Проблема профессионального выгорания педагогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:15, контрольная работа

Описание

Всё это даёт основания говорить, что данная проблема требует рассмотрения. Знание аспектов касающихся профессионального выгорания, причин и последствий синдрома «эмоционального выгорания», требований, которые выдвигает современное образование к личности, занимающейся педагогической деятельностью позволит педагогу понять и оценить своё состояние, направить свои усилия в сторону позитивного развития себя как личности, как профессионала и достижения внутренней гармонии. Вовремя принятые профилактические меры, помогут избежать профессиональной деформации.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Проблема профессиональной деформации педагогов 5
1.1. Причины эмоционального напряжения в профессиональной деятельности педагога 7
1.2. Стадии профессионального выгорания 9
1.3. Личностно-профессиональные деформации педагога 11
Глава 2. Психологические особенности развития синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога 16
2.1. Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального выгорания 18
2.2. Симптомы эмоционального выгорания 24
2.3. Требования профессии к личности педагога 27
Заключение 28
Литература 28

Работа состоит из  1 файл

Kansk_Manukjan_Oksana_Ivanovna_Psikhologicheskoe_obrazovanie_Kursovaja_rabota.doc

— 159.50 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Красноярский государственный педагогический университет

им. В.П.Астафьева»

факультет ИДисО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблема  профессионального выгорания педагогов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

__3__ курса

профиль «Психологическое образование»

Манукян Оксана Ивановна

 

Проверил: Научный руководитель Аникина Марина Анатольевна

 

 

 

 

 

Красноярск 2010

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема устойчивости  человека к стрессам в различных профессиях с давних пор привлекала внимание психологов. Существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошённости вследствие необходимости постоянных  контактов с другими людьми [12].

Установлена связь  выявленных изменений с характером профессиональной деятельности, сопряженной  с ответственностью за судьбу, здоровье, жизнь людей. Эти изменения расценены  как результат воздействия продолжительного профессионального стресса. Среди профессиональных стрессоров, способствующих развитию синдрома эмоционального выгорания, отмечается обязательность работы в строго установленном режиме дня, большая эмоциональная насыщенность актов взаимодействия. Стресс на рабочем месте, несоответствие между личностью и предъявляемыми к ней требованиями, является ключевым компонентом синдрома эмоционального выгорания.

Одной из серьезных  проблем современного образования является эмоциональное выгорание педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35–40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость. Всем известны ситуации, когда талантливый педагог становился профессионально непригодным по этой причине. Иногда такие люди сами уходят из школы, меняют профессию и всю остальную жизнь скучают по общению с детьми [17].

Сегодня неоспоримым  фактором является то, что учитель  – центральная фигура учебно-воспитательного  процесса и играет ведущую роль в  процессе обучения. К.Д. Ушинский писал «влияние личности воспитателя … нельзя заменить ни учебниками, ни моральными тенденциями, ни системой наказаний и поощрений». И поэтому проблема психологического благополучия педагога является одной из наиболее актуальных проблем современной педагогической психологии. В этой связи большое значение приобретает изучение феномена выгорания – психологического явления, оказывающего негативное воздействие на психофизическое здоровье и эффективность деятельности специалистов, занятых в социальной сфере. [14]

Всё это даёт основания говорить, что  данная проблема требует рассмотрения. Знание аспектов касающихся профессионального выгорания, причин и последствий синдрома «эмоционального выгорания», требований, которые выдвигает современное образование к личности, занимающейся педагогической деятельностью позволит педагогу понять и оценить своё состояние, направить свои усилия в сторону позитивного развития себя как личности, как профессионала и достижения внутренней гармонии. Вовремя принятые профилактические меры, помогут избежать профессиональной деформации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Проблема профессиональной деформации педагогов

   По общему признанию отечественных специалистов педагогическая деятельность является одной из наиболее деформирующей личность человека видов профессиональной деятельности. (Митина Л.М., Грановская Р.М.) Сложившийся комплекс экономических проблем, среди которых маленькая заработная плата, недостаточная техническая оснащенность школ и др., а также социально-психологических, связанных с падением престижа педагогической профессии, делают труд учителя в нашей стране чрезвычайно психоэмоционально напряжённым [4]. Следствием всего этого может являться помимо собственного ухудшения здоровья человека еще и стойкое снижение результативности его работы.

 Следует заметить, правда, что условия деятельности приобретают очертания напряженной ситуации только в том случае, если они воспринимаются, понимаются и оцениваются педагогом как трудные, сложные, опасные. Учитель, из года в год, работающий в таких условиях, с высокой долей вероятности подвергается опасности, называемой синдром «эмоционального выгорания», приводящей к профессиональной деформации личности.

Наверняка, всем знакомо состояние внезапной усталости, равнодушия которые накатываются порой в самый ответственный момент. Вроде бы вчера ещё работа доставляла удовольствие, а уже сегодня она не радует. Любой небольшой сбой в ней вызывает раздражение, готовое выплеснуться наружу. Но волевым усилием, мы продолжаем работать, несмотря на сильное желание уйти домой, расслабиться, отдохнуть. Но дома не стаёт лучше, ничего не хочется делать, и раздражает общение даже с близкими людьми. Бесцельное времяпрепровождение, бессмысленное просматривание телевизионных передач, равнодушное поглощение пищи либо полное отсутствие аппетита – такое психическое состояние названо психологами синдромом «эмоционального сгорания».

Объясняется это  тем, что профессиональный труд педагогов  отличается очень высокой эмоциональной  напряженностью. Известно большое количество объективных и субъективных эмоциогенных факторов, которые оказывают негативное воздействие на труд педагога, вызывая сильное эмоциональное напряжение и стресс. Следует также учитывать, что это одна из профессий альтруистического типа, где вероятность возникновения психического выгорания достаточно высока.

Каждый человек в своей жизни хотя бы раз испытывал стрессы, связанные с работой, попробуем разобраться в причинах, которые приводят к такому состоянию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Причины эмоционального напряжения в профессиональной деятельности педагога

Профессия педагога связана с постоянными эмоциональными нагрузками, его рабочий день насыщен ситуациями, несущими «груз общения», а также потенциальную возможность повышенного эмоционального реагирования. Человек не может оставаться равнодушным к проявлениям эмоций со стороны окружающих, он как бы «заражается» ими. К этому добавляются переживания, вызванные грузом ответственности за свою профессиональную деятельность, ведь современная система образования предъявляет значительные  требования  ко  всем  аспектам деятельности   учителя:   знаниям,   педагогическим   умениям   и   способам деятельности, а также к личностным особенностям. Большинство педагогов чувствительно реагируют на неуспехи своих учеников как на свои неуспехи, на неумение построить взаимоотношения со своими подопечными. К этому добавляется чувство неудовлетворённости своей профессией из-за низкой оплаты труда, отсутствия перспективы профессионального роста, семейно-бытовых проблем, что усугубляется большим количеством внеурочной работы; постоянной активной работой сознания, высоким участием волевого стимула.

Отсутствие  должного вознаграждения за работу переживается работником как непризнание его  труда, что может также привести к эмоциональной апатии, снижению эмоциональной вовлечённости в дела коллектива, возникновению чувства несправедливого к нему отношения и, соответственно, к выгоранию.

Поэтому профессия педагога отнесена к профессиям высшего типа. Она имеет ряд специфических особенностей и требований к человеку, их выполняющему. Главной её особенностью является принцип «безусловного», «принимающего» общения, а также постоянное участие волевого стимула в работе. Такой труд не имеет фиксированного объёма и общепринятых критериев оценки результативности, зато требует постоянного творчества, активного функционирования сознания, работы над собой, совершенствования психологических знаний, что вызывает часто неспецифические эмоции при большом количестве требований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Стадии профессионального выгорания

Чтобы рассматривать  стадии профессионального выгорания, для начала дадим ему определение. Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека, который представляет собой совокупность негативных переживаний, связанных с работой, коллективом и всей организацией в целом. Это один из видов профессиональной деформации личности, проявляющийся, как правило, у специалистов, работающих в системе «человек-человек».

«Выгорание  – плата за сочувствие» – так  назвала Кристина Маслач свою книгу. В ней кратко и лаконично представлены результаты обширных исследований этого  печального явления. Её открытие возможности по новому видеть проблемы стресса, с учётом его влияния на способность людей к общению, сразу было подхвачено множеством учёных и психологов-практиков во всех странах [6].

Синдром профессионального  выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии в глубины профессиональной непригодности:

Первая стадия.

Начинается  приглушением эмоций, сглаживанием остроты  чувств и свежести переживаний. Специалист неожиданно замечает: вроде бы всё пока нормально, но... скучно и пусто на душе

Исчезают положительные эмоции. Появляется некоторая отстранённость в отношениях с членами семьи.

Возникает состояние  тревожности, неудовлетворённости. Возвращаясь домой, всё чаще хочется сказать: «Ну, не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

Вторая стадия:

Возникают недоразумения с подопечными. Профессионал начинает в кругу своих коллег с пренебрежением говорит о некоторых из учащихся.

Постепенно  неприязнь проявляется в присутствии учеников. Вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение педагога – это не осознаваемое им самим проявление самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

Третья стадия:

Притупляются  представления о ценностях жизни. Эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни.

По привычке такой человек может еще сохранять  внешнюю респектабельность и  некоторый апломб, но его глаза  теряют блеск интереса, к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

Три последствия профессионального выгорания:

Первое —  снижение самооценки. «Сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.

Второе —  одиночество. Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с учениками. Преобладают объект – объектные отношения.

Третий —  эмоциональное истощение, соматизация. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д. [10]

    1. Личностно-профессиональные деформации педагога

В отечественной  педагогике и психологии советского периода достаточно хорошо изучено взаимовлияние профессиональной педагогической деятельности и личности учителя в основном с позитивной стороны. Работы, в которых исследуется негативное, деформирующее, дезадаптирующее влияние педагогической деятельности на личность учителя стали появлятся только в последние 10 – 15 лет (Л. М. Митина, А. В. Осницкий, Н. А. Подымов, Е. В. Руденский, Е. Н. Смоленская, Е. В. Улыбина, Т. В. Форманюк, Е. В. Юрченко и др.).

Подобное влияние  проявляется в формировании таких  качеств, как догматическая приверженность общепринятым правилам и инструкциям, ригидность установок [15], а также внутренняя неуверенность, снижение творческих способностей, консерватизм, агрессивность, жестокость, конфликтность, категоричность, закреплённость ролевой маски, безапелляционность и т.д. [9]

Личностно-профессиональная деформация это существенное отклонение от оптимального развития личности как субъекта профессиональной и повседневной жизнедеятельности, проявляющееся в развитии качеств, затрудняющих и снижающих эффективность профессиональной работы педагога.

Личностными деформации названы в силу того, что главным инструментом педагогической деятельности выступает личность самого работника. Следовательно, деформированию подвергаются не отдельные психические свойства и процессы, а личностные качества. Деформационные изменения происходят в процессе и в результате профессиональной деятельности, под её непосредственным воздействием, и, в свою очередь, деформируют саму деятельность.

Среди факторов, вызывающих деформации, значительную роль играют особенности профессиональной деятельности. Рассмотрим, как некоторые из них выступают фактором риска возникновения деформаций учителей.

Одной из значимых характеристик педагогической деятельности можно назвать позиционно-ролевую  предопределённость взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса. В первую очередь это позиции, определяемые соответствующими ролями педагог – учащийся, если учитель, не способен к взаимодействию на межсубъектном уровне, то он с готовностью идентифицируется с ролью, так как она может стать ширмой, скрывающей некомпетентность, неуверенность в себе и пр. При этом взаимодействие гораздо менее энергозатратно, чем личностное, ведь чем более стандартизировано поведение, тем меньше в нем неожиданного и непредсказуемого, требующего умения ориентироваться в ситуации и принимать ответственные решения.

Информация о работе Проблема профессионального выгорания педагогов