Проблема типологии личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 14:53, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: изучение проблем типологии личности.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность и некоторые общие подходы к изучению личности;
- рассмотреть наиболее распространенные типологии личности;
- обозначить современные проблемы психологических классификаций.
Объект исследования: личность как базовая категория психологии.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……3
Сущность и некоторые общие подходы к изучению личности………...5
2.Типологии личности…………………………………………………….....7
2.1 Типология личности по темпераментам………………………………...8
2.2 Типология характера……………………………………………………21
3. Современные проблемы психологических классификаций…………...26
Заключение………………………………………………………………....30
Литература…………………………...………………………………….…...32

Работа состоит из  1 файл

курсовой Проблема типологии личности.doc

— 169.00 Кб (Скачать документ)
  1. Психологические теории темперамента

          Ганс Айзенк изучал работы К. Юнга, Р. Вудвортса, И.П. Павлова, Э. Кречмера и других известных психологов, психиатров и физиологов. Он предложил три базисных измерений личности:                                                                              

           а) нейротизм характеризует эмоциональную устойчивость/неустойчивость (стабильность/нестабильность).  
         Высокие показатели по нейротизму выражается в нервозности, неустойчивости, слабой адаптации, склонности к быстрой смене настроений, сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. 
Низкие показатели по нейротизму выражается в сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства.

    б)  экстра/интроверсия:

          Понятия «экстраверсия» и «интроверсия» были введены швейцарским 
психологом К. Юнгом и означают преимущественную направленность индивидов 
на внешний или внутренний мир

        Экстраверсия-общительность, обращенность индивида вовне; широкий круг знакомств, необходимость в контактах; действует под влиянием момента, импульсивен; оптимистичность; предпочитает движения и действия.

         Интроверсия-спокойный, застенчивый; склонный к самоанализу; сдержан, отдален от всех, кроме близких людей; планирует свои действия заблаговременно; держит свои чувства под строгим контролем. 
         Заимствуя у Юнга понятия экстраверсии и интроверсии, Г. Айзенк наполняет их иным содержанием. У Юнга это различные типы по направленности либидо, для Г. Айзенка – комплексы скоррелированных между собой черт. 
Характеризуя типичного экстраверта, Г. Айзенк отмечает его общительность, широкий круг знакомств, импульсивность, оптимистичность, слабый контроль над эмоциями и чувствами. Напротив, типичный интроверт – это спокойный, застенчивый, интроспективный человек, который отдален от всех, кроме близких людей. Он планирует свои действия заблаговременно, любит порядок во всем и держит свои чувства под строгим контролем.

      Согласно  Г. Айзенку, высокие показатели по экстраверсии и нейротизму 
соответствуют психиатрическому диагнозу истерии, а высокие показатели по 
интроверсии и нейротизму – состоянию тревоги или реактивной депрессии. 
Измерения экстра – интроверсии и нейротизма, которыми оперирует Г. 
Айзенк, в работах Р. Кэттелла рассматриваются в качестве факторов 
второго порядка. Айзенк установил, что интроверты имеют более высокий 
уровень активности коры мозга. Экстраверты компенсируют недостаточность 
этой активности дополнительными движениями, повышенным вниманием к 
внешним сигналам, внося разнообразие в любую монотонную ситуацию.

      Сангвиник-быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен, чувства легко возникают и легко сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки, а поверхностны, мимика богатая, подвижная, выразительная. Сангвиники непоседливы, нуждаются в новых впечатлениях. Он не умеет придерживаться выработанного распорядка в жизни, системы в работе. Сангвиник не умеет успешно выполнять дела, требующие длительного напряжения, устойчивости внимания. При отсутствии серьезных целях в жизни сангвиники становятся поверхностными и непостоянными.

      Холерик - отличается повышенной возбудимостью, ему свойственно резкость, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных проявлений. Присуще неуравновешенность, холерик, увлекшись делом бросает туда все силы, но дело до конца не доводит. Холерик-энергичный, инициативный, принципиальный. При отсутствии духовной жизни холерики не способны к самоконтролю, раздражительны, вспыльчивы, несдержанные.

      Флегматик - характеризируются низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Он также обладает спокойствием в действиях, в речи, мимике, обладает постоянством, глубиной чувств и настроением. Они настойчивые, упорные, труженики жизни. Флегматик доводит дело до конца, рассчитывает силы. Не склонен к аффектам, в меру общителен, не любит попусту болтать. В зависимости от условий положительные качества флегматика:

      - основательный, глубоко мыслящий, обладает постоянством;

      В неблагоприятных условиях флегматик:

      - ленивые, вялые, безучастные, безвольные, могут обладать бедностью и  слабостью эмоций.

      Меланхолик  – присутствуют глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении и реакция не соответствует силе раздражителя. Им трудно на чем- то сосредоточится, сильные воздействия на меланхолика вызывают продолжительностью тормозную реакцию. Свойственна нерешительность, застенчивость, робость.

      В благоприятных условиях:

      - глубокий, содержательный, хороший  труженик жизни

      В неблагоприятных условиях:

      - может превратится в человека  замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого, который склонен к тяжелым внутренним переживаниям.

      7) Типология К. Юнга

          Карл Юнг тоже делил людей на типы, исходя из психологических различий, которые,  он считал врожденными. К. Юнг выделил два общих типа — экстравертированный и интровертированный.

        Для экстравертов характерна направленность на объект, поэтому мнения других людей, общепринятые нормы, объективные обстоятельства определяют их поступки в значительно большей степени, чем их собственное, субъективное отношение к окружающей действительности.

       У интроверта субъективное всегда превалирует над объективным, и ценность субъекта всегда выше, чем ценность объекта. Испытывая какую-нибудь эмоцию, интроверт обращает внимание не на события или людей, которые вызвали эту эмоцию, а на собственные переживания. Собственное мнение для него важнее, чем окружающая реальность или мнение других людей.

         Кроме сознательной установки оба типа имеют и бессознательную установку, которая по отношению к первой выполняет компенсаторную функцию и находится с ней в реципрокных (противоположных) отношениях: чем больше преувеличивается сознательная установка, тем примитивнее и инфантильнее становится бессознательная.

       В зависимости от развитости четырех основных психических функций

    • мышления,
    • эмоции,
    • ощущения
    • и интуиции,

       К. Юнг выделяет четыре типа экстравертов и четыре типа интровертов:

Экстравертир-й мыслительный Интровертиров-й мыслительный,
Экстравертиров-й Эмоционал-й Интровертиров-й эмоциональный
Экстравертиров-й сенсорный, Интровертиров-й сенсорный,
Экстравертиров-й интуитивный Интровертиров-й интуитивный
 

       2.2 Типология характера 

      

     Рассматривая человеческие потребности в экономико-политическом контексте, Э.Фромм утверждал, что выражение и удовлетворение этих потребностей зависит от типа социальных условий, в которых живет индивидуум. В сущности, возможности удовлетворения экзистенциальных потребностей, которые предоставляет людям определенное общество, формируют у них структуру личности — то, что Фромм называл «основными ориентациями характера». Более того, в теории Фромма, как и у Фрейда, ориентации характера человека рассматриваются как стабильные и не меняющиеся со временем.

  Фромм выделял пять социальных типов характера, превалирующих в современных обществах. Эти социальные типы, или формы установления отношений с другими, представляют собой взаимодействие экзистенциальных потребностей и социального контекста, в котором живут люди. Фромм разделил их на два больших класса: непродуктивные (нездоровые) и продуктивные (здоровые) типы. К категории непродуктивных относятся рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий и рыночный характер. Категорию продуктивных представляет тип идеального психического здоровья в понимании Фромма. Фромм отмечал, что ни один из этих типов характера не существует в чистом виде, поскольку непродуктивные и продуктивные качества сочетаются у разных людей в разных пропорциях. Следовательно, влияние данного социального типа характера на психическое здоровье или болезнь зависит от соотношения позитивных и негативных черт, проявляющихся у индивидуума

  А. Е. Личко предлагает свою, развернуто описанную и достаточно полную типологию особо выраженных, или акцентуированных, характеров подростков. Свое внимание к этому возрасту автор объясняет следующим образом: «в подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении».

        Классификация акцентуаций характеров у подростков, которую предлагает А. Е. Личко, выглядит следующим образом:

        1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они всегда вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. Со взрослыми, родителями и педагогами у них нередко возникают конфликты. Такие подростки имеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения, как правило, поверхностны и быстро проходят. Подростки гипертимного типа зачастую переоценивают свои способности, бывают слишком самоуверенными, стремятся показать себя, прихвастнуть, Произвести на окружающих впечатление.

        2. Циклоидный тип. Он характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Подростки данного типа предпочитают находиться дома одни, вместо того чтобы где-то быть со своими сверстниками. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного (отсюда название данного типа) с периодами примерно в две-три недели.

       3. Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо, Поводы для неожиданного изменения настроения могут быть самыми ничтожными, например кем-то случайно оброненное обидное слово, чей-то неприветливый взгляд. Все они «способны погрузиться в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач»3. От сиюминутного настроения этих подростков зависит многое в их психологии и поведении. Соответственно этому настроению настоящее и будущее для них может расцвечиваться то радужными, то мрачными красками. Такие подростки, когда они находятся в подавленном настроении, крайне нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто мог бы их настроение поправить, способен их отвлечь, приободрить и развлечь. Они хорошо понимают и чувствуют отношение к ним окружающих людей.

       4. Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной работы.

       5. Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Эти подростки не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных и озорных игр. Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях и потому часто производят впечатление замкнутости. Открыты и общительны они только  с теми, кто им хорошо знаком, общению со сверстниками предпочитают общение с малышами и взрослыми. Они отличаются послуслушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. В юношеском возрасте у таких подростков могут возникать трудности адаптации к кругу сверстников, а также «комплекс неполноценности». Вместе с тем у этих же подростков довольно рано формируется чувство долга, обнаруживаются высокие моральные требования к себе и к окружающим людям. Недостатки в своих способностях они часто компенсируют выбором сложных видов деятельности и повышенным усердием. Эти подростки разборчивы в нахождении для себя друзей и приятелей, обнаруживают большую привязанность в дружбе, обожают друзей, которые старше их по возрасту.

        6. Психастенический тип. Эти подростки характеризуются ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Такие подростки, однако, нередко бывают больше сильны на словах, чем в деле. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью, а безапелляционность суждений со скоропалительностью действий, предпринимаемых как раз в те моменты, когда требуется осторожность и осмотрительность.

Информация о работе Проблема типологии личности