Проблема одиночества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:49, курсовая работа

Описание

Цель исследования: исследование особенностей переживания одиночества в юношеском и зрелом возрасте.

Содержание

Введение
Глава I. Психологическая феноменология одиночества
1.1 Понятие феномена одиночества
1.2 Психологическая характеристика одинокой личности
1.3 Теория одиночества
1.4 Типология одиночества
Глава II. Факторы одиночества
2.1 Формирование самосознания в юношеском возрасте
2.2 Общение и обособление в ранней юности
2.3 Самооценка как фактор одиночества
2.4 Роль раннего возраста в одиночестве взрослых
Глава III. Способы преодоления одиночества. Экспериментальная часть
3.1 Описание процедуры психологического исследования
3.2 Сравнительный анализ факторов одиночества юношества и зрелости
3.3 Способы преодоления одиночества
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая 2.doc

— 306.50 Кб (Скачать документ)

Чтобы облегчить свои коммуникативные трудности, подростки  и юноши используют целый ряд  специфических хитростей, стратегических приемов. Понятие стратегического  взаимодействия введено в науку  известным американским социологом Эрвином Гофманом для обозначения ситуаций, в которых партнеры по общению улавливают, скрывают или открывают друг другу какую-то информацию о себе не прямо, а косвенно, с помощью специальных приемов и ухищрений. Совместив эти идеи с теорией Пиаже, Дэвид Элкинд отметил в общении подростков ряд особенностей.

Во-первых, будучи постоянно  озабочены собой и предполагая, что другие разделяют эту их озабоченность, подростки и юноши обычно действуют  в расчете на некую «воображаемую  аудиторию» (одно из следствий этого - застенчивость).

Во-вторых, преувеличивая  свою уникальность и особенность, подростки  часто создают себе «личный мир», вымышленную биографию, поддержание  которой требует постоянных усилий. Поэтому подростковое общение часто  является напряженным, неестественным, имеет двойной план.

Чтобы преодолеть неуверенность  в себе, подростки специально отрабатывают технику того, как «срезать», «отбрить»  собеседника, проверяя ее на людях, к  которым не питают никакого зла и  которые ничем не провоцируют  подобное поведение. Совершение запрещенных действий, начиная с прогуливания уроков и кончая выпивкой и приемом наркотиков, также имеет свой второй план, рассчитанный на воображаемую аудиторию.

2.3 Факторы одиночества

Психологи выделяют несколько  групп факторов, способствующих возникновению одиночества в подростковом возрасте.

Первая группа. Это некоторые особенности данного возрастного периода. Прежде всего, развитие рефлексии, которое порождает потребность подростка познать себя на уровне собственных требований к самому себе. В то же время подростку трудно реализовать эту потребность из-за недостаточного развития навыков самонаблюдения и самоанализа. Поэтому часто у подростков возникает чувство неуверенности, в том числе и в том, что они соответствуют избранному идеалу или общепринятой норме. Невозможность принять себя приводит подростков к выводу, что вряд ли кто-либо еще сможет понять и оценить всю глубину внутреннего мира. Переход на новый уровень самосознания позволяет осознать себя как уникальную личность, отличную от окружающих людей. А переживание собственной непохожести на других в сочетании с уверенностью в том, что другие не смогут понять и оценить их уникальность, и порождает одиночество подростка.

Происходящая в подростковом возрасте переориентация общения с родителей и значимых взрослых на ровесников делает проблему взаимоотношений со сверстниками весьма животрепещущей, а иногда и очень болезненной для подростков, так как именно в этом возрасте резко увеличивается число ребят, жалующихся на нехватку опыта и навыков общения.

Недостаток таких навыков  и плохо развитые способности  к самораскрытию и эмпатии  мешают подростку удовлетворить  в процессе общения потребности  в признании, эмоциональном отклике  и понимании, что и приводит к  переживанию одиночества. Кроме того, в подростковом возрасте обостряется потребность занять позицию какой-либо социальной группы. Отсутствие людей, разделяющих интересы и увлечения подростка, также ведет к переживанию обособленности.

Играют свою роль в  возникновении одиночества в  подростковом возрасте и типичные для этого периода возрастные кризисы: кризис идентичности и самооценки. Первый проявляется в том, что подростку сложно уравновесить два противоположных на первый взгляд фактора формирование идентичности - идентификацию (отождествление) и обособление. В случае если идентификация преобладает над обособлением, происходит потеря своего «я», что сопровождается переживанием собственной никчемности и потерей самоуважения, (а если происходит отождествление с отрицательными героями, то и уважения окружающих). Если же преобладает механизм обособления, то происходит чрезмерное отделение от окружающих, отказ от построения близких отношений и общения. Кризис самооценки, проявляющийся в ее неустойчивости, повышенной критичности подростков по отношению к себе и частом переживании недовольства собой, лежит в основе того, что подростки приписывают себе различные недостатки и отрицательные качества, а также проецируют на других подобное негативное отношение к себе. Из-за этого повышается уровень агрессивности и тревожности, возрастает чувствительность к критике и неудачам, особенно в сфере общения.

Другую группу факторов составляют личностные особенности подростка: застенчивость, заниженная самооценка, завышенные требования к себе или другим, нереалистичные ожидания и представления о любви, дружбе и общении и т.п.

Имея неадекватную самооценку, одинокие люди или пренебрегают тем, как их воспринимают и оценивают  окружающие, или непременно стараются  им понравиться. Одиноких людей особенно волнуют проблемы, связанные с личной общительностью включая знакомства, представления другим людям, соучастие в разных делах, рискованность и открытость в общении.

Одинокие люди в большей  степени считают себя менее компетентными, чем неодинокие, и склонны объяснять  свои неудачи в установлении межличностных контактов недостатком способностей. Многие задачи, связанные с установлением интимных отношений, вызывают у них повышенную тревожность, снижают межличностную активность. Одинокие люди менее изобретательны в поисках способов решения проблем, возникающих в ситуациях межличностного общения.

Самооценка зависит  от степени достижения целей, тогда  любая неудача должна повредить  нашей самооценке. Однако в действительности влияние неудачи на самооценку опосредованно  личным объяснением причины этой неудачи.

То, что мы думаем о  себе, оказывает глубокое влияние  на всю нашу жизнь. Люди, осознающие собственную значимость, как правило, распространяют вокруг себя ореол удовлетворенности. Они менее зависимы от поддержки  и одобрения окружающих, поскольку научились сами себя стимулировать. Такие люди своей предприимчивостью и инициативой заставляют вращаться социальный механизм, и, соответственно, им достается львиная доля, предоставляемых обществом благ.

Люди с высокой самооценкой  не огорчаются, когда их критикуют, и не опасаются быть отвергнутыми. Они скорее готовы поблагодарить за «конструктивный совет». Получив отказ, они не воспринимают его как унижение своей персоны. Причины его они рассматривают иначе: следовало приложить больше усилий, не идти напролом; просьба была чрезмерна или, наоборот, несущественная; время и место были выбраны неудачно; человек, давший отказ, сам страдает от каких-либо проблем и потому нуждается в понимании. В любом случае причины отказа - не в них, а вне их; эти причины следует проанализировать, чтобы перегруппировать силы и предпринять новое наступление более надежными средствами. Таким людям легко быть оптимистами: они чаще добиваются своего, чем проигрывают.

Одинокие люди нередко  видят в самих себе причину своего одиночества, приписывая его недостаткам характера, отсутствию способностей, личной непривлекательности в большей степени, чем факторам, подвластным сознательному волевому контролю: недостаток собственных усилий, прилагаемых для налаживания контактов, неэффективность применяемых для этого средств и пр. Каузальная атрибуция таких людей характеризуется внутренним локусом контроля и сопровождается ссылкой на такие собственные отрицательные индивидуальные качества, как стеснительность, боязнь получить отказ в попытке установить с кем-то интимные отношения, недостаток знаний о том, как следует вести себя в подобных ситуациях, чтобы укрепить межличностные связи.

Предпочитаемый способ реагирования человека на одиночество - депрессия или агрессия - зависит  от того, как человек объясняет свое собственное одиночество. При внутреннем локусе контроля чаще возникает депрессия, а при внешнем - агрессия.

Одинокие люди часто  чувствуют себя никчемными, некомпетентными, нелюбимыми, и усилению этих самоуничижительных чувств способствует повышенная самокритичность.

Связь, существующая между  низкой самооценкой и одиночеством, объясняется двояким образом. Во-первых, ссылками на то, что низкая самооценка порождает внутреннее самоотчуждение человека; во-вторых, исходя из предположения, что низкая самооценка сопровождается системой таких установок и поведенческих тенденций, которые сами по себе существенно затрудняют межличностное общение.

Индивиды, невысоко оценивающие  себя, ожидают, что и другие так  же к ним относятся. Такие люди острее многих других реагируют на предложения и отказы в установлении личных контактов с окружающими. Вместе с тем люди с низкой самооценкой особенно отзывчивы к обращениям и просьбам со стороны, реагируя повышенно враждебно на тех, кто лично их отвергает. Эти люди чрезмерно чувствительны к критике и рассматривают ее как подтверждение собственной неполноценности. Они же, как выяснилось, с трудом воспринимают комплименты в свой адрес, более неуверенно ведут себя в общении и повышенно осторожны.

В целом же низкая самооценка порождает взаимосвязанный комплекс психологически неблагоприятных факторов, препятствующих установлению хороших личных взаимоотношений с окружающими людьми: самоуничижительное сознание и поведение, ощущение собственной некомпетентности и многое другое.

Выделяются и социальные факторы, приводящие к одиночеству: неприятие подростка группой сверстников (социальное отторжение), разрыв дружеских отношений или отсутствие круга общения и близких друзей, что может быть следствием, как личностных особенностей подростка, так и результатов влияния ситуативных причин: переезда на новое место жительства, смены школы, потери близкого друга и т.п.

Одним из факторов, способствующих одиночеству, является нежелание человека оказаться в такой ситуации межличностного общения, при которой он подвергается риску получить отказ в установлении нужных для него взаимоотношений, почувствовать смущение и разочарование. Враждебность и пассивность, как возможные причины и одновременно следствия одиночества, часто сопровождают его. Из-за боязни отрицательных результатов проявления инициативы в установлении межличностных контактов человеку становится все труднее преодолевать одиночество, и страх, порожденный прежним неудачным опытом, способствует созданию обстановки, которая еще более усиливает чувство одиночества.

В отдельные группу можно  вынести факторы, связанные с семьей подростка, в том числе с типом семейного воспитания. Дисгармоничные взаимоотношения в семье (частые конфликты, низкая культура общения, отсутствие уважения и доверия между членами семьи, физическое насилие) формируют представления о межличностных отношениях как непредсказуемых и опасных, которых лучше избегать. Отсутствие эмоциональной близости между ребенком и родителями (эмоциональное отвержение), недостаток родительского внимания и заботы о ребенке (гипоопека) не дают положительного опыта общения и мешают нормальному развитию коммуникативных навыков. Чрезмерные требования и контроль, отсутствие позитивного отношения к ребенку и признания его ценности как личности, недостаток эмоционального, физического и духовного контакта с родителями и значимыми взрослыми способствуют возникновению у ребенка восприятия себя как ненужного, «плохого» и недостойного любви и формируют у него представление о себе как неспособном и никчемном человеке. В этом случае подросток не верит ни в себя, ни в других, ни в то, что кому-то он может быть нужен и интересен как личность. Замыкаясь в себе, такой подросток все больше уходит в свое одиночество. Вместе с тем чрезмерная забота и повышенное внимание (гиперопека), характерные для воспитания ребенка по типу «кумир семьи», способствуют развитию эгоцентризма, высокой требовательности к окружающим в сочетании с низким контролем собственного поведения. Как правило, подросток, имеющий такие черты характера, отвергается сверстниками.

Следует также отметить, что влияние одиночества на подростка  зависит и от длительности переживания. Наиболее тяжкие последствия для  подростков имеет хроническое одиночество, именно оно может привести к эмоциональным и поведенческим отклонениям.

2.4 Роль раннего  возраста в одиночестве взрослых

Длительный опыт одиночества  со своей стороны может отрицательно влиять на самооценку, делая ее более  уязвимой. Последствие одиночества  для самооценки личности ещё больше усугубляются, если одиночество связывается с личностными характеристиками и недостатками. Если одиночество наступает в результате утраты значимых взаимосвязей - при разводе или вдовстве, - у индивида формируется новое самовосприятие - новое «социальное «Я», замещающее прежнее, утраченное.

Вдовство, развод или  разрыв личных отношений - наиболее распространенные социальные причины, ведущие к одиночеству. В подобных случаях оно зарождается  вследствие внезапно возникающей полной или частичной эмоционально-психологической изоляции человека от людей, составляющих его привычный круг общения.

Не иметь любимого, друзей или семьи - значит потерпеть  неудачу, по мнению общества, а зачастую и по своему собственному мнению. Отсутствие социальных взаимосвязей - не только личное несчастье, но и социальная проблема. В соответствии со стереотипами люди, живущие обособленно, - это «одинокие неудачники», холодные, недружелюбные и непривлекательные. Человеку всегда неловко быть единственным «одиночкой» на вечеринке, где все парами, обедать одному в ресторане или пойти в кино в одиночку. В любой общинной культуре недостаток друзей или партнера считается социальной неудачей. Менее очевидно, но не менее важно и то, что наличие неудовлетворительных взаимоотношений - неудачный брак или неестественная дружба - также может рассматриваться как социальная неудача.

Социальные проблемы взрослого человека - это не что  иное, как последствия проблем  в подростковом возрасте. Потеря одного из родителей, в результате развода, что потом часто влечет за собой «повторение истории» или недостаток эмоционально близких доверительных отношений, родительской поддержки в детстве, плохое обращение с ребенком при воспитании (возможно даже избиение), недостаточное уделение времени при воспитании (обращение к услугам няни), могут сделать индивида более чувствительным к одиночеству в зрелом возрасте.

Восприятие мира человеком  формируется с самого первого  контакта с внешним миром (появление  на свет). С первого прикосновения  матери закладывается отношение  к миру, которое потом играет главную роль общения человека с обществом. От всех вышеперечисленных факторов зависит возникновение чувства одиночества и обособленности в общении. Чтобы предотвратить подобные последствия, необходимо осознавать, как важна роль раннего возраста в жизни человека. Очень часто родители внушают ребенку, что «он не такой как все, он лучше», вследствие чего следует трещина в общении со сверстниками. Родители должны осознавать, как важно заложить ребенку, насколько необходимым является общение со сверстниками. Обособление в раннем возрасте влечет обособление во взрослом возрасте. Эмоциональная рана, полученная в детстве, превращается в характерологическую личностную ранимость взрослого и сохраняется в течение длительного времени, иногда всю жизнь, заставляя таких людей острее, чем другие, реагировать на разлуку и социальную изолированность.

Информация о работе Проблема одиночества