Проблема типологии личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 14:53, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: изучение проблем типологии личности.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность и некоторые общие подходы к изучению личности;
- рассмотреть наиболее распространенные типологии личности;
- обозначить современные проблемы психологических классификаций.
Объект исследования: личность как базовая категория психологии.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……3
Сущность и некоторые общие подходы к изучению личности………...5
2.Типологии личности…………………………………………………….....7
2.1 Типология личности по темпераментам………………………………...8
2.2 Типология характера……………………………………………………21
3. Современные проблемы психологических классификаций…………...26
Заключение………………………………………………………………....30
Литература…………………………...………………………………….…...32

Работа состоит из  1 файл

курсовой Проблема типологии личности.doc

— 169.00 Кб (Скачать документ)

      СОДЕРЖАНИЕ 
 

      Введение………………………………………………………………….……3

    1. Сущность и некоторые общие подходы к изучению личности………...5

    2.Типологии  личности…………………………………………………….....7

    2.1 Типология  личности по темпераментам………………………………...8

    2.2  Типология характера……………………………………………………21

      3. Современные проблемы психологических классификаций…………...26

      Заключение………………………………………………………………....30

      Литература…………………………...………………………………….…...32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      Люди  различаются не только физиологически, но и по множеству других параметров. Отсюда возникает проблема составления типологических рядов (классификаций) личностей. Известно, что еще Платон разделял граждан государства по "образованности" души, которая вселялась в тело новорожденного.

      При исследовании личности построение типологии – средство выявления многообразия личностных конструктов. Применение типологизации в научном познании становится особо актуальным, когда необходимо сконструировать нечто общее. Целью типологического подхода является вычленение подгрупп индивидов, обладающих достаточным сходством по множеству выделенных свойств. Типологический подход позволяет выявить несколько независимо существующих разных структур изучаемых процессов и явлений.  Впоследствии анализируются внутренняя взаимосвязь этих характеристик или общих особенностей деятельности, реакций, поведения и других психических проявлений, узко специфичных для каждой из обнаруженных типических совокупностей (Баранов А.А., 2002).  В качестве предмета изучения  при типологическом подходе выступает целостная организация определенных черт или свойств личности, обусловливающая как специфичность, так и устойчивость ее психических феноменов. Согласно К.А. Абульхановой-Славской (1990), суть типологического подхода к личности полностью может быть раскрыта при учете ее функционирования в жизнедеятельности. Таким образом, типологический подход позволяет более глубоко проникнуть в природу изучаемого явления. При этом изучение типов, в первую очередь, связано с прогностичностью поведения людей.

      Цель  данной работы: изучение проблем типологии личности.

      Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

      - раскрыть сущность и некоторые общие подходы к изучению личности;

    - рассмотреть наиболее распространенные типологии личности;

      - обозначить современные проблемы психологических классификаций.

      Объект  исследования: личность как базовая категория психологии.

      Предмет исследования: психологические типологии.

     Вопросами типологии личности занимались такие выдающиеся ученые, как: К.Г. Юнг, И. Кант, Лесгафт, Э. Кречмер, У. Шелдон, В. Вундт, И.П. Павлов, Г.Айзенк, Русалов, А.Ф.Лазурский и многие другие. Разными авторами выделено множество системно-классификационных позиций, в основе той или иной лежит соответствующая теория психологических черт личности, ценностно-мотивационные характеристики, формально-динамические характеристики, структура личности, гипотеза относительно классификационного основания личности и, естественно, определенная исследовательская методика. Поскольку типологий личности много, а методических приемов еще больше, то количество периодизаций не поддается учету. В данной работе будут рассмотрены наиболее значимые из них. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. СУЩНОСТЬ И НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ
 

      Личность - понятие, выработанное для отображения  социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. В социологии под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» - в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.1 Хотя эти два понятия - лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) - терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.

         Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности.

     Психология  личности занимает в системе психологических  знаний особое место. Рассматривая вопросы, касающиеся основных характеристик  человека и его развития, выдающийся психолог Б.Г. Ананьев писал, что проблема личности, являясь одной из центральных в теоретической и прикладной психологии, выступает как:

     - исследование характеристики психических  свойств и отношений личности (общая психология личности);

     - индивидуальных особенностей и  различий между людьми (дифференциальная  психология);

     - межличностных связей, статуса и  ролей личности в различных  общностях (социальная психология);

     - субъекта общественного поведения  и конкретных видов деятельности (все области прикладной психологии).2

      В психологии выделяют следующий комплекс устойчивых компонентов личности: темперамент; характер; способности; мотивация3.

      Личность - результат процесса воспитания и самовоспитания. «Личностью не рождаются, а становятся» А. Н. Леонтьев. Дети не обладают личностью, поскольку ответственность за их поступки вменяется их родителям. По мнению Л. И. Божович, можно выделить два критерия сформировавшейся личности4:

      1) Человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определённом смысле, а именно если он способен преодолевать собственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы.

      2) Способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже «стихийную нравственность»: человек может не отдавать себе отчёта в том, что заставило его поступить именно таким образом, и тем не менее поступить нравственно. Таким образом, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредованное поведение, подчёркивается сознательное опосредовано. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности.

      Таким, образом, можно заключить - личность - это индивид, осознающий свою индивидуальность.

  1. ТИПОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
 

      Тип - (греч. typos - отпечаток, форма, образец) форма, вид чего-либо, обладающее существенными качественными признаками; образец, модель для чего-либо. 5

      Типология - научный метод, основа которого расчленение  систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа.6

      Типология личности - фундаментальная проблема психологического познания. Одним из первых ее постановку и тщательный анализ осуществил Карл Густав Юнг  в классическом труде «Психологические типы». Следует отметить, что вопросы типологии не ограничиваются общими принципами группировки отдельных личностных свойств и подструктур, но предполагают рассмотрение личности как цельного субъекта, отличающегося от других субъектов не только по темпераменту и характерологическим проявлениям, но и по специфическому образу жизни, способу восприятия окружающего мира, мировоззрению, системе ценностей и т.д. Как видно из краткого обзора классификаций темперамента и характера, при выделении типов личности учитываются ее устойчивые индивидные или социально сформированные характеристики, такие как особенности телесной конституции, свойства нервной системы, акцентуации и т.д. Однако наряду с психофизиологическими и психиатрическими критериями оценки, могут быть выделены наиболее общие основания, позволяющие типизировать личность в ее целостности и специфике психической деятельности.

         Вся история исследования человека с системно-классификационных позиций предстает ареной борьбы двух противоположных методологических направлений, цель которых:

      1) «уловить» центральное организующее  звено, своего рода мотор всей  конструкции, и распределить людей,  исходя из качественного своеобразия этих центральных звеньев. По мнению Мейли, типологический подход заключается в глобальном восприятии личности и последующем сведении многообразия индивидуальных форм к небольшому числу групп, объединяющихся вокруг репрезентативного типа7.

      2) разложить психику на составляющие  части, понять работу частей  и создать классификацию на  основе разницы в составе и качестве частей. В этом контексте Полан считал, что надо свести все черты характера к простейшим психическим элементам и к простейшим формам основных психологических законов, выявляя при этом природу обнаруживаемых связей.8

      На  сегодняшний день существует несколько тысяч самых разнообразных психологических классификаций, которые обозначают те или иные различия между людьми или психическими свойствами (качествами, характеристиками).

      Для того чтобы рассмотреть проблему типологии личности рассмотрим некоторые распространенные типологии личности, которые существуют на нынешний день. 

    1. Типологии личности по темпераментам
 

         Темперамент - следующая индивидная характеристика человека. Учение о темпераменте имеет давнюю и сложную историю.

         Под темпераментом понимают динамические характеристики психической деятельности. Выделяют три сферы проявления темперамента: общую активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности.

         Общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой - физической и социальной. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным.

           Проявления темперамента в моторной сфере можно рассматривать как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм и общее количество движений.

           Когда говорят об эмоциональности как проявлении темперамента, то имеют в виду впечатлительность, чувствительность, импульсивность и т. п.

          Далее рассмотрим несколько теорий  типологий личностей:

  1. Гуморальные теории

          На протяжении длительной истории своего изучения темперамент всегда связывался с органическими основами, или физиологическими особенностями организма.

          Корнями эта физиологическая ветвь учения о темпераменте уходит в античный период. Гиппократ (V в. до н. э.) описал четыре типа темперамента, исходя из физиологических представлений того времени. Считалось, что в организме человека имеется четыре основных жидкости, или "сока": кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь. Смешиваясь в каждом человеке в определенных пропорциях, они и составляют его темперамент (лат. temperamentum - смесь, соотношение). Конкретное наименование каждый темперамент получил по названию той жидкости, которая якобы преобладает в организме. Соответственно были выделены следующие типы темперамента: сангвинический (от лат. sanguis - кровь), холерический (от греч. choie - желчь), флегматический (от греч. phlegma - слизь) и меланхолический (от греч. melaina choie - черная желчь).

Информация о работе Проблема типологии личности