Проблема эмоций в общей психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:09, курсовая работа

Описание

Психология эмоций как наука едва достигла своего совершеннолетия. Странно, что эта столь очевидно актуальная тема более века, то есть фактически весь срок существования психологии, оставалась вне основного русла ее развития. Наиболее проницательные исследователи человеческой природы, еще до появления каких-либо научных данных, понимали всю важность эмоций для человеческого самосознания и социальных отношений, и до нас дошли их высказывания о том, что именно эмоций питают творчество и отвагу. Однако до 80-х годов ХХ века психология фактически игнорировала эмоции. Мне могут возразить, что психология в свои первые сто лет развития являла собой парадокс – науку, которая принципиально не обращается к сути тех вещей, которые изучает. Но разве можно всерьез пытаться понять человека и его взаимоотношения с окружающим миром, обходя вниманием эмоции?

Содержание

1. Вступление…………………………………………………………...3
2. Эмоциональное реагирование и его характеристики.........……......5
3. Эмоциогенные ситуации…………………………………………….13
4. Эмоциональный тон ощущений…………………………………….15
5. Эмоция, как реакция на ситуацию или событие…………………...24
6. Свойства эмоций……………………………………………………..30
7. Роль и функции эмоций……………………………………………...34
8. Характеристика эмоций……………………………………………...38
а) эмоции интереса………………………………………………38
б) эмоции радости………………………………………………..41
в) эмоции печали………………………………………………....41
г) эмоции гнева…………………………………………………...44
д) эмоции стыда…………………………………………………..46
9. Патология и эмоции…………………………………………………..48
а) причины эмоциональных расстройств……………………….48
б) эмоционально обусловленные, патологические изменения..52
10. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций………..55
а) эволюционная теория эмоций Ч. Дарвина…………………...55
б) "Ассоциативная" теория В. Вундта…………………………..55
в) Теория У. Кеннона - П. Барда………………………………..56
г) Психоаналитическая теория эмоций…………………………57
11. Заключение…………………………………………………………….59.
12. Список литературы………………

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 368.50 Кб (Скачать документ)

    Итак, для того чтобы понять причины гнева конкретного человека, необходимо рассматривать их во взаимосвязи с его установками и целями. Любое препятствие на пути достижения намеченной цели может вызывать у человека гнев. В таких случаях вынужденная временная приостановка деятельности воспринимается им как препятствие, ограничение, сбой. Если вы обратитесь с посторонним вопросом к человеку, который с головой погружен в решение сложной задачи или лихорадочно пытается выполнить работу к намеченному сроку, вы рискуете навлечь на себя гнев. Разумеется, иногда человек сам ищет возможности отвлечься от работы, но это бывает лишь в тех случаях, когда он не чувствует острой необходимости поскорее завершить начатое дело или когда на первый план выступает потребность в отдыхе. 
 

 д)     характеристика эмоции стыда           

    Эмоция стыда занимает существенное место в человеческих отношениях, но она не так тщательно изучена, как гнев или страх. Скрупулезные исследования отдельных аспектов гнева и страха вызваны очевидной связью этих эмоций с некоторыми видами агрессии и комплексным понятием тревоги. Гнев и страх длительное время привлекали внимание исследователей благодаря их воздействию как на нормальное, так и на патологическое поведение отдельных индивидов и целых групп людей, благодаря социальной и клинической значимости этого влияния. И в то же время стыду, несмотря на столь же тесное взаимодействие с личностью и столь же существенное влияние на общественные отношения, было практически отказано во внимании. Биологические и психологические характеристики стыда. Иногда стыд, смущение и вину рассматривают как различные проявления одной и той же эмоции, иногда — как различные эмоции, не имеющие ничего общего между собой, а иногда — как различные эмоции, имеющие некоторые общие черты.        

     Дарвин (Darwin, 1872) пользовался всеми тремя понятиями; «стыд», «смущение» и «вина». При этом различия между стыдом и смущением он никогда не определял специально и зачастую использовал эти термины как синонимы. Он считал, что стыд принадлежит к большой группе родственных эмоций, в которую кроме него входят смущение, вина, ревность, зависть, жадность, мстительность, лживость, подозрительность, самонадеянность, тщеславие, амбициозность, гордость, униженность. Большинство современных теоретиков эмоций соглашаются с тем, что все эти понятия имеют эмоциональный компонент и эмоциональное содержание, но некоторые возражают против того, что каждое из них есть определенная базовая эмоция со специфическим субстратом.

     Объединяя такие понятия, как стыд, смущение и вина в одну группу — «группу стыда» — Дарвин, как всегда, демонстрирует острую наблюдательность. Робкая, с трудом вступающая в общение женщина, скорее всего, испытает ревность, глядя на мужа, получающего удовольствие от встреч с людьми. Пристыженный или оскорбленный человек может искать мщения. Лживость зачастую скрывает чувство вины. Тщеславие и самомнение могут служить защитой от стыда и застенчивости. Амбициозность и непомерная гордыня нередко развиваются у человека, всеми способами избегающего стыда. Униженность же можно считать прямо связанной со стыдом.

    Дарвин считал, что каждое понятие из «группы стыда» представляет отдельную эмоцию. По существу, он рассматривал перечень этих понятий как перечень «душевных состояний» или «состояний разума». Несмотря на расплывчатость термина «душевное состояние» он лучше, чем термин «эмоция», определяет такие понятия, как

месть,самомнение,гордость,униженность, мы же можем считать его прототипом понятия «аффективно-когнитивная структура».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

9.     Патология и эмоции 

а)      Причины эмоциональных расстройств 

    Во многих случаях причинами эмоциональных расстройств являются различные органические и психические заболевания, о которых будет сказано ниже. Однако эти причины носят индивидуальный характер. Есть, однако, причины, которые касаются целых слоев общества и даже нации. Такими причинами, как отмечают А. Б. Холмогорова и Н. Г. Гаранян (1999), являются специфические психологические факторы (табл. 17.1) и в частности, особые ценности и установки, поощряемые в социуме и культивируемые во многих семьях. Становясь достоянием индивидуального сознания, они создают психологическую предрасположенность к эмоциональным расстройствам, в том числе к переживанию отрицательных эмоций и депрессивным и тревожным состояниям.

   Холмогорова и Гаранян приводят в своей статье многочисленные факты, подтверждающие это. Кросскультурные исследования депрессии показали, что число депрессивных нарушений выше в тех культурах, где особо значимы индивидуальные достижения и успехи и соответствие самым высоким стандартам и образцам (Eaton, Weil, 1955а, б; Parker, 1962; Ким, 1997). Особенно это характерно для США, где депрессия стала бичом американского общества, пропагандирующего культ успеха и благополучия. Недаром лозунгом американской семьи является «Быть на одном уровне с Джонсами».

    По данным Комитета по психическому здоровью США, каждый десятый житель этой страны страдает или страдал тревожным расстройством в виде генерализованного тревожного расстройства, агарофобии, приступов паники или социальной фобии. Не менее 30 % людей, обращающихся за помощью к терапевтам, кардиологам, невропатологам и другим специалистам, страдают соматоморфными расстройствами, т. е. психическими расстройствами, замаскированными соматическими жалобами, не имеющими достаточной физической основы. У этих больных, как правило, значительно повышены показатели по шкалам депрессии и тревоги, но они их не осознают. 
 

    Многофакторная модель эмоциональных расстройств: 

Уровень исследования.

Объекты исследования. 
 

   Эмоциональные расстройства: 

депрессивные

тревожные 

   Социальные ценности и стереотипы, способствующие росту отрицательных эмоций и затрудняющие их переработку: 

Культ успеха и достижения. 

Культ силы и  конкурентность. 

Культ рацио  и сдержанность. 
 

   Семейный. 

   Особенности семейной системы, способствующие индуцированию, фиксации и трудностям переработки отрицательных эмоций: 
 

Закрытые семейные системы с симбиотическими связями. 

Высокие родительские требования и  ожидания, высокий уровень критики. 

Недоверие к  другим людям (вне семьи), изоляция, сверхконтроль. 

Игнорирование эмоций семейных отношений, запрет на их проявление. 
 

    Межличностный. 

Трудности в  построении близких отношений с  людьми и получении эмоциональной  поддержки. 

Высокие требования и ожидания от других людей. 

Негативные ожидания от других людей. 

Трудности самовыражения  и понимания других. 
 

    

Личностный. 

Личностные установки, способствующие негативному восприятию жизни, себя, других и затрудняющие самопонимание. 

Перфекционизм. 

Скрытая враждебность. 

«Жизнь во сне» (алекситимия). 
 

    Когнитивный. 

Когнитивные процессы, стимулирующие отрицательные эмоции и затрудняющие самопонимание. 

Депрессивная триада. 

Тревожная триада. 

«Чувствовать  опасность». 

Абсолютизация. 

Преувеличение. 

Отрицание. 

Негативное селектирование, поляризация, сверхобобщеиие 

и т. д. 

Операторное мышление. 
 

    Поведенческий и симптоматический. 

Тяжелые эмоциональные  состояния, неприятные физические ощущения и боли, социальная дезадаптация. 

 Пассивность,  тоска и недовольство собой,  чувство разочарованности в других. 

Поведение избегания, ощущение беспомощности, тревога, страх критического отношения к себе. 

Эмоции суммируются, переживаются на физиологическом уровне без психологических жалоб. 

 

    Еще К. Хорни (1936), создав социокультурную теорию неврозов, обратила внимание на ту социальную почву, которая способствует росту тревожных расстройств. Это глобальное противоречие между христианскими ценностями, проповедующими любовь и партнерские равные отношения, и реально существующей жесткой конкуренцией и культом силы. Результатом ценностного конфликта становятся вытеснение собственной агрессивности и перенос ее на других людей (враждебен и агрессивен не я, а те, кто меня окружают). Подавление собственной враждебности ведет, по мнению Хорни, к резкому росту тревоги из-за восприятия окружающего мира как опасного и себя как неспособного противостоять этой опасности вследствие запрета общества на агрессию, т. е. на активное противодействие опасности. Этому способствует и культ силы и рационализма, ведущий к запрету на переживание и выражение негативных эмоций. В результате происходит их постоянное накопление и психика работает по принципу «парового котла без клапана».

    А. Б. Холмогорова и Н. Г. Гаранян с помощью разработанного ими опросника выясняли наличие установок на запрет четырех базовых эмоций у здоровых и больных мужчин и женщин. Полученные данные приведены в таблице.

    Данные, приведенные в таблице, свидетельствуют, что больные отличаются по уровню запрета на различные эмоции. У первых запрет на отрицательные эмоции выражен больше. Установки на запрет эмоций в норме и патологии, % 

Эмоция  Печаль Гнев  Страх Радость
 

Группа 

здоровые 

больные 

женщины 

мужчины 

женщины 

мужчины

  
 
 
 
 
 

54 

62 

67 

87,5

 
 
 
 
 
 
 
74 

57 

88 

75

 
 
 
 
 
 
 
40 

60 

82 

71

 
 
 
 
 
 
 
44 

48 

71 

37,5 

 

    В то же время видны культуралъные различия при сравнении данных мужчин и женщин. У мужчин выше запрет на страх (образ мужественного человека), а у женщин — на гнев (образ мягкой женщины). 

   Как отмечают Холмогорова и Гаранян, «культ рационального отношения к жизни, негативная установка по отношению к эмоциям как явлению внутренней жизни человека находят выражение в современном эталоне супермена — непрошибаемого и как бы лишенного эмоций человека. В лучшем случае эмоции сбрасываются как в помойную яму на концертах панк-рока и дискотеках. Запрет на эмоции ведет к вытеснению их из сознания, а расплата за это — невозможность их психологической переработки и разрастание физиологического компонента в виде болей и неприятных ощущений различной локализации» (1999, с. 64). 
 

б)  эмоционально обусловленные патологические изменения  психического и физического здоровья. 

Информация о работе Проблема эмоций в общей психологии