Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:09, курсовая работа
Психология эмоций как наука едва достигла своего совершеннолетия. Странно, что эта столь очевидно актуальная тема более века, то есть фактически весь срок существования психологии, оставалась вне основного русла ее развития. Наиболее проницательные исследователи человеческой природы, еще до появления каких-либо научных данных, понимали всю важность эмоций для человеческого самосознания и социальных отношений, и до нас дошли их высказывания о том, что именно эмоций питают творчество и отвагу. Однако до 80-х годов ХХ века психология фактически игнорировала эмоции. Мне могут возразить, что психология в свои первые сто лет развития являла собой парадокс – науку, которая принципиально не обращается к сути тех вещей, которые изучает. Но разве можно всерьез пытаться понять человека и его взаимоотношения с окружающим миром, обходя вниманием эмоции?
1. Вступление…………………………………………………………...3
2. Эмоциональное реагирование и его характеристики.........……......5
3. Эмоциогенные ситуации…………………………………………….13
4. Эмоциональный тон ощущений…………………………………….15
5. Эмоция, как реакция на ситуацию или событие…………………...24
6. Свойства эмоций……………………………………………………..30
7. Роль и функции эмоций……………………………………………...34
8. Характеристика эмоций……………………………………………...38
а) эмоции интереса………………………………………………38
б) эмоции радости………………………………………………..41
в) эмоции печали………………………………………………....41
г) эмоции гнева…………………………………………………...44
д) эмоции стыда…………………………………………………..46
9. Патология и эмоции…………………………………………………..48
а) причины эмоциональных расстройств……………………….48
б) эмоционально обусловленные, патологические изменения..52
10. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций………..55
а) эволюционная теория эмоций Ч. Дарвина…………………...55
б) "Ассоциативная" теория В. Вундта…………………………..55
в) Теория У. Кеннона - П. Барда………………………………..56
г) Психоаналитическая теория эмоций…………………………57
11. Заключение…………………………………………………………….59.
12. Список литературы………………
Биологические
функции интереса
Наверное, правомерно будет сказать, что эмоции служат источником энергии для поведения. Конечно, сами по себе эмоции не вырабатывают энергию, человека снабжают энергией процессы пищеварения и метаболизма. Но эмоции организуют и направляют выработанную энергию, создают специфические и вполне определенные тенденции к действию, и именно поэтому мы вправе рассматривать эмоции в качестве источника энергии для поведения.
Это управление энергией
осуществляется прежде всего на биологическом
уровне. Так, например, одни эмоции по сравнению
с другими обеспечивают большее кровоснабжение
мышц, задействованных в инструментальной
активности. Исследование с предъявлением
новорожденным детям человеческих лиц
обнаружило, что ориентировочная реакция
ребенка сопровождается снижением частоты
сердечных сокращений. Брадикардия отмечается
и у взрослого человека при смещении внимания,
вызванном необходимостью сбора информации
из окружающей среды (Lacey, Lacey, 1970). По-видимому,
замедление сердечного ритма создает
оптимальные условия для приема сенсорной
информации. Так, у младенцев падение частоты
сердечных сокращений является своего
рода успокаивающим фактором. Этот относительный
физиологический покой необходим новорожденному
ребенку для оптимального приема и обработки
информации и адекватной реакции на нее.
Умеренный уровень интереса необходим
для энергетического обеспечения поведения,
продолжительной деятельности. Работая
над долгосрочным проектом, человек должен
постоянно испытывать интерес нему, в
противном случае работа будет вызывать
у него негативные эмоции и он плохо справится
с ней.
б) характеристика
эмоции радости
В последние десятилетия было проведено несколько эмпирических исследований позитивной эмоциональности как личностной черты, и результаты этих исследований подтвердили предположение о существовании индивидуальных различий в количестве и частоте переживания людьми позитивных эмоций. Было обнаружено, что способность к переживанию позитивных эмоций не подвержена изменениям на протяжении всей человеческой жизни. Кроме того, эти исследования показали, что позитивная эмоциональность как личностная черта относительно независима от негативной эмоциональности как личностной черты. Человек может иметь высокие или низкие показатели как по одной из них, так и по обеим (Diener, Emmons,1984; Tellegen,1982). Так, например, было выявлено, что именно позитивная, а не негативная эмоциональность помогает дифференцировать тревогу и депрессию — два синдрома, которые имеют ряд общих характеристик (Blumberg, Izard, 1986; Watson, Clark, Carey, 1988). Концепция позитивной эмоциональности, несомненно, включает в себя такие эмоции, как интерес и радость. Мы располагаем результатами нескольких экспериментальных исследований, изучавших главным образом эмоцию радости.
Последние
разработки могут значительно облегчить
эмпирическое изучение эмоции удовольствия—радости.
По крайней мере одна из методик, разработанных
для изучения темперамента у новорожденных
детей, включает в себя такой параметр,
как предрасположенность к улыбке и смеху
(Rothbart, 1973), есть также методы для объективного
измерения улыбки у новорожденных и маленьких
детей (например, Izard, 1978). Результаты отдельных
исследований с применением этих методов
позволяют предположить, что способы выражения
радости у младенцев относительно постоянны.
Однако было бы преждевременно интерпретировать
эти данные как аргумент в пользу утверждения,
что уже в раннем развитии индивида радость
выступает в качестве индивидуальной
черты.
РАЗВИТИЕ
ЭМОЦИИ РАДОСТИ У РЕБЕНКА.
Поскольку
радость не может быть непосредственным
результатом волевого усилия или целью
деятельности, процесс развития эмоции
радости у ребенка протекает несколько
иначе, чем процесс развития эмоции интереса—возбуждения.
Родители не могут «обучить» ребенка радости,
не могут выстроить для него модель поведения,
гарантированно ведущую его к счастью.
Они могут лишь развлекать и забавлять
ребенка, вовлекать его в игры, способствующие
пробуждению эмоции радости. Подобные
переживания радости очень важны для нормального
развития ребенка, но они кратковременны
и зависят от душевной щедрости окружающих
его людей. Родители могут и должны делиться
своей радостью с ребенком, позволяя ему
переживать эту эмоцию косвенно, но в конечном
итоге человек должен сам открыть для
себя радость — только тогда она станет
частью его жизненного стиля.
в)
характеристика эмоции печали
Печаль обычно относят к негативным переживаниям, однако нужно отметить, что это очень специфическая эмоция. Деление эмоций на «позитивные» и «негативные» — вопрос удобства; подобная классификация не может адекватно передать всех характеристик дискретных эмоций. Мы уже отмечали, что такая позитивная эмоция, как радость—возбуждение, может не только вызывать бессонницу, но и имеет отношение к маниакальным нарушениям.
Эмоция
печали может играть положительную роль
в жизни человека. Представьте только,
каким был бы наш мир без этой важнейшей
человеческой эмоции. Разве были бы мы
способны к формированию крепких, устойчивых
связей с людьми, разве дорожили бы ими,
если бы возможность разрыва этих связей
не вызывала у нас печали? И насколько
«человечными» были бы мы, если бы не умели
скорбеть о смерти любимого человека или
сопереживать его горю?
Причины
печали.
Уже отмечалось, что любая базовая эмоция имеет под собой естественные основания. Говоря о естественных причинах эмоции, имеются в виду такие причины, которые являются общими для всех людей, независимо от их национальности, культурных и социально-экономических условий жизни, уровня образования. Так, новизна и перемены являются универсальными активаторами эмоции интереса. В определенных обстоятельствах лицо знакомого человека может стать источником радости, и этот фактор радости преодолевает культурные и этнические ограничения. Точно так же эмоция печали имеет свои универсальные активаторы.
Разлука, или отделение, как физическое, так и психологическое, является одним из основных и наиболее распространенных активаторов печали. Вынужденная разлука с семьей или близким другом вызывает у нас печаль, но человек может ощущать одиночество, испытывать печаль, даже находясь в толпе. Психологическая изоляция может принимать самые разные формы, это может быть неспособность к общению, к искреннему выражению своих чувств, неумение завоевать симпатию окружающих. У человека при этом отсутствует чувство принадлежности, он чувствует себя одиноким, покинутым людьми.
Пожалуй, самую глубокую печаль у нас вызывает смерть. Смерть близкого друга или члена семьи — это невосполнимая утрата. Мы теряем человека, с которым были связаны долгими и прочными узами, которому посвятили многие часы своей жизни, с которым делили свои радости и беды. Подобная утрата дружеских, любовных отношений вызывает у нас горе.
Другой универсальной причиной печали является разочарование, особенно когда оно вызвано крушением надежд. Подобно разлуке, разочарование иногда приводит к чувству психологической изоляции, одиночества, утраты. Так, человек чувствует себя одиноким, когда ему долгое время не звонит близкий друг, когда любимый человек забывает поздравить его с днем рождения, не приходит на назначенное свидание или не считает нужным поделиться с ним своей радостью. Хотя в подобных случаях человек испытывает множество эмоций, одной из них непременно будет эмоция печали.
Неудача в достижении поставленной цели также может вызывать у человека печаль. Однако нужно помнить о том, что установки и стремления людей очень различны. Так, например, один студент будет счастлив, получив на экзамене «хорошо» или даже «удовлетворительно», тогда как для другого эти же оценки будут означать провал.
Бек (Beck,
1967), один из выдающийся психиатров, выдвинул
убедительные доводы в пользу когнитивных
механизмов формирования депрессии. Говоря
об эмоциях, в данном случае об эмоции
печали, нужно всегда учитывать, как индивид
воспринимает и оценивает себя, каким
он видит этот мир и свое будущее в нем.
Если ребенок часто оказывается в ситуациях,
с которыми объективно не способен совладать,
если часто переживает неудачи, то в конце
концов он может начать винить в этом самого
себя, может утвердиться в мысли о своей
несостоятельности. В таких случаях большое
значение имеет реакция родителей и старших
детей в семье. Если отец ругает себя за
то, что потерял работу, хотя истинной
причиной его увольнения была общая экономическая
ситуация в стране, то его сын, усвоив это
отношение к неудачам, может винить себя
за любое случившееся с ним несчастье.
Предрасположенность
к печали. Индивидуальные различия.
Как
и в случае с любой другой эмоцией, предрасположенность
к печальным переживаниям индивидуальна
и зависит от двух факторов — биологического
и социального. Нейрофизиологические
исследования выявили отдельные нейронные,
химические и физиологические механизмы,
участвующие в процессе эмоциональной
регуляции (Puig-Antich, 1986). Мы располагаем
также данными, свидетельствующими о том,
что депрессия — психическое расстройство,
в котором ключевую роль играет эмоция
печали, — может иметь наследственную
природу. Но предрасположенность к печали
детерминирована не только биологическими
предпосылками, но и уникальным жизненным
опытом индивида. Есть множество ситуаций,
которыми мы не состоянии управлять и
которые вызывают у нас печаль. Так, вы
можете быть хорошим работником, но вас
могут уволить в связи со сложившейся
экономической ситуацией. Болезнь близкого
человека — еще один пример печальной
ситуации, над которой мы почти не властны.
Как уже говорилось, люди, часто переживавшие
в детстве неудачи, отличаются большей
уязвимостью, большей предрасположенностью
к печали и депрессии.
г)
характеристика эмоции гнева
Гнев — одна из важнейших эмоций. Гнев зачастую воспринимается как нежелательная реакция, и человек, как правило, стремится избежать ее. Наверняка в вашей жизни бывали случаи, когда вы, вспоминая об испытанном гневе, переживали смущение и стыд, особенно если вам не удалось сдержать вспышку гнева перед человеком, которого уважаете и мнением которого дорожите. Вы стыдитесь того, что «потеряли контроль над собой». Гневные слова или другие проявления гнева могут стать причиной временного разлада отношений между людьми. Как уже говорилось, гнев может быть связан с печалью, а гневные чувства, которые человек испытывает по отношению к самому себе, в комбинации с печалью и другими эмоциями могут способствовать развитию депрессии. Гнев также может взаимодействовать с эмоциями вины и страха.
Сдерживая гнев, человек может страдать от того, что не имеет возможности свободно выразить свои чувства или устранить барьеры, препятствующие его стремлению к желанной цели. При определенных обстоятельствах сдерживание гневных проявлений может вызывать патологическое повышение активности вегетативной нервной системы, что выражается в повышении диастолического давления, учащении сердечного ритма и в других физиологических нарушениях. Регулярное повторение ситуаций, вызывающих подобные нарушения в сердечно-сосудистой и других системах организма, может привести к психосоматическим расстройствам.
Но если последствия гнева столь неблагоприятны для человека, то почему мы считаем его одной из важнейших эмоций? Для того чтобы оценить индивидуальное и социальное значение гнева, необходимо подробно рассмотреть характеристики и функции данной эмоции, проанализировать ее взаимосвязь с другими эмоциями, с позывами, с мыслительными процессами и поведением.
В ситуации
фрустрации одновременно с эмоцией гнева
часто активируются такие эмоции, как
отвращение и презрение, и тогда формируется
комплекс эмоций, который мы называем
триадой враждебности. Эта триада негативных
эмоций может активироваться в самых разных
ситуациях, и в крайних случаях приводит
к тому, что жизнь превращается в череду
ссор и перебранок. Человек может испытывать
враждебные чувства к самому себе, к другим
людям или он может быть недоволен ситуацией,
испытывая враждебность к «системе» в
целом. Хотя гнев, отвращение и презрение
очень часто действуют в комбинации, каждая
из этих эмоций имеет свои отличительные
особенности. Для того чтобы контролировать
свои эмоции, мы прежде всего должны уметь
отличить одну эмоцию от другой, уметь
идентифицировать эмоцию и назвать ее.
ПРИЧИНЫ
ГНЕВА.
Чувство физической или психологической несвободы, как правило, вызывает у человека эмоцию гнева. Кампос и Стенберг (Campos, Stenberg, 1981) обнаружили, что ограничение свободы движений рук вызывает у 4-месячных младенцев реакцию гнева. По просьбе экспериментаторов мать придерживала руки ребенка, не позволяя ему шевелить ими. Мимическая реакция, которую демонстрировали 4-месячные младенцы на подобное ограничение свободы, была оценена экспериментаторами как реакция гнева. Семимесячные дети отвечали на него не только гневной мимикой, они уже могли установить его источник, о чем свидетельствовал тот факт, что они направляли взгляд на мать.
Даже при отсутствии систематических исследований в рамках других культур мы можем, по-видимому, утверждать, что ограничение физической свободы является универсальным активатором эмоции гнева. Основанием для этого утверждения может служить тот факт, что практически любое ограничение свободы вызывает у человека гнев. Так, старшие дети и подростки реагируют на вербальные ограничения и запреты, возможно, даже более бурно, чем на физическую несвободу. Мы, взрослые, часто сердимся на всевозможные правила и предписания, в силу которых чувствуем себя скованными рамками условностей. Психологический смысл любого ограничения, как физического, так и вербального, состоит в том, что оно ограничивает свободу деятельности человека, препятствует достижению желанной цели.Препятствия в достижении цели.