Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:49, курсовая работа
Цель исследования: исследование особенностей переживания одиночества в юношеском и зрелом возрасте.
Введение
Глава I. Психологическая феноменология одиночества
1.1 Понятие феномена одиночества
1.2 Психологическая характеристика одинокой личности
1.3 Теория одиночества
1.4 Типология одиночества
Глава II. Факторы одиночества
2.1 Формирование самосознания в юношеском возрасте
2.2 Общение и обособление в ранней юности
2.3 Самооценка как фактор одиночества
2.4 Роль раннего возраста в одиночестве взрослых
Глава III. Способы преодоления одиночества. Экспериментальная часть
3.1 Описание процедуры психологического исследования
3.2 Сравнительный анализ факторов одиночества юношества и зрелости
3.3 Способы преодоления одиночества
Заключение
Список литературы
Таким образом, психологическая поддержка помогает разделить переживания старшеклассников и путем совместной деятельности трансформировать одиночество из ощущения собственной никчемности в позитивное переживание своей уникальности.
Разделить одиночество означает: выслушать человека, когда он захочет рассказать о своей боли; понять и принять его чувства;
Преобразовать в позитивное переживание, значит, быть готовым изменить ситуацию, проанализировав ее и начать налаживать отношения с окружающими, рассмотрев альтернативные возможности, как, например, повышение своей коммуникативной компетентности, изменение своего поведения и отношение к себе и людям, развитие рефлексии и навыков общения. При выявлении возможных способов борьбы человека с собственным одиночеством наше исследование показало, что:
- около 20% испытуемых
пытаются анализировать
- 22% находятся в растерянности,
«пытаются переждать» этот
- 4% - не хотят бороться с возникшим чувством, оно их устраивает. Это пассивно и устойчиво одинокие люди (вдовы, безработные). Чувствуя себя глубоко одинокими, они не считают себя покинутыми и не винят других в своем положении;
Способы преодоления одиночества, предлагаемые старшеклассниками и взрослыми:
1. Отвлечение при помощи умственной деятельности (просмотр ТВ, книги, прослушивание музыки).
2. Занятие напряженной работой, чтобы преуспеть в какой-либо деятельности.
3. Выполнение домашних дел.
4. Занятие спортом,
творчеством и т.п. с целью
избавления от негативных эмоци
5. Шопинг с целью изменения собственного имиджа.
6. Поиск новых способов знакомства (дискотека, вечеринки, различные клубы, интернет).
7. Анализ причин своего одиночества.
8. Прогулка на свежем воздухе, выезд на природу.
9. Обращение к психологу или психотерапевту для разрешения проблем.
На основе ответов испытуемых можно сделать вывод, что независимо от возраста люди, страдающие от одиночества, применяют самые различные способы, чтобы улучшить свою социальную жизнь.
Заключение
Проблема одиночества всегда волновала человечество, занимая умы ученых, писателей, философов. В последнее время этой проблеме посвящаются все новые и новые работы, исследующие сущность одиночества, причины его возникновения, характерные проявления и влияние на разные категории людей в разные периоды жизни.
Однако в настоящее
время не существует единого мнения
о том, что же такое одиночество:
беда или счастье, норма или патология.
Различные философские течения
и психологические школы
Для одних одиночество - результат осознания человека оторванности и конечности его существования, сопровождающееся отчаянием и потерей надежды, для других - активное творческое состояние, благоприятная возможность общения с самим собой и источник силы.
Однако общим в различных психологических и философских подходах является понимание одиночества как состояния человека, сознающего факт своей отстраненности и отчужденности от мира других людей. Отчужденность человека от других людей может быть следствием и реального отсутствия круга общения и значимых связей, и восприятия человеком своих социальных контактов как неудовлетворительных.
В нашей работе мы придерживались определения одиночества как эмоционального состояния, вызванного осознанием того, что общение и социальные контакты не приносят удовлетворения.
В общественном сознании одиночество обычно связывается со зрелостью и пожилым возрастом. Однако есть исследования, доказывающие, что наиболее остро эта проблема стоит в юности, а впервые одиночество осознается человеком в подростковом возрасте. Это связано, прежде всего, с развитием рефлексии в этом возрасте и переходом на новый уровень самосознания, с усилением потребностей в самопознании, принятии и признании, в общении и обособлении, с кризисом самооценки.
К тому же переориентация общения с родителей и значимых взрослых на ровесников делает проблему взаимоотношений с последними весьма животрепещущей, а иногда и очень болезненной. Если подросток в общении с друзьями и одноклассниками не получает принятия, признания и эмоционального отклика, если не удовлетворяются его потребности в социальном единении и самоутверждении, то у него возникает чувство одиночества.
Как известно, другой психологически обоснованной потребностью в подростковом возрасте является потребность в уединении, поскольку только наедине с самим собой подросток может осмыслить и «переварить» происходящие с ним изменения, оценить себя и свои отношения, определить линию своего поведения и свою позицию. Тем не менее, по мнению ряда отечественных и зарубежных ученых (А.В.Мудрик, Дж.Р. Олди и др.), резкое преобладание потребности в уединении является тревожным признаком и приводит к состоянию хронического одиночества. Иными словами, постоянное желание подростка быть в одиночестве служит сигналом того, что что-то не так в его взаимоотношениях со сверстниками, а возможно, и во внутреннем мире.
В нашей работе на примере
учащихся 11-го класса и взрослых мы
исследовали особенности
Старшеклассники и взрослые
считают, что причины одиночества
кроются как в близком
В ходе исследования мы обнаружили отличия в переживании мужского и женского одиночества. Женщины переживают одиночество острее, однако агрессию проявляют реже по сравнению с мужчинами. Они более чем мужчины склонны к анализу причин собственного одиночества и поиску конструктивных методов решения проблем. Также подтвердились некоторые различия в переживании одиночества в юношеском и зрелом возрасте. Обе гипотезы, высказанные нами, были экспериментально подтверждены в ходе нашего исследования.
Неужели одиночество - наш неизбежный удел? Современный человек ощущает его наиболее остро в ситуациях интенсивного и даже принудительного общения- в городской толпе, в кругу собственной семьи и подчас среди друзей. Но можно ли считать, что единственная альтернатива одиночеству - безграничное общение, поглощающее духовную жизнь человека? Если под общением подразумевать обмен информацией, не сопровождающийся ее интимным смыслонаделением, то оно, наоборот, порождает одиночество. Обрушиваемые на человека потоки информации, вынужденное общение, лишенное разумных пределов, только обостряют чувство одиночества (например, монстр - телевидение, компьютер, захватывая человека в плен, отнимая у него бездну времени, не дают взамен ни любви, ни тепла.) Альтернативой одиночеству может быть умение и желание человека заглянуть в себя, стремление научиться общаться с собой, а стало быть - стремление к самосовершенствованию (когда самому с собой не скучно).
Человек может попытаться понять природу одиночества, «приручить» свое одиночество, сделав его более конструктивным и менее разрушительным.
Таким образом, полностью преодолеть одиночество невозможно, да это, наверное, и не нужно: одиночество до определенной степени необходимо для роста, развития творческих сил, самостоятельности; но когда заходит речь об экзистенциальном одиночестве, следует учиться его принимать как естественную часть нашего бытия.
Список литературы
1. Джеймс У. Психология. - М.: ЮНИТИ, 1991. - 61с
2. Кон И.С. Психология ранней юности: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1989. - 255с
3. Корниенко Н.А. Личность и индивидуальные различия. - Новосибирск, НГПУ, 1988. - 563с
4. Лабиринты одиночества. Сборник / Под ред. Покровского Н.Е. - М.: ЭКСМО - Пресс, 1989. - 549с
5. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 2003. - 456с
6. Немов Р.С. Психология. В 3-х тт. Учебник для студентов высших и пед. учебных заведений. - М.: Владос, 1997. - 688с
7. Райгородский Д.Я.
Самосознание и защитные
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: АСТ, 1996. - 225с
9. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 736с
10. Хараш А.У. Психология одиночества / / Педология. - Новый век, №4, 2000
11. Шестаков В.П. От этоса к аффекту. - М.: Политиздат, 1975. - 195с
12. Ялом И. Когда Ницше плакал / Пер. с англ. М. Будыниной. - М.: ЭКСМО - Пресс, 2001. - 416с
Сайты:
1. http://www.psyonline.ru
2. http://www.psylib.org.ru
3. http://www.it-med.ru
4. http://www.temenos.ru
Приложение 1.
Методика измерения одиночества Д. Рассела, М. Фергюсона
Укажите, как часто вы испытываете состояние, описанное в каждом нижеследующем пункте. Обведите кружком балл для каждого пункта:
Состояние |
Никогда |
Редко |
Иногда |
Часто |
||
1 |
Я чувствую, что нахожусь в ладу с окружающими меня людьми. |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
2 |
Я испытываю недостаток в дружеском общении. |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
3 |
Нет никого, к кому бы я мог обратиться. |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
4 |
Я не чувствую себя одиноким. |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
5 |
Я ощущаю себя частью группы друзей. |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
6 |
У меня много общего с окружающими людьми. |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
7 |
Я замкнут в себе. |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
8 |
Никто из окружающих не разделяет моих интересов и мыслей. |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
9 |
Я - человек, легко приближающийся к людям. |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
10 |
Есть люди, к которым я испытываю глубокие чувства. |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
11 |
Я чувствую себя покинутым. |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
12 |
Мои социальные связи неглубоки. |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
13 |
Никто не знает меня по-настоящему. |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
14 |
Я чувствую себя изолированным от других людей. |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
15 |
Я могу найти друзей, как только я этого захочу. |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
16 |
Есть люди, которые по-настоящему понимают меня. |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
17 |
Я несчастен оттого, что так отдалён от людей. |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
18 |
Люди вокруг меня, но не со мной. |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
19 |
Есть люди, с которыми я могу поговорить. |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
20 |
Есть люди, к которым я могу обратиться. |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Приложение 2.
Методика определения самооценки
Идеал |
Качество личности |
Я |
Разница |
||
d |
d2 |
||||
Уступчивость |
|||||
Смелость |
|||||
Вспыльчивость |
|||||
Настойчивость |
|||||
Нервозность |
|||||
Терпеливость |
|||||
Увлекаемость |
|||||
Пассивность |
|||||
Холодность |
|||||
Энтузиазм |
|||||
Осторожность |
|||||
Капризность |
|||||
Медлительность |
|||||
Нерешительность |
|||||
Энергичность |
|||||
Жизнерадостность |
|||||
Мнительность |
|||||
Упрямство |
|||||
Беспечность |
|||||
Застенчивость |
|||||
Приложение 3
Анкета
1. В каких ситуациях
человек чувствует себя
2. Как вы думаете, часто ли люди чувствуют себя одиноко?
3. Долго ли длится это состояние?
4. Кто чаще чувствует
себя одиноко: дети или
5. Кого можно назвать одиноким человеком?
6. Что чувствует одинокий человек?
7. Как он себя ведет?
8. Может ли человек почувствовать себя одиноким в семье? Почему?