П. В. Симонова (1981), абстрактно-описательные. Это отмечается и психологами. Так, Б. И. Додонов (1978) пишет, что «термины, обозначающие психические явления, обычно называемые эмоциями, не имеют строгого значения, и среди психологов до сих пор идут дискуссии на тему "что значит что"» (с. 23). Сам автор решил не включаться в эту дискуссию, предпочитая использовать понятие «эмоция» в широком смысле, включающем и чувства.
У. Джемс полагал, что «эмоция есть стремление к чувствованиям» (1991, с. 272). В то же время он писал, что «как чисто внутренние душевные состояния, эмоции совершенно не поддаются описанию. Кроме того, такого рода описание было бы излишним, ибо читателю эмоции как чисто душевные состояния и без того хорошо известны. Мы можем только описать их отношение к вызывающим их объектам и реакции, сопровождающие их» (1991, с. 272).
П. К. Анохин, определяя эмоцию, пишет: «Эмоции — физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека — от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения» (1964, с. 339).
С. Л. Рубинштейн (1946) в понимании сущности эмоций исходил из того, что в отличие от восприятия, которое отражает содержание объекта, эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту.
Многими авторами эмоции связываются именно с переживаниями. М. С. Лебединский и В. Н. Мясищев так пишут об эмоциях: «Эмоции — одна из важнейших сторон психических процессов, характеризующая переживание человеком действительности. Эмоции представляют интегральное выражение измененного тонуса нервно-психической деятельности, отражающееся на всех сторонах психики и организма человека» (1966, с. 222). Г. А. Фортунатов (1976) называет эмоциями только конкретные формы переживания чувств. П. А. Рудик (1976) давая определение эмоциям, отождествляет переживание и отношение: "Эмоциями называются психические процессы, содержанием которых является переживание, отношение человека к тем или иным явлениям окружающей действительности..." (с. 75). По Р. С. Немову, эмоции — это «элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей» (1994, с. 573). Несмотря на разные слова, используемые психологами при определении эмоций, суть их проявляется либо в одном слове — переживание, либо в двух — переживание отношения.
Таким образом, чаще всего эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему- или к кому-либо (к наличной или будущей ситуации, к другим людям, к самому себе и т. д.).
Однако
Л. М. Веккер (2000) считает, что "определение
специфичности эмоций как переживания
событий и отношений в противоположность
когнитивным процессам как знанию об этих
событиях и отношениях недостаточно хотя
бы потому, что оно описывает эмоции в
терминах именно видовых характеристик
и не заключает в себе родового признака.
Это определение по сути тавтологично"
(с. 372). Полемизируя с С. Л. Рубинштейном
(1946), Веккер пишет, что эмоции, конечно,
выражают отношения субъекта, но их определение
через противопоставление выражения отношений
их отражению недостаточно. «...Объективация
(выражение) отношений субъекта здесь
по сути дела отождествляется с их фактическим
наличием. Точнее надо было бы сказать,
что эмоции скорее представляют собой
субъективные отношения человека, чем
являются их выражением, поскольку выражаются
отношения в мимике, пантомимике, интонации
и, наконец, в собственно языковых средствах»
(с. 373). Из этого следует, что для Веккера
эмоции – это субъективные отношения
и тогда, естественно, эти отношения (эмоция)
выражаются через экспрессивные средства.
Соотношение между субъективными отношениями,
эмоциями и экспрессией, по Веккеру, должно
выглядеть так:
субъективные
отношения (эмоции) —> экспрессия
Конечно,
экспрессия является средством выражения,
но не субъективных отношений, а эмоций,
отражающих эти отношения. Субъективные
же отношения выражаются (а точнее — проявляются)
через эмоции. С моей точки зрения отношения
между субъективными отношениями, эмоциями
и экспрессией выглядят иначе:
субъективные
отношения—> эмоции—> экспрессия
Имеются и другие подходы к пониманию эмоций. П. Жане (Janet, 1928) говорит об эмоциях как поведении и считает, что функция эмоций — дезорганизовывать его. Вслед за этим автором П. Фресс считает эмоциями только такие реакции, которые приводят к потере контроля над своим поведением: «...удовольствие не является эмоцией... интенсивность наших переживаний не должна вводить нас в заблуждение.
Радость может стать эмоцией, когда из-за ее интенсивности мы теряем контроль над собственными реакциями: свидетельством тому являются возбуждение, бессвязная речь и даже безудержный смех» (1975, с. 132). Я. Рейковский (1975) определяет эмоцию как акт регуляции и отмежевывается от понимания ее как субъективного психического явления. Субъективная сторона эмоций, с его точки зрения, может быть выявлена лишь интроспективно, т. е. постфактум. Поэтому Рейковский относится к эмоциональному процессу как к теоретическому конструкту, а не как к факту, доступному наблюдению. А. Н. Леонтьев (1971) тоже отмечает регулирующий характер эмоций, когда пишет, что к эмоциональным процессам относится широкий класс процессов внутренней регуляции деятельности и что они способны регулировать деятельность в соответствии с предвосхищаемыми обстоятельствами. По Леонтьеву, переживание лишь порождается эмоцией, но не есть ее единственное содержание. Простейшие эмоциональные процессы выражаются и в органических, двигательных и секреторных изменениях (врожденных реакциях).
Недостатком многих определений эмоций является их привязка только к потребностям. Например, Вирджиния Квин (2000) дает следующее определение: «Эмоция — выражение отношения человека к своим потребностям, их удовлетворению или неудовлетворению» (с. 548). Аналогичную позицию занимает и П. В. Симонов: нет потребности, нет и эмоции. Но разве эмоции возникают только по поводу потребностей? Испуг является отрицательной эмоцией, однако появляется он не потому, что имеется потребность в испуге, и не потому, что мы не знаем, как удовлетворить потребность в самосохранении. Это срочная безусловнорефлекторная генетически запрограммированная эмоциональная реакция, направленная на организацию поведения при неожиданном появлении «опасного» стимула, раздражителя, сигнала. Здесь нет сознательной оценки раздражителя, а потребность отреагировать на него тем или иным способом просто не успевает сформироваться.
Надо отметить, что представления об эмоциях как переживаниях или как акте регуляции, хотя и правомерны, но страдают односторонностью. Каждое из них в отдельности явно недостаточно для того, чтобы показать, в чем состоит сущность эмоций.
На мой взгляд, более реальный подход к пониманию сущности эмоций имеется у К. Изарда. В его кратком и предварительном определении эмоции отмечена и ее чувственная сторона, и функциональная: «Эмоция — это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия» (2000, с. 27). Только слову feeling я дал бы более точный в данном контексте перевод: не чувство, а ощущение. Иначе опять начнется путаница в понимании эмоций и чувств. Кроме того, вместо «нечто» можно было бы сказать «реакция».
Исходя
из вышеизложенного, я рассматриваю эмоцию
как рефлекторную психо-вегетативную
реакцию, связанную с проявлением субъективного
пристрастного отношения (в виде переживания)
к ситуации, ее исходу (событию) и способствующую
организации целесообразного поведения
в этой ситуации.
В этом определении акцент сделан на роли эмоций в организации целесообразного в данной ситуации поведения, а не только на переживании отношения к этой ситуации, что свойственно традиционным определениям эмоций. Ведь эмоции появились в эволюционном развитии животных не для того, чтобы их переживали, а для того, чтобы помогать организовывать поведение. Переживание — не цель реагирования, а лишь специфический способ отражения в сознании потребностной ситуации. Как писал У. Джемс, «разве мы проявляем наш гнев, печаль или страх движениями ради какого-нибудь удовольствия?» (1911, с. 391). На вторичность эмоциональных переживаний по отношению к поведению указывает и Дж. С. Милль, по мнению которого, чтобы испытать эмоцию удовольствия, счастья, нужно стремиться не к переживанию их, а к достижению таких целей, которые порождают эти переживания.
Сложность
понимания эмоций заключается и в том,
что, давая им определения, авторы относят
их то к любому классу эмоциональных реакций
(эмоциональному тону, настроению, аффекту),
то только к одному, называемому ими собственно
эмоциями и отделяемому от других классов
эмоциональных явлений. Я. Рейковский,
например, все эмоциональные явления подразделяет
на эмоции, волнение, аффект и чувство,
А. Н. Леонтьев (1971) — на аффекты и страсти,
собственно эмоции и чувства, и т. д. О собственно
эмоциях говорят как о сложных эмоциях
— положительных (радость, восторг и т.
п.) и отрицательных (гнев, горе, страх и
др.), противопоставляя их простым эмоциям
— эмоциональному тону ощущений.
Распространено
мнение, что для эмоций характерны:
1) отчетливо
выраженная интенсивность (
2) ограниченная
продолжительность; эмоция
3) хорошая осознаваемость
причины ее появления;
4) связь с
конкретным объектом, обстоятельством;
эмоция не имеет диффузного
характера, свойственного настроениям;
человек испытывает удовольствие, радость
от прослушивания конкретного музыкального
произведения, от чтения конкретной книги,
от встречи с конкретным (любимым) человеком,
от приобретения конкретной вещи;
5) полярность; эмоции, противоположные друг другу по качеству переживаний, образуют пары: радость и печаль, гнев и страх, наслаждение и отвращение. Надо сказать, что все эти признаки могут быть характерны и для эмоционального тона ощущений. Разве не отчетливо мы ощущаем удовольствие и понимаем его причину? И разве не ограничено время получения удовольствия временем непосредственного действия причины, вызвавшей удовольствие? Да и сама эта причина связана с конкретным объектом. Стоит ли поэтому удивляться, что К. Изард относит удовольствие и отвращение к эмоциям?
Что касается ограниченной продолжительности эмоции, то это тоже ненадежный критерий. А. А. Баранов (1999) показал, например, что после ситуации «заложенного взрывного устройства» негативное эмоциональное состояние сохранялось у 25 % первоклассников в течение двух-трех дней.
Подводя итог сказанному, можно отметить следующее.
Эмоция — это намного более высокий уровень эмоционального реагирования, чем
эмоциональный тон. По сравнению с эмоциональным тоном эмоция имеет ряд пре
имуществ, поэтому играет несравнимо большую роль в жизни животных и человека.
1. Эмоции
— это реакции на ситуацию,
а не на отдельный
конечно, возразить
— а разве ребенок не радуется по поводу
того, что ест конфету, т. е. получает приятные
вкусовые ощущения? Конечно, радуется,
но радость возникает у него раньше, при
получении конфеты, т. е. по причине оценки
ситуации как удовлетворяющей его потребность,
желание, а не по поводу приятных вкусовых
ощущений, которых еще не было. Приятные
же вкусовые ощущения (эмоциональный тон
ощущений) лишь подкрепляют возникшую
эмоцию, позволяют продлить ее. Можно возразить
также, что и неприятный эмоциональный
тон ощущений приводит к эмоции (сильная
боль — к страху, непрекращающийся скрежет
металлических предметов — к злости и
т. д.), т. е. что эмоция возникает на отдельный
раздражитель. Однако и здесь эмоция возникает
при оценке ситуации (сильная боль грозит
большой неприятностью, непрекращающийся
скрежет — неизвестностью: сколько еще
надо его терпеть), т. е. она связана с прогнозом
будущего, а не с тем, что человек ощущает
сейчас. Таким образом, человек оценивает
ситуацию, создаваемую этим раздражителем,
и реагирует возникновением эмоции на
эту ситуацию, а не на сам раздражитель.
2. Эмоции
— это часто заблаговременные
реакция на ситуацию и ее
оценка. В результате под влиянием
эмоции человек реагирует на
еще не наступивший контакт
с раздражителем. Таким
3. Эмоции
— это дифференцированная
4. Эмоции
— это не только способ оценки
предстоящей ситуации, но и механизм
заблаговременной и адекватной
подготовки к ней за счет
мобилизации психической и
5. Эмоции, как
и эмоциональный тон — это
механизм закрепления