Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:15, контрольная работа
Всё это даёт основания говорить, что данная проблема требует рассмотрения. Знание аспектов касающихся профессионального выгорания, причин и последствий синдрома «эмоционального выгорания», требований, которые выдвигает современное образование к личности, занимающейся педагогической деятельностью позволит педагогу понять и оценить своё состояние, направить свои усилия в сторону позитивного развития себя как личности, как профессионала и достижения внутренней гармонии. Вовремя принятые профилактические меры, помогут избежать профессиональной деформации.
Введение 3
Глава 1. Проблема профессиональной деформации педагогов 5
1.1. Причины эмоционального напряжения в профессиональной деятельности педагога 7
1.2. Стадии профессионального выгорания 9
1.3. Личностно-профессиональные деформации педагога 11
Глава 2. Психологические особенности развития синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога 16
2.1. Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального выгорания 18
2.2. Симптомы эмоционального выгорания 24
2.3. Требования профессии к личности педагога 27
Заключение 28
Литература 28
Некоторые авторы выделяли и третью группу факторов, рассматривая содержательные аспекты деятельности как самостоятельные.
Поскольку синдром «эмоционального выгорания» – это истощение, то логично говорить о том, что оно имеет признаки, т.е. свои симптомы. В.В. Бойко описывает такие симптомы «выгорания» как эмоциональный дефицит, деперсонализации или личностная отстраненность, психосоматические и психовегетативные нарушения. [1]
К. Маслач условно разделяет симптомы эмоционального выгорания на: физические, поведенческие и психологические.
К физическим симптомам относятся: усталость, чувство истощения, восприимчивость к изменениям показателей внешней среды, астенизация, частые головные боли расстройства желудочно-кишечного тракта, избыток или недостаток веса, одышка, бессонница.
К поведенческим симптомам – работа становится все тяжелее, а способность выполнять ее все меньше; профессионал рано приходит на работу и остается надолго; поздно появляется на работе и рано уходит; берет работу на дом.
И к психологическим симптомам такие как чувство неосознанного беспокойства, чувство скуки, снижение уровня энтузиазма, чувство обиды, чувство разочарования, неуверенность, чувство вины, чувство невостребованности, легко возникающее чувство гнева, раздражительность, человек обращает внимание на детали, подозрительность, чувство всемогущества (власть над судьбой подопечного), ригидность, неспособность принимать решения, дистанционирование от коллег и учащихся, повышенное чувство ответственности, общая негативная установка на жизненные перспективы, злоупотребление алкоголем и (или) наркотиками.
Выгорание инфекционно и может быстро распространяться среди коллег. Те, кто подвержен выгоранию, становятся циниками, негативистами и пессимистами; взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание «выгорающих». Наибольшая вероятность того, что это случится, существует в организациях с высоким уровнем стресса.
Профессор
К. Чернисс говорит о том,
что большая ответственность
за развитие выгорания в
В этой же статье он отмечает, что выгоранием страдают не только люди, но и организации. Также как и у индивидуума, страдающего от выгорания, в организациях проявляются различные симптомы этого явления, они следующие:
В настоящее время не секрет, что любая профессиональная работа, помимо физических и психологических особенностей имеет основанием личностные качества, помогающие достигать определённых успехов в деятельности. В первую очередь это относится к профессиям, где объектом профессиональной активности человека выступает другой человек, и взаимодействие «человек – человек» зависит от качеств личности того и другого. Профессию педагога, относят к профессиям высшего типа по признаку необходимости постоянной рефлексии на содержание предмета своей деятельности по признаку необходимости постоянной рефлексии на содержание предмета своей деятельности (по А.С. Шафрановой) [16]. Из этого следует вывод, что для успешной деятельности педагог должен обладать определенной суммой личностных качеств.
Н.Е. Щуркова в своей работе «Классное руководство», говорит о том, что если исходить из сущности и содержания профессии педагога, то первая основная личностная черта это интерес к жизни. Детство, так неравнодушное к жизни не прощает равнодушия к жизни кого-либо, тем более, если такое равнодушие проявляет педагог. Интерес к жизни – условие работы с детством, это условие эффективности воспитания, так как воспитание непременно ориентировано на формирование способности, быть счастливым, а в основе такой способности лежит принятие жизни как таковой в качестве великого дара природы.
Вторая личностная характеристика, способствующая успешности работы с детьми это интерес к человеку как к таковому. Под ним подразумевается такое общее отношение к человеку как феномену в системе живых организмов на земле. Если педагогу интересен человек как таковой, решается или легко снимается целый ряд проблем. Решается пресловутый вопрос «любви к ребенку», потому что педагогу при наличии интереса к человеку интересен каждый воспитанник. Понятно, что нельзя любить сотни и тысячи людей, с которыми приходится работать педагогу в течение своей профессиональной жизни: для этого не хватит духовных и физических сил. Но, имея интерес к человеку, работать с множеством маленьких детей, при всей сложности и тонкости этой работы легко, если обеспечена профессиональная компетентность. Интерес к человеку помогает обрести профессиональное равновесие и устоять на профессиональной высоте, а значит, трезво искать решение проблемы.
Третья важная личностная характеристика это интерес к культуре. Как личностная характеристика он, с одной стороны, является условием успешности профессиональной работы педагога, а с другой стороны эта черта личности развивается в процессе воспитания. Интерес к культуре у педагога означает не только собственное ознакомление с фактами развивающейся мировой культуры, но и формирование у детей такого пристального внимания к данным фактам. Одно из самых сильных противоречий воспитания состоит в том, что педагог является представителем вчерашней культуры, ему же приходится выступать в роли представителя сегодняшней, хотя он ею владеет в недостаточной степени, а иногда далек от нее. Однако это противоречие преодолевается: приобщая детей к культуре, педагог сам овладевает тем, что прививает детям. [20]
Согласно Н.Е.Щурковой перечисленные выше личностные характеристики являются базовыми. Не будем обозначать все личностные качества, обеспечивающие успешное педагогическое общение и взаимодействие учителя с учащимися, это не наша задача, только уточним, что они оказывают сильное влияние на деятельность педагога и отношение к своему труду. Потому что эти личностные качества не только представляют профессиональную ценность, но они обладают еще одной важной ролью: сберегают физическое, психическое здоровье педагога, укрепляют его духовные силы. А ведь это и есть предпосылки сохранения эмоционально – психологического баланса, так необходимого для избегания профессионального выгорания.
В данной работе мы рассмотрели проблему профессионального выгорания, выяснили, что профессиональная деформация педагогов – это следствие синдрома «эмоционального выгорания», предпосылками которого являются стресс на рабочем месте, несоответствие между личностью и предъявляемыми к ней требованиями, процесс дезадаптации к рабочему месту или профессиональным обязанностям. Выгорать – значит терять связь с миром, отчуждаться от себя, других людей, жизни в целом. При этом происходит притупление всех положительных эмоций.
Названные особенности педагогической деятельности (позиционно-ролевая предопределенность взаимодействия участников педагогического процесса, «скрытая» коллективность учительского труда, его инструктивно-методическая оснащенность) являются факторами риска возникновения таких личностно-профессиональных деформаций педагогов, как искажение смыслов деятельности, монологичность, неспособность к профессиональному взаимодействию, предметный эгоцентризм.
Эмоциональное выгорание инициируется комплексом факторов, включающих индивидуально-психологические особенности педагога и специфические особенности профессиональной деятельности эмоционального характера. Основным предрасполагающим фактором «выгорания» является продолжительность и чрезмерная рабочая нагрузка в ситуациях напряжённых межличностных отношений.
На основе литературных данных, мы знаем, что синдром эмоционального выгорания – это динамический процесс, он возникает поэтапно и имеет три стадии, а так же соответствующие проявления, в виде симптомов. Для первой стадии – это приглушение эмоций, сглаживание остроты чувств и свежести переживаний, состояние тревожности, неудовлетворённости. Неадекватное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, а также редукция профессиональных обязанностей характерны для второй стадии. И, наконец, третья стадия характеризуется эмоциональным дефицитом, эмоциональной отстраненностью, деперсонализацией, а также психосоматическими и вегетативными нарушениями.
Важно отметить, что авторы статей и работ по эмоциональному выгоранию, говорят о нем неоднозначно. В одном случае как о профессиональной деформации, которая негативно отражается на профессиональной деятельности педагогов, а в другом как о механизме психологической защиты, который позволяет регулировать психику и защищать ее от негативных эмоциональных воздействий.
Профессия педагога требует от человека наличие специфических качеств личности, способствующих саморазвитию, самореализации и как следствие удовлетворённости своей профессией. Интерес к жизни, к людям, культурное саморазвитие – основополагающие личностные характеристики профессиональной деятельности педагога, которые помогут педагогу сохранить эмоционально-психологический баланс.
Информация о работе Проблема профессионального выгорания педагогов