Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 14:53, курсовая работа
Цель данной работы: изучение проблем типологии личности.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность и некоторые общие подходы к изучению личности;
- рассмотреть наиболее распространенные типологии личности;
- обозначить современные проблемы психологических классификаций.
Объект исследования: личность как базовая категория психологии.
Введение………………………………………………………………….……3
Сущность и некоторые общие подходы к изучению личности………...5
2.Типологии личности…………………………………………………….....7
2.1 Типология личности по темпераментам………………………………...8
2.2 Типология характера……………………………………………………21
3. Современные проблемы психологических классификаций…………...26
Заключение………………………………………………………………....30
Литература…………………………...………………………………….…...32
Ганс Айзенк изучал работы К. Юнга, Р. Вудвортса,
И.П. Павлова, Э. Кречмера и других известных
психологов, психиатров и физиологов.
Он предложил три базисных измерений личности:
а) нейротизм характеризует эмоциональную
устойчивость/неустойчивость (стабильность/нестабильность).
Высокие показатели
по нейротизму выражается в нервозности,
неустойчивости, слабой адаптации, склонности
к быстрой смене настроений, сильными
реакциями по отношению к вызывающим их
стимулам.
Низкие показатели по нейротизму выражается
в сохранение организованного поведения,
ситуативной целенаправленности в обычных
и стрессовых ситуациях. Характеризуется
зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием
большой напряженности, беспокойства.
б) экстра/интроверсия:
Понятия «экстраверсия» и «интроверсия»
были введены швейцарским
психологом К. Юнгом и означают преимущественную
направленность индивидов
на внешний или внутренний мир
Экстраверсия-общительность, обращенность индивида вовне; широкий круг знакомств, необходимость в контактах; действует под влиянием момента, импульсивен; оптимистичность; предпочитает движения и действия.
Интроверсия-спокойный, застенчивый; склонный
к самоанализу; сдержан, отдален от всех,
кроме близких людей; планирует свои действия
заблаговременно; держит свои чувства
под строгим контролем.
Заимствуя у Юнга понятия экстраверсии
и интроверсии, Г. Айзенк наполняет их
иным содержанием. У Юнга это различные
типы по направленности либидо, для Г.
Айзенка – комплексы скоррелированных
между собой черт.
Характеризуя типичного экстраверта,
Г. Айзенк отмечает его общительность,
широкий круг знакомств, импульсивность,
оптимистичность, слабый контроль над
эмоциями и чувствами. Напротив, типичный
интроверт – это спокойный, застенчивый,
интроспективный человек, который отдален
от всех, кроме близких людей. Он планирует
свои действия заблаговременно, любит
порядок во всем и держит свои чувства
под строгим контролем.
Согласно
Г. Айзенку, высокие показатели по экстраверсии
и нейротизму
соответствуют психиатрическому диагнозу
истерии, а высокие показатели по
интроверсии и нейротизму – состоянию
тревоги или реактивной депрессии.
Измерения экстра – интроверсии и нейротизма,
которыми оперирует Г.
Айзенк, в работах Р. Кэттелла рассматриваются
в качестве факторов
второго порядка. Айзенк установил, что
интроверты имеют более высокий
уровень активности коры мозга. Экстраверты
компенсируют недостаточность
этой активности дополнительными движениями,
повышенным вниманием к
внешним сигналам, внося разнообразие
в любую монотонную ситуацию.
Сангвиник-быстро
приспосабливается к новым
Холерик - отличается повышенной возбудимостью, ему свойственно резкость, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных проявлений. Присуще неуравновешенность, холерик, увлекшись делом бросает туда все силы, но дело до конца не доводит. Холерик-энергичный, инициативный, принципиальный. При отсутствии духовной жизни холерики не способны к самоконтролю, раздражительны, вспыльчивы, несдержанные.
Флегматик - характеризируются низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Он также обладает спокойствием в действиях, в речи, мимике, обладает постоянством, глубиной чувств и настроением. Они настойчивые, упорные, труженики жизни. Флегматик доводит дело до конца, рассчитывает силы. Не склонен к аффектам, в меру общителен, не любит попусту болтать. В зависимости от условий положительные качества флегматика:
- основательный, глубоко мыслящий, обладает постоянством;
В неблагоприятных условиях флегматик:
-
ленивые, вялые, безучастные,
Меланхолик – присутствуют глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении и реакция не соответствует силе раздражителя. Им трудно на чем- то сосредоточится, сильные воздействия на меланхолика вызывают продолжительностью тормозную реакцию. Свойственна нерешительность, застенчивость, робость.
В благоприятных условиях:
- глубокий, содержательный, хороший труженик жизни
В неблагоприятных условиях:
- может превратится в человека замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого, который склонен к тяжелым внутренним переживаниям.
7) Типология К. Юнга
Карл Юнг тоже делил людей на типы, исходя из психологических различий, которые, он считал врожденными. К. Юнг выделил два общих типа — экстравертированный и интровертированный.
Для экстравертов характерна направленность на объект, поэтому мнения других людей, общепринятые нормы, объективные обстоятельства определяют их поступки в значительно большей степени, чем их собственное, субъективное отношение к окружающей действительности.
У интроверта субъективное всегда превалирует над объективным, и ценность субъекта всегда выше, чем ценность объекта. Испытывая какую-нибудь эмоцию, интроверт обращает внимание не на события или людей, которые вызвали эту эмоцию, а на собственные переживания. Собственное мнение для него важнее, чем окружающая реальность или мнение других людей.
Кроме сознательной установки оба типа имеют и бессознательную установку, которая по отношению к первой выполняет компенсаторную функцию и находится с ней в реципрокных (противоположных) отношениях: чем больше преувеличивается сознательная установка, тем примитивнее и инфантильнее становится бессознательная.
В зависимости от развитости четырех основных психических функций
К. Юнг выделяет четыре типа экстравертов и четыре типа интровертов:
Экстравертир-й | мыслительный | Интровертиров-й | мыслительный, |
Экстравертиров-й | Эмоционал-й | Интровертиров-й | эмоциональный |
Экстравертиров-й | сенсорный, | Интровертиров-й | сенсорный, |
Экстравертиров-й | интуитивный | Интровертиров-й | интуитивный |
2.2 Типология характера
Рассматривая человеческие потребности в экономико-политическом контексте, Э.Фромм утверждал, что выражение и удовлетворение этих потребностей зависит от типа социальных условий, в которых живет индивидуум. В сущности, возможности удовлетворения экзистенциальных потребностей, которые предоставляет людям определенное общество, формируют у них структуру личности — то, что Фромм называл «основными ориентациями характера». Более того, в теории Фромма, как и у Фрейда, ориентации характера человека рассматриваются как стабильные и не меняющиеся со временем.
Фромм выделял пять социальных типов характера, превалирующих в современных обществах. Эти социальные типы, или формы установления отношений с другими, представляют собой взаимодействие экзистенциальных потребностей и социального контекста, в котором живут люди. Фромм разделил их на два больших класса: непродуктивные (нездоровые) и продуктивные (здоровые) типы. К категории непродуктивных относятся рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий и рыночный характер. Категорию продуктивных представляет тип идеального психического здоровья в понимании Фромма. Фромм отмечал, что ни один из этих типов характера не существует в чистом виде, поскольку непродуктивные и продуктивные качества сочетаются у разных людей в разных пропорциях. Следовательно, влияние данного социального типа характера на психическое здоровье или болезнь зависит от соотношения позитивных и негативных черт, проявляющихся у индивидуума
А. Е. Личко предлагает свою, развернуто описанную и достаточно полную типологию особо выраженных, или акцентуированных, характеров подростков. Свое внимание к этому возрасту автор объясняет следующим образом: «в подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении».
Классификация акцентуаций характеров у подростков, которую предлагает А. Е. Личко, выглядит следующим образом:
1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они всегда вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. Со взрослыми, родителями и педагогами у них нередко возникают конфликты. Такие подростки имеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения, как правило, поверхностны и быстро проходят. Подростки гипертимного типа зачастую переоценивают свои способности, бывают слишком самоуверенными, стремятся показать себя, прихвастнуть, Произвести на окружающих впечатление.
2. Циклоидный тип. Он характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Подростки данного типа предпочитают находиться дома одни, вместо того чтобы где-то быть со своими сверстниками. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного (отсюда название данного типа) с периодами примерно в две-три недели.
3. Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо, Поводы для неожиданного изменения настроения могут быть самыми ничтожными, например кем-то случайно оброненное обидное слово, чей-то неприветливый взгляд. Все они «способны погрузиться в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач»3. От сиюминутного настроения этих подростков зависит многое в их психологии и поведении. Соответственно этому настроению настоящее и будущее для них может расцвечиваться то радужными, то мрачными красками. Такие подростки, когда они находятся в подавленном настроении, крайне нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто мог бы их настроение поправить, способен их отвлечь, приободрить и развлечь. Они хорошо понимают и чувствуют отношение к ним окружающих людей.
4. Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной работы.
5. Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Эти подростки не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных и озорных игр. Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях и потому часто производят впечатление замкнутости. Открыты и общительны они только с теми, кто им хорошо знаком, общению со сверстниками предпочитают общение с малышами и взрослыми. Они отличаются послуслушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. В юношеском возрасте у таких подростков могут возникать трудности адаптации к кругу сверстников, а также «комплекс неполноценности». Вместе с тем у этих же подростков довольно рано формируется чувство долга, обнаруживаются высокие моральные требования к себе и к окружающим людям. Недостатки в своих способностях они часто компенсируют выбором сложных видов деятельности и повышенным усердием. Эти подростки разборчивы в нахождении для себя друзей и приятелей, обнаруживают большую привязанность в дружбе, обожают друзей, которые старше их по возрасту.
6. Психастенический тип. Эти подростки характеризуются ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Такие подростки, однако, нередко бывают больше сильны на словах, чем в деле. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью, а безапелляционность суждений со скоропалительностью действий, предпринимаемых как раз в те моменты, когда требуется осторожность и осмотрительность.