Проблема одиночества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:49, курсовая работа

Описание

Цель исследования: исследование особенностей переживания одиночества в юношеском и зрелом возрасте.

Содержание

Введение
Глава I. Психологическая феноменология одиночества
1.1 Понятие феномена одиночества
1.2 Психологическая характеристика одинокой личности
1.3 Теория одиночества
1.4 Типология одиночества
Глава II. Факторы одиночества
2.1 Формирование самосознания в юношеском возрасте
2.2 Общение и обособление в ранней юности
2.3 Самооценка как фактор одиночества
2.4 Роль раннего возраста в одиночестве взрослых
Глава III. Способы преодоления одиночества. Экспериментальная часть
3.1 Описание процедуры психологического исследования
3.2 Сравнительный анализ факторов одиночества юношества и зрелости
3.3 Способы преодоления одиночества
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая 2.doc

— 306.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

Глава II. Причины возникновения одиночества

2.1 Формирование самосознания в юношеском возрасте

В юношеском возрасте люди пытаются как-то систематизировать представления о своем одиночестве, а не просто представить перечень возможных его причин. Подобным же образом и одинокие люди пытаются систематизировать собственные объяснения их неудовлетворительной социальной жизни.

Юношеский возраст - этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных  решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными.

Важнейший психологический процесс юношеского возраста - становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я». Становление самосознания происходит по нескольким направлениям:

1. Открытие своего внутреннего мира, юноша начинает воспринимать свои эмоции не как производные от внешних событий, а как состояние своего «Я», появляется и чувство одиночества.

2. Появляется осознание необратимости времени, понимание конечности своего существования. Именно понимание неизбежности смерти заставляет человека всерьез задуматься о смысле жизни, о своих перспективах, о своем будущем, о своих целях. Постепенно, из мечты, все возможно, и идеала, как абстрактного, но часто недосягаемого образца, начинают вырисовываться несколько более или менее реалистичных планов деятельности, между которыми предстоит выбрать. Жизненный план охватывает всю сферу личного самоопределения: моральный облик, стиль жизни, уровень притязаний, выбор профессии и своего места в жизни. Осознание своих целей, жизненных устремлений, выработка жизненного плана - важный элемент самосознания.

3. Формируется целостное представление о самом себе, отношение к себе, причем вначале осознаются и оцениваются человеком особенности своего тела, внешности, привлекательности, а затем уже морально-психологические, интеллектуальные, волевые свои качества. Юношеские самооценки часто бывают, противоречивы («Я в своем представлении гений + ничтожество»). На основе анализа достигнутых результатов в разных видах деятельности, самоанализа своих качеств и способностей у юноши формируется самоуважение - обобщенное отношение к себе.

4. Происходит осознание и формируется отношение к зарождающейся сексуальной чувственности. Юношеская сексуальность отличается от сексуальности взрослого человека. Если зрелая половая любовь взрослых представляет собой гармоническое единство чувственно-сексуального влечения и потребности в глубоком духовном общении и взаимопонимании любящих людей, то в юности эти два влечения созревают не одновременно, и к тому же по-разному у девушек и юношей. Хотя девушки раньше созревают физиологически, у них на первых порах потребность в нежности, ласке, эмоциональном тепле и понимании выражена сильнее, чем в физической близости. У юношей, наоборот, в большинстве случаев раньше появляется чувственно-сексуальное влечение к физической близости, и значительно позднее возникает потребность в духовной близости, взаимопонимании. Потребность в душеном понимании и сексуальные желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разные объекты. По образному выражению одного ученого - сексолога, «юноша не любит женщину, к которой его сексуально - физиологически влечет, и его не влечет сексуально к девушке, которую он любит, у него целомудренное отношение к девушке, вызывающей у него нежные чувства». Данные различия в формировании личности юношей и девушек влекут за собой некоторые последствия. Часто девушек интересуют юноши старшего возраста. И это вполне объяснимо. Как уже было сказано, девушки взрослеют морально и физически раньше юношей, поэтому чтобы получить нужное им внимание они находят его среди молодых парней. Часто это вызывает чувство неполноценности и комплекса у юношей.

2.2 Общение  и обособление в ранней юности

Несмотря на распространенность мнения о том, что одиночество чаще всего испытывают люди пожилого возраста, многие психологи (И.С. Кон, И.В. Дубровина, С.В. Кривцова и др.) считают это переживание возрастным новообразованием - специфическим свойством, появляющимся впервые в подростковом возрасте в результате развития познавательной и эмоциональной сферы личности и перехода подростка на новый уровень самосознания. Причем большинство авторов подчеркивают двойственность характера переживания одиночества и его влияния на подростка: с одной стороны, оно обогащает внутренний мир, позволяя почувствовать уникальность своего существования, с другой - может привести к поведенческим отклонениям, депрессии и суициду.

Характеризуя одиночество, как психологическое состояние, следует сказать о том, что прежде всего оно связано с осознанием и переживанием человеком своей обособленности и отделенности от других людей. Болезненным переживание одиночества становится в том случае, если человек начинает воспринимать свою отделенность от других как отсутствие связей с людьми и миром, недостаток общения, внимания, любви, человеческого тепла. Подростки, переживающие такое одиночество, чувствуют себя оторванными от окружающих, испытывая при этом грусть, печаль, обиду, а иногда и страх. Как правило, они не удовлетворены своим общением со сверстниками, считают, что у них мало друзей или нет верного друга, любимого человека, который смог бы понять и при необходимости помочь. Причем такие подростки не всегда сами активно ищут друзей или стремятся к общению. Часто они, наоборот, всячески избегают его, несмотря на наличие острой внутренней потребности в общении.

От того, как складывается общение подростка с ровесниками, зависит очень многое в его  будущей судьбе. В таком общении  формируется личность подростка, отрабатываются модели поведения, идет поиск своего места в социальной общности (пусть ограниченной пока рамками класса или дворовой компании).

Часто у родителей  возникает ощущение, что далеко не все у ребенка идет хорошо, и  у них растет желание вмешаться  и помочь. В то же время они осознают, что вмешательство может и навредить, что ребенок должен сам решать свои проблемы. Когда ребенка физически или морально унижают при явном неравенстве сил, тогда вмешательство взрослого ни в коем случае не должно ограничиваться «трепкой» обидчикам. Этим можно лишь добиться того, чтобы по отношению к ребенку прекратились недопустимые действия, но нельзя заставить сверстников принять и полюбить его. При этом ребенку впредь не будет комфортно в коллективе. Отсюда начинается развитие чувства одиночества.

Что же становится причиной отвержения? Исследования психологов выявили характерные особенности  про «жертв». Это, во-первых, неадекватность защитных реакций на обиды; во-вторых, повышенная чувствительность детей  к тому, как к ним относятся окружающие; и, в-третьих, некоторые физические особенности и личностные черты. Подобные особенности поведения делают этих людей мишенями для насмешек, «козлами отпущения», что в свою очередь усугубляет обособление личности.

Одна из главных тенденций  переходного возраста - переориентация общения с родителями, учителями и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению. Такая переориентация может происходить медленно и постепенно или скачкообразно и бурно, она по-разному выражена в разных сферах деятельности, в которых престиж старших и ровесников.

Потребность в общении  со сверстниками, которых не могут  заменить родители, возникает у детей  очень рано и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же подростков по самой сути своей является коллективно- групповым.

Во-первых, общение со сверстниками очень важный специфический  канал информации; по нему подростки  и юноши узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Например, подавляющую часть информации по вопросам пола подросток получает от сверстников, поэтому их отсутствие может задержать его психосексуальное развитие и придать ему нездоровый характер.

Во-вторых, это специфический  вид межличностных отношений. Групповая  игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального  взаимодействия, умение подчиняться  коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой.

В-третьих, это специфический вид  эмоционального контакта. Сознание групповой  принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей, имеет для самоуважения подростка решающее значение.

Психология общения в подростковом и юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления (приватизации) и аффилиации, т.е. потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность.

Обособление чаще всего проявляется  в эмансипации от контроля старших. Однако действует и в отношениях со сверстниками.

Усиливается потребность не только в социальной, но и в пространственной, территориальной автономии, неприкосновенности своего личного пространства.

В переходном возрасте меняются представления  о содержании таких понятий, как  «одиночество», «уединение». Дети обычно трактуют их как некое физическое состояние («нет никого вокруг»), подростки  же наполняют эти слова психологическим  смыслом, приписывая им не только отрицательную, но и положительную ценность.

Помимо потребности в общении  со сверстниками, другой чрезвычайно  важной для личностного развития потребностью в подростковом возрасте становится потребность в уединении. Поскольку только наедине с самим собой подросток может осмыслить происходящие с ним изменения, оценить себя и свои отношения, определить линию своего поведения и свою позицию. Однако, по мнению ряда отечественных и зарубежных ученых (А.В. Мудрик, Дж.Р. Олди и др.), доминирование потребности в уединении является тревожным признаком. Постоянное желание подростка быть одному, избегание общения и контактов со сверстниками могут служить сигналом о том, что не все так в его взаимоотношениях с людьми, а возможно, и в его внутреннем мире.

Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными трудностями  становления личности порождает  у подростков неутомимую жажду общения  и группирования со сверстниками, в обществе которых они находят  или надеются найти то, в чем  им отказывают взрослые: спонтанность, эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значительности.

Типичная черта подростковых и  юношеских групп - чрезвычайно высокая  конформность. Яростно отстаивая  свою независимость от старших, подростки  зачастую абсолютно некритически относятся к мнениям собственной группы и ее лидеров. Неокрепшее, диффузное «Я» нуждается в сильном «Мы», которое, в свою очередь, утверждается в противоположность каким-то «Они». Причем все это должно быть грубо и зримо.

Страстное желание быть «как все» (а «все» - это исключительно «свои») распространяется и на одежду, и на эстетические вкусы, и на стиль поведения. Такое противоречие, когда индивидуальность утверждается через единообразие, может тревожить юношей. «Я» часто думаю, чем же мы «свои», что у нас общего? Мы отличаемся от других своей манерой одеваться, то есть, не похожи на «других». Но при этом как две капли воды похожи друг на друга. Одни и те же диски слушаем, одинаковыми словами выражаем свой восторг или неприязнь, одни и те же слова говорим противоположному полу...

Тем не менее, это единообразие тщательно  поддерживается, и тому, кто рискует  бросить ему вызов, приходится выдерживать  нелегкую борьбу. Чем примитивнее  сообщество, тем нетерпимее оно к  индивидуальным различиям, инакомыслию и вообще непохожести.

Следует отметить, что коммуникативные  черты и стиль общения юношей и девушек не совсем одинаковы.

На первый взгляд мальчики во всех возрастах общительнее девочек. С самого раннего возраста они  активнее девочек вступают в контакты с другими детьми, затевают совместные игры и т.д. Чувство принадлежности к группе сверстников и общение с ними для мужчин всех возрастов значительно важнее, чем для женщин.

Однако различия между полами в  уровне общительности не столько  количественные, сколько качественные. Хотя возня и силовые игры приносят мальчикам громадное эмоциональное удовлетворение, в них обычно присутствует дух соревнования, нередко игра переходит в драку. Содержание совместной деятельности и собственный успех в ней значат для мальчиков больше, чем наличие индивидуальной симпатии к другим участникам игры. Мальчик выбирает, прежде всего, интересную игру, в которой он может проявить себя; ради этого он вступает в контакт, даже если партнеры ему не особенно нравятся. Мужское общество, как и весь стиль жизни, скорее предметны и инструментальны, чем экспрессивны.

Общение девочек выглядит более пассивным, зато более дружественным  и избирательным. Судя по данным психологических  исследований, мальчики сначала вступают в контакт друг с другом и лишь потом, в ходе игрового или делового взаимодействия, у них складывается положительная установка, появляется духовная тяга друг к другу. Девочки, наоборот, вступают в контакт главным образом с теми, кто им нравится, содержание совместной деятельности для них сравнительно второстепенно.

С раннего возраста мальчики тяготеют к более к экстенсивному, а девочки - к интенсивному общению; мальчики чаще играют большими группами, а девочки - по двое или по трое.

Стиль общения тесно связан с необходимостью поддерживать принятый культурой нормативный канон маскулинности или фемининности. Мужской стиль, традиционно ориентированный на поддержание статуса обязывает скрывать свои слабости и подчеркивать достижения и высокие притязания.

Женский стиль рассчитан  на уменьшение социального расстояния и установление психологической  близости с другими. Такая нормативная  установка заставляет мужчин скрывать такие свои черты и проблемы, которые  выглядят фемининными (например, застенчивость), что уменьшает степень их общего самораскрытия.

Информация о работе Проблема одиночества